ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1754/2021 от 12.04.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

УИД RS0-75

Судья Зинина И.В. № 2-1754/2021

Докладчик Рукавишников Е.А. № 33-2849/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,

судей Рукавишникова Е.А., Илларионова Д.Б.,

при секретаре Хлебникове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 12.04.2022 гражданское дело по исковому заявлению ЗАВ к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о взыскании задолженности по оплате отпуска, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

поступившее с апелляционной жалобой УФССП по <адрес> в лице представителя по доверенности ПВА на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Рукавишникова Е.А., объяснения представителя ответчика САВ, судебная коллегия

установила:

ЗАВ обратилась в суд с иском к УФССП России по <адрес>, в котором учетом уточнений просила взыскать с ответчика задолженность по выплате отпускных за период работы 2017, 2018 годов, компенсацию за задержку выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 4435 рублей 26 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 15000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес>.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт расторгнут, и истец была уволена с федеральной государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Истец полагает, что при увольнении ответчик не в полном объеме выплатил истцу отпускные, так как в расчет сумм отпускных не были включены суммы материального стимулирования, полученные истцом в период работы.

За задержку выплат подлежит взысканию компенсация на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, компенсацию которого она оценивает в 15000 рублей.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГЗАВ было отказано в удовлетворении иска к УФССП России по <адрес> о перерасчете выплаченных сумм, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, гражданское дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленных требований.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: исковые требования ЗАВ к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о взыскании задолженности по оплате отпуска, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда удовлетворить. Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в пользу ЗАВ задолженность по оплате отпуска в сумме 14587 рублей 81 копейку, компенсацию за задержку выплат в сумме 4938 рублей 53 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, а всего 24526 рублей 34 копейки.

В апелляционной жалобе УФССП по <адрес> в лице представителя по доверенности ПВА содержится просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе, ссылаясь на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, податель жалобы указывает, что все причитающиеся истцу выплаты при увольнении были произведены. В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что ответчиком не были соблюдены как сроки выплаты, так и их размер.

В жалобе также отражены доводы о том, что выплата стимулирующего характера, является единовременной выплатой, выплачивается в соответствии с приказами ФССП России федеральным гражданским служащим на день издания приказ. Ее размер устанавливается приказом и не зависит от трудового вклада сотрудника, стажа и количества отработанных дней.

Порядок же исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, регламентирован специальным нормативным актом, а именно Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ.

Выплата стимулирующая характера не предусмотрена в составе средств, включаемых в фонд оплаты труда гражданских служащих и работников госорганов, так как не относится к выплатам по оплате труда. Поэтому при исчислении среднего заработка за отпуск, для расчета компенсации за отпуск, она не может учитываться. На это, в частности, указано в письме Роструда от ДД.ММ.ГГГГ.

В жалобе отражено, что единовременная выплата не учитывается при расчете среднего заработка для начисления отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск и в силу п. 5 Письма Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ

Исчерпывающий перечень ежемесячных выплат и иных дополнительных выплат указан в ч. 5 ст. 50 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе», в который не входит единовременная выплата, выплачиваемая в качестве денежного поощрения Правительством РФ, в связи с чем она не может быть включена в расчет среднего заработка.

Указано, что выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, но при этом облагаемые налогом, подлежат отображению справке 2-НДФЛ, но они не учитываются для расчета среднего заработка сотрудника.

Полагает, что истцом не представлено доказательства, подтверждающих причинение морального вреда.

В жалобе также отражены доводы, направленные на оспаривание выводов, изложенных в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

А именно, указано, что вывод суда о том, что ДД.ММ.ГГГГ с истцом был заключен служебный контракт является ошибочным, поскольку приказом от ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения с ЗАВ были прекращены.

Также приведены доводы о том, что обращение в суд последовало с пропуском срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.

В дополнениях к апелляционной жалобе апеллянт указал, при разрешении иска суд вышел за пределы заявленных истцом требований, оснований для взыскания компенсации за неиспользованный отпуск и морального вреда не имеется, все суммы, причитающиеся работнику, выплачены в полном объеме.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГЗАВ была принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес>.

В соответствии с приказом -ко от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАВ был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу приказа -ко от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАВ был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом -ко от ДД.ММ.ГГГГЗАВ был предоставлен отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приказу -ко от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАВ был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом -ко от ДД.ММ.ГГГГЗАВ был предоставлен ежегодный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ с ЗАВ был расторгнут служебный контракт, и она была освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Обращаясь в суд с настоящим иском ЗАВ указала, что при расчете отпускных выплат за отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем в состав среднего заработка не включены суммы единовременных выплат (материального стимулирования).

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Также судом было установлено, что с 2019 года на основании письма директора ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ-ДА, работодатель при исчислении размера заработной платы стал учитывать единовременные выплаты, произведенные с ДД.ММ.ГГГГ и включал их размер в состав заработной платы, в том числе учитывал при исчислении сумм отпускных.

Как следует из приказов УФССП России по <адрес> и расчетных листков, за период работы в 2017 и 2018 годах, ЗАВ выплачивалось единовременное денежное поощрение в следующих размерах: в мае 2017 года -5449 рублей 20 копеек, в июне 2017 года – 10898 рублей 40 копеек, в июле 2017 года – 16347 рублей 60 копеек, в августе 2017 года – 16347 рубле 60 копеек, в сентябре 2017 года – 16347 рублей 60 копеек, в октябре 2017 года – 10898 рублей 40 копеек, в январе 2018 года – 5667 рублей 60 копеек, в феврале 2018 года – 5667 рублей 60 копеек, в марте 2018 года – 5667 рублей 60 копеек, в апреле 2018 года – 5667 рублей 60 копеек, в мае 2018 года – 5667 рублей 60 копеек, в июне 20ДД.ММ.ГГГГ5 рублей 20 копеек, в июле 2018 года – 17002 рубля 80 копеек, в августа 2018 года – 17002 рубля 80 копеек, в сентябре 2018 года – 17002 рубля 80 копеек, в октябре 2018 года – 11335 рублей 20 копеек, в ноябре 2018 года – 11335 рублей 20 копеек, в декабре 2018 года – 8501 рубль 40 копеек.

При предоставлении истцу отпуска в 2019 году, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при исчислении размера отпускных, ответчиком учитывались суммы единовременных выплат (материального стимулирования), данный факт подтверждается подробным расчетом, представленным ответчиком и не оспаривается истцом.

Разрешая спор и постанавливая по делу решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.п. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», абз. 8 п. п. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О материальном стимулировании в 2014 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов», разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ», оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности и взаимосвязи, исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются дополнительной выплатой, предусмотренной частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка государственного служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам. Выплаченное истцу материальное стимулирование в 2017, 2018 г.г. входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, в связи с чем подлежало учету работодателем при расчете истцу размера денежного содержания на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Установив, что обращение суд иском последовало в пределах срока исковой давности, суд первой инстанции, проверив представленный ответчиком расчет задолженности, признав его арифметически правильным, с которым сторона истца согласилась, пришел к выводу о взыскании с УФССП по <адрес> в пользу ЗАВ задолженности по оплате отпуска в размере 14 587,81 руб., а также компенсации за задержку выплат в размере 4 938,53 руб.

Кроме того, суд первой инстанции, установив нарушение трудовых прав истца, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера нарушения работодателем трудовых прав работника, требований разумности и справедливости, удовлетворил исковые требования и в части компенсации морального вреда, причиненного действиями работодателя, не предпринявшего надлежащих мер для своевременной выплаты всех причитающихся сумм и компенсаций, в размере 5000 рублей.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, основанными на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч. 3 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562 (далее - Правила N 562).

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст.50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно абз. 1 п. 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно абз. 2 п. 8 Правил N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Согласно п. 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 подп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ принимались постановления соответственно и , которыми в 2017 и 2018 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.

Фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Принимая во внимание положения приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем материальное стимулирование должно учитываться при расчете отпускных.

Доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительное материальное стимулирование не подлежит учету при расчете отпускных, так как оно не входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, в связи с чем задолженности по оплате отпускных не имеется, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении настоящего дела.

Учитывая, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть связано с исполнением служащим его должностных обязанностей, осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, исходя из правовой природы указанных выплат, суд первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы обоснованно пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований.

Более того, рассматриваемый довод ответчика противоречит позиции работодателя, отраженной в письме от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1, л.д. 125,126), на основании которого с ДД.ММ.ГГГГ при расчете отпускных указанные выплаты учитываются работодателем, правовая природа которых идентична спорным выплатам за 2017 - 2018 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обращение в суд последовало с пропуском срока на обращение в суд, предусмотренного ст.392 ТК РФ подлежат отклонению.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (ст. 2 ТК РФ).

Статьей 381 ТК РФ установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ).

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 ТК РФ.

Частью первой ст. 392 ТК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда") было предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации дополнена новой частью второй следующего содержания: "За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении".

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 ТК РФ).

В соответствии со ст. 114 ТК РФ, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ст.115 ТК РФ).

Согласно части первой ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Из приведенного правового регулирования отношений по выплате работникам денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении следует, что выплата денежной компенсации за все неиспользованные отпуска служит специальной гарантией, обеспечивающей реализацию особым способом права на отдых теми работниками, которые прекращают трудовые отношения по собственному желанию, по инициативе работодателя или по иным основаниям и в силу различных причин не воспользовались ранее своим правом на предоставление им ежегодного оплачиваемого отпуска.

Положения части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 38-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д., К.К. и других" признал часть первую статьи 127 и часть первую статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не ограничивают право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска и, если данная компенсация не была выплачена работодателем непосредственно при увольнении, не лишают работника права на ее взыскание в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания рабочего года, за который должен был быть предоставлен тот или иной неиспользованный (полностью либо частично) отпуск, при условии обращения в суд с соответствующими требованиями в пределах установленного законом срока, исчисляемого с момента прекращения трудового договора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в названном постановлении, суд, устанавливая в ходе рассмотрения индивидуального трудового спора о выплате работнику денежной компенсации за неиспользованные отпуска основания для удовлетворения заявленных требований, должен оценить всю совокупность обстоятельств конкретного дела, включая причины, по которым работник своевременно не воспользовался своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск, наличие либо отсутствие нарушения данного права со стороны работодателя, специфику правового статуса работника, его место и роль в механизме управления трудом у конкретного работодателя, возможность как злоупотребления влиянием на документальное оформление решений о предоставлении работнику ежегодного оплачиваемого отпуска, так и фактического использования отпусков, формально ему не предоставленных в установленном порядке.

Исходя из норм части первой статьи 127 и части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае невыплаты работодателем работнику денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении работник не лишен права на взыскание соответствующих денежных сумм компенсации в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания периода, за который должен был быть предоставлен не использованный работником отпуск, при условии, что обращение работника в суд имело место в пределах установленного с ДД.ММ.ГГГГ частью второй ст.392 ТК РФ годичного срока, исчисляемого с момента прекращения трудовых отношений с работодателем.

Приведенные нормативные положения применимы и в случае начисления и выплаты отпускных, при оспаривании размера их исчисления.

Таким образом, поскольку неправильное исчисление отпускных за спорный период произошло по вине работодателя, предъявление иска работника последовало в течение одного года с момента увольнения, то доводы апеллянта о пропуске срока исковой давности не состоятельны.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных истцом требований, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании положений ст. 395 ТК РФ, согласно которым при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований обоснованными они удовлетворяются в полном размере, в связи с чем нарушения положений ч.3 ст. 196 ГПК РФ судом первой инстанции допущено не было.

Довод апеллянта о том, что компенсация за задержку выплат могла быть рассчитана лишь по дату увольнения, не состоятелен, противоречит закону, поскольку в силу ст. 236 ТК РФ указанная компенсация рассчитывается по день фактического расчета включительно.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для компенсации морального вреда, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в связи с тем, что судом был установлен факт нарушения ответчиком прав истца на своевременную и полную выплату заработной платы (отпускных), то в силу ст. 237 ТК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, которое влечет для работника отрицательные последствия, нравственные переживания.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из позиции Верховного Суда РФ, указанной в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

При определении размера подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд с учетом фактических обстоятельств дела, исходя из принципа разумности и справедливости, правомерно взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении суда соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы настоящей жалобы дублируют правовую позицию ответчика, выражаемую им при рассмотрении настоящего дела, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном постановлении, обоснованно отклонены, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных судом обстоятельств и не являются основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи