ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-175/2022 от 23.05.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Михайлова Т.Е. Дело № 33-1709/2022

Дело №2-175/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2022 г. г. Якутск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе

председательствующего судьи Федоровой Г.А.,

судей Головановой Л.И., Топорковой С.А.,

при секретаре Колочевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03 марта 2022 года, которым

по делу по иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к Администрации муниципального образования «Алданский район» об обязании принять меры по устранению нарушений федерального законодательства

постановлено:

исковые требования Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к администрации муниципального образования «Алданский район» об обязании принять меры по устранению нарушений федерального законодательства,- удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) принять в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда меры по устранению нарушений требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303, путём подачи в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) заявления о включении объекта размещения твердых Коммунальных отходов - свалки твёрдых коммунальных отходов г.Алдан, расположенного на земельном участке с кадастровым № ..., в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия), содержащего основной государственный регистрационный номер, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, информацию о Планируемом сроке использования объекта для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов, расстоянии от объекта размещения твердых коммунальных отходов до ближайшего населенного пункта по отношению к объекту, технологии складирования твёрдых коммунальных отходов, реквизитах документа о вводе в эксплуатацию объекта, предполагаемой стоимости услуг по размещению твёрдых коммунальных отходов на объекте за 1 тонну, с приложением копий документов, подтверждающих, что заявитель является правообладателем земельного участка, на котором расположен объект, зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на объекте, ввод объекта в эксплуатацию, копии утвержденной заявителем программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду, копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте размещения твёрдых коммунальных отходов и земельном участке, на котором он расположен, а также фотоматериалов, подтверждающих обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при их разгрузке из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Заслушав доклад судьи Федоровой Г.А., объяснения представителя ответчика ФИО1, полученные посредством видеоконференцсвязи с Алданским районным судом РС(Я), якутского природоохранного прокурора Соловьева Т.П., прокурора Колесовой М.В., судебная коллегия

установила:

Якутский природоохранный прокурор РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АМО Алданский район о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений федерального законодательства.

Заявленные требования обосновывала тем, что прокуратурой во исполнение пункта 2 плана работы на 2 полугодие 2021 года проведена документарная проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации объектов размещения отходов (полигонов, санкционированных свалок). По результатам проверки установлено, что на территории Алданского района имеется объект размещения твердых коммунальных отходов - свалка твердых коммунальных отходов г.Алдан, расположенный на земельном участке с кадастровым № ..., находящемся в муниципальной собственности муниципального района «Алданский улус (район)». При этом в нарушение пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ муниципальным предприятием соответствующее заявление о включении указанного объекта в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия) в уполномоченный орган - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) не направлено.

Якутской природоохранной прокуратурой в адрес ответчика внесено представление с предложением принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, которое до настоящего времени не исполнено.

Указывая на данные обстоятельства, просил суд удовлетворить заявленные требования.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с вынесенным решением суда, И.о. главы МР Алданский район ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы аналогичны возражениям на иск, приведенным в суде первой инстанции.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15).

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня года 1998 N 89-ФЗ) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу части 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты, при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года N 303 утверждены Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов.

Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень) устанавливает порядок включения объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее - Объекты), в Перечень, внесения изменений в Перечень (пункт 1). Перечень ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде (пункт 2). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень. В случае, если Объект расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определен, в качестве Заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен Объект (пункт 5).

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Якутской природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства при обращении твердых коммунальных отходов установлено, что в собственности муниципального образования находится земельный участок с кадастровым № ... в г.Алдан Алданского района, используемый как объект размещения твердых коммунальных отходов. Между тем, в нарушение требований Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ заявление и документы согласно пунктам 6, 7 Порядка для включения объекта в перечень не представлены, что подтверждается ответом органа государственной власти субъекта, реализующего полномочия субъекта в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Удовлетворяя исковые требования Якутского природоохранного прокурора, действующего в интересах РФ и неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обоснованно исходил из обязанности муниципального предприятия по приведению объекта размещения отходов – свалки твердых коммунальных отходов в г.Алдан в соответствии с требованиями Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке, который находится в собственности муниципального образования, возложив на ответчика обязанность по принятию мер в целях обеспечения надлежащей охраны окружающей среды, ее восстановления, рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности по выполнению установленных действующим законодательством действий.

Доводы жалобы не ставят под сомнение законность постановленного решения, направлены на переоценку доказательств по делу и выводов суда, однако оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03 марта 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: