ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-1638/2020 председательствующий судья первой инстанции Федоренко Э.Р.
№ 2-1771/2019 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Курская А.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2020 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Курской А.Г.,
судей Беляевской О.Я., Романовой Л.В.
при секретаре Корнивецкой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску заместителя прокурора Железнодорожного района г. Симферополя в интересах субъекта Российской Федерации в лице Министерства топлива и энергетики Республики Крым к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымгазсети» о признании незаконными действий, понуждении совершить определенные действия, третьи лица - Акционерное общество «Крымтеплоэлектроцентраль», Совет Министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Комитет имущественных и земельных отношений Государственного Совета Республики Крым,
по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района г. Симферополя – Кабакова О.К., на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 ноября 2019 года,
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора Железнодорожного района г. Симферополя в интересах субъекта Российской Федерации в лице Министерства топлива и энергетики Республики Крым в соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымгазсети» о признании незаконными действий, понуждении совершить определенные действия, в обоснование заявленных требований указал о том, что в ходе проведенной прокуратурой Республики Крым проверки был выявлен факт неправомерного демонтажа участка подземного газопровода среднего давления диаметром 250 мм, протяжённостью 350 метров на объекте: «Расширение ТЭЦ «Сакских тепловых сетей» с установкой ПГУ -120 МВт 1 этап» со стороны АО «Крымтеплоэлектроцентраль». Демонтаж, ликвидация, списание имущества Республики Крым, в данном случае газопровода среднего давления, допускается исключительно при наличии специального разрешения собственника, что предусмотрено пунктом 4 статьи 4 Закона Республики Крым от 25.12.2014 года № 51-ЗРК «О порядке списания имущества Республики Крым. До получения разрешения на списание имущества разборка, демонтаж или ликвидация имущества не допускается. Проведенной прокуратурой проверкой установлено что АО «Крымтеплоэлектроцентраль» в нарушение вышеуказанных требований закона самовольно, в отсутствие правового акта Совета Министров Республики Крым произвело демонтаж участка подземного газопровода среднего давления диаметром 250 мм, протяженностью 350 м. на объекте «Расширение ТЭЦ «Сакский тепловых сетей» с установкой ПГУ - 120 МВт 1 этап». По результатам проверки на имя Гендиректора ГУП РК «Крымгазсети» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере управления и распоряжения государственной собственностью. Своими действиями должностные лица ГУП РК «Крымгазсети» нарушают порядок списания имущества Республики Крым, предусмотренный Законом Республики Крым от 25.12.2014 года 51-ЗРК «О порядке списания имущества Республики Крым», что приводит к ухудшению состояния имущества, являющегося собственностью Республики Крым.
Учитывая вышеизложенное, заместитель прокурора Железнодорожного района г. Симферополя просит признать действия ГУП РК «Крымгазсети» по непринятию мер по списанию демонтированного газопровода среднего давления диаметром 250 мм, протяженностью 350 метров на объекте: «Расширение ТЭЦ «Сакских тепловых сетей» с установкой ПГУ - 120 МВт 1 этап», не соответствующими требованиям действующего законодательства: обязать ГУП РК «Крымгазсети» выполнить требования по списанию имущества демонтированного указанного газопровода, предусмотренные Законом Республики Крым от 25.12.2014 года № 51-ЗКР «О порядке списания имущества Республики Крым», путем создания комиссии по списанию имущества Республики Крым и проведения заседания комиссии в предусмотренном законодательством срок: подготовить акт о списаним имущества Республики Крым с приложением документов, предусмотренных ст. 17 вышеуказанного закона и направления в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым пакета документов для принятия решения о согласовании (отказе в согласовании) списания имущества; на основании решения Совета Министров Республики Крым о списании (согласовании списания) имущества все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта иного оборудования или дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания оприходовать с отображением на соответствующих счетах бухгалтерского учета, в течении двух месяцев со дня получения решения о согласовании (отказе в согласовании) списания имущества.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Железнодорожного района г. Симферополя в интересах субъекта Российской Федерации в лице Министерства топлива и энергетики Республики Крым к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымгазсети» о признании незаконными действий, понуждении совершить определенные действия - отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, прокурор Железнодорожного района г. Симферополя – Кабаков О.К., 16 декабря 2019 года, подал апелляционное представление, в котором просил оспариваемый судебный акт отменить и постановить новое решение, которым удовлетворить исковые требования прокурора, предъявленные в интересах субъекта Российской Федерации в лице Министерства топлива и энергетики Республики Крым к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымгазсети» о признании незаконным действия, понуждению совершить определенные действия.
В доводах апелляционного представления заявитель указывает на то, что заявленные прокурором требования направлены на защиту публичных интересов Республики Крым с целью обеспечения исполнения комплекса действий, связанного с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств либо выбывшего из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, что влечет нарушения интересов Республики Крым в связи с невыполнением обязанности по учету, сохранности и эффективности использования имущества Республики Крым, переданного в хозяйственное ведение предприятия, в том числе при приведении земельного участка в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства на котором располагался подземный газопровод, которые предусмотрены требованиями ст. ст. 29, 30, 31 Закона Республики Крым № 51-ЗРК.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Согласно п. 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Юнусов К.А., представитель ответчика ГУП РК «Крымгазсети» - ФИО1, представить третьего лица АО «Крымтеплоэлектроцентраль» - ФИО2
Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, путем направления судебного почтового уведомления.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверив в соответствии со ст.ст. 327, 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционного представления прокурора Железнодорожного района г. Симферополя – Кабакова О.К., исследовав имеющиеся в деле доказательства, считает, что оснований для удовлетворения апелляционного представления не имеется, по таким основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Рассмотрением дела установлено, что Приказом Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 01.09.2014 года №41 утверждены результаты инвентаризации ГУП РК «Крымгазсети» объектов системы газоснабжения, расположенных на территории Республики Крым, находящиеся в эксплуатации Г1АО «Крымгаз», на основании договора о предоставлении права хозяйственного ведения государственного имущества, заключенного с Министерством энергетики и угольной промышленности Украины.
Во исполнение постановления Государственного совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2032-6/14 «Об обеспечении функционирования системы газоснабжения Республики Крым», распоряжения Совета Министров Республики Крым от 19.08.2014 «О внесении изменений в распоряжение Совета Министров Республики Крым от 24.06.2014 № 574-р», распоряжения Совета Министров Республики Крым от 19.08.2014 года № 802-р «О ликвидации Крымского Республиканского предприятия по эксплуатации инженерных сетей и передаче имущества» и приказа Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 21.08.2014 года №29 «О вопросах управления имуществом ГУП РК «Крымгазсети», на основании акта приема-передачи имущества от 01.09.2014 года ПАО «Крымгаз» передал, а ГУП РК «Крымгазсети» принял имущество, являющегося государственной собственностью Республики Крым в соответствии с положениями №1,2,3,4.
Согласно выписки из приложения №1 перечня объектов системы газоснабжения, расположенных на территории Республики Крым к акту приема-передачи имущества, являющегося собственностью Республики Крым от 01.09.2014, за ГУП РК «Крымгазсети» закреплены объекты газоснабжения, в том числе газопровод <адрес>, протяженностью 1, 694 км, диаметром 250-89 мм, инвентарный №
В рамках реализаций постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2017 года№ 683 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения долгосрочных конкурсных отборов мощности новых генерирующих объектов в целях предупреждения дефицита электрической энергии и мощности», распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.07.2017 года №1571-р АО «Крымтеплоэлектроцентраль» осуществляет строительство парогазовой установки РГУ-120 МВт в г. Саки Республики Крым.
С целью реализации вышеуказанного проекта, между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и АО «Крымтеплоэлектроцентраль» заключен договор аренды земельного участка от 21.08.2017 № № о передаче во временное владение и пользование земельного участка площадью 123353 кв.м. из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым с видом разрешенного использования - «Производственная деятельность».
При проведении работ по строительству парогазовой установки РГУ 120 МВт на вышеуказанном земельном участке выявлено наличие газопровода среднего давления, который проходил в местах расположения зданий и сооружений объекта по расширению ТЭЦ Сакских тепловых сетей. Вышеуказанный газопровод в нарушение требований действующего законодательства незаконно 18.07.2018 года демонтирован АО «Крымтеплоэлектроцентраль».
Законом Республики Крым от 25.12.2014 года № 51-ЗРК «О порядке списания имущества Республики Крым (далее - Закон №51-ЗРК) регулируются отношения, возникающие при списании имущества Республики Крым, в том числе, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными органами Республики Крым, государственными унитарными (казенными) предприятиями, автономными, бюджетными и казенными учреждениями.
В соответствии с п.4 ст. 4 Закона №51-ЗРК до получения разрешения на списание имущества его разборка, демонтаж или ликвидация не допускаются.
Согласно п.3 ст. 3 № 51-ЗКР субъектами списания имущества Республики Крым являются государственные унитарные (казенные) предприятия Республики Крым.
В соответствии с п.1 ст.8 № 51-ЗКР списание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за государственным унитарным (казенным) предприятием, осуществляется государственным унитарным (казенным) предприятием ер отношении недвижимого имущества независимо от его стоимости и движимого балансовой стоимостью свыше 200000 рублей за инвентарную единицу при наличии согласования исполнительного органа государственной власти Республики Крым, к ведению которого относится государственное унитарное(казенное) предприятие, на основании решения Совета министров Республики Крым, согласованного с соответствующим профильным комитетом Государственного Совета Республики Крым.
В целях подготовки и принятия решения по вопросам списания имущества Республики Крым создается Комиссия по списанию имущества Республики Крым. Комиссия создается распорядительным актом руководителя государственного унитарного (казенного) предприятия - для списания имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за государственным унитарным „(казенным) предприятием. Впоследствии комиссия исследует имущество Республики Крым, подлежащее списанию с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации, и подготавливает акт о списании имущества Республики Крым в зависимости от вида списываемого имущества, и включающий компетентные выводы Комиссии.
Исполнительный орган государственной власти Республики Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым после согласования с Комитетом имущественных и земельных отношений Государственного Совета Республики Крым рассматривает пакет документов и принимает решение о согласовании (отказ в согласовании) списания имущества. На основании решения соответствующих органов о списании (согласовании с) имущества осуществляется его списание в течении двух месяцев со дня получения указанных решений.
В целях выполнения Закона Республики Крым «О списании имущества Республики Крым» (№ ЗРК/20І4) по списанию данного газопровода, между ГУП РК «Крымгазсети» и АО «Крымтеплоэлектроцентраль» заключен Договор № от 30.01.2019 г. о возмещении фактических затрат (компенсации) по реконструкции (переносу) объекта: «Газопровод <адрес> (инв. №)» (л.д.40-46).
Пунктом 1.3 данного договора предусмотрено, что конкретные объемы работ, проведение которых требуется для выполнения реконструкции (переустройства, переноса) объектов ГУП РК «Крымгазсети» (Балансодержателя), а также затраты на их выполнение, подлежат определению, в том числе с учетом проектно-сметной документации, разработанной в целях реконструкции Объектов Балансодержателя и имеющей положительное заключение уполномоченной организации по проведению экспертизы о соответствии ее требования нормативных актов в области проектирования и строительства. Выполнение проектных работ включает в себя: комплекс проектно-изыскательных, землеустроительных и кадастровых работ, проведение экспертизы инженерных изысканий, проекта и проверку достоверности определения сметной стоимости, реконструкции (переустройства, переноса) объектов Балансодержателя. Мероприятия осуществляемые ГУП РК «Крымгазсети» (Балансодержателем), включают утилизацию демонтированного газопровода, переключение, вынос устройство в другой конфигурации и в другом месте объектов Балансодержателя, отключение, включение абонентов, изменение и/или иных параметров объектов Балансодержателя, а также иные необходимые мероприятия, в том числе по освобождению территории для строительства и созданию условий для ввода объекта в эксплуатацию, в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией.
Согласно п. 3.1 Договора № от 30.01.2019 г., настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 30 июня 2020 года.
Суд первой инстанции указал, что на момент рассмотрения дела подрядчиком ОО СК «Крымгазспецстрой» выполняются инженерно-геодезические изыскания по данному объекту на основании договора от 14.06.2019 года №.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком ГУП РК «Крымгазсети» порядок списания демонтированного газопровода среднего давления диаметром 250 мм, протяженностью 350 метров на объекте: «Расширение ТЭЦ «Сакских тепловых сетей» с установкой ПГУ - 120 МВт 1 этап» выполняется без нарушений, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, проанализировав положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению поскольку порядок списания демонтированного газопровода среднего давления диаметром 250 мм., протяженностью 350 метров на объекте «Расширение ТЭЦ «Сакских тепловых сетей» с установкой ПГУ-120 МВт 1 этап» выполняется без нарушений.
При этом суд первой инстанции обоснованно учел доводы АО «Крымтец» о том, что вынос участка газопровода осуществлен со стороны АО «Крымтэц» исключительно по согласованию с ГУП РК «Крымгазсети», работы по переносу участка подземного газопровода среднего давления диаметром 250 мм., протяженностью 350 метров на объекте «Расширение ТЭЦ «Сакских тепловых сетей» с установкой ПГУ-120 МВт 1 этап» проводились в рамках указанного проекта на основании утвержденной документации, поэтому действия АО «Крымтэц» при переносе газопровода не являлись самовольными.
Кроме того, как следует из ТУ, выданных ГУП РК «Крымгазсети», АО «Крымтэц» согласовывался перенос части (участка) действующего подземного газопровода, протяженность 350 метров из 1694 метров объекта недвижимости.
Доводы прокурора, изложенные в апелляционном представлении, которые фактически сводятся к тому, что поскольку иск подан в интересах государства, то все участники данных правоотношений должны учитывать прежде всего интересы государства, не могут быть приняты во внимание как основание для отмены решения суда. Государство и иные участники правоотношений: юридические лица, физические лица в сложившихся гражданских правоотношениях имеют равные права (ст. 2 ГК РФ). Ответчик имеет право на выполнение определенной процедуры по техническим условиям. Правоотношения в данном вопросе носят длящийся характер, предполагают необходимость соблюдения соответствующей процедуры и выполнения ряда предварительных условий, времени и средств. Вместе с тем имеется заключенный договор на выполнение работ, который находится в стадии исполнения и действует до 30.06.2020 года. Стороны договора не находятся в субординационных отношениях соподчинения, а являются равными участниками правоотношений, не вытекающих из субординационного соподчинения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 ноября 2019 года оставить без изменения.
Апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Симферополя – Кабакова О.К., оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи