ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1785/2021 от 08.06.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-1891/2021

Судья Сергеева Д.П.

(дело в суде первой инстанции №2-1785/2021,

УИД 75RS0001-02-2021-001235-25)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кардаша В.В.

судей Комковой С.В., Процкой Т.В.

при секретаре Воложанине С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 8 июня 2021 года гражданское дело по иску (ФИО 1) к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края (межрайонному) о признании отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным, возложении обязанности совершить действия

по апелляционной жалобе представителя УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) ФИО1

на решение Центрального районного суда г. Читы от 31 марта 2021 года, которым постановлено:

исковые требования (ФИО 1) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) о признании отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным, возложении обязанности совершить действия, удовлетворить.

Признать незаконным уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 29.01.2021 года.

Обязать УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) осуществить перечисление средств материнского (семейного) капитала (ФИО 1) в размере 82 500 руб. по заявлению от 21.01.2021 года.

Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия

установила:

Обращаясь в суд, (ФИО 1) ссылалась на то, что заключила с ИП ФИО2 договор на содержание, присмотр и уход за ребенком, индивидуальный предприниматель имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, привлекает к работе наемных сотрудников. Истец обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала. Решением УПФР (ГУ) в г. Чите (межрайонного) от 29 января 2021 года ей отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по мотиву того, что перечисление данных средств на счета индивидуальных предпринимателей не предусмотрено. Данный отказ нарушает право истца на использование дополнительных мер государственной поддержки. Просила признать незаконным уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 29 января 2021 года на имя истца и восстановить нарушенное право путем перечисления средств материнского капитала по заявлению от 21 января 2021 года в размере 82500 рублей, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины (л.д. 7-8).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 53-57).

В апелляционной жалобе представитель УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) ФИО1 считает решение суда незаконным и необоснованным. 21 января 2021 года (ФИО 1) обратилась в УПФР (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в сумме 82500 рублей по каждому заявлению на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов: на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации. К заявлению приложена копия договора возмездного оказания услуг от 25 августа 2020 года, предметом которого является предоставление образовательных услуг и услуг по дневному уходу за ребенком (ФИО 3) в период с 1 сентября 2020 года по 31 июля 2021 года, стоимость услуг – 7500 рублей за каждый месяц посещения, также представлена копия дополнительного соглашения, копия лицензии на право ИП ФИО2 оказывать образовательные услуги. Решением начальника УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) от 29 января 2021 года отказано в удовлетворении заявления в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Данный Федеральный закон не предусматривает возможность направления средств материнского (семейного) капитала на оплату образовательных услуг и иных расходов, связанных с получением образования, по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями. Ссылаясь на пункт 3 статьи 7, части 1, 3, 4 статьи 11 Федерального закона №256-ФЗ, пункты 8.1-8.3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №926, статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 23, 48 ГК РФ, судебную практику, указывает, что образовательной организацией может быть лишь некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом. Просит решение районного суда отменить (л.д. 61-62).

В суд апелляционной инстанции третье лицо ИП ФИО2 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) ФИО3, истца (ФИО 1) обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно свидетельствам о рождении <данные изъяты> от 21 июля 2016 года, <данные изъяты> от 05 декабря 2017 года (ФИО 1) является матерью (ФИО 2), <Дата> года рождения, (ФИО 3), <Дата> года рождения (л.д.11-12).

Из материалов дела следует и судом установлено, что 28 августа 2020 года индивидуальный предприниматель ФИО2, действующая на основании свидетельства о государственной регистрации и лицензии Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 4 июня 2018 года, (исполнитель) и (ФИО 1) (заказчик) заключили договор возмездного оказания услуг, по условиям которого исполнитель предоставляет образовательные услуги в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и услуги по дневному уходу за ребенком, основанные на сохранении и безопасности жизни ребенка, уважении к его личности, недопущении любых форм физического и психологического насилия, укреплении нравственного, физического и психического здоровья, эмоционального благополучия ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, а заказчик оплачивает названные услуги (пункт 1.1).

Исполнитель обязуется зачислить ребенка в детский сад с 01 сентября 2020 года (пункт 2.1).

Оплата услуг осуществляется на основе предоплаты, авансовым платежом в размере 100% (абонемент) за период не менее одного календарного месяца.

Расчетный период с 1 по 5 число каждого месяца.

Стоимость настоящего договора составляет 7500 рублей за каждый месяц посещения(пункты 9.1, 9.2, 9.3) (оборотная сторона л.д.27-29).

В соответствии с дополнительным соглашением к договору возмездного оказания услуг от 28 августа 2020 года пункт 9.1 дополнен следующим содержанием: оплата может вноситься как ежемесячно, так и в виде предоплаты единовременным платежом за последующие периоды путем безналичного перечисления средств на расчетный счет детского сада из средств материнского (семейного) капитала в соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №926.

В случае превышения перечисленных средств материнского (семейного) капитала над фактическими расходами на указанные цели по причине отсутствия ребенка по уважительным причинам, поступившие средства засчитываются в счет уплаты очередного периода. В случае прекращения или расторжения настоящего договора, неиспользованные средства возвращаются в Отделение Пенсионного фонда РФ (пункт 1).

Период действия настоящего соглашения с 01 сентября 2020 года по 31 июля 2021 года.

Размер платежа для направления органом Пенсионного фонда средств материнского (семейного) капитала на оплату услуг по уходу, присмотру и образованию ребенка за месяц составляет 7500 рублей. Оплату родительского взноса из средств материнского (семейного) капитала за период с 01 сентября 2020 года по 31 июля 2021 года в размере 82500 рублей допускается произвести до 1 марта 2021 года (пункты 2, 4) (л.д.30).

Как следует из дополнительного соглашения к договору возмездного оказания услуг от 01 сентября 2020 года пункт 9.1 дополнен следующим содержанием: оплата может вноситься как ежемесячно, так и в виде предоплаты единовременным платежом за последующие периоды путем безналичного перечисления средств на расчетный счет детского сада из средств материнского (семейного) капитала в соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №926.

В случае превышения перечисленных средств материнского (семейного) капитала над фактическими расходами на указанные цели по причине отсутствия ребенка по уважительным причинам, поступившие средства засчитываются в счет уплаты очередного периода. В случае прекращения или расторжения настоящего договора, неиспользованные средства возвращаются в Отделение Пенсионного фонда РФ (пункт 1).

Период действия настоящего соглашения с 01 сентября 2020 года по 31 июля 2021 года.

Размер платежа для направления органом Пенсионного фонда средств материнского (семейного) капитала на оплату услуг по уходу, присмотру и образованию ребенка за месяц составляет с 01 сентября 2020 года по 31 марта 2021 года 7500 рублей (52500 рублей за период), 01 апреля 2021 года по 31 июля 2021 года 10000 рублей (40000 рублей за период). Оплата родительского взноса из средств материнского (семейного) капитала за период с 01 сентября 2020 года по 31 июля 2021 года в размере 92500 рублей (пункты 2, 4) (л.д.41).

Согласно дополнительному соглашению к договору возмездного оказания услуг от 01 апреля 2021 года внесены в договор следующие изменения:

пункт 9.2 изложен в следующей редакции: датой расчета считается дата зачисления в детский сад и производится ежемесячно.

пункт 9.3 изложен в следующей редакции: стоимость настоящего договора составляет 10000 рублей за каждый месяц посещения.

Дополнительное соглашение распространяется с 01 апреля 2021 года (л.д.42).

21 января 2021 года (ФИО 1) обратилась в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, серия и номер сертификата <данные изъяты>, в котором просила направить часть средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов: на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации в размере 82500 рублей. К заявлению прилагается договор между образовательным учреждением и лицом, получившим сертификат, паспорт, (л.д. 24-26).

Как следует из решения, уведомления об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 29 января 2021 года ГУ УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) приняло решение об отказе в удовлетворении заявления (ФИО 1) на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации в сумме 82500 рублей в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ, указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом (согласно статье 11 Закона №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года средства материнского (семейного) капитала направляются на получение образования ребенком в образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг. Перечисление средств материнского (семейного) капитала на счета индивидуальных предпринимателей не предусмотрено) (л.д. 9, 23, 33).

ФИО2 15 марта 2015 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия <данные изъяты>, выпиской ЕГРИП от 30 апреля 2020 года (л.д. 36-38).

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края выдало лицензию от 4 июня 2018 года серия <данные изъяты> на осуществление образовательной деятельности ИП ФИО2, ОГРНИП , частный детский сад «<данные изъяты>», на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии. Лицензия предоставлена бессрочно. Лицензия предоставлена на основании приказа министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 4 июня 2018 года . Лицензия имеет приложение (приложения), являющееся ее неотъемлемой частью.

Согласно приложению к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 4 июня 2018 года , указано общее образование, уровень образования – дошкольное образование (л.д. 10, 31-32, 39-40).

Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что индивидуальный предприниматель ФИО2 имеет необходимые для осуществления образовательной деятельности разрешительные документы, решение УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) от 29 января 2021 года незаконное, в связи с чем на ответчика возложена обязанность осуществить перечисление средств материнского (семейного) капитала (ФИО 1) в размере 82500 рублей по заявлению от 21 января 2021 года.

Судебная коллегия соглашается с суждениями районного суда, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и представленных в материалы дела доказательствах, оценка которым дана в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, выводы суда в полной мере согласуются с материальным законом.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что, решением начальника УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) от 29 января 2021 года отказано в удовлетворении заявления в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; данный Федеральный закон не предусматривает возможность направления средств материнского (семейного) капитала на оплату образовательных услуг и иных расходов, связанных с получением образования, по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями; ссылки на пункт 3 статьи 7, части 1, 3, 4 статьи 11 Федерального закона №256-ФЗ, пункты 8.1-8.3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №926, статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 23, 48 ГК РФ, судебную практику, с указанием, что образовательной организацией может быть лишь некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, не могут быть приняты.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на получение образования ребенком (детьми).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 8 Федерального закона №256-ФЗ в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 11 Федерального закона №256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг; на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №926, средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг; на оплату иных связанных с получением образования расходов, предусмотренных пунктами 6 и 8(1) настоящих Правил.

Согласно пункту 8(1) Правил №926 средства могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

При направлении средств на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, к заявлению о распоряжении средствами прилагается договор между организацией и лицом, получившим сертификат, включающий в себя обязательства организации по содержанию ребенка (детей) и (или) присмотру и уходу за ребенком (детьми) в организации и расчет размера платы за содержание ребенка (детей) и (или) присмотр и уход за ребенком (детьми) в организации (пункт 8(2) Правил №926).

В силу пункта 8(3) Правил №926 средства направляются на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором между организацией и лицом, получившим сертификат, включающим в себя обязательства организации по содержанию ребенка (детей) и (или) присмотру и уходу за ребенком (детьми) в организации и расчет размера платы за содержание ребенка (детей) и (или) присмотр и уход за ребенком (детьми) в организации, путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) данной организации, указанные в договоре между организацией и лицом, получившим сертификат.

Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяющей основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, предусмотрено:

18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

34) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Частями 2-4 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Образовательные программы определяют содержание образования (часть 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (пункт 1 части 3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (часть 6 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (часть 1 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (часть 3).

При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляются сведения о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности (часть 5).

В силу статьи 90 Федерального закона № 273-ФЗ государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование образовательной деятельности; государственную аккредитацию образовательной деятельности; государственный контроль (надзор) в сфере образования.

В силу частей 1, 2 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

По смыслу приведенных норм в совокупности, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, реализующим программу дошкольного образования, относятся также индивидуальные предприниматели, данная образовательная деятельность подлежит лицензированию, в отношении нее не проводится государственная аккредитация, и средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком в таких организациях.

Учитывая, что индивидуальный предприниматель ФИО2 имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, оказывает образовательные услуги по реализации программы дошкольного образования, средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком истца у данного индивидуального предпринимателя.

При этом следует учитывать, что дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе, и возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала), предусмотрены законодателем в целях создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, в частности, реализацию дополнительных возможностей для детей в сфере образования.

Право на получение ребенком за счет средств материнского (семейного) капитала образования в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, имеющих право на оказание соответствующих образовательных услуг, не подлежит умалению путем ограничительного толкования закона, в противном случае произойдет отрыв от общего принципа его реализации, вытекающего из толкования правовых норм в их совокупности.

При таких условиях решение районного суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 31 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: В.В.Кардаш

Судьи: С.В.Комкова

Т.В.Процкая