ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1754/2021 от 25.08.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Оплетина Е.С.

Дело № 33 –8571/2021

Суд первой инстанции дело № 2-1754/21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Пьянкова Д.А.

судей Новоселовой Д.В., Стрельцова А.С.

при секретаре Носовой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 25.08.2021 года дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края, администрации Ильинского городского округа на решение Ленинского районного суда г.Перми от 12.05.2021 г., которым постановлено:

«признать незаконным уведомление от 29.01.2021 №5 администрации Ильинского муниципального округа об исключении молодой семьи в составе трех человек ФИО1, ФИО2, В1. из списка участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

Признать незаконным отказ от 05.02.2021 в выдаче сертификата о праве на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

Признать право семьи в составе трех человек ФИО1, ФИО2, В1. на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

Возложить обязанность на администрацию Ильинского городского округа Пермского края выдать семье в составе трех человек ФИО1, ФИО2, В1. свидетельство на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

В удовлетворении остальной части требований отказать.»

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 и ФИО2, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В1. обратились в суд с иском к ответчикам о признании незаконным отказа от 05.02.2021 в выдаче сертификата о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья; признании незаконным уведомления от 29.01.2021 №5 об исключении молодой семьи В-вых их списка участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края»; признании права молодой семьи в составе трех человек, в том числе ФИО2, ФИО1, В1. – на получение социальной выплаты в размере 10% от средней (расчетной) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края»; возложении обязанности выдать молодой семье в составе трех человек, в том числе: ФИО2, ФИО1, В1. – свидетельство о праве на социальную выплату в размере 10% от средней (расчетной) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края».

В обоснование требований истцы указали, что молодая семья в составе трех человек, в том числе ФИО2, ФИО1, В1. – были включены в список на участие в краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2015-2020 годы» федеральной целевой программы «Жилище». В 2021 году молодая семья в составе трех человек являлась потенциальной участницей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края». 29.01.2021 истцам было вручено уведомление №4 о необходимости представить документы на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья. В этот же день семьей было подано заявление на выдачу свидетельства. 05.02.2021 администрация Ильинского городского округа в адрес истцов направила письмо об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 10% в связи с тем, одному из истцов 13.05.2020 исполнилось 36 лет. Позднее истцам было вручено уведомление №5 от 29.01.2021 об исключении семьи истцов из программы. Согласие на получение выплаты в размере 10% было написано истцами 30.04.2020. При таких условиях в соответствии с пунктами 4.14.10, 1.5, 2.1.2 Порядка за семьей истцов сохраняется право на участие в Подпрограмме даже после достижения 36 лет (л.д. 6-7).

Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением суда не согласны ответчики. В обоснование доводов поданных апелляционных жалоб ссылаются на неправильное толкование применение судом норм материального права. Считают, что семья истца не являлась потенциальной участницей подпрограммы до 01.01.2019 г. Заявление о согласии получения социальной выплаты в соответствии с п. 2.1.2 настоящего Порядка было подано истцом лишь 30.04.2020 г. по электронной почте и 11.05.2020 г. по почте. Место жительства семья сменила 13.08.2019 г., соответственно по достижении возраста 36 лет семья сохраняла бы право на получение социальной выплаты в размере 10 % при смене постоянного места жительства в связи с выездом на территорию другого муниципального образования и приобретения жилого помещения с использованием заемных средств по месту включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме. Молодая семья была включена в состав участников подпрограммы 18.07.2016 г., тогда же ими было подано заявление на отказ от получения социальной выплаты за счет краевого бюджета в размере 10 % расчетной стоимости жилья. Полагают, что до подачи заявления о согласии на получение социальной выплаты в размере 10 % за счет средств краевого бюджета, семья потенциальной участницей подпрограммы не являлась. Министерство социального развития считет, что п.1.5 Порядка не подлежит применению, поскольку истцы не были включены в список молодых семей состоящих на учете для участия в Подпрограмме до 01.01.2019 г. Так же не согласны податели жалоб с выводом суда о том, что несвоевременное представление сведений о смене места жительства не является основанием для исключения молодой семьи из списков участников Подпрограммы.

Представитель администрации Ильинского городского округа на доводах жалобы настаивал.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

При рассмотрении спора установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 и ФИО3 25.04.2014 заключили брак (свидетельство о заключении брака – л.д. 32 оборот).

ФИО1 и ФИО2 имеют ребенка: В1., ** г.р. (свидетельства о рождении – л.д. 32 оборот).

На основании заявления ФИО1, ФИО2 от 11.07.2016 молодая семья в составе трех человек, в том числе ФИО2, ФИО1, В1. 18.07.2016 была включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ильинском муниципальном районе» на 2016-2020 годы (уведомление от 19.07.2016 – л.д. 44 оборот).

В момент включения в состав участников программы все члены молодой семьи были зарегистрированы по адресу: ****, что подтверждается справкой (л.д. 42 оборот), соответствующими отметками в паспортах ФИО2, ФИО1 (л.д. 30-32, 54-57).

28.07.2017 между ПАО «Сбербанк России» и ФИО1, ФИО2 заключен кредитный договор для приобретения строящегося жилья по адресу: **** (л.д.58 оборот - 60).

28.07.2017 между ЗАО «ОСТ-Дизайн» и ФИО1, ФИО2 заключен договор участия в долевом строительстве, согласно которому объектом долевого строительства является жилое помещении по адресу: **** (л.д. 47-50).

30.04.2020 посредством электронной почты, а также 11.05.2020 посредством почтовой связи ФИО2, ФИО1 направили в администрацию Ильинского муниципального района заявление о согласии на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья за счет краевого бюджета (л.д. 24 оборот, 25).

07.05.2020 администрацией Ильинского городского округа был сделан запрос о предоставлении адресно-справочной информации в отношении ФИО2, ФИО1, В1., на который администрацией был получен ответ от 14.05.2020, согласно которому все члены молодой семьи истцов с 13.08.2019 зарегистрированы по адресу: **** (л.д. 45 оборот, 46), что также подтверждается соответствующими отметками в паспортах ФИО2, ФИО1 (л.д. 54-57), свидетельством о регистрации по месту жительства В1. (л.д. 57 оборот).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости квартира по адресу: **** принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО2 и ФИО1 Дата государственной регистрации права 09.07.2019. На жилое помещение зарегистрировано обременение – ипотека в силу закона в пользу ПАО «Сбербанк» с 31.07.2017 на срок 240 месяцев (л.д. 50 оборот – 52 оборот).

29.01.2021 администрация Ильинского городского округа направила в адрес ФИО1, ФИО2 уведомление о необходимости представления документов, где указала, что семья истцов включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в размере 10% от расчетной стоимости жилья в рамках мероприятий по обеспечению жильем молодых семей государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в 2021 году. Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в течение 15 рабочих дней после получения уведомления необходимо представить заявление о выдаче свидетельства и необходимые документы (л.д. 52 оборот).

29.01.2021 ФИО2, ФИО1 обратились в управление социальной политики администрации Ильинского городского округа с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья (л.д. 12, 53).

29.01.2021 администрация Ильинского городского округа направила в адрес ФИО1, ФИО2 уведомление об исключении молодой семьи из участниц Подпрограммы, где указала, что семья В-вых исключена из состава участниц Подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края». Основанием для исключения является достижение ФИО1 36-летнего возраста в соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования (Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации от 17.12.2010 №1050) и пунктом 4.14.10 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 №1321-п (л.д. 66).

05.02.2021 администрация Ильинского городского округа направила в адрес ФИО1, ФИО2 ответ по рассмотрению заявления на выдачу свидетельства, где указала, что молодая семья истцов 29.01.2021 была исключена из участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края. Семья истцов перестала отвечать требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в данной Подпрограмме, и соответственно, утратила право на участие в них (л.д. 8-9).

Как следует из оспариваемого уведомления об исключении молодой семьи из участниц Подпрограммы, основанием исключения молодой семьи истцов из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, послужило достижение ФИО1 (** г.р.) возраста 36 лет.

Вместе с тем, в силу положений п. 1.5 Порядка сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации Подпрограммы потенциальные участники Подпрограммы, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно), включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, до 1 января 2019 года.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что 18.07.2016 (то есть до 01.01.2019), молодая семья истцов была включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ильинском муниципальном районе» на 2016-2020 годы, 30.04.2020 посредством электронной почты, а также 11.05.2020 посредством почтовой связи ФИО2, ФИО1 до достижения ФИО1 возраста 36 лет, направили в администрацию Ильинского муниципального района заявление о согласии на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья за счет краевого бюджета (л.д. 24 оборот, 25) суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого уведомления от 29.01.2021 №5, молодая семья В-вых соответствовала требованиям, установленным п. 1.5 Порядка, следовательно сохранила право на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья.

В ходе рассмотрения дела ответчиками была выражена позиция о том, что основанием для исключения молодой семьи В-вых из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, наряду с достижением ФИО1 36 лет также послужил факт смены молодой семьей места жительства, а именно, что с 13.08.2019 все члены молодой семьи зарегистрировались по месту жительства в квартире, приобретенной с использованием заемных средств, по адресу: г. Пермь, ул. ****. Кроме того, в нарушение п. 4.13 Порядка молодой семьей в установленный срок не были представлены сведения о смене места жительства (регистрации).

В соответствии с п. 4.14.8 Порядка, в соответствии с которым, если после включения в список потенциальных участниц Подпрограммы потенциальная участница Подпрограммы сменила постоянное место жительства (регистрации) в связи с выездом (регистрацией) на территорию другого муниципального образования Пермского края и приобрела (построила) жилое помещение с использованием заемных средств по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу, то она сохраняет право только на получение социальной выплаты, предоставляемой в соответствии с пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, по месту включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что законодателем предусмотрена возможность выезда (регистрации) молодой семьи на территорию другого муниципального образования Пермского края при приобретении жилого помещения с использованием заемных средств с сохранением права на получение социальной выплаты, предоставляемой в соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья. Так же судом первой инстанции доводы ответчиков о том, что п.п. 1.5, 4.14.8 Порядка не могут быть применены в рассматриваемом случае, поскольку на момент смены семьей места жительства (регистрации) (13.08.2019) и на момент превышения возраста ФИО1 35 лет (13.05.2019) отсутствовало согласие молодой семьи на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств краевого бюджета, были отвергнуты, поскольку на момент вынесения оспариваемого уведомления от 29.01.2021 №5 об исключении молодой семьи из списка участников Подпрограммы, согласие на получение 10% расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств краевого бюджета, молодой семьей было выражено.

Суд первой инстанции указал, что отсутствие согласия на получение 10% расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств краевого бюджета по состоянию на 2019 год к моменту вынесения оспариваемого уведомления от 29.01.2021 №5 молодой семьей было устранено путем выражения согласия, направленного в адрес администрации 30.04.2020 г. и 11.05.2020 г.

При этом, из применяемого Порядка, в том числе из п. 4.14.10 не следует, что согласие молодой семьи на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств краевого бюджета должно быть выражено до какой-либо определенной даты или определенного события, как то превышение одним из родителей возраста 35 лет либо переезд семьи на другое место жительства.

Доводы ответчиков о том, что в силу положений п. 1.5 Порядка такое согласие молодой семьей должно было быть выражено до 01.01.2019 судом первой инстанции тек же отвергнуты, поскольку основаны на неверном толковании данной нормы, из буквального толкования которой следует, что датой 01.01.2019 законодатель ограничил период, в который молодая семья, сохраняющая право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета, должна быть включена в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме.

Кроме того, суд первой инстанции несостоятельными счел и доводы ответчиков о том, что предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов, а также предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья являются разными подпрограммами.

В силу прямого указания положений п. 2.1 Порядка указанные мероприятия являются направлениями реализации одной подпрограммы, а именно Подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. №1321-п.

Так же, установив нарушение истцами положений п.4.13 Порядка, выразившееся в непредставлении в установленный срок сведений о смене места жительства (регистрации), суд пришел к выводу, что несвоевременное представление сведений о смене места жительства (регистрации) в силу действующего законодательства не является основанием для исключения молодой семьи из списка участников Подпрограммы.

Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции признал незаконным уведомление от 29.01.2021 №5 администрации Ильинского муниципального округа об исключении молодой семьи В-вых из списка участников Подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

Принимая по внимание, что молодая семья В-вых была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% от расчетной стоимости жилья в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в 2021 году, при этом молодой семьей было подано заявление о выдаче свидетельства и представлены необходимые документы, однако, молодая семья была незаконно исключена из списка участников Подпрограммы, суд пришел к выводу, что имеются основания для признания незаконным отказа от 05.02.2021 в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья, а также признания за молодой семьей истцов права на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила) (Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.

В силу п. 3 Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно п. 6 Правил, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п. 10 Правил, социальная выплата предоставляется в размере не менее:

а) 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей;

б) 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.

В силу п. 22 Правил, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. №1321-п «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», Постановлением Правительства Пермского края от 21 октября 2016 г. №962-п «Об утверждении Правил предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края» Правительство Пермского края утвердило Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» (Постановление Правительства Пермского края от 01.04.2014 №215-п) (далее – Порядок).

В силу п. 1.1 Порядка, настоящий Порядок определяет механизм реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках участия Пермского края в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1710 (далее - мероприятия ведомственной целевой программы), в том числе за счет средств бюджета Пермского края, а также мероприятий, предусмотренных подпрограммой 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. №1321-п (далее соответственно - мероприятия Подпрограммы, Подпрограмма).

В силу п. 1.5 Порядка сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации Подпрограммы потенциальные участники Подпрограммы, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно), включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, до 1 января 2019 года.

Согласно п. 2.1 Порядка реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям:

2.1.1. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов;

2.1.2. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.

В силу положений п. 4.13 Порядка в рамках предоставления участницам Подпрограммы социальных выплат, указанных в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, органы местного самоуправления с учетом бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Пермского края на соответствующий год и плановый период, уведомляют потенциальных участниц Подпрограммы о возможности получения социальных выплат, указанных в пункте 2.1.2 настоящего Порядка. Социальная выплата предоставляется с учетом даты постановки на учет для участия в Подпрограмме. В случае изменения сведений о количественном составе семьи, месте жительства (регистрации), семейного положения, контактной информации, а также при совершении молодой семьей сделок гражданско-правового характера с недвижимым имуществом потенциальная участница Подпрограммы в течение 30 календарных дней со дня изменения сведений обязана подать в орган местного самоуправления по месту подачи заявления на участие в Подпрограмме документы и (или) их копии, подтверждающие изменение указанных сведений. Орган местного самоуправления обязан принять вышеуказанные документы и в 10-дневный срок со дня принятия вышеуказанных документов учесть полученные сведения и внести изменения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме.

Пунктом 4.14.8 Порядка предусмотрено, если после включения в список потенциальных участниц Подпрограммы потенциальная участница Подпрограммы сменила постоянное место жительства (регистрации) в связи с выездом (регистрацией) на территорию другого муниципального образования Пермского края и приобрела (построила) жилое помещение с использованием заемных средств по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу, то она сохраняет право только на получение социальной выплаты, предоставляемой в соответствии с пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, по месту включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме.

В соответствии с п. 4.14.10 Порядка, если в период ожидания очереди на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья возраст обоих или одного из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье превысил 35 лет (включительно), то орган местного самоуправления исключает молодую семью из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, за исключением молодых семей, указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, при наличии документа о согласии на получение социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка.

Принимая во внимание изложенные выше нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований ФИО4

Вопреки доводам ответчиков, семья истцов на 01.01.2019 г. являлась потенциальной участницей Подпрограммы, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно уведомлением администрации.

Подача ими заявления об отказе от получения социальной выплаты в размере 10 % за счет краевого бюджета при подаче заявления о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г., при условии выражения ими в дальнейшем такого согласия в заявлении от 30.04.2020 г. не свидетельствует об отсутствии у них права на получение указанной выплаты.

Как верной указано судом первой инстанции датой 01.01.2019 законодатель ограничил период, в который молодая семья, сохраняющая право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета, должна быть включена в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, а не дату выражения ими согласия на получение социальной выплаты в размере 10 % за счет краевого бюджета.

В целом доводы апелляционных жалоб повторяют позицию ответчиков, изложенную в суде первой инстанции. Данным доводам в решении дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в решении подробно и убедительно мотивированы со ссылкой на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия с указанными выводами и мотивами, приведенными в решении, соглашается.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что состоявшееся решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб отменено быть не может.

На основании ст.199, ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Перми от 12.05.2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социального развития Пермского края, администрации Ильинского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -