ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-176/2023 от 01.08.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-176/2023Судья: Баринова Н.С.

Дело № 33-11449/2023

УИД 52RS0025-01-2023-000069-95

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кутыревой Е.Б.

судей Кочетковой М.В., Корниловой О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе МБДОУ детский сад [номер] «Колосок»

на решение Вачского районного суда Нижегородской области от 28 апреля 2023 года

по иску прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад [номер] «Колосок» об обязании в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте учреждения план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год и отчет о выполнении муниципального задания за 2022 год,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Корниловой О.В., судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 областного суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Вачского района Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ детский сад [номер] «Колосок» об обязании в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте учреждения план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год и отчет о выполнении муниципального задания за 2022 год.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Вачского района во исполнение организационно-распорядительных документов прокуратуры области проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, законодательства о некоммерческих организациях, путем мониторинга информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что по состоянию на [дата] на официальном сайте МБДОУ детский сад [номер] «Колосок» (https://ds8kolosok.edusite.ru) не размещены план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год и отчет о выполнении муниципального задания за 2022 год.

Неразмещение указанных сведений и документов на официальном сайте учреждения подтверждается актом проверки от [дата], скриншотами страниц сайта.

Выявленные нарушения влекут за собой нарушение прав граждан на доступ к информации о деятельности муниципального бюджетного учреждения.

Бездействие ответчика по размещению необходимой информации не отвечает требованиям создания правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов местного самоуправления и организаций необходимой информацией, не обеспечивает принципы открытости, прозрачности и гласности деятельности ответчика, ограничивает право неопределенного круга лиц на доступность информации.

В судебном заседании прокурор Вачского района Нижегородской области ФИО6 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Решением Вачского районного суда Нижегородской области от 28 апреля 2023 года постановлено: исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад [номер] «Колосок», удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад [номер] «Колосок» в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу разместить на официальном сайте учреждения план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год и отчет о выполнении муниципального задания за 2022 год.

В апелляционной жалобе МБДОУ детский сад [номер] «Колосок» поставлен вопрос об отмене состоявшегося решения суда первой инстанции как вынесенного в отсутствие представителя МБДОУ детский сад [номер] «Колосок» в судебном заседании [дата].

Прокурором Вачского района Нижегородской области поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующим выводам.

Как установлено статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

На основании части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пунктов 8 и 9 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно подпункту 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно подпунктам «в», «и» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются в том числе мероприятия по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, осуществлению контроля за их функционированием и мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

В силу пункта 30 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 21 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».

Предоставление информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещение на официальном сайте в сети Интернет и ведение указанного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Согласно статье 36 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) принцип прозрачности (открытости) означает обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

В соответствии с пунктом 10 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 государственное задание, распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в государственном задании, утвержденном федеральному государственному учреждению, между созданными им в установленном порядке обособленными подразделениями и отчет о выполнении государственного задания, формируемый согласно пункту 47 настоящего Положения, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, размещаются в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru), а также могут быть размещены на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, и на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» федеральных государственных учреждений.

Аналогичные положения содержатся в пункте 7 Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение) работ в отношении муниципальных учреждений Вачского муниципального округа Нижегородской области и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от [дата][номер].

Приказом Минфина России от 21 июля 2011 года № 86н утвержден Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта (далее - Порядок).

Пунктом 6 Порядка установлено, что размещать информацию на официальном сайте должны, в том числе муниципальные бюджетные учреждения.

Учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, определенных настоящим пунктом, путем предоставления через официальный сайт электронных копий документов, в том числе государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ); плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (для автономных и бюджетных учреждений.

В случае принятия новых документов и (или) внесения изменений в документы, информация из которых была ранее размещена на официальном сайте, учреждение, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документов или внесения изменений в документы, предоставляет через официальный сайт уточненную структурированную информацию об учреждении с приложением соответствующих электронных копий документов (пункт 15).

Согласно пункту 7 Порядка, на основании документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде, в которую включаются показатели согласно приложению к настоящему Порядку, сгруппированные по следующим разделам: информация о государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и его исполнении.

Подпунктом 9 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, в том числе, государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ).

В силу статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательные организации обеспечивают открытость и доступность копий локальных нормативных актов, в том числе плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации.

Приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 утверждены Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», согласно которым главная страница подраздела «Финансово-хозяйственная деятельность» должна содержать, в том числе копию плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации (пункт 3.10).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на официальном сайте МБДОУ детский сад [номер] «Колосок» (https<данные изъяты>) не размещены план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год и отчет о выполнении муниципального задания за 2022 год, что влечет за собой нарушение прав граждан на доступ к информации о деятельности муниципального бюджетного учреждения.

До настоящего времени нарушения законодательства на доступ к информации о деятельности муниципального бюджетного учреждения не устранены.

Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Бюджетного кодекса РФ, Приказа Минфина России от 21 июля 2011 года № 86н, установив, что бездействие ответчика выразившееся в не размещении информации на официальном сайте образовательного учреждения плана финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год и отчета о выполнении муниципального задания за 2022 год влечет за собой нарушение прав граждан на доступ к информации о деятельности муниципального бюджетного учреждения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности участия представителя ответчика МБДОУ детский сад [номер] «Колосок» в судебном заседании [дата] являются безосновательными.

В силу части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи (часть 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (абзац второй части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов гражданского дела, судебное извещение, содержащее сведения о времени и месте разбирательства гражданского дела, назначенного к рассмотрению на [дата], получено представителем МБДОУ детский сад [номер] «Колосок» [дата].

Согласно пункту 3 части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле считаются извещенными надлежащим образом судом, если судебное извещение вручено представителю лица, участвующего в деле.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчик считается надлежащим образом извещенным о судебном заседании, назначенном на [дата].

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в том числе на заявление ходатайств непосредственно в судебном заседании, поэтому не могло являться препятствием для рассмотрения судом первой инстанции гражданского дела по существу.

Иных доводов апелляционная жалоба заявителя не содержит.

При таком положении нет оснований считать, что, рассматривая гражданское дело, суд неправильно применил нормы материального права. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Вачского районного суда Нижегородской области от 28 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МБДОУ детский сад [номер] «Колосок» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата]