ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-176/2022 от 19.07.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Короткова Е.Н.Дело № 33-2043/2022

№ 2-176/2022

УИД 67RS0008-01-2021-002291-34

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июля 2022 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Гузенковой Н.В.,

судей Дороховой В.В., Степченковой Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Матвиенко Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий,

по апелляционному представлению заместителя Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 5 апреля 2022 г.,

Заслушав доклад судьи Степченковой Е.А., объяснения прокурора Старовойтовой Н.Н., поддержавшей доводы апелляционного представления,

у становила:

Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, в котором просил обязать ответчика в срок до (дата) организовать газоснабжение микрорайона ... по улицам ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... и переулку ... в срок до (дата)

Обосновывая требования иска, прокурор указал, что в результате проверки, проведенной по обращению граждан Бутина Д.Ю., Нестеренко И.В., установлено, что Администрацией муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области за счет средств бюджета Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области в ... была разработана проектно – сметная документация на строительство газопровода низкого давления протяженностью 5,85 км для газоснабжения жилых домов, расположенных по улицам <данные изъяты> и переулку ... в г. ....

В связи с прохождением части трассы газопровода в лесопарковой зоне лесного фонда Российской Федерации Администрация муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области в ... г. разработала проект по изменению и установлению границ лесопарковых зон и осуществила формирование земельного участка под размещение трассы газопровода.

В настоящее время строительство указанного газопровода ответчиком не осуществлено.

Из-за отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области Администрация ежегодно в срок до ... текущего года подает заявки на участие в программах газификации Смоленской области, в частности в программе газификации жилищно – коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории Смоленской области, финансируемых за счет специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями (далее – Программа), а также в областной государственной программе «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно – коммунального хозяйства населения Смоленской области».

Утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 3 сентября 2020 г. №547 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 26 декабря 2020 г. №843) Программа на 2021 г. не предусматривает мероприятие по газификации микрорайона Дуброво по причине малого количества зарегистрированных домовладений. Земельные участки с отсутствующими домовладениями в рамках мероприятий Программы не газифицируются.

Незавершенная работа по строительству газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов, расположенных по вышеуказанным улицам в г. Ярцево Смоленской области, препятствует Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области реализовать публичную обязанность по газоснабжению населения, что, в свою очередь, влечет нарушение конституционных прав и законных интересах граждан, проживающих в жилых домах, расположенных на перечисленных улицах, на доступ к газоснабжению - услуги, связанной с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, которая обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве, в том числе при участии местного самоуправления, как публичной власти, наиболее приближенной к населению.

В судебном заседании помощник Ярцевского межрайонного прокурора Голикова Н.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, сославшись на вышеприведенные основания.

Представитель ответчика, Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области, Гудилина С.А. иск прокурора не признала, указав, что организация решения вопросов местного значения, исходя из полномочий органов местного самоуправления, перечисленных в статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», может выражаться как в прямом финансировании необходимых для газификации мероприятий, привлечении средств вышестоящих бюджетов, так и в принятии иных организационных мер. Администрация исполнила полномочия по организации газоснабжения путем выделения денежных средств из бюджета на изготовление проектно – сметной документации, проведение государственной экспертизы, проведения работ по формированию и постановке земельного участка под газопровод на кадастровый учет, а также провела иные организационные меры в виде подачи ежегодных заявок на участие в программе газификации Смоленской области, обращалась к Губернатору Смоленской области за выделением дополнительных денежных средств из областного бюджета на реализацию проектной документации по объектам газоснабжения населения в г. Ярцево. На основании приложения №5 к Указу Губернатора Смоленской области от 24 декабря 2021 г. №138 в региональную программу газификации жилищно – коммунального хозяйства промышленных и иных организаций, расположенных на территории Смоленской области на 2021 – 2030 годы, на 2022 г. запланировано строительство газораспределительной сети по ул. ..., ул. ....

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента Смоленской области по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству и АО «Газпром газораспределение Смоленск», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и ходатайствовавших о проведении судебного заседания в свое отсутствие.

Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 5 апреля 2022 г. в удовлетворении иска Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области к Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области отказано.

Не согласившись с принятым решением, заместитель Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Бондарев Д.А., принес апелляционное представление, в котором, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, ставит вопрос об отмене решения суда от 5 апреля 2022 г. и о принятии нового решения по делу об удовлетворении иска прокурора.

Согласно доводам апелляционного представления, судом не было принято во внимание, что полномочия органов местного самоуправления по организации мероприятий по газификации населения закреплена на уровне федерального законодательства, а также в региональных нормативных актах, конкретизирующих данные полномочия. По смыслу закона, эти полномочия не должны иметь номинальный характер и устанавливаться лишь с целью формального соответствия их вышестоящим нормативным правовым актам. Они должны реализовываться соответствующими органами в целях реального обеспечения населения газоснабжением. Закрепление таких полномочий в положениях, определяющих статус и объем обязанностей органа местного самоуправления, само по себе не является основанием для вывода о принятии таким органом всех мер по их действительной реализации. Поскольку орган местного самоуправления не исполнил обязанность по организации газификации указанных в исковом заявлении улиц, указанная обязанность должна на него быть возложена решением суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанциипрокурорСтаровойтова Н.Н. поддержала доводы апелляционного представления, просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении иска прокурора в полном объеме. Дополнительно пояснила, что заявленные прокурором требования об организации газоснабжения микрорайона ... фактически направлены на понуждение Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области к строительству газопровода низкого давления по адресам домовладений, указанных в исковом заявлении.

Представители Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, АО «Газпром газораспределение Смоленск», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительных причинах неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства по причине невозможности явки не представили. Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации(далее – ГПК РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников.

Выслушав объяснения прокурора, изучив возражения, представленныеАдминистрацией муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству, АО «Газпром газораспределение Смоленск» на апелляционное представление прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 49 Федерального закона №131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

На основании части 5 статьи 52 Федерального закона №131-ФЗ в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Устава муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области, принятого решением Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области от 28 апреля 2006 г. №17, к вопросам местного значения города Ярцево относится организация в границах города Ярцево электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

На основании пункта 34 статьи 24 Устава муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области, органы местного самоуправления города Ярцево вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и областными законами, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и областного бюджета).

Пунктом 6 части 1 статьи 29 Устава муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, принятого решением Ярцевского районного Совета депутатов от 8 июня 2005 г. №69 (в редакции от 9 ноября 2015 г.), к полномочиям Администрации муниципального образования отнесена организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На Администрацию муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области возлагается исполнение полномочий Администрации Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области, являющегося административным центром муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области (часть 2 статьи 39 Устава муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области).

Администрация муниципального образования в пределах компетенции исполнительно – распорядительного органа Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области осуществляет полномочия Администрации Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области, закрепленные в Уставе Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области (часть 3 статьи 39 Устава муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области).

Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной Ярцевской межрайонной прокуратурой Смоленской области по обращению жителей микрорайона ..., установлено, что Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области за счет средств бюджета Ярцевского городского поселения Смоленской области в ... г. разработана проектно – сметная документация на строительство газопровода нижнего давления протяженностью 5,85 км для газоснабжения жилых домов, расположенных в <данные изъяты> и переулку .... Стоимость строительных работ с учетом индексации на .... составляла 15,5 млн. рублей.

В связи с прохождением части трассы газопровода в лесопарковой зоне лесного фонда Российской Федерации, Администрация МО «Ярцевский район» Смоленской области в 2020 г. разработала проект по изменению и установлению границ лесопарковых зон и осуществила формирование лесного земельного участка под размещение трассы газопровода.

Обращаясь в суд с иском о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области обязанности по организации в срок до (дата) газоснабжения микрорайона ... по улицам <данные изъяты> и переулку ..., прокурор указал, что ответчиком не принято мер по завершению строительства газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов, расположенных по вышеуказанным улицам. При этом, утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 3 сентября 2020 г. №547 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 26 декабря 2020 г. №843) Программа на 2021 г. не предусматривает мероприятие по газификации микрорайона Дуброво по причине малого количества зарегистрированных домовладений.

Разрешая заявленные прокурором требования, анализируя представленные доказательства в совокупности, руководствуясь положениями Федерального закона №131-ФЗ, статей 179, 164 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрация муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области путем выделения денежных средств из бюджета на изготовление проектно – сметной документации на строительство газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов микрорайона Дуброво, проведения государственной экспертизы проекта и работ по формированию и постановке земельного участка под газопровод на кадастровый учет, а также, вступив в Региональную программу газификации жилищно – коммунального хозяйства промышленных и иных организаций, расположенных на территории Смоленской области, на 2021 – 2030 г.г., которой на 2022 г. запланировано строительство газораспределительной сети в микрорайоне ..., фактически исполнила свои обязанности по организации газоснабжения указанного микрорайона в пределах полномочий, установленных пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ и статьей 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Поскольку к моменту рассмотрения судом настоящего спора по существу исковые требования, предъявленные прокурором, ответчиком фактически разрешены, суд отказал в удовлетворении иска прокурора в полном объеме.

Судебная коллегия находит выводы суда об отказе в удовлетворении иска прокурора правомерными, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

В силу положений части 4 статьи 7 и частей 1,2 статьи 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, включает в себя подготовку населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно – коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. При этом организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 г. №903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно – коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» утверждены Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно – коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно – коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций (далее – программы газификации).

Из положений пунктов 2,3 Правил следует, что региональные программы газификации включают мероприятия, направленные на повышение уровня газификации жилищно – коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций субъектов Российской Федерации. Разработку программ газификации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы публичной власти федеральной территории) совместно с единым оператором газификации (региональным оператором газификации).

Реализацию программ газификации осуществляет единый оператор газификации (региональный оператор газификации) совместно с газораспределительными организациями (пункт 3 (1)).

Согласно пункту 4 Правил, программы газификации, в числе прочего, содержат:

а) паспорт программы газификации, в котором указаны: цели и задачи программ газификации; ответственный исполнитель и соисполнители программы газификации; участники программы газификации; целевые показатели программы газификации;

б) план мероприятий программы газификации с указанием объектов, планируемых к строительству, реконструкции и подключению, а также мероприятий, связанных с регистрацией в установленном порядке газораспределительной организацией права собственности на объекты газораспределения, являющиеся бесхозяйными, источников их финансирования, сроков их реализации и ожидаемых результатов, в том числе на территориях опережающего социально – экономического развития;

в) сводный план мероприятий по основным целевым показателям программы газификации по форме, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации;

г) мероприятия по подготовке населения к использованию газа, в том числе информирование населения о сроках, порядке, об условиях подключения к газораспределительным сетям, о прогнозной стоимости газа, расчете максимальной потребности населенного пункта в газе, выделении в установленном порядке земельных участков для размещения объектов, используемых для обеспечения населения газом, а также строительство газораспределительных сетей (при необходимости), перевод котельных на природный газ, сжиженный углеводородный газ и сжиженный природный газ (при необходимости);

е) сводный план – график догазификации по форме согласно приложению №1;

ж) пообъектный план – график догазификации по форме согласно приложению №2.

На основании пункта 7 Правил Программы газификации формируются на 10 лет и утверждаются руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (руководителями исполнительно – распорядительного органа федеральной территории). При необходимости в программы газификации вносятся изменения в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 г. №903 Губернатором Смоленской области издан Указ от 24 декабря 2021 г. №138 «Об утверждении Региональной программы газификации жилищно – коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории Смоленской области, на 2021 – 2030 годы», паспорт которой содержит сведения:

- об ответственном исполнителе – Департаменте Смоленской области по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству;

- о соисполнителях мероприятий Программы – Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, Департаменте Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Департаменте Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию);

- об участниках Программы – ПАО «Газпром» (по согласованию), ООО «Газпром межрегионгаз» (по согласованию), ООО «Газпром газификация» (по согласованию), ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» (по согласованию), АО «Газпром газораспределение Смоленск» (по согласованию), ОГКУ «Управление капитального строительства Смоленской области) органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию);

- об объемах и источниках финансирования Программы, в том числе по источникам финансирования:

- в 2021 г.: федеральный бюджет – 3,96 млн. рублей, областной бюджет – 26,42 млн. рублей, местные бюджеты – 0,68 млн. рублей, средства ПАО «Газпром» - 1710,0 млн. руб., средства ООО «Газпром межрегионгаз» - 3303,0 млн. рублей, средства ООО «Газпром газификация» - 383,05 млн. рублей, средства АО «Газпром газораспределение Смоленск» - 199,2 млн. рублей;

- в 2022 г.: федеральный бюджет – 0,0 млн. рублей, областной бюджет – 14,0 млн. рублей, местные бюджеты – 0,0 млн. рублей, средства ПАО «Газпром» - 374,9 млн. рублей, средства ООО «Газпром межрегионгаз» - 1992,5 млн. рублей, средства ООО «Газпром газификация» - 1167,6 тыс. рублей, средства АО «Газпром газораспределение Смоленск» - 97,9 млн. рублей.

В рамках осуществления мероприятий по подготовке населения к использованию газа на органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области возложена обязанность по выделению в установленном порядке земельных участков для размещения объектов, используемых для обеспечения населения газом.

Разделом 8 Региональной программы предусмотрено, что управление реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем (Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству), который осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Программы, проводит анализ достижения целевых показателей Программы, организовывает совещания для решения текущих вопросов, связанных с реализацией мероприятий Программы, разрабатывает нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы, при необходимости вносит изменения в Программу.

Соисполнители мероприятий Программы в срок, установленный ответственным исполнителем Программы, представляют необходимую информацию для проведения мониторинга, подготовки годового отчета о ходе реализации Программы.

Участники мероприятий Программы в срок, установленный ответственным исполнителем Программы, представляют необходимую информацию для подготовки годового отчета о ходе реализации Программы, а также несут ответственность за соблюдение сроков выполнения намеченных Программой мероприятий.

Пообъектным планом – графиком догазификации Смоленской области (приложение №4) предусмотрено выполнение, среди прочих, следующих мероприятий в ..., необходимых для создания технической возможности подключения домовладений: строительство газопровода – ввода по адресам: ..., ..., ..., ..., ..., а также строительство газораспределительной сети на адресу: .... Срок проведения перечисленных мероприятий – ...

Изложенное свидетельствует о том, что во исполнение вышеперечисленных требований законодательства, регулирующих организацию газоснабжения в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно – коммунального хозяйства, на территории Смоленской области разработана Региональная программа газификации жилищно – коммунального хозяйства, предусматривающая, в том числе, выполнение в ... мероприятий по газоснабжению микрорайона .... Ответственным исполнителем указанной Программы является Департамент Смоленской области по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству, а орган местного самоуправления муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области – одним из соисполнителей и участников Программы (по согласованию).

Поскольку строительства газораспределительной сети и газопроводов – вводов в указанном микрорайоне, установленный Региональной программой, на момент обращения прокурора с настоящим иском в суд не наступил, а также, учитывая, что Администрация муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области не является ответственным исполнителем по выполнению перечисленных мероприятий,ввиду осуществления их реализации единым оператором газификации (региональным оператором газификации) совместно с газораспределительными организациями, в данном случае – с АО «Газпром газораспределение Смоленск», оснований для возложения на ответчика обязанности по строительству газопровода в указанном населенном пункте не имеется.

Обязанность органов местного самоуправления муниципальных образований осуществлять строительство газопровода вне разработанной и утвержденной в установленном порядке программы газификации жилищно – коммунального хозяйства и без согласования выполнения перечисленных мероприятий с единым оператором газификации (региональным оператором газификации) и газораспределительными организациями, действующим законодательством не предусмотрено. Об этом же свидетельствует и паспорт Региональной программы, утвержденной Указом Губернатора Смоленской области от 24 декабря 2021 г. №138, предусматривающий источники финансирования Программы в 2021 – 2030 г.г. за счет средств федерального и областного бюджетов, а также средств ПАО «Газпром», ООО «Газпром межрегионгаз», ООО «Газпром газификация», АО «Газпром газораспределение Смоленск». Финансирование Региональной программы за счет средств местных бюджетов, начиная с ..., не предусмотрено (0,00 млн. руб.).

Ссылка прокурора на постановление Администрации Смоленской области от 3 сентября 2020 г. №547 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 26 декабря 2020 г. №843),которым утверждена программа газификации жилищно – коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории Смоленской области, финансируемой за счет специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, на 2021 г., без запланированных мероприятий по газификации микрорайона Дуброво, при наличии действующей Региональной программы, предусматривающей выполнение таких мероприятий, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.

Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что, исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 г. №903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно – коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций», Указа Губернатора Смоленской области от 10 сентября 2016 г. №903, органы местного самоуправления муниципальных образований, являясь соисполнителями и участниками Программы, обязаны выделить в установленном законом порядке земельные участки для размещения объектов, используемых для обеспечения населения газом.

Данная обязанность исполнена Администрацией муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области в полном объеме, путем выполнения работ по формированию и постановке земельного участка под газопровод на кадастровый учет. Кроме того, ответчиком выделены денежные средства из бюджета муниципального образования на изготовление проектно – сметной документации на строительство газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов микрорайона ..., проведения государственной экспертизы проекта. Выполнение органом местного самоуправления указанных мероприятий по газоснабжению населенного пункта, а также последующая подача заявок на включение в программу газификации Смоленской области, явилось следствием включения работ по строительству газораспределительной сети и газопроводов – вводов в указанном микрорайоне г. ... в Региональную программу газоснабжения Смоленской области.

Таким образом, оснований полагать, что Администрацией муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области не исполнена обязанность по организации газоснабжения микрорайона ..., не имеется.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.

Доводы апелляционного представления не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

При таком положении, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о пределила:

решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 5 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционное представление заместителя Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 26 июля 2022 г.