ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-177/2021 от 18.05.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Быченко С.И. дело №33-8345/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Простовой С.В.,

судей Голубовой А.Ю., Перфиловой А.В.,

при секретаре Иванкович В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-177/2021 по иску Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» в лице Ростовской группы заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта обособленного структурного подразделения Дирекции по капитальной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта – филиала ОАО «РЖД», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, о понуждении к совершению действий, по апелляционной жалобе ОАО «РЖД» на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 12 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Голубовой А.Ю., судебная коллегия

установила:

Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с указанным иском, указав в его обоснование, что Кавказской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства при возведении объекта «Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая- Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла СКЖД. Реконструкция станции Тихорецкая. Этап 2. Строительство главных путей направления Сальск-Краснодар» и объекта «Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла СКЖД. Реконструкция станции Тихорецкая. Этап 3. Реконструкция парка «К».

Постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596 утверждена Государственная программа «Развитие транспортной системы» (далее - Программа), таблицей № 2 Приложения № 1 которой предусмотрен федеральный проект «Железнодорожный транспорт и транзит», увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна до 125,1 млн. тон, в том числе путем комплексной реконструкции участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск Котельниково-Тихорецкая-Кореновск с обходом Краснодарского узла СКЖД, а именно строительство главных путей направления Сальск –Краснодар и реконструкции парка «К».

В целях возведения Объекта между заказчиком - ОАО «РЖД», в лице начальника филиала - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта, и генподрядчиком - АО «РЖДстрой» 22.12.2015 заключен договор генерального подряда на строительство объекта по титулу: «Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла СКЖД. Реконструкция станции Тихорецкая».

В ходе проверки в октябре 2020 года прокуратурой установлено, что строительство осуществляется в отсутствие разрешения на строительство. Положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию строительства Объекта не получено.

Из ответа Ростовской группы заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта обособленного структурного подразделения Дирекции по капитальной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиала ОАО «РЖД» следует, что срок получения положительного заключения государственной экспертизы - январь 2021 года.

В настоящее время строительство ведется на основании проектной документации, не прошедшей государственную экспертизу и без разрешения на строительство, что не позволяет гарантировать соблюдение норм и требо­ваний к строительству.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с указанным иском, в котором просил обязать ОАО «РЖД» в лице Ростовской группы заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта обособленного структурного подразделения Дирекции по капитальной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиала ОАО «РЖД» в течение 4-х месяцев со дня вступления решения в законную силу, с учетом сроков, необходимых для получения положительного заключения государственной экспертизы, направить заявление о выдаче разрешения на строительство объекта «Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла СКЖД. Реконструкция станции Тихорецкая. Этап 2. Строительство главных путей направления Сальск - Краснодар» и объекта «Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая- Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла СКЖД. Реконструкция станции Тихорецкая. Этап 3. Реконструкция парка «К» в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 12 января 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, представитель ОАО «РЖД» подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик указывает на недостаточность срока исполнения решения суда, поскольку подача заявления требует осуществление большого числа мероприятий.

Апеллянт считает, что принятое решение не отвечает требованиям исполнимости.

На апелляционную жалобу поступили возражения прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в отсутствии истца, извещенного надлежащим образом, выслушав представителя апеллянта, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

На основании ч. 19 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешения органы.

Кроме этого, в силу ч. 5 ст. 52 ГрК РФ, в случае, если в соответствии с ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, извещение о начале таких работ.

Согласно ч. 7 ст. 49 ГрК РФ срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать сорок два рабочих дня. Указанный срок может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на двадцать рабочих дней.

На основании п.п. 2, 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора.

В соответствии с абз. 8 пп. б п. 2 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, организуется и проводится в отношении объектов, строительство или реконструкция которых обеспечивается с привлечением средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, или юридических лиц, доля Российской Федерации в уставном капитале которых составляет более 50 процентов.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела следующее.

22.12.2015 между ОАО «РЖД» (заказчик) и АО «РДЖстрой» (исполнитель) был заключен договор № 1/Р, по условиям которого подрядчик принимает на себя подряд на строительство объекта: Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла СКЖД. Реконструкция станции Тихорецкая.

Во исполнение условий указанного договора ОАО «РЖД» был выполнен определенный объем работы, а именно строительство второго пути на участке Ея-Ровное, которое завершено на 78 % и строительство второго пути на участке Ровное-Порошинское, готовность которого составляет 84 %. Реконструкция станции «Тихорецкая» составляет 55 %, что следует из письма исх. № 5918/ДКОС-Юг от 05.10.2020.

Как следует из объяснений ФИО7, являющегося инспектором по качеству и приемке строительно-монтажных работ производственно-технического отдела ДКРС-Юг, отобранных помощником Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры 29.10.2020, в настоящее время ОАО «РЖД» ведутся строительно-монтажные работы в рамках реализации проекта «Комплексная реконструкция участка Котельниково-Тихорецкая-Кореновск-Тимашевская-Крымская с обходом Краснодарского узла СКЖД. Реконструкция станции Тихорецкая», однако разрешение на строительство такого объекта получено не было, хотя само строительство ведется с июля 2020 года.

Разрешение на строительство указанного объекта (первый этап) №23-000-2481-2020МС было выдано ФАУ «Главгосэкспертиза России» 05.08.2020.

Как следует из письменных пояснений представителя ответчика длительная невозможность получения разрешения была обусловлена необходимостью неоднократного внесения изменений в существующий проект, многочисленными корректировками технического задания, допущенными сотрудниками ФАУ «Главгосэкспертиза России» ошибками и подготовкой проекта в целом без учета технической документации. Кроме того, представитель ответчика указывает, что необходимые правоустанавливающие документы, в частности на земельные участки, отсутствуют в силу различных факторов.

Проанализировав представленные истцовой стороной доказательства, на основании изложенного выше, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку из материалов дела видно и не отрицалось самим ответчиком, что разрешение на строительство объектов во исполнение заключенного договора № 1/Р от 22.12.2015 не получено, строительство объектов производится без получения необходимой разрешительной документации и заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», государственный строительный надзор не осуществляется, что является нарушением императивных положений ГрК РФ и свидетельствует об обоснованности предъявленного прокурором иска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку считает, что возведение объекта без разрешения на строительство и без осуществления государственного строительного надзора, предназначенного для перевозки железнодорожным транспортом пассажиров, опасных грузов влияет на состояние его безопасности. Последующая эксплуатация объекта, построенного с такими нарушениями, угрожает безопасности движения железнодорожного транспорта.

Доводы апелляционной жалоба не влекут отмену решения суда, поскольку не содержит доводов, объективно опровергающих выводы суда первой инстанции.

Доводы жалобы о недостаточности установленного срока для исполнения решения суда, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку срок для устранения нарушений установлен судом исходя из конкретных обстоятельств дела, строительства объекта, построенного без разрешения на строительство и без осуществления государственного строительного надзора, что создает угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта.

Предоставление более длительного срока исполнения решения, отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц, в связи с чем доводы жалобы о недостаточности срока исполнения решения суда являются несостоятельными.

Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора, установленных судом.

Доводы жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, в то время как суд апелляционной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов и устанавливает только правильность применения и толкования норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, в связи с чем решение должно быть оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 12 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2021 года.