ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-177/2022 от 07.07.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0004-01-2022-000229-26

строка 171, г/п 3000 руб.

Судья Мой А.И.

Докладчик Эпп С.В. Дело № 33-3761/2022 7 июля 2022 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Хмара Е.И.,

судей Сафонова Р.С., Эпп С.В.,

при секретаре судебного заседания Ершовой Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-177/2022 по иску прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» и Министерству здравоохранения Архангельской области об устранении нарушений законодательства в сфере здравоохранения по апелляционным жалобам ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» и Министерства здравоохранения Архангельской области на решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 19 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Эпп С.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Виноградовского района Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам с иском об устранении нарушений законодательства в сфере здравоохранения. В обоснование требования указано, что в нарушение законодательства о здравоохранении в фельдшерско-акушерских пунктах ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» не осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей и гостей, проживающих и пребывающих в указанных населенных пунктах, в том числе несовершеннолетних, нуждающихся в незамедлительном приобретении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с доступностью в пределах населенного пункта, вынужденных добираться до ближайших частных аптечных организаций в п. Рочегда и п. Березник Виноградовского района, Архангельской области, неся соответствующие временные затраты и риски для жизни. Считает, что обязанность организовать финансирование организации осуществления районной больницы розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах подлежит возложению на министерство здравоохранения области. Просит суд обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных по адресу: дер. Гридинская, д. 53; ул. Юбилейная, д. 1 в д. Моржегоры; ул. Новая, д. 2 в д. Уйта; ул. Школьная, д. 13 в п. Воронцы; д. Осиново, д. 144; д. Топса, д. 177; ул. Набережная им. Ленина, д. 1 в п. Шидрово; д. Яковлевская, д. 42А; д. Усть-Вага, д. 93; д. Кургомень, д. 55а; д. Наволок, д. 25; ул. Советская, д. 19 в д. В. Кица; д. Ростовское, д. 44; ул. Центральная, д. 19 в п. Карговино; ул. Набережная, д. 1 А, п. Пянда, ул. Школьная, д. 6, п. Важский, Виноградовского района, Архангельской области, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н. Возложить на министерство здравоохранения Архангельской области обязанность организовать финансирование организации осуществления государственным бюджетным учреждением здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных по адресу: дер. Гридинская, д. 53; ул. Юбилейная, д. 1 в д. Моржегоры; ул. Новая, д. 2 в д. Уйта; ул. Школьная, д. 13 в п. Воронцы; д. Осиново, д. 144; д. Топса, д. 177; ул. Набережная им. Ленина, д. 1 в п. Шидрово; д. Яковлевская, д. 42А; д. Усть-Вага, д. 93; д. Кургомень, д. 55а; д. Наволок, д. 25; ул. Советская, д. 19 в д. В. Кица; д. Ростовское, д. 44; ул. Центральная, д. 19 в п. Карговино; ул. Набережная, д. 1 А, п. Пянда, ул. Школьная, д. 6, п. Важский, Виноградовского района, Архангельской области, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Старший помощник прокурора Воронцова С.М. поддержала заявленный иск по основаниям, изложенным в нем.

Представитель ответчика ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» Клыков А.В. в судебном заседании с требованиями истца не согласился, пояснив, что обязанности по продаже лекарственных препаратов в фельдшерско-акушерских пунктах у районной больницы нет.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Архангельской области, надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.

Решением Виноградовского районного суда Архангельской области от 19 апреля 2022 года постановлено: «Исковые требования прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» и Министерству здравоохранения Архангельской области об устранении нарушений законодательства в сфере здравоохранения удовлетворить.

Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных по адресу: дер. Гридинская, д. 53; ул. Юбилейная, д. 1 в д. Моржегоры; ул. Новая, д. 2 в д. Уйта; ул. Школьная, д. 13 в п. Воронцы; д. Осиново, д. 144; д. Топса, д. 177; ул. Набережная им. Ленина, д. 1 в п. Шидрово; д. Яковлевская, д. 42А; д. Усть-Вага, д. 93; д. Кургомень, д. 55а; д. Наволок, д. 25; ул. Советская, д. 19 в д. В. Кица; д. Ростовское, д. 44; ул. Центральная, д. 19 в п. Карговино; ул. Набережная, д. 1 А, п. Пянда, ул. Школьная, д. 6, п. Важский, Виноградовского района, Архангельской области, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н.

Возложить на министерство здравоохранения Архангельской области обязанность организовать финансирование организации осуществления государственным бюджетным учреждением здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных по адресу: дер. Гридинская, д. 53; ул. Юбилейная, д. 1 в д. Моржегоры; ул. Новая, д. 2 в д. Уйта; ул. Школьная, д. 13 в п. Воронцы; д. Осиново, д. 144; д. Топса, д. 177; ул. Набережная им. Ленина, д. 1 в п. Шидрово; д. Яковлевская, д. 42А; д. Усть-Вага, д. 93; д. Кургомень, д. 55а; д. Наволок, д. 25; ул. Советская, д. 19 в д. В. Кица; д. Ростовское, д. 44; ул. Центральная, д. 19 в п. Карговино; ул. Набережная, д. 1 А, п. Пянда, ул. Школьная, д. 6, п. Важский, Виноградовского района, Архангельской области, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».

С данным решением не согласились представители ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Архангельской области, в апелляционных жалобах просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы и.о. главного врача ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» Конев М.С. указывает, что судом не приведен ни один нормативно-правовой акт обязывающий Учреждение осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах.

Считает, что ссылка в решении суда на п. 11 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, указанный в приложении № 15 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н, согласно которому основными задачами деятельности фельдшерско-акушерских пунктов является, в том числе, реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций, не может являться основанием для удовлетворения требований прокурора, поскольку реализация лекарственных средств и розничная торговля ими не являются тождественными понятиями.

Полагает, что учреждение здравоохранения, исходя из своих возможностей, вправе осуществлять данный вид деятельности, но не обязано. Указывает, что в выписке из ЕГРЮЛ не содержится сведений о виде деятельности больницы по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами. Понуждая Учреждение заниматься розничной торговлей лекарственными препаратами, прокуратура вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность, что недопустимо.

В обоснование своей апелляционной жалобы представитель Министерства здравоохранения Архангельской области Коробейников Д.Е. указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда грубо противоречат положениям законодательства Российской Федерации, что подтверждается судебной практикой.

Требование об организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами по существу является требованием к медицинской организации осуществлять предпринимательскую деятельность в определенных местах, что противоречит положениям Конституции РФ о свободе экономической деятельности. Лицензия на осуществление какой-либо деятельности является правом, а не обязанностью осуществлять соответствующую деятельность.

Ссылаясь на положения ст. 38, 69.2 Бюджетного кодекса РФ считает, что орган государственной власти субъекта РФ, в случае, когда для осуществления полномочий требуется оказание услуг за счет бюджетных средств, вправе утверждать соответствующее государственное задание и финансировать путем предоставления субсидий бюджетным учреждениям, которые будут своими силами и средствами выполнять и оказывать указанные услуги. Вышеуказанные субсидии могут передаваться бюджетному учреждению исключительно на оказание им услуг в установленных основных видах деятельности. Розничная торговля лекарственными препаратами не является основным видом деятельности ГБУЗ «Виноградовская ЦРБ», в связи с чем использование средств субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на организацию осуществления розничной торговли лекарственными препаратами является недопустимым и нарушающим законодательство РФ.

Указал, что 18 апреля 2022 года в адрес суда по электронной почте направлено сообщение о необходимости анализа дополнительной информации в отношении перечня ФАП, однако суд при наличии возможности отложить судебное разбирательство для выяснения позиции министерства вынес решение после первого судебного заседания. Полагает, что суд с недостаточной степенью внимания отнесся к рассмотрению дела, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, оставил без внимания позицию ответчиков по делу.

В дополнениях к апелляционной жалобе указал, что министерством в период рассмотрения дела совместно с государственными медицинскими организациями Архангельской области в рабочем порядке формировались планы мероприятий по реализации на территории Архангельской области проекта «ФАПтека», который предполагает развитие практики осуществления розничной торговли лекарственными препаратами обособленными подразделениями государственных медицинских организаций, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Розничная торговля лекарственными препаратами в рамках оказания каких-либо видов медицинской помощи не осуществляется, ее связь с процессом оказания первичной медико-санитарной помощи законодательством РФ не предусмотрена.

Деятельность ФАП, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, финансируется за счет нескольких источников, в том числе средств обязательного медицинского страхования, распорядителем которых министерство не является.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы участвующий в деле прокурор Воронцова С.М. с доводами апелляционных жалоб не согласилась, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

До рассмотрения апелляционных жалоб в судебном заседании в суд апелляционной инстанции 6 июля 2022 года поступило заявление от прокурора Виноградовского района Архангельской области, в котором содержится отказ от исковых требований к Министерству здравоохранения Архангельской области об обязании организовать финансирование организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных по адресу: дер. Гридинская, д. 53; ул. Юбилейная, д. 1 в д. Моржегоры; ул. Новая, д. 2 в д. Уйта; ул. Школьная, д. 13 в п. Воронцы; д. Осиново, д. 144; д. Топса, д. 177; ул. Набережная им. Ленина, д. 1 в п. Шидрово; д. Яковлевская, д. 42А; д. Усть-Вага, д. 93; д. Кургомень, д. 55а; д. Наволок, д. 25; ул. Советская, д. 19 в д. В. Кица; д. Ростовское, д. 44; ул. Центральная, д. 19 в п. Карговино; ул. Набережная, д. 1 А, п. Пянда, ул. Школьная, д. 6, п. Важский, Виноградовского района, Архангельской области. В остальной части просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав представителей ответчиков, поддержавших доводы апелляционных жалоб по изложенным основаниям, прокурора, поддержавшего заявление о частичном отказе от исковых требований, не согласившегося с доводами апелляционных жалоб и поддержавшего доводы возражений в остальной части исковых требований, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнений и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда в их пределах, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд в защиту интересов Российской Федерации. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, в том числе и право на отказ от иска. При отказе прокурора от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Отказ от иска в части закону не противоречит и не нарушает права и законные интересы других лиц. Последствия отказа от иска прокурору известны и понятны.

Судебная коллегия принимает частичный отказ от иска, поскольку он не противоречит закону и прекращает производство по делу.

При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу, поэтому производство по настоящему делу по иску прокурора к ответчику Министерству здравоохранения Архангельской области о возложении обязанности организовать финансирование организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах подлежит прекращению, решение в соответствующей части подлежит отмене.

С решением суда в остальной части, по иску прокурора по требованиям к ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, судебная коллегия соглашается, оснований для отмены решения в указанной части не находит в связи со следующим.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно п. 2.1, 2.4 Устава ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» целью деятельности учреждения является реализация прав человека и гражданина в области здравоохранения, обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, для достижения уставных целей учреждение осуществляет также фармацевтическую деятельность.

В структуру ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» входят фельдшерско-акушерские пункты, в том числе, расположенные по адресу: дер. Гридинская, д. 53; ул. Юбилейная, д. 1 в д. Моржегоры; ул. Новая, д. 2 в д. Уйта; ул. Школьная, д. 13 в п. Воронцы; д. Осиново, д. 144; д. Топса, д. 177; ул. Набережная им. Ленина, д. 1 в п. Шидрово; д. Яковлевская, д. 42А; д. Усть-Вага, д. 93; д. Кургомень, д. 55а; д. Наволок, д. 25; ул. Советская, д. 19 в д. В. Кица; д. Ростовское, д. 44; ул. Центральная, д. 19 в п. Карговино; ул. Набережная, д. 1 А, п. Пянда, ул. Школьная, д. 6, п. Важский.

Согласно п. 1.3 Устава ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства здравоохранения Архангельской области (далее – учредитель).

В фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных по адресу: дер. Гридинская, д. 53; ул. Юбилейная, д. 1 в д. Моржегоры; ул. Новая, д. 2 в д. Уйта; ул. Школьная, д. 13 в п. Воронцы; д. Осиново, д. 144; д. Топса, д. 177; ул. Набережная им. Ленина, д. 1 в п. Шидрово; д. Яковлевская, д. 42А; д. Усть-Вага, д. 93; д. Кургомень, д. 55а; д. Наволок, д. 25; ул. Советская, д. 19 в д. В. Кица; д. Ростовское, д. 44; ул. Центральная, д. 19 в п. Карговино; ул. Набережная, д. 1 А, п. Пянда, ул. Школьная, д. 6, п. Важский, на территории которых нет аптечных организаций, в соответствии с лицензией от 12.07.2019 № ЛО-29-02-001132 разрешено осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.

Согласно информации администрации Виноградовского муниципального округа аптеки и аптечные пункты на территории Виноградовского района расположены только в п. Березник и п. Рочегда. В населенных пунктах, где расположены ФАПы, поименованные в исковом заявлении, проживает население от 49 до 549 человек, при этом расстояния составляют до п. Березник или Рочегда от 3 до 60 км.

Разрешая спор, руководствуясь ст. 7, 41 Конституции РФ, ст. 2, 4, 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приняв во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности обращения прокурора с иском, поскольку не осуществление в фельдшерско-акушерских пунктах в вышеуказанных населенных пунктах розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, препятствует реализации принципов охраны здоровья и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов, может привести к нарушению прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Согласно статей 4 и 10 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, помимо прочего, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу пункта 5 статьи 19 указанного закона пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 69 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Из статьи 79 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации следует, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (ч. 1 ст. 55 указанного закона).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, которое устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к Положению.

Согласно п. 11 Приложения № 15 к Положению одной из основных задач ФАПа является реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.

Согласно п. 2.2, 2.3 Устава ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» для достижения уставных целей учреждение осуществляет основные виды деятельности, финансируемые из средств областного бюджета и основные виды деятельности, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области. Также для достижения уставных целей учреждение осуществляет иные виды деятельности, в том числе фармацевтическую деятельность.

Постановлением Минздрава АО от 27.08.2018 N 10-пз утвержден Перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах Архангельской области, в которых отсутствуют аптечные организации, в который включена Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница», а также утвержден перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями.

Установив, что в населенных пунктах, где находятся указанные в иске фельдшерско-акушерские пункты, нет аптечных организаций, суд первой инстанции справедливо отметил, что граждане, проживающие в таких населенных пунктах фактически лишены возможности приобрести лекарственные препараты для медицинского применения по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, что может повлечь реальную угрозу жизни и здоровья людей.

Довод ответчика о том, что не осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения на ФАПах связано с необходимостью обучения медицинских работников указанной деятельностью, приобретением необходимого оборудования, заключению договоров на поставку лекарственных препаратов, отсутствием медицинских работников обоснованно отклонен судом первой инстанции, доказательств того, что ответчиком предпринимались все возможные меры для достижения той цели деятельности учреждения, для которой оно создано, в части реализации прав и гарантий граждан в надлежащем обеспечении лекарственными препаратами, не предоставлено, вопросы же связанные с организацией и финансированием данной деятельности не могут освобождать ответчика от исполнения основных задач деятельности ФАПов, входящих в его структуру.

Вопреки доводам апелляционных жалоб о нарушении судом принципа свободы экономической деятельности, об отсутствии в законодательстве прямого возложения обязанности по организации розничной торговли лекарственными препаратами, указанная обязанность медицинской организации следует из вышеуказанных нормативных актов, обратное противоречило бы установленному Конституцией РФ праву каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, основным принципам охраны здоровья в Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, а также свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8). Свобода предпринимательской деятельности, не являясь абсолютной, может быть ограничена федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Предусмотренная законом обязанность медицинской организации обеспечить розничную торговлю лекарственными препаратами фельдшерско-акушерскими пунктами, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, не свидетельствует о нарушении свободы экономической деятельности.

Иные доводы апелляционных жалоб ответчиков направлены на субъективное толкование норм материального и процессуального права, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако не опровергают их, и не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о неправильности принятого судом решения.

Довод апелляционной жалобы ответчика Министерства здравоохранения Архангельской области о рассмотрении дела в первом судебном заседании при наличии возможности отложения для выяснения позиции министерства признается судом апелляционной инстанции необоснованным, поскольку спор рассмотрен судом в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя указанного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просившего об отложении дела.

Ссылки ответчиков на апелляционные определения не могут быть приняты во внимание, так как они приняты по конкретному спору, исходя из доводов сторон, и преюдициального значения в силу статья 61 ГПК РФ не имеют.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции определены верно на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы оснований к отмене или изменению оспариваемого решения в части по иску прокурора по требованиям к ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

принять отказ прокурора Виноградовского района Архангельской области от исковых требований в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Архангельской области о возложении обязанности организовать финансирование организации осуществления государственным бюджетным учреждением здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах.

Решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 19 апреля 2022 года в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Архангельской области организовать финансирование организации осуществления государственным бюджетным учреждением здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах отменить.

Производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ГБУЗ Архангельской области «Виноградовская ЦРБ» и Министерства здравоохранения Архангельской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.И. Хмара

Судьи

Р.С. Сафонов

С.В. Эпп