Судья Одинцова Л.Н. 61RS0022-01-2023-000684-27
дело № 33-12178/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2023 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Щетининой Е.В.
судей Пастушенко С.Н., Максимова Е.А.
при секретаре Васильевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1759/2023 по иску прокурора г. Таганрога, в интересах неопределенного круга лиц, к МОБУ СОШ №6, Администрации г. Таганрога об устранении нарушений законодательства, направленного на безопасность детей, по апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 30 марта 2023 г. Заслушав доклад судьи Пастушенко С.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ № 6, Администрации г. Таганрога, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов и требований законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к образовательному учреждению, установлено, что в здании школы отсутствуют специальные приспособления, позволяющие инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми образовательным учреждением, в связи с чем, ответчик не может в полной мере гарантировать беспрепятственный доступ инвалидов к учреждению образования, чем существенным образом нарушаются их права.
30.09.2022 года в адрес образовательной организации внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране прав инвалидов, по результатам рассмотрения которого конкретных мер к устранению нарушений не принято.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Администрацию г. Таганрога и МОБУ СОШ №6 устранить нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, а именно:
-оборудовать помещение МОБУ СОШ №6, расположенное по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул.Инициативная, д.38, тактильными напольными указателями участки пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещении по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами в соответствии с требованиями п.6.2.3 СП 59.13330.2020;
-оборудовать зоны повышенной опасности в помещении МОБУ СОШ №6, расположенном по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул.Инициативная, д.38, тактильно-контрастными наземными указателями в соответствии с требованиями п.5.1.10 СП 59.13330.2020;
-провести работы по устранению дефектов прилегающей территории МОБУ СОШ №6, расположенной по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул.Инициативная, д.38, путем асфальтирования или иным способом, обеспечивающим соблюдение требований п.2.2.4 СП 2.4.3648-20 и п.5.1.11 СП 59.13330.2020;
-оборудовать в МОБУ СОШ №6, расположенной по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул.Инициативная, д.38, для инвалидов с нарушением зрения и с нарушением опорно-двигательного аппарата доступные санитарно-бытовые помещения в соответствии с требованиями п.6.3.1 СП 59.13330.2020.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 30 марта 2023 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал обязал Администрацию г. Таганрога и МОБУ СОШ №6 устранить нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, а именно: оборудовать помещение МОБУ СОШ №6, расположенное по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул.Инициативная, д.38, тактильными напольными указателями участки пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещении по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами в соответствии с требованиями п.6.2.3 СП 59.13330.2020; оборудовать зоны повышенной опасности в помещении МОБУ СОШ №6, тактильно-контрастными наземными указателями в соответствии с требованиями п.5.1.10 СП 59.13330.2020; провести работы по устранению дефектов прилегающей территории МОБУ СОШ №6, путем асфальтирования или иным способом, обеспечивающим соблюдение требований п.2.2.4 СП 2.4.3648-20 и п.5.1.11 СП 59.13330.2020; оборудовать в МОБУ СОШ №6, для инвалидов с нарушением зрения и с нарушением опорно-двигательного аппарата доступные санитарно-бытовые помещения в соответствии с требованиями п.6.3.1 СП 59.13330.2020.
Администрация г. Таганрога, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, просит вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований,
В обоснование жалобы апеллянт указывает на то, что не является надлежащим ответчиком, поскольку обязанность оборудования МОБУ СОШ № 6 относится к компетенции Управления образования г. Таганрога, которое является органом Администрации г. Таганрога, обеспечивающим осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования, а также главным распорядителем средств бюджета г.Таганрога в отношении муниципальных образовательных организаций.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав прокурора отдела Ростовской областной прокуратуры, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о необходимости возложить на ответчиков обязанность по обеспечению наличия в здании МОБУ СОШ № 6 специальных приспособлений, позволяющих инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми образовательным учреждением.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Частью 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, а также безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В силу ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001», утвержденном Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр.
Из материалов дела следует, судом установлено, что в здании МОБУ СОШ №6, относящегося к объектам социальной инфраструктуры, отсутствуют специальные приспособления, позволяющие инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми образовательным учреждением.
С целью устранения указанных нарушений прокуратурой города в адрес образовательной организации 30.09.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране прав инвалидов, по результатам рассмотрения которого конкретных мер к устранению нарушений не принято.
Учитывая вышеизложенное, а также установив, что на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения инвалидами мест социальной инфраструктуры, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения требований о возложения на ответчиков обязанности по оборудованию в здании учреждения специальных приспособлений, позволяющие инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми образовательным учреждением.
С доводами апелляционной жалобы о том, что Администрация г. Таганрога не является надлежащим ответчиком, поскольку обязанности оборудования МОБУ СОШ № 6 относятся к компетенции Управления образования г. Таганрога, судебная коллегия не может согласиться.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом 5 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий, сооружений муниципальных образовательных организации, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При этом как следует из ст. 1 Положения «Об управлении образования г. Таганрога», Управление образования г. Таганрога является органом Администрации г. Таганрога, а финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется согласно бюджетной смете за счет средств, выделенных из бюджета города.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления как субъекта обеспечивающим доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Сведений о том, что указанные полномочия переданы Управлению образования г. Таганрога, не представлено.
Суд обоснованно исходил из того, что субъектом, обеспечивающим доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, является именно Администрация г. Таганрога как орган местного самоуправления, поскольку социальная защита инвалидов городского округа отнесена к вопросам местного значения. Орган местного самоуправления, являясь субъектом, обеспечивающим доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что согласно приведенным выше правовым нормам администрация является органом, ответственным за надлежащее своевременное финансирование расходов на устранение нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов и требований законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам инфраструктуры, за счет средств местного бюджета, судебная коллегия считает правильными выводы суда о том, что по настоящему делу надлежащим ответчиком является администрация г. Таганрога.
Иных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность вынесенного судом по делу решения, и заслуживали внимания судебной коллегии, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 30 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.07.2023.