ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-178/20 от 26.05.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Ермакова Л.А. №33-1298/2020

Дело №2-178/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2020 года г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Никоненко Т.П.

судей: Алексеевой О.Б., Мацкив Л.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Новиковой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 13 февраля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Никоненко Т.П., пояснения представителя ответчика Фирсовой Л.И. в поддержание доводов жалобы и представителя третьего лица МУЭП «Корохоткинское» Бовина И.В. об отмене решения суда, возражения представителя истца Поповой Е.В. и представителя третьего лица Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Хохлова Ю.А. с оставлением решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

прокурор Смоленского района Смоленской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. В обоснование требований указал, что в 2014 году ООО «Домостроительная компания» завершило строительство многоквартирных домов в д. Быльники Смоленского района по адресам: ..., водоотведение которых осуществляется посредством вновь возведенной канализационной насосной станции и наружной сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм протяженностью 1536,3 м.п., канализационных колодцев из сборных ж/б элементов диаметром 2000 мм в количестве 6 шт. При этом канализационная насосная станция, участок канализационной сети, протяженностью 1427,76 м.п., а также канализационные колодцы в количестве 4 шт. расположены в границах Корохоткинского сельского поселения. Указанные объекты в реестре муниципальной собственности не числятся, сведения о собственнике и зарегистрированных правах отсутствуют. После завершения строительства ООО «Домостроительная компания» по акту приема-передачи от 06.06.2014 передала указанные объекты на содержание и обслуживание муниципальному образованию «Печерское сельское поселение». Полагает, что у Администрации муниципального образования «Печерское сельское поселение» отсутствовали правовые основания для принятия на себя обязательств по содержанию и обслуживанию объектов водоотведения, поскольку они расположены на территории Корохоткинского сельского поселения, а данное имущество является бесхозяйным. При этом органом местного самоуправления, на территории которого оно расположено, в нарушение требований действующего законодательства не принимаются меры для постановки на учет объектов водоотведения в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Отсутствие собственника объектов недвижимости влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического состояния инженерного объекта, а также несвоевременное проведение ремонтных работ. В соответствии со схемой водоснабжения Корохоткинского сельского поселения, утв. решением Совета депутатов Корохоткинского с/п от 28.07.2014 №71, централизованная система водоотведения имеется в п. Гедеоновка и д. Магалинщина. Предоставлением услуг водоотведения занимается МУЭП «Корохоткинское», однако в нарушение ч. 1 ст. 12 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» зона деятельности гарантирующей организации в сфере водоотведения в установленном порядке не определена. С момента строительства сетей канализации от жилой застройки в д. Быльники актуализация схемы водоснабжения и водоотведения Корохоткинского сельского поселения не производилась.

Просит суд обязать Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области:

- в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи канализационной насосной станции с кадастровым номером , расположенной в д. Быльники Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, и участка сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм, протяженностью 1427,76 м.п., а также канализационных колодцев из сборных ж\б элементов диаметром 2000 мм в количестве 4 шт., расположенных в Корохоткинском сельском поселении, Смоленского района Смоленской области;

- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить гарантирующую организацию для системы водоотведения многоквартирных жилых домов по адресу: ... в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении и передать указанной организации по передаточному акту канализационную насосную станцию с кадастровым номером , расположенную в д. Быльники Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, и участок сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм, протяженностью 1427,76 м.п., а также канализационные колодцы из сборных ж\б элементов диаметром 2000 мм в количестве 4 шт., расположенных в Корохоткинском сельском поселении, Смоленского района Смоленской области;

- в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу актуализировать схему водоснабжения Корохоткинского сельского поселения в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.09.2013 №782;

- в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить зону деятельности по организации водоотведения МУЭП «Корохоткинское».

В судебном заседании помощник прокурора Родин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Фирсова Л.И. требования в части возложения обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов водоотведения и определении для системы водоотведения гарантирующей организации не признала, пояснив, что строительство указанных объектов осуществлялось ООО «Домостроительная компания» на основании технических условий, выданных ООО «Печерское». Распоряжением Главы Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 28.06.2012 разрешено подключение комплекса жилой застройки в д. Быльники к очистным сооружениям в с. Печерск, ул. Пионерская, находящимся на праве собственности у Администрации Печерского сельского поселения. После завершения строительства объекты водоотведения, в том числе находящиеся на территории Корохоткинского сельского поселения, были переданы по акту приема-передачи от 06.06.2014 Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на содержание и обслуживание. Система водоотведения представляет собой единый комплекс, находящийся на обслуживании у ООО «Печерское». С момента получения разрешения на ввод в эксплуатацию системы водоотведения до возникновения неисправности, вопрос о признании недвижимой вещи бесхозяйной не поднимался, собственники жилых помещений осуществляют плату за водоотведение ООО «Печерское».

Представитель третьего лица - Администрации Печерского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Хохлов Ю.А. полагал заявленные требования в части возложения на ответчика обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов водоотведения, находящихся на территории Корохоткинского сельского поселения, законными и обоснованными, разрешение остальных требований оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - МУЭП «Корохоткинское» Бовин И.В. возражал против удовлетворения иска, указав, что система водоотведения представляет собой единый комплекс технически связанных между собой инженерных сооружений. Сточные воды от многоэтажной застройки д. Быльники поступают на очистные сооружения, находящиеся в муниципальной собственности Печерского сельского поселения. ООО «ЖЭК» принимает от населения плату за водоотведение, Администрация Печерского сельского поселения приняла на баланс указанные объекты, в связи с чем на последнего должна быть возложена обязанность по оформлению и регистрации права собственности. Полагает, что указанные объекты не являются бесхозяйными.

Представитель ООО «Жуковская энергетическая компания», МУП «Печерские коммунальные системы» Русаков В.В. не возражал против удовлетворения иска, пояснив, что ООО «Жуковская энергетическая компания» в настоящее время является управляющей компанией жилых домов в д. Быльники, оплата за водоотведение осуществляется потребителями непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. Система водоотведения, находящаяся на территории Корохоткинского сельского поселения, на балансе МУП «Печерские коммунальные системы» никогда не стояла.

Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 13 февраля 2020 иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области просит решение суда отменить в части возложения на администрацию обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи и по передаче гарантирующей организации по передаточному акту указанных объектов недвижимости, в оспариваемой части требований отказать, считает, что именно на Администрацию муниципального образования «Печерское сельское поселение» должна быть возложена обязанность по регистрации права собственности на централизованную систему водоотведения, согласно принятым на себя обязательствам при приеме 06.06.2014 на баланс, обслуживание и эксплуатацию наружные сети канализации, проходящие по землям Печерского и Корохоткинского сельских поселений, а также канализационно-насосную станцию. В случае исполнения решения суда, централизованная система водоотведения от многоэтажной жилой застройки в д. Быльники, которая строилась как единая система, окажется разделенной на две части, что существенно затруднит ее дальнейшую эксплуатацию. Также указывает, что спорный участок водоотведения не индивидуализирован (не поставлен на кадастровый учет, не измерен, земельный участок не сформирован, не указана площадь земельного участка и.т.д.).

В письменных возражениях помощник прокурора Смоленского района Родин А.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения (том 2 л.д. 209-2011).

В судебное заседание Судебной коллегии третьи лица ООО «Жуковская энергетическая компания», МУП «Печерские коммунальные системы» не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежаще судом апелляционной инстанции. Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с положениями ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Смоленского района Смоленской области требований.

Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в деле доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения.

Судом первой инстанции установлено, что сведения об объектах недвижимости - канализационная насосная станция, участок канализационной сети, протяженностью 1427,76 м.п, а также канализационные колодцы в количестве 4 шт., расположенных в границах Корохоткинского сельского поселения, отсутствуют в реестре муниципального имущества как Корохоткинского сельского поселения, так и Печерского сельского поселения Смоленской области (том 1 л.д. 29 оборотная сторона, 30).

Отсутствие в ЕГРН сведений о правах на указанные объекты следует из Уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.07.2019 (том 1 л.д. 30 оборотная сторона).

Таким образом, канализационная насосная станция, участок канализационной сети, протяженностью 1427,76 м.п, а также канализационные колодцы в количестве 4 шт., расположенные в границах Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, являются бесхозяйной вещью в соответствии с п. 1 ст. 255 ГК РФ, согласно которому бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую отказался.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из материалов дела, водоотведение многоквартирных домов, расположенных в д. Быльники Смоленского района Смоленской области по адресам: ..., с момента завершения их строительства в 2014, осуществляется посредством вновь возведенной канализационной насосной станции и наружной сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм протяженностью 1536,3 м.п., канализационных колодцев из сборных ж/б элементов диаметром 2000 мм в количестве 6 шт, подключенных к очистным сооружениям, расположенным по адресу: с. Печерск, ул. Пионерская. Указанные очистные сооружения находятся в муниципальной собственности Печерского сельского поселения.

06.06.2014 Администрация Печерского сельского поселения по акту приема-передачи приняла на содержание и обслуживание канализационную насосную станцию для жилой застройки д. Быльники, в том числе наружные инженерные коммуникации:

- проходящие на землях Печерского сельского поселения: наружные сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм протяженностью 108,54 м.п., канализационные колодцы из сборных ж/б элементов диаметром 2000 мм в количестве 2;

- проходящие на землях Корохоткинского сельского поселения: наружные сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм протяженностью 1427,76 м.п., канализационные колодцы из сборных ж/б элементов диаметром 2000 мм в количестве 4. Согласно акта по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию от 06.06.2014, на балансе и в эксплуатации Администрации Печерского сельского поселения Смоленской области находятся канализационная насосная станция (КНС) и внеплощадочный напорный коллектор (том 1 л.д. 17).

На кадастровый учет канализационная насосная станция поставлена 16.10.2014 с присвоением кадастрового номера (л.д. 14-16).

Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2).

Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" одна из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного, и действующее законодательство носит императивный характер по предписанию в обязательном порядке постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.

Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда, учитывает, что непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные объекты водоснабжения или водоотведения, установлению их владельца может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права граждан и юридических лиц.

Поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, находящегося на территориях этих муниципальных образований, вывод суда о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет названного объекта на администрацию Корохоткинского сельского поселения является обоснованным, а доводы жалобы о возложении данной обязанности на Администрацию муниципального образования «Печерское сельское поселение» - несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что спорный участок водоотведения не индивидуализирован, что приведет к неисполнению решения, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку вопрос об исполнении решения суда будет решаться в рамках исполнительного производства судебным приставом исполнителем.

Доводы жалобы о неделимости централизованной системы водоотведения от многоэтажной жилой застройки в д. Быльники, судебной коллегией отклоняются, так как к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения относится как водоснабжение и водоотведение населения, так и выявление и учет бесхозяйного недвижимого имущества только в границах соответствующего муниципального образования.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к повторному изложению позиции, высказанной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, а также фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Смоленского районного суда Смоленской области от 13 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: