Судья Сысоева Н.В. Дело № 33 –1595
№ 2-177/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Руденко Н.В.,
судей Федоришина А.С., Шустовой И.Н.,
при помощнике судьи Кукушкиной О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ШАГ на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 10 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Федоришина А.С., представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО1, возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ШАГ обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на получение сертификата на областной материнский (семейный) капитал, указав, что (дата) родила дочь ШПБ, (дата) – сына ШРБ, а (дата) – дочь ШОБ, однако ответчиком ей отказано в выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал по причине того, что она не являлась гражданской Российской Федерации, и не проживала на территории Смоленской области в течение одного года на момент рождения дочери ШОБ.
ШАГ и ее представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО3 требования не признала, указав, что у истца отсутствует право на получение сертификата на областной капитал, так как истец на момент рождения ребенка не являлась гражданкой РФ и проживала на территории Смоленской области менее одного года.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 10 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований ШАГ отказано.
В апелляционной жалобе ШАГ просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Принятый Смоленской областной Думой 30.11.2016 областной закон N 130-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих трех и более детей, на территории Смоленской области" устанавливает на территории Смоленской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.
По смыслу п. 1 ч. 1 ст. 3 вышеназванного областного закона право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области не менее одного года на момент рождения (усыновления) ребенка (детей): у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка начиная с 1 января 2017 года (в том числе в случае смерти первого, второго и (или) третьего ребенка, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения), если ранее им не был выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал в соответствии с настоящим законом или областным законом от 28 февраля 2008 года N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" (далее - областной закон "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области").
Следовательно, установив на территории Смоленской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств областного бюджета, законодатель вправе был установить и порядок распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала.
Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области (ч. 2 ст. 5 областного закона N 130-з).
В силу ч. 6 ст. 5 областного закона от30.11.2016 N 130-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются, в частности, отсутствие права на дополнительные меры поддержки в соответствии с настоящим законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ШАГ 01.04.2011 вышла замуж за ШБМ и была зарегистрирована в г. Турсунзаде Республика Таджикистан. Там же родила дочь ШПБ, (дата) года рождения и сына ШРБ, (дата) года рождения.
Согласно миграционной карты, ШАГ прибыла в Российскую Федерацию 23.03.2018 со сроком пребывания до 20.06.2018.
05.04.2018 ШАГ. подано заявление о выдаче разрешения на временное проживание в РФ.
Из представленной копии паспорта гражданина Республики Таджикистан усматривается, что 30.05.2018 ШАГ разрешено временное проживание на территории Смоленской области до 30.05.2021.
С 08.06.2018 года ШАГ временно зарегистрирована по адресу: .... После получения 05.06.2019 ШАГ. вида на жительство иностранного гражданина, она с 27.06.2019 постоянно зарегистрирована по указанному адресу.
(дата) ШАГ родила третьего ребенка, дочь – ШОБ, место рождения: ...
20.06.2020 УМВД России по Смоленской области ШАГ выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии №
Поскольку вышеназванный областной закон связывает возможность предоставления меры социальной поддержки в виде областного материнского (семейного) капитала лишь при наличии ряда условий, к которым отнесено указание на необходимость матери ребенка состоять в гражданстве Российской Федерации на момент рождения ребенка, а также принимая во внимание, что в данном случае указанное условие не соблюдено – российское гражданство истцом приобретено уже после рождения третьего ребенка, а на момент рождения третьего ребенка (дата) являлась гражданкой Республики Таджикистан, суд пришел к выводу о правомерности оспариваемого отказа Департамента в предоставлении ШАГ средств областного материнского капитала, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы истца о том, что время приобретения гражданства Российской Федерации не может влиять на выдачу сертификата на областной материнский (семейный) капитал, основаны на неправильном толковании норм материального права. Закон Смоленской области от 28.02.2008 N 15-з не предусматривает возможности предоставления сертификата на областной материнский (семейный) капитал женщине, не являющейся на момент рождения второго ребенка или последующих детей гражданкой РФ, как не предусматривает он и возникновение права на данную меру социальной поддержки со дня получения женщиной российского гражданства, поскольку указанное право возникает при рождении второго и последующих детей, а не в момент обращения матери последних в уполномоченный орган с заявлением о выдаче названного сертификата.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент рождения третьего ребенка период проживания ШАГ на территории Смоленской области составляет более одного года, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку ШАГ 08.06.2018 временно зарегистрирована в Смоленская области, а (дата) она родила третьего ребенка.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ШАГ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи