ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1765/2021 от 16.05.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Суровцева Ю.В.

Судья-докладчик Николаева Т.В.

№ 33-3665/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,

судей Бадлуевой Е.Б. и Ринчинова Б.А.,

при секретаре Богомоевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1765/2021 (УИД 38RS0031-01-2021-001773-27) по иску Губе Л.В. к администрации Иркутского районного муниципального образования, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1, министерству имущественных отношений Иркутской области о признании постановления незаконным в части закрепления за несовершеннолетним жилья, признании права на однократное представление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании отказа незаконным, обязании включить в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить за счет субвенций жилое помещение специализированного жилищного фонда

по апелляционной жалобе представителя истца Губе Л.В. – Мальцевой С.Н. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 1 декабря 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований Губе Л.В. указала, что она родилась (дата изъята) в поселке Б. Иркутского района Иркутской области, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как будучи в возрасте 9 лет она потеряла мать Иванову О.И.

После смерти родителей постановлением главы администрации Иркутского района Иркутской области от 01.02.2002 № 120 в отношении неё установлена опека, согласно постановлению главы администрации Иркутского района Иркутской области от 22.04.2002 № 812 она направлена в государственное детское учреждение (данные изъяты) на полное государственное обеспечение, где она обучалась в школе по коррекционной программе, освоила программу восьми классов. Далее ею получено начальное профессиональное образование в (данные изъяты) по профессии (данные изъяты).

В 2006 году она выпущена из приюта «С.» и направлена на лечение в (данные изъяты), где ей установлена II группа инвалидности по (данные изъяты) заболеванию, она является инвалидом с детства (данные изъяты).

Выпускаясь из приюта, какой-либо информации о том, что она может или должна обратиться в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по решению вопроса о включении ее в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ни работниками приюта, ни служащими министерства ей не было предоставлено. В силу своего состояния здоровья самостоятельно ознакомиться с законодательством Российской Федерации о закрепленных законом правах детей-сирот она не могла.

В 2007 году она вышла замуж за Губе А.В., который злоупотреблял алкоголем и в силу своей необразованности также не обладал правовой грамотностью. В период их брака по 2013 год она проживала в жилом помещении мужа, о том, что за нею было закреплено какое-либо иное помещение, ей известно не было.

При выпуске из приюта, жилое помещение, в котором она ранее проживала с родителями, расположенное по адресу: (адрес изъят), было непригодно к проживанию, т.к. за период её отсутствия указанная квартира была полностью разбита и разграблена лицами без определенного места жительства. Более того, в указанной квартире на протяжении многих лет отключены (в связи с аварийностью) и отсутствуют все коммуникации.

Более того, в настоящий период времени по вышеуказанному адресу проживает со своей семьей, состоящей из 4 человек, одна из старших сестер Инна, которая категорически ограждает ей доступ в квартиру, утверждает, что указанное жилое помещение полностью принадлежит ей, что делает совместное проживание невозможным.

В ноябре 2019 года истец находилась в Иркутском перинатальном центре (далее - центр), в связи рождением ребенка, где другие роженицы центра рассказали о гарантиях и мерах поддержки нашего государства, направленные на помощь детям - сиротам.

В связи с пандемией, наличием грудного ребенка, а также удаленности проживания от города Иркутска обратиться ранее в министерство по данному вопросу она не могла, не располагала ни одним из документов, подтверждающих её социальный статус ребенка-сироты. В период пандемии восстановление документов оказалось очень длительным процессом.

Согласно письму министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 25.12.2020, оснований для включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется в связи с тем, что согласно акту от 2002 года за Губе (Ивановой) Л.В. закреплено право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: (адрес изъят). Также указано, что после достижения возраста 23 лет статус лица из числа детей-сирот утрачивается. Более того, в министерстве отсутствуют сведения о признании её в несовершеннолетнем возрасте нуждающейся в жилом помещении по категории «дети-сироты».

Согласно договору о продаже жилого дома, квартиры от 01.12.1992, заключенного между Зверосовхозом «Б.» и отцом Губе Л.В. - Ивановым В.М., и иной технической документации, указан год постройки жилого дома — 1972, на дату подписания названного договора процент износа составил 40%, срок эксплуатации - 20 лет. Таким образом, в период несовершеннолетия Губе Л.В. фактически жилое помещение уже было непригодно для проживания, однако органами, осуществляющими контроль за сохранностью имущества сироты каких-либо соответствующих документов по данному факту составлено не было.

По результатам обращения в апреле 2021 года Губе Л.В. в МУП «Бюро технической инвентаризации г. Иркутска», после осмотра жилого помещения по адресу: (адрес изъят), установлено, что в фундаменте дома имеются трещины, сколы, деревянные стены имеют наружные повреждения обшивки, щели, трещины, деревянные перекрытия имеют продольные трещины вдоль балок на потолке, кровля дома, покрыта шифером в отколах и трещинах, полы дома стерты, имеют выколы и выщепы досок местами, прогибы, просадки, дверные проемы, дверные полотна осели, щели в притворах, внутренняя отделка загрязнена, имеет обрывы обоев, местами выпучивание и отпадение побелки, местами отставание краски со шпаклевкой, электрическая проводка местами повреждена, выражены следы коротких замыканий.

Более того, в названном жилом помещении с конца 90-х годов отсутствует подача холодной и горячей воды, отопление, канализация, в связи с тем, что котельная, предоставляющая жизненно необходимые коммунальные услуги для 2-х этажных деревянных домов р.п. Б. прекратила свою работу.

Таким образом, постановлением главы Иркутского района Иркутской области от 01.02.2002 № 120 за Губе (Ивановой) Л.В. закреплено жилье, непригодное к проживанию, иное жилье у неё отсутствует.

На основании изложенного истец просила суд признать постановление главы Иркутского района Иркутской области от 01.02.2002 № 120 «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Ивановой Л.В. и попечительства над Ивановой Л.В.» в части 3 о закреплении за несовершеннолетними жилья по адресу: (адрес изъят), незаконным; признать за Губе Л.В. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в Иркутском районе Иркутской области; признать отказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, изложенный в уведомлении от 25.12.2020 № 03-53-27187/20-03 о включении Губе Л.В. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по Иркутской району Иркутской области незаконным; обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области включить Губе Л.В. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по Иркутскому району Иркутской области; обязать министерство имущественных отношений Иркутской области за счет субвенций из бюджета Правительства Иркутской области предоставить Губе Л.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 1 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Губе Л.В. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Губе Л.В. – Мальцева С.Н. просит отменить решение суда, принять новое решение по делу.

В обоснование доводов жалобы указано, что суд, разрешая спор, не принял во внимание наличие обстоятельств, объективно препятствующих Губе Л.В. своевременно встать на учет нуждающихся в жилом помещении, подтвержденных документами, свидетельствующими о наличии у Губе Л.В. психического заболевания, в связи с чем она не имеет эмоциональной и социальной зрелости, что обусловлено врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Постановлением главы Иркутского района от 28.08.2006 № 3958 Иванова (Губе) Л.В. признана эмансипированной и выбыли из (данные изъяты), однако навыка социального функционирования ею не было приобретено. Согласно сведениям, содержащимся в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида, Губе Л.В. нуждается в социальной реабилитации или абилитации, а также социально-психологической реабилитации или абилитации бессрочно. Таким образом, при вынесении постановления № 3958 от 28.08.2006 не принимались в учет психологические особенности Губе Л.В., а также уровень её развития в целом. Также судом не учтен факт не разъяснения органами опеки и попечительства Губе Л.В. её права на внеочередное обеспечение жильем.

Суд, указывая на отсутствие сведений об аварийности, ветхости жилого помещения, непригодности для его проживания или невозможности использования его по назначению на момент вынесения оспариваемого истцом постановления 2002 года, не проявил инициативу по назначению проведения судебной экспертизы по установлению ветхости и аварийности жилься, приняв во внимание то, что Губе Л.В. сама заплатить за проведение подобной экспертизы не в состоянии.

Кроме того, суд не учел халатное, ненадлежащее исполнение своих обязанностей министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, повлекшего возникновение настоящего предмета спора и разбирательства в судебном порядке. В личном деле ребенка-сироты Ивановой (Губе) Л.В. отсутствует информация, содержащаяся в её медицинских документах, о том, что её старшие сестры, будучи членами семьи нанимателя, страдали алкоголизмом, в связи с чем возвращение ребенка-сироты в ранее занимаемое и сохраненное за ним жилое помещение противоречило интересам истца. Между тем, к числу причин, в силу которых лицо своевременно не встало (не было поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в абз. 26 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, отнесено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями.

Кроме того, по смыслу норм права, причина, по которой лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учет (до 1 января 2013 года), а с 1 января 2013 года не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет. Новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. О причинах неявки сведений не представлено. Судебная коллегия рассмотрела дело согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., пояснения истца Губе Л.В. и её представителя Мальцевой С.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 1, 3, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются указанной категории лиц по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи. В список включаются лица, достигшие возраста 14 лет. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Обстоятельства (основания), по которым проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, указаны в ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта РФ.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояли на учете и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояли на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Как при ранее действовавшем законодательстве на момент возникновения спорных правоотношений, так и при действующем законодательстве на момент рассмотрения дела, постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении носит заявительный характер, то есть для этого требуется волеизъявление гражданина и его обращение с соответствующим заявлением с предоставлением предусмотренного законом пакета документов.

Исходя из положений вышеназванных норм закона, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

В силу п. 7 названного Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее по тексту Положение), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Губе (Иванова) Л.В. с января 2002 года относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать Иванова О.И. умерла 2 апреля 1997 года, отец – Иванов В.М. умер 10 ноября 2001 года.

Постановлением главы Иркутского района от 01.02.2002 № 120 «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Ивановой Л.В. и попечительства над Ивановой Л.В.» над несовершеннолетней Губе (Ивановой) Л.В. была установлена опека, опекуном назначена сестра несовершеннолетней – Иванова И.В..

Пунктом 3 постановления главы Иркутского района от 01.02.2002 № 120 «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Ивановой Л.В. и попечительства над Ивановой Л.В.» за Губе (Ивановой) Л.В. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: (адрес изъят).

На основании постановления главы Иркутского района от 22.04.2002 № 812 «О направлении несовершеннолетней Ивановой Л.В. в государственное детское учреждение», Губе (Иванова) Л.В. помещена под надзор в (данные изъяты).

Постановлением главы Иркутского района от 28.08.2006 № 3958 «О признании эмансипированной Ивановой Любови Владимировны», Иванова (Губе) Л.В. признана эмансипированной и выбыла из (данные изъяты) по месту жительства по адресу: (адрес изъят).

Согласно справке о заключении брака (номер изъят), 16 февраля 2007 года Иванова Л.В. и Губе А.В. заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Губе.

4 декабря 2020 года Губе Л.В. обратилась в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по вопросу обеспечения её жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Письмом от 25.12.2020 № 03-53-27187/20-03 министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Губе Л.В. разъяснено, что в 2002 году за нею закреплено право пользования жилым помещением по адресу: (адрес изъят), сведения о признании её в несовершеннолетнем возрасте нуждающейся в жилом помещении по категории «дети-сироты», а также о принятии ею мер по решению данного вопроса с момента совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет отсутствует, в связи с чем правовых оснований в соответствии с действующим законодательством для включения её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области, не имеется.

Вместе с тем, в соответствии с общим порядком обеспечения граждан жилыми помещениями заявителю Губе Л.В. разъяснено право обратиться в администрацию по месту жительства для решения вопроса о признании её нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Из журнала учета заявления и документов по предоставлению услуги «Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области» следует, что обращения Губе Л.В. или в ее интересах иного лица с требованиями о включении в указанный список отсутствует.

Согласно ордеру (номер изъят) серии АБ, Иванову В.М. 5 октября 1972 года предоставлено право на занятие квартиры в доме (адрес изъят), состав семьи 5 человек: Иванова О.И., Иванова И.В., Иванова М.В., Иванова Л.В., Иванова Л.В., площадью 30,8 кв.м.

Регистрационной карточкой подтверждается проживание указанных лиц в данном жилом помещении.

В соответствии с договором о продаже жилого дома, квартиры от 01.12.1992, заключенным Зверосовхозом «Б.» с Ивановым В.М., спорный объект недвижимости – квартира, расположенная по адресу: (адрес изъят), передана в собственность Иванова В.М. (отца Губе Л.В.) на состав семьи 6 человек, что в дальнейшем явилось основанием для закрепления жилого помещения за несовершеннолетней.

Из ответа администрации Большереченского муниципального образования от 28.01.2021 № 98 следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес изъят), в реестр аварийного или ветхого жилья не включалось.

Таким образом, судом установлено и сторонами не оспорено в суде, что в период с момента совершеннолетия Ивановой (Губе) Л.В. в 2006 году и до 2011 года (достижения возраста 23 лет) в установленном законом порядке с заявлением о постановке на учет нуждающегося в получении жилого помещения, как лица, отнесенного законом к лицам из числа детей-сирот, Губе Л.В. не обращалась, в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, не включена, о своих правах не заявляла. Также Губе Л.В. не предпринято действий, предусмотренных законом, для установления невозможности проживания в закрепленном жилом помещении, до 2021 года с заявлениями по данным доводам Губе Л.В. никуда не обращалась.

Отказывая в удовлетворении требований Губе Л.В. о признании незаконным постановления главы Иркутского района от 01.02.2002 № 120 «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Ивановой Л.В. и попечительства над Ивановой Л.В.» в части закрепления за ней права пользования жилым помещением по адресу: (адрес изъят) (пункт 3), суд исходил из того, что у администрации Иркутского района в целях соблюдения и защиты прав несовершеннолетних имелись законные основания и обязанность закрепить за Ивановой Л.В. право пользования указанным жилым помещением, при этом сведений об аварийности, ветхости жилого помещения, непригодности для его проживания или невозможность использования его по назначению, несоответствие жилого помещения санитарным и техническим требованиям на момент вынесения оспариваемого постановления, не имеется.

Отвергая доводы Губе Л.В. о невозможности проживания в закрепленном за нею жилом помещении в связи с проживанием в нем семьи сестры, суд указал на неподтвержденность данного обстоятельства надлежащими доказательствами.

При этом, оценив представленные доказательства, в том числе акт осмотра (обследования) администрации Большереченского муниципального образования жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес изъят), от 15.07.2021, справку № 344 от 19.07.2021, согласно которой Губе Л.В. зарегистрирована и фактически на 15.07.2021 проживает по адресу: (адрес изъят), совместно с семьей: сын Г. А.А., (дата изъята), дочь Г. В.А., (дата изъята), сын Н. В.В. – (дата изъята), а также показания свидетелей (данные изъяты), суд пришел к выводу о том, что истец Губе Л.В. фактически проживает в указанном жилом помещении.

С учетом возраста Губе Л.В. – 32 года на момент обращения в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области для предоставления жилого помещения как ребенку сироте, отсутствия сведений о постановке её на учет нуждающихся в получении такого жилья до указанного времени, суд не усмотрел оснований для признания незаконным ответа министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 25.12.2020 № 03-53-27187/20-03 об отсутствии оснований для включения Губе Л.В. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы стороны истца о ненадлежащем исполнении органами опеки обязанностей, повлекшем нарушение ее прав, суд обоснованно отверг, указав, что применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 Гражданского кодекса РФ, ст. 21 Гражданского кодекса РФ, ст. 145 Семейного кодекса РФ, ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве» попечительство над истцом прекращено в связи с признанием эмансипированной, недееспособной истец не признана, при этом впервые о правах, как лица вышеуказанной категории она заявила в межрайонное министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в декабре 2020 года, имея возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после признания её эмансипированной в 2007 году и до достижения возраста 23 лет; правовая неграмотность, на которую ссылается истец, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия (2006 год), а также исполнения 23 лет (2011 год), до обращения с настоящим иском в суд, не может являться уважительной причиной для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку они не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене состоявшегося судебного постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 1 декабря 2021 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Т.В. Николаева

Судьи

Е.Б. БадлуеваБ.А. Ринчинов

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20 мая 2022 года.