ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1763/2021 от 19.01.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Смирнова Т.В. № 33-532/2022

Судья-докладчик Сазонов П.А. (33-10375/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Давыдовой О.Ф.,

судей Сазонова П.А. и Красновой Н.С.,

при секретаре Шипицыной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1763/2021 (УИД № 38RS0036-01-2021-001421-42) по иску прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области к ООО «РТ-НЭО Иркутск», Территориальному управлению Росимущества в Иркутской области, ФКУ «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области» об обязании ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов

по апелляционной жалобе ответчика ФКУ «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области»

на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 30 августа 2021 года,

установила:

в обоснование иска прокурор указал, что между министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и ООО «РТ-НЭО Иркутск» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. В адрес регионального оператора из Службы по охране природы озера Байкал Иркутской области поступила информация от 28.08.2019 г., свидетельствующая о размещении свалки на земельном участке с кадастровым номером (Номер изъят), расположенном <адрес изъят>. В Службу дан ответ от 26.09.2019 г., согласно которому образованные на указанном земельном участке отходы не относятся к компетенции ООО «РТ-НЭО Иркутск». В адрес ООО «РТ-НЭО Иркутск» внесено представление, но мер по ликвидации свалки не принято. В результате бездействия регионального оператора, собственника земельного участка в лице Территориального управления Росимущества в Иркутской области нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

Истец просил суд обязать Территориальное управление Росимущества в Иркутской области, ООО «РТ-НЭО Иркутск» ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером (Номер изъят), расположенном по адресу: <адрес изъят>.

Решением Свердловского районного суда города Иркутска от 30 августа 2021 года, с учетом определения судьи от 09.12.2021 г. об исправлении описки, исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области удовлетворены частично. Суд обязал ФКУ «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области» ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером (Номер изъят), расположенном по адресу: <адрес изъят>. В удовлетворении требований к Территориальному управлению Росимущества в Иркутской области, ООО «РТ-НЭО Иркутск» суд отказал. Суд взыскал с ФКУ «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области» государственную пошлину в муниципальный бюджет города Иркутска в размере 6 000 руб.

В апелляционной жалобе ФКУ «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области» ФИО1 просит решение суда отменить в части взыскания государственной пошлины с ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Иркутской области. ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти. В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и учреждения. ИК-40 должна быть освобождена от уплаты государственной пошлины, что соответствует мнению судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 17 декабря 2018 г. по делу № 309-ЭС18-17151.

Изучив материалы дела, заслушав доклад по делу, заслушав объяснения представителя ФКУ «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области» и ГУФСИН России по Иркутской области ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы в части необоснованности взыскания государственной пошлины, объяснения прокурора Дудиной В.П., согласившейся с решением суда в части удовлетворения иска, судебная коллегия приходит к следующему.

Обращаясь с иском в суд, прокурор действовал в защиту предусмотренного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, и имел право обратиться с данным исковым заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Это соответствует полномочиям прокурора, предусмотренным положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 21, 26, 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

Судом первой инстанции установлено наличие на земельном участке с кадастровым номером (Номер изъят) расположенным по адресу: <адрес изъят> несанкционированное размещение твердых коммунальных и строительных отходов площадью 1,5 га. Спорные отходы соотнесены судом с Федеральным классификационным каталогом отходов, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242 по классу опасности, и учитывая отнесение их к классу опасности, не входящей в деятельность регионального оператора, в соответствии со статьями 1 и 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» суд отказал в иске к региональному оператору.

Земельный участок с кадастровым номером (Номер изъят), расположенный по адресу: <адрес изъят>, находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФКУ «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области».

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Суд первой инстанции установил, что ФКУ «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области» приняло земельный участок от Российской Федерации в постоянное бессрочное пользование, когда на нем уже имелась спорная свалка, и в дальнейшем действий по ее ликвидации не приняло, поэтому действия (бездействие) данного ответчика нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Ответчик просит решение суда отменить в части взыскания с него государственной пошлины в доход местного бюджета.

Согласно протоколам судебных заседаний суд первой инстанции не ставил данный вопрос на обсуждение лиц, участвующих в деле.

В соответствии с подпунктами 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, выступающие по таким делам в качестве истцов или ответчиков.

К государственным органам относятся органы государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, в т.ч. органы федеральные и субъектов Российской Федерации, а также иные государственные органы: избирательные комиссии и др.

Согласно пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) входит в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, и ей при создании переданы публично-властные полномочия (функции) по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Эти государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания.

Уголовно-исполнительная система включает в себя в том числе учреждения, исполняющие наказания (статья 5 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области» входит в структуру ФСИН России.

Управление государственной земельной собственностью является деятельностью не только частного, но и публичного характера.

Согласно статьям 6, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на казенные учреждения возлагается в том числе исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Положения о статусе казенных учреждений, установленные статьей 161 Кодекса, распространяются на органы государственной власти.

Таким образом, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области», являясь ответчиком по делу, освобождено от несения судебных расходов в части уплаты государственной пошлины (равно как и процессуальный истец – прокурор).

По смыслу положений статьи 103 (часть 4 и др.) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обе стороны спора освобождены от несения судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины, то издержки, понесенные при осуществлении правосудия в связи с неуплатой государственной пошлины, относятся на соответствующий бюджет.

При данных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с ФКУ «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области» в местный бюджет государственной пошлины, от уплаты которой был освобожден прокурор.

Решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене в связи с неправильным применением норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с принятием в отмененной части нового решения.

Руководствуясь ст. 328 (пункт 2) ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

отменить решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 30 августа 2021 года с учетом определения того же суда от 9 декабря 2021 года об исправлении описки, по данному гражданскому делу в части взыскания с ФКУ «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области» государственной пошлины в муниципальный бюджет г. Иркутска в размере 6 000 руб.

В отмененной части принять новое решение, которым во взыскании с ФКУ «Исправительная колония № 40 ГУФСИН России по Иркутской области» государственной пошлины в муниципальный бюджет г. Иркутска в размере 6 000 руб. отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Судья-председательствующий О.Ф. Давыдова

Судьи П.А. Сазонов

Н.С. Краснова

Изготовлено в окончательной форме 24.01.2022 г.