дело № 2-176/2021
УИД 03RS0025-01-2021-000471-82
Судья Балтачевского межрайонного суда РБ Маркелова И.А.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
33-13747/2021
г. Уфа 10 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Абубакировой Р.Р.,
судей Аюповой Р.Н. и Иванова В.В.,
при секретаре Хабировой Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционное жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Балтачевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., выслушав представителя ответчика, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Бураевского района Республики Башкортостан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Бураевская центральная районная больница, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
В обосновании исковых требований указав, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Бураевская центральная районная больница (далее ГБУЗ РБ Бураевская ЦРБ) установлено, что фельдшерско-акушерские пункты в адрес являются объектами здравоохранения IV категории безопасности и системой видеонаблюдения не оборудованы.
С учетом уточненных исковых требований просил суд обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку видеонаблюдения в фельдшерско-акушерские пункты адрес, д. адрес Республики Башкортостан, обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Бураевская центральная районная больница устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, установить видеонаблюдение в фельдшерско-акушерские пункты адресадрес.
Решением Балтачевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года постановлено:
«исковые требования прокурора Бураевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Бураевская центральная районная больница, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку видеонаблюдения в фельдшерско-акушерские пункты адрес.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Бураевская центральная районная больница устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения и установить видеонаблюдение в фельдшерско-акушерских пунктах адрес.
Установить срок для исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Разъяснить ответчикам, что в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом».
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан подало апелляционную жалобу, в которой просит вышеуказанное решение об обязании Минздрава РБ о проведении организационно-хозяйственных мероприятий по выделению денежных средств на установку видеонаблюдения в фельдшерско-акушерских пунтках адрес отменить, считая данное решение незаконным и необоснованным, ссылаясь на позицию, аналогичную доводам в возражении на уточненное исковое заявление.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан ФИО1 в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить.
Представитель истца полагал, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы также заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Не явившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Бураевского района РБ проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Бураевская центральная районная больница.
Деятельность ГБУЗ РБ Бураевская ЦРБ осуществляется на основании Устава, утвержденного Министром здравоохранения РБ 13 декабря 2011 года, в соответствии с которым Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (п. 1.5).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения, являются, в том числе, средства Республики Башкортостан (п. 3.8 Устава).
На праве оперативного ведения у Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Бураевская центральная районная больница находятся фельдшерско-акушерские пункты адрес, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН и свидетельствами о государственной регистрации права.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами, в настоящее время данные фельдшерско-акушерские пункты не оборудованы системой видеонаблюдения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно Постановлению от 9 июля 2014 г. Правительства Республики Башкортостан N 310 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан» Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.
Основными задачами Министерства, в том числе, являются разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения, координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан (п.п. 2.1, 2.4 Положения).
Согласно п. 3.5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, находящихся в ведении Министерства.
Согласно п. 3.24 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан Министерство формирует заявку на получение бюджетных средств на очередной финансовый год, осуществляет в установленном порядке экономический анализ и финансирование деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства, объектов капитального строительства для нужд здравоохранения, а также финансирование мероприятий, проводимых в сфере здравоохранения.
Кроме этого, утверждает сметы доходов и расходов казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства, и мероприятий, финансируемых из бюджета Республики Башкортостан (п. 3.25 Положения).
Согласно п.3.37 Положения Министерство здравоохранения Республики Башкортостан осуществляет в порядке, установленном законодательством, бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Башкортостан.
В силу п. 3.39 Положения Министерство здравоохранения Республики Башкортостан осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что отсутствие системы видеонаблюдения в фельдшерско-акушерских пунктах адрес отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них.
Поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, отсутствует возможность осуществления постоянного контроля, предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории фельдшерско-акушерских пунктов, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении граждан.
С учетом приведенных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска, доводы апелляционной жалобы об отсутствии обязанности по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по выделению денежных средств на установку видеонаблюдения и нецелевом расходовании бюджетных средств не влекут отмену правильного по сути решения суда первой инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных выше правовых норм.
Приказом от 26 ноября 2015 года № 3601-Д Министерства здравоохранения РБ утверждены единые нормы и требования по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения РБ, в соответствии с разделом «Специальные требования к системе видеонаблюдения и контроля» в п.19 которого отмечено, что система видеонаблюдения учреждения здравоохранения (при целевом финансировании) в обязательном порядке должны быть включены в Комплексную автоматизированную систему обеспечения безопасности населения, что не исключает целевое финансирование установки систем видеонаблюдения Министерством здравоохранения РБ.
Доводы о том, что системы видеонаблюдения другими больницами были осуществлены за их счет, также не опровергают выводы суда первой инстанции.
Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что Министерство здравоохранения является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску. Вывод суда первой инстанции относительно того, что Министерство здравоохранения является надлежащим ответчиком по заявленному прокурором иску подробно мотивирован, соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела, основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность вышеуказанных выводов. По существу доводы автора жалобы аналогичны доводам, которые были предметом проверки суда первой инстанции. Выводы суда первой инстанции основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильную по существу правовую оценку.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом первой инстанции применен правильно.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Балтачевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р. Абубакирова
Судьи Р.Н. Аюпова
В.В. Иванов