судья Матвеева О.Н. | № 33-1201/2021 51RS0001-01-2020-006515-48 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 19 мая 2021 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Брандиной Н.В. |
судей | ФИО1 ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-178/2021 по иску ФИО4 к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Альянс» о защите прав потребителя, понуждении произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия, взыскании компенсации морального вреда, понесенных расходов
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав с использованием системы видеоконференц-связи объяснения ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью «УК «Альянс» ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Альянс» (далее - ООО «УК «Альянс») о защите прав потребителя, понуждении произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия, взыскании компенсации морального вреда, понесенных расходов.
В обоснование заявленных требований ФИО4 указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в котором она зарегистрирована по месту пребывания.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Альянс», с 1 января 2019 г. ответчик является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
3 июня 2020 г. истица обратилась в ООО «УК «Альянс» с заявлением о перерасчёте размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с временным отсутствием в жилом помещении.
ООО «УК «Альянс» отказал в производстве перерасчёта, сославшись на отсутствие установленного законом порядка перерасчета платы за данную коммунальную услугу, рассчитанной исходя из общей площади жилого помещения.
Полагала отказ ответчика в перерасчете платы незаконным, не соответствующим требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 22 июля 2020 г. по делу № АКПИ20-254, и нарушающим её права как потребителя коммунальной услуги, которой она не пользовалась в период непроживания в квартире.
Уточнив исковые требования, ФИО4 просила суд обязать ответчика произвести перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период её временного отсутствия по указанному выше адресу с 29 августа 2019 г. по 2 июня 2020 г. и с 28 августа 2020 г. по 3 сентября 2020 г., взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, нотариальные расходы 1500 рублей, почтовые расходы 88 рублей 84 копеек.
Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО4 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ФИО4 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.
В обоснование жалобы приводит доводы, послужившие основанием для обращения с иском в суд.
По мнению подателя жалобы, при разрешении спора суд неправильно истолковал закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, оставил без внимания выводы Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в решении от 22 июля 2020 г. и определении от 2 сентября 2020 г. при рассмотрении административного дела № АКПИ20-254 по её административному исковому заявлению о признании недействующим абзаца второго пункта 14830 Правил № 354, согласно которым поскольку абзац 2 пункта 14830 названных Правил, как норма, устанавливающая порядок определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не устанавливает порядка перерасчета платы, следует руководствоваться разделом VIII этих же Правил.
В этой связи, а также ссылаясь на то, что Правилами № 354 не запрещено осуществление перерасчета по коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами, настаивает на том, что само по себе отсутствие в нормативных актах методики (механизма) перерасчета размера платы, исчисляемой исходя из общей площади жилого помещения, не является основанием для ущемления прав потребителя на перерасчет стоимости услуги, которой он не пользовался.
Указывает, что выводы в оспариваемом судебном акте судом первой инстанции не мотивированы, не обоснованы нормами действующего законодательства, которые бы содержали запрет на перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приводит также доводы о неправомерном отказе суда в удовлетворении требований о взыскании денежной компенсации морального вреда и судебных расходов, которые находит необходимыми в смысле положений статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ООО «УК «Альянс» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в необходимом объеме исследовал представленные доказательства и должным образом применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО4 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....
По данному адресу истица зарегистрирована по месту пребывания на срок с 29 мая 2018 г. по 29 мая 2023 г., постоянно в квартире не проживает, приезжает в город Воронеж по необходимости.
Ответчик ООО «УК «Альянс» осуществляет управление указанным многоквартирным домом на основании протокола общего собрания собственников многоквартирного дома № 1 от 31 декабря 2015 г.
24 июня и 23 сентября 2020 г. ФИО4 обратилась к ответчику с заявлениями о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период ее временного отсутствия в указанной выше квартире с 29 августа 2019 г. по 2 июня 2020 г. и с 28 августа 2020 г. по 3 сентября 2020 г., которые ООО «УК «Альянс» оставлены без удовлетворения по тем основаниям, что законом не установлен порядок перерасчета платы за услугу по обращению с ТКО, рассчитанной исходя из общей площади жилого помещения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, исходил из того, что на территории города Воронежа плата за обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12 февраля 2019 г. № 29 «О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов» исходя из общей площади жилого помещения, в связи с чем временное отсутствие в жилом помещении не влияет на размер данной платы.
Оснований не согласиться с приведенным выводом суда у судебной коллегии не имеется.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установлен Правилами (пункт 1 Правил N 269).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 269 установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Норматив определяется исходя из данных о массе, объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил N 269). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14 Правил N 269).
Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов и выбору расчетных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац второй пункта 148 (30) Правил N 354 предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения N 2 Правил N 354.
Согласно данной формуле плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади жилого помещения, норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за указанную коммунальную услугу, рассчитанная из общей площади жилого помещения, не зависит от количества лиц, проживающих в жилом помещении, и их временное отсутствие в нем не может повлечь за собой перерасчет данной платы, поскольку не влияет на ее размер.
Как правильно указал суд первой инстанции в оспариваемом судебном акте, перерасчет платы, исчисляемой исходя из общей площади жилого помещения, законодательством не установлен. Разделом VIII Правил № 354 предусмотрен порядок осуществления перерасчета в случае начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении.
Поскольку на территории города Воронежа в многоквартирных домах плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади жилого помещения, то суд первой инстанции, правильно применив приведенные нормы материального права, обоснованно отказал в удовлетворении требований ФИО4 в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, пунктом 148 (36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, факт непроживания истицы, несущей обязанность по содержанию принадлежащего ей жилого помещения, не освобождает ее как собственника жилого помещения от обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно отказал истице в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также производного требования о взыскании денежной компенсации морального вреда и судебных расходов.
Доводы в апелляционной жалобе со ссылками на судебную практику, направленные на оспаривание выводов суда первой инстанции, судебной коллегией отклоняются по приведенным выше мотивам.
В целом доводы апелляционной жалобы содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителя жалобы действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, вместе с тем, данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении.
При разрешении спора судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий: | |
Судьи: |