ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-175/20 от 03.11.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

УИД: 54RS0023-01-2019-002272-74

Судья: Мирончик Е.Ю. Дело № 2-175/2020

Докладчик: Кузнецова Н.Е. Дело № 33-8480/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Н.Е.,

судей Тепляковой И.М., Бутырина А.В.,

при секретаре Давиденко Д.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 03 ноября 2020 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ – Управления Пенсионного Фонда РФ в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) – ФИО1 на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 10 июля 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО2 к ГУ – Управлению Пенсионного Фонда РФ в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузнецовой Н.Е., объяснения истца ФИО2 и ее представителя ФИО3, поддержавших письменные возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратилась в суд с вышепоименованными, с учетом уточнений, требованиями к Государственному учреждению - Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное).

В обоснование требований указывает, что 19.12.2018 обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности.

Ответчик Решением № от 28.12.2018 отказал истцу в досрочном назначении страховой пенсии, указав в обоснование своего отказа, что по имеющимся документам у ФИО2 отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку, на момент обращения за начислением пенсии её стаж в связи с педагогической деятельностью (льготный стаж) составляет 18 лет 06 месяцев 19 дней, при требуемом - 25 лет.

Названным Решением ГУ УПФР в Коченевском районе НСО (межрайонное) истцу не были зачтены и исключены периоды:

с 17.09.2013 по 30.09.2013 - курсы повышения квалификации;

с 04.01.1995 по 31.07.2000 - работа в должности социального педагога- воспитателя территориального центра социального обслуживания населения.

Истец считает исключение ответчиком указанных периодов - неправомерным.

Факт работы истца с 04.01.1995 по 31.07.2000 в должности социального педагога-воспитателя подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке.

Ответчик не включил указанный период в специальный стаж истца, обосновав свое решение тем, что учреждение не поименовано Списком № 781.

Уточняя требования, истец указала, что в период с 01.03.1999 по 30.09.1999 включительно находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. К работе приступила с 01.10.1999, что подтверждается справками о начислении заработной платы, поэтому, просит включить в льготный стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периодов работы с 04.01.1995 по 28.02.1999 и с 01.10.1999 по 31.07.2000.

С 22.12.2009 по настоящее время истец работает в должности воспитателя ОГУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Коченевского района Новосибирской области»; в период с 17.09.2013 по 30.09.2013 была направлена работодателем на курсы повышения квалификации, в период нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялась средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Уточняя исковые требования, истец просит установить факт принадлежности правоустанавливающего документа - Архивной справки от 30.07.2018 выданной Дошкольным образовательным учреждением № 566 Сергелийского района города Ташкента Республики Узбекистан на имя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и зачесть период работы в должности воспитателя в детском саду № 566 Сергелийского районного отдела народного образования г. Ташкент период работы с 06.11.1990 по 12.03.1992 включительно.

Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 10 июля 2020 года постановлено:

«Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения - Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) от 28 декабря 2018 года в части отказа ФИО2 включить в льготный стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периодов работы с 04.01.1995 по 28.02.1999; с 01.10.1999 по 31.07.2000, с 17.09.2013 по 30.09.2013, - незаконным, обязать включить вышеперечисленные периоды в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Установить факт принадлежности правоустанавливающего документа - Архивной справки от 30.07.2018 выданной Дошкольным образовательным учреждением № 566 Сергелийского района города Ташкента Республики Узбекистан на имя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В удовлетворении остальной части требований - отказать.»

С постановленным решением не согласился представитель ответчика ФИО1, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.

В доводах апелляционной жалобы ссылается на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права.

Апеллянт обращает внимание, что разделы наименований профессий (должностей) и наименований учреждений Списка применяются буквально и расширенному толкованию не подлежат.

По мнению апеллянта, судом необоснованно включены в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью, периоды работы истицы в должности социального педагога – воспитателя Территориального центра социального обслуживания населения с 04.01.1995 по 28.02.1999 и с 01.10.1999 по 31.07.2000, поскольку указанный Центр не поименован Списком Правил №781. Не поименована Списками и должность социальный педагог – воспитатель.

Апеллянт указывает, что согласно записи в трудовой книжке №10, внесенной на основании приказа о приеме на работу №2 от 24.01.1995 г., истец принята на работу в территориальный Центр социального обслуживания населения в качестве социального педагога-воспитателя с 04.01.1995 г., то есть сделать вывод о том, в какое структурное подразделение была принята ФИО2 не представляется возможным.

Кроме того, судом не принято во внимание, что в соответствии с ч.2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца код льготы за спорные периоды с 04.01.1995 по 28.02.1999 и с 01.10.1999 по 31.07.2000 в индивидуальных сведениях не отражен. Согласно справок, уточняющих льготный характер работы, в связи с педагогической деятельностью №24 от 12.12.2018 и б/н от 26.12.2019, спорные периоды работы истца работодателем не подтверждаются, как специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Также в справках за период с 04.01.1995 по 31.07.2000 отсутствует информация от работодателя о периодах, не подлежащих включению в специальный стаж.

Апеллянт отмечает, что курсы повышения квалификации не поименованы в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с чем не подлежат зачету истице в специальный стаж при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Кроме того, указанные курсы не могут рассматриваться, как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности.

Истцом ФИО2 поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что по делу принято законное и обоснованное решение, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

По мнению истца, доводы ответчика основаны на неправильном толковании и применении норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а также на субъективной оценке представленных по делу доказательств.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» п. 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 «О Списках работ, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»…» в п. 2 указано, что Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при этом в Списке указаны пункт 1.13 «учреждения социального обслуживания»: в частности, социальный приют для детей и подростков, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Учреждения социального обслуживания впервые были внесены в Список для назначения педагогическим работникам пенсии в льготном порядке, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года (пункт 13).

Ранее право на досрочное назначение пенсии имели преподаватели и воспитатели в школах и иных образовательных учреждениях, т.е. учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.

Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с записями трудовой книжки (л.д. 19-27) ФИО2 (п.12) 04.01.1995 года принята в качестве социального педагога-воспитателя в Территориальный центр социального обслуживания населения, на основании Распоряжения Главы администрации от 20.04.2000 - отделение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей с 1 августа 2000 переименовано в Центр помощи детям, 01 августа 2000 уволена в связи с переводом на работу в центр помощи детям, 01 августа 2000 принята в порядке перевода в Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, воспитателем по 10 разряду.

ДД.ММ.ГГГГ года у неё родился сын Иван (л.д.109 копия свидетельства о рождении), выплата заработной платы прекращена с октября 1998 года, начислена заработная плата с октября 1999 года (л.д. 92-94, л.д.71 - код категории застрахованного лица, плательщик страховых взносов).

О том, что ФИО2 находилась в декретном отпуске, свидетельствует Приложение к приказу от 26.11.1998 № 45-л.с. (л.д.36 оборотная сторона) с указанием должности «воспитатель».

Согласно постановлению Главы администрации Коченевского района (далее по тексту-Главы района) № 190 от 28.07.1994 (л.д.31) в районе был открыт Территориальный центр социального обслуживания населения. На основании Постановления Главы района № 204 от 25.06.1997 ( л.д.32) ТЦ СОН переименован в Муниципальный Центр социального обслуживания населения, а 22.07.1997 на основании Постановления № 244 (копия л.д.33) переименован в Территориальный Центр социального обслуживания населения. 03.07.1997 г. был утвержден ФИО4 (л.д.38-48 Устав Территориального центра).

В соответствии с ФИО4 закреплены цели, задачи и виды деятельности данного учреждения, в том числе конкретизированы социально-психологические услуги, определены основные обязанности работников центра, а также представлена структура ТЦ СОН, объединяющая в себе подразделения (отделения) социального обслуживания, в числе которых отделение социально-психологической реабилитации детей (отделение детского приюта).

В Разделе 10 Устава определен свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности отделения детского приюта ТЦ СОН, цель которого-социальное обслуживание (социальная, медицинская, психологическая защита и реабилитация) беспризорных несовершеннолетних; основными задачами отделения являются социальная реабилитация указанной категории несовершеннолетних - обеспечение их бытовых условий, предоставление им возможности обучаться по индивидуальной программе на период пребывания в отделении; содействие в их дальнейшем устройстве (возвращение в семью, усыновление, передача под опеку, в детский дом, устройство на постоянное место жительства и т.п.).

В Разделе «Отделение детского приюта» имеется перечень специалистов детского приюта, их права и обязанности.

Так, в подразделе «Воспитатель» Раздела «Отделение детского приюта» Устава определены обязанности воспитателя детского приюта: полная ответственность за жизнь и здоровье детей, формирование трудовых навыков у детей, проведение с ними профориентационной работы, планирование учебного материала, обеспечение программы обучения.

ТЦ СОН с отделением временного пребывания детей был открыт 28.07.1994.

На основании Постановления Главы территориальной администрации Коченевского района НСО № 132 от 20.04.2000 (л.д.34) отделение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей ТЦ СОН реорганизовано в Государственное учреждение Центр помощи детям (л.д.49-52 Устав ГУ Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

На основании Приказа № 70 от 18.01.2007 ГУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» переименован в ОГУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Коченевского района Новосибирской области» (л.д.56).

На основании Приказа № 48 от 15.01.2008 ОГУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Коченевского района Новосибирской области» переименован в ГБУ НСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Коченевского района Новосибирской области» (л.д.56).

На основании Постановления Администрации Новосибирской области от 05.10.2009 № 372-па ГБУ НСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Коченевского района Новосибирской области» ликвидирован.

На основании Постановления Администрации Коченевского района от 03.12.2009 № 1867 (л.д. 56) создано МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Коченевского района Новосибирской области».

На основании Постановления Администрации Коченевского района Новосибирской области от 29.11.2011 № 1871 МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Коченевского района Новосибирской области» переименован в МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Коченевского района Новосибирской области».

В соответствии с Уставами указанных учреждений, цели, задачи и вид деятельности данных учреждений с изменением их наименований не изменялись. Основными задачами указанных учреждений являлись и являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Истец работала в каждом из указанных учреждений, начиная с ТЦ СОН, с 04.01.1995 года и продолжает работать в настоящее время в МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Коченевского района Новосибирской области».

Разрешая требования истца о включении в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии период работы истца с 04.01.1995 года по 28.02.1999 года и 01.10.1999 года по 31.07.2000 года в должности социального педагога-воспитателя в Территориальном центре социального обслуживания населения в отделении временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, руководствуясь положениями пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», признавая незаконным отказ пенсионного органа во включении в льготный стаж указанного выше периода работы истца, исследовав примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (вместе с примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, примерным положением о социальном приюте для детей, примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 года №896, примерное положение о Комплексном центре социального обслуживания населения, утв. Постановлением Главы Администрации Новосибирской области от 25.05.1998 года №323, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с ФИО4 и МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Коченевского района НСО», переименованный впоследствии в МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Коченевского района НСО», цели, задачи и вид деятельности данных учреждений с изменением их наименований не изменялись, основными задачами указанных учреждений являлись и являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Истец работала в каждом из указанных учреждений, начиная с ТЦ СОН с 04.01.1995 года и продолжает работать в настоящее время в МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Коченевского района Новосибирской области».

При этом суд первой инстанции указал, на то обстоятельство, что в Учреждении не ведется образовательный процесс не свидетельствует о том, что ФИО2 не выполнялись педагогические (воспитательные) функции.

Дословное несовпадение наименования учреждения социального обслуживания, в котором работала и работает истец, с тем наименованием, которое указано в Списке №781 не означает, что истец осуществляла педагогическую деятельность не в том учреждении, работа в котором дает ей право на досрочную пенсию, в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции основанными на неверно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, противоречащими установленным по делу обстоятельства и имеющимся в деле доказательства, которым дана ненадлежащая правовая оценка.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, указанной в п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.

Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

Поскольку в данном случае судом первой инстанции неверно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, судом апелляционной инстанции ТЦ СОН и МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Коченевского района Новосибирской области» были запрошены дополнительные доказательства.

На запрос судебной коллегии были представлены следующие документы:

Приказ о приеме ФИО2 на работу в ТЦ СОН в качестве педагога-воспитателя; приказ от 09.01.1996 года о предоставлении педагогу-воспитателю очередного отпуска; приказ от 10.09.1996 года о возложении на воспитателя ФИО2 обязанностей заведующей приютом; приказ от 19.08.1997 года о предоставлении воспитателю детского приюта очередного отпуска, за подписями руководителя ТЦ СОН.

Также была представлена карточка ТЦ СОН (приют) на воспитателя ФИО2 согласно которой в графе назначения и переводы указано- 24.01.1995 года цех (отдел) участок-д/приют педагог- воспитатель; отпуск по уходу за ребенком до 1,5лет с 13.02.99 года по 10.06.2000 года; копия Устава МКЦ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Коченевского района Новосибирской области».

При этом в ответе указано, что штатное расписание, должностные инструкции социального педагога-воспитателя, воспитателя не сохранились, положение о детском приюте не сохранилось.

В соответствии с п.1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года в стаж педагогической деятельности засчитывается работа в должности воспитателя.

Пунктом 1.13 раздела «Наименование учреждений» указанного Списка предусмотрено учреждение, имеющее наименование « реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

Статьей 17 Федерального закона от 10.12.1995 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» установлен перечень учреждений социального обслуживания независимо от форм собственности, из них три учреждения: Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Социальные приюты для детей и подростков были включены Правительством Российской Федерации в Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Между тем, Территориальный центр социального обслуживания населения не был включен в указанные списки.

В п.1.13 раздела ««Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 года №781 предусмотрены учреждения: Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних» и Социальные приюты для детей и подростков. Согласно примерным положениям о данных учреждениях, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 года №896, данные специализированные учреждения создаются в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов РФ или органов местного самоуправления, как самостоятельные учреждения с правами юридического лица.

Устанавливая тождественность выполняемых истцом функций воспитателя отделения детского приюта, являвшегося структурным подразделением Территориального центра социального обслуживания населения работе социального приюта для детей и подростков, предусмотренного Списком №781 от 29.10.2002 года, суд первой инстанции не дал оценки тем обстоятельствам, что круг обслуживаемых лиц в Центрах социальной помощи населения шире, чем в учреждениях Социального приюта для детей и подростков либо Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (дети, подростки, взрослые), тогда как право на досрочную пенсию предоставляется только лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем апелляционном определении по делу по иску о признании частично недействующим п.1.13 раздела «Наименование учреждений» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается с стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, раздел «Наименование учреждений» Списка конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытое в поименованных выше федеральных законах понятие «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. В пункте 1.13 названы учреждения социального обслуживания, а именно: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

Из оспариваемой нормы не следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, связывается исключительно с наличием у перечисленных в ней учреждений социального обслуживания статуса юридического лица.

Согласно пункту 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 и применяемых на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебнопроизводственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.

Таким образом, Правительство Российской Федерации исходит из того, что работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, законодатель связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации утверждать соответствующий список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения отдельных категорий работников, занятых определенной профессиональной деятельностью, и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 514-0, от 29 мая 2014 г. № 1112-0, от 23 июня 2015 г. № 1272-0).

Предусмотренных законом оснований для установления судом тождественности работы в структурном подразделении – отделение детского приюта в ТЦ СОН работе в учреждениях Социального приюта для детей и подростков и Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних не имеется.

Кроме того, пунктом 13 Правил №781 от 29.10.2002 года определен Перечень структурных подразделений юридических лиц, которые могут быть включены в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости. Структурные подразделения, такие как детский приют, в указанном Перечне отсутствуют.

Судом первой инстанции также не исследован вопрос об отражении оспариваемого ответчиком периода работы истца в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которых следует, что код льготы за спорный период с 04.01.1995 года по 28.02.1999 и с 01.10.1999 года по 31.07.2000 года в индивидуальных сведениях не отражен. Согласно справок, уточняющих льготный характер работы, в связи с педагогической деятельностью №24 от 12.12.2018 года и б/н от 26.12.2019, спорные периоды работы истца работодателем не подтверждаются, как специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периодов работы с 04.01.1995 года по 28.02.1999 и с 01.10.1999 года по 31.07.2000 года подлежащим отмене с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в иске.

Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж истца периода с 17.09.2013 года по 30.09.2013 года, нахождения истца на курсах повышения квалификации, руководствуясь ст. 196 ТК РФ, п.4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11 июля 2002 года, учитывая, что в период с 11.03.2011 года по 19.12.2018 года истец работала в должности воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, этот период засчитан ответчиком как подлежащий зачету для определения права на досрочную страховую пенсию по старости, за исключением периода нахождения на курсах повышения квалификации с 17.09.2013 года по 30.09.2013 года, исходил из того, что период нахождения ФИО2 на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением за ней средней заработной платы, с которой работодатель должен производить и производил в данном случае отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию.

Судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения ФИО2 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ РФ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, периодов учебных отпусков основанными на правильном толковании норм материального права.

Статьей 196 Трудового кодекса РФ устанавливается, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, который проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Во время нахождения работника на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ним не прекращаются, за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, перечисляются страховые взносы. Повышение квалификации является обязательным условием осуществления педагогической деятельности.

По смыслу Конвенции Международной организации Труда от 24.06.1974 № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках», ратификация которой состоялась 27.05.2014, период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.

Согласно приведенной Конвенции, термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Во время нахождения работника на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ним не прекращаются, за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, перечисляются страховые взносы. Повышение квалификации в соответствии с п.п. 2 п.5 ст. 47 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» является обязательным условием осуществления педагогической деятельности.

Пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 5 указанных правил предусмотрено, что при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Аналогичные положения содержались в статье 112 ранее действующего КЗоТ РФ.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения в командировке (повышение квалификации), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу № 15-КГ2-2.

Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей педагогической деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.

С учетом приведенных положений закона, принимая во внимание, что при нахождении на курсах повышения квалификации, ФИО2 продолжала осуществлять трудовую деятельность, работа которой ответчиком зачтена в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 17.09.2013 года по 30.09.2013 года подлежат включению в специальный стаж работы в календарном исчислении.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 10 июля 2020 года отменить в части признания решения и включении в специальный стаж периодов работы периодов работы с 04.01.1995 по 28.02.1999; с 01.10.1999 по 31.07.2000, приняв в указанной части новое, которым ФИО2 к ГУ Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области о признать решение Государственного учреждения - Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) № от 28 декабря 2018 года в части отказа ФИО2 включить в льготный стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периодов работы с 04.01.1995 по 28.02.1999; с 01.10.1999 по 31.07.2000 и включении данных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии отказать.

Апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ – Управления Пенсионного Фонда РФ в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) – ФИО1 удовлетворить частично.

Председательствующий:

Судьи: