ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1794/2022УИД430003-01-2022-001660-92 от 13.09.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 сентября 2022 г. по делу №33-3509/2022

Судья Малова Н.Л. Дело №2-1794/2022 УИД 43RS0003-01-2022-001660-92

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,

судей Костицыной О.М., Маркина В.А.,

при секретаре Страбыкине Д.И.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Новиковой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 13 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе администрации города Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 24 мая 2022 года, которым постановлено: иск прокурора Первомайского района г. Кирова к администрации муниципального образования «Город Киров», Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа №20» города Кирова об обязании устранить нарушения законодательства удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №20» города Кирова обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму в здании и на территории учреждения образования, <адрес> в срок до 01 сентября 2022 года, организовать и выполнить следующие мероприятия:

-оснастить системой наружного освещения,

-заменить камеры наружного и внутреннего видеонаблюдения для обеспечения непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта с архивированием и хранением данных в течение одного месяца,

- обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны,

-оборудовать на первом этаже объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.

-обеспечить оборудование основного входа в здание, входящее в состав объекта контрольно-пропускным пунктом (постом охраны),

-оборудовать объект охранной сигнализацией,

- установить дополнительное наружное ограждение территории школы,

- обеспечить работу на объекте системы контроля и управления доступом,

- оснастить въезд на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Возложить на администрацию муниципального образования «Город Киров» обязанность профинансировать вышеуказанные мероприятия Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №20» города Кирова, <адрес> для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму в образовательном учреждении.

Заслушав доклад судьи Костицыной О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Первомайского района г. Кирова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Киров» (далее - МО «Город Киров), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №20» города Кирова (далее – МБОУ «СОШ №20» города Кирова) об обязании устранить нарушения законодательства, указав, что прокуратурой Первомайского района г. Кирова проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБОУ «СОШ №20» города Кирова, <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Паспорт безопасности объекта образования согласован и утвержден компетентными органами, обследовавшими объект образования, 06.04.2020. По результатам проведенного категорирования объекта и его паспортизации объекту образования присвоена 2 категория опасности. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что до настоящего времени объект образования не оснащен системой наружного освещения; не оборудован охранной сигнализацией; охрана объекта образования, а также его территории сотрудниками охранных организаций не организована; объект образования и его территория стационарными или ручными металлоискателями не оснащен. Требуется установка дополнительных камер наружного и внутреннего видеонаблюдения, оснащение объекта образования системой наружного освещения, оборудование помещения для охраны, оборудование основных входов в здания контрольно-пропускными пунктами, установка наружного ограждения территории школы, установка дополнительного оборудования объектов системой контроля и управления доступом с информацией, оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

С учетом уточнений исковых требований, прокурор просил обязать МБОУ «СОШ №20» города Кирова в срок до 01.09.2022 устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: организовать в здании и на территории учреждения образования, <адрес>, выполнение мероприятий по оснащению системой наружного освещения; замене камер наружного и внутреннего видеонаблюдения для обеспечения непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта с архивированием и хранением данных в течение одного месяца; обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудованию на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии; оборудованию основного входа в здание, входящее в состав объекта контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); оборудованию объекта образования охранной сигнализацией; установке дополнительного наружного ограждения территории школы; оборудованию объекта системой контроля и управления доступом; оснащению въезда на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении. Обязать администрацию МО «Город Киров» профинансировать МБОУ «СОШ №20» города Кирова вышеуказанные мероприятия для устранения перечисленных нарушений законодательства о противодействии терроризму в здании школы, <адрес>.

Первомайским районным судом г. Кирова 24.05.2022 постановление решение об удовлетворении иска, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Кирова Куданцева Н.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что постановление Правительства от 02.08.2019, на которое ссылается суд, не содержит каких-либо требований к ограждениям (заборам). Вопросы по антитеррористической безопасности даны только в письме Минпросвещения России от 24.02.2021 «Об актуализации методических рекомендаций» и письме Минкомсвязи России от 10.04.2020 «О направлении методических рекомендаций», которыми даны разъяснения, что территория общеобразовательной организации должна быть ограждена по всему периметру, а также, что общеобразовательным организациям рекомендуется иметь ограждение высотой от 1,5 м. Письмом Минпросвещения России от 24.02.2021 №12-286 также предусмотрено, что оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения производится в соответствии с п. 2.2.1 раздела 2 МП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28. Данные требования учреждением соблюдены. Ответчиками представлены документы, подтверждающие наличие забора по всему периметру объекта образования, наличие системы контроля и управления доступом, расположения её именно на первом этаже здания, где также расположены системы видеонаблюдения, средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ, наличие наружного освещения. Так, здание и территория общеобразовательной организации освещаются 5-ю мощными уличными светильниками, установленными на железобетонных столбах по периметру здания и 2-мя уличными светильниками, расположенными на наружных стенах учреждений (входа). Периметр наружного ограждения освещается также со всех сторон уличными фонарями. Территория оборудована целостным периметральным ограждением, протяженностью 408, 3 погонных метра, высотой в основном около 2 м. Вход в здание школы осуществляется через автоматическую систему контроля и управления доступом, обучающиеся и работники учреждения проходят через систему контроля и управления доступом по картам. Данная система установлена 23.10.2017. Данным обстоятельствам оценка не дана. Также не дана оценка доводам ответчика и третьего лица о сроке, установленном для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности. Паспорт безопасности объекта образования МБОУ «СОШ №20» города Кирова утвержден 06.04.2020. В нем определен рекомендательный срок для осуществления необходимых мероприятий с учетом категории объекта. Согласно требованиям Постановления Правительства от 02.08.2019 срок истекает только 31.12.2022. Изменение срока на более ранний, нецелесообразно. Ответчик и департамент образования заявляли о неисполнимости решения к 01.09.2022, однако суд во внимание данные доводы не принял, не дал оценку доводам о принятом Кировской городской Думой решении 17.12.2021 «О бюджете муниципального образования «Город Киров» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 г.г.», которым в рамках подпрограммы «Безопасность учреждений системы образования МО «Город Киров» уже предусмотрено финансирование учреждения в 2023 году на 462,0 тыс. руб. для заключения договора на охрану общеобразовательной организации. Кроме того, указывает на допущенные судом процессуальные нарушения. Так, судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Кировской области», от которого ни одного документа, в том числе отзыва на исковое заявление не поступило. Судом в решении дважды прописаны одни и те же положения закона, однако ни одному из доводов ответчика и третьего лица оценка не дана. В деле отсутствуют документы по факту проведения обследования объекта образования в период рассмотрения дела судом первой инстанции. Судом не выяснялось, кем проводилось обследование, каковы его результаты и каким документом они закреплены. Ни представитель администрации города Кирова, ни представитель департамента образования в проведении обследования не участвовали. Доводы представителя ответчика и третьего лица о надлежащем исполнении требований в части оснащения территории объекта системой наружного освещения, необходимости установки дополнительного ограждения территории школы, оборудования объекта системой контроля и управления доступа прокурором не опровергнуты, доказательства ненадлежащего исполнения данных требований не представлено. Также, прокурором в уточненных исковых требованиях было заявлено «выполнение мероприятий по оборудованию объекта системой контроля и управления доступом», тогда как суд обязал ответчиков «обеспечить работу на объекте системы контроля и управления доступом», то есть вышел за пределы заявленных требований.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратурой Первомайского района г. Кирова указано на законность и обоснованность решения суда. Отмечено, что обследование объекта образования на предмет антитеррористической защищенности проводилось сотрудниками прокуратуры района и Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии с участием директора школы. Факт проведения обследования и его результаты в суде первой инстанции не оспаривались. Паспортом безопасности объекта образования, утвержденным 06.04.2020 по результатам проведенного категорирования объекта, выданы рекомендации сроком их устранения до 31.12.2021, однако, до настоящего времени все необходимые мероприятия не выполнены. Срок устранения нарушений требований антитеррористической защищенности объекта – 01.09.2022, обусловлен началом нового учебного года. Предъявленные прокурором требования определены в соответствии с требованиями для объектов 2 категории безопасности.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кировской области считает, что решение соответствует закону.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО «Город Киров» и департамента образования администрации г. Кирова Татаринова И.В. доводы и требования апелляционной жалобы поддержала, настаивала на отмене решения суда.

Прокурор Новикова И.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель МБОУ «СОШ №20» города Кирова - директор Токменинов С.В. полагает, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене.

Представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кировской области, ФКГУ «УВО ВНГ России по Кировской области» Бурлачко А.С. указал на несостоятельность доводов жалобы и законность решения суда.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва на нее, изучив материалы дела, а также дополнительно представленные документы, проверив законность и обоснованность решения по правилам абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу ст. 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

На основании ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу ст. ст. 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организация.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что МБОУ «СОШ №20» города Кирова является муниципальной гражданской светской некоммерческой образовательной организацией.

Образовательная деятельность учреждения осуществляется в здании, <адрес> используемом на праве оперативного управления.

Учредителем МБОУ «СОШ №20» города Кирова является муниципальное образование «Город Киров». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г. Кирова. Функции и полномочия учредителя в области формирования муниципального задания и финансового обеспечения его выполнения осуществляет департамент образования администрации города Кирова.

По результатам категорирования, проведенного 11.11.2019, МБОУ «СОШ №20» города Кирова присвоена вторая категория опасности, о чем составлен акт обследования объекта (территории). Комиссией предложен перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с указанием по каждому мероприятию срока их осуществления с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. В частности, указано, что необходимо: провести с работниками объекта (территории) практические занятия и инструктаж о порядке действий при обнаружении на объекте (территории) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта не реже 1 раза в 6 месяцев (п. 2.1); оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок до 31.12.2021 (п. 2.2); осуществить мероприятия по информационной безопасности, обеспечивающие защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объекта (территории) – постоянно (п. 2.3); разместить на объекте (территории) наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объекте (территории), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) – постоянно (п. 2.4); оснастить объект (территорию) системой наружного освещения в срок до 31.12.2021 (п. 2.5); организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) – постоянно (п. 2.6); установить дополнительные камеры наружного и внутреннего видеонаблюдения для обеспечения непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца в срок до 31.12.2021 (п. 2.7); обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в срок до 31.12.2021 (п. 2.8); оборудовать на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) в срок до 31.12.2021 (п. 2.9); оборудовать основные входы в здания, входящие в состав объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) в срок до 31.12.2021 (п. 2.10); установить дополнительное наружное ограждение территории школы в срок до 31.12.2021 (п. 2.11); оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями в срок до 31.12.2021 (п. 2.12); установить дополнительное оборудование объекта (территории) системой контроля и управления доступом с информацией о дате, времени и ФИО прошедшего через СКУД в компьютере в срок до 31.12.2021 (п. 2.13); оснастить въезды на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении в срок до 31.12.2021 (п. 2.14).

Паспорт безопасности МБОУ «СОШ №20» города Кирова утвержден директором МБОУ «СОШ №20» города Кирова Токмениновым С.В. 06.04.2020.

В ходе проведенной прокуратурой Первомайского района г. Кирова проверки соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, установлено, что по состоянию на 15.02.2022 объект - здание МБОУ «СОШ №20» города Кирова - не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащен системой наружного освещения; не оборудован охранной сигнализацией; не организована охрана объекта образования, а также его территории сотрудниками охранных организаций; объект образования и его территория не оснащены стационарными или ручными металлоискателями; не проведены мероприятия по оборудованию помещения для охраны, оборудованию основных входов в здания контрольно-пропускными пунктами; не установлено дополнительное наружное ограждение территории школы; не установлено дополнительное оборудование объектов (территории) системой контроля и управления доступом с информацией; въезды на объект (территорию) не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; требуется установка дополнительных камер наружного и внутреннего видеонаблюдения.

Согласно Уставу основной деятельностью МБОУ «СОШ №20» города Кирова является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (п. 1.11); в компетенцию Школы входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания учащихся и работников Школы (п. 1.21); Школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся и работников Учреждения (п. 1.22).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований с учетом того, что выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, ненадлежащем исполнении должностными лицами возложенных обязанностей, что влечёт нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц.

При этом суд указал, что несоблюдение образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности не позволяет создать условия для реализации прав учащихся и сотрудников учреждения на антитеррористическую защиту, может повлечь негативные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создать опасные условия для неопределенного круга лиц.

Кроме того, суд указал, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных образовательных учреждений, и, учитывая, что согласно Уставу учредителем школы является МО «Город Киров», функции и полномочия учредителя от имени МО «Город Киров» осуществляет администрация г. Кирова, возложил на администрацию МО «Город Киров» обязанность по финансированию мероприятий, связанных с устранением нарушения законодательства о противодействии терроризму на территории общеобразовательного учреждения, поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к компетенции данного органа.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ имеющихся в деле, доказательств, и соответствуют закону.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы администрации г. Кирова, судебная коллегия исходит из следующего.

Подпунктом "е" пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 (далее – Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1006), определяется перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Согласно п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Пунктом 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов предусмотрено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе, посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 19 Требований к антитеррористической защищенности выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами; контроля за состоянием систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, складских помещений; поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Согласно пункту 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований (оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения (подп. «м» п. 24), оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации (подп. «а» п. 25); оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (подп. «в» п. 25); оборудование основных входов в здания, входящих в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) (подп. «г» п. 25), осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом (подп. «а» п. 26); оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении (подп. «б» п. 26).

Таким образом, антитеррористическая защищенность достигается с помощью комплекса необходимых мер. В случае отсутствия оснащения объекта (территории) достаточными источниками наружного освещения, системой контроля и управления доступом (СКУД), наружным ограждением, комплекс мер, направленный на обеспечение антитеррористической защищенности объектов, будет неполным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что школой предприняты меры и представлены документы, подтверждающие, в том числе, наличие забора по всему периметру территории объекта образования, наличие системы контроля и управления доступом, расположенной именно на первом этаже здания, где имеется система видеонаблюдения, средства передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ, наличие наружного освещения (пять мощных уличных светильников, установленных на железобетонных столбах по периметру здания и два уличных светильника, расположенных на наружных стенах учреждения (входа)), не являются основаниями к отмене решения.

Как пояснил суду апелляционной инстанции представитель Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кировской области и ФГКУ «УВО ВНГ России по Кировской области» Бурлачко А.С., входивший в состав комиссии по обследованию и категорированию объекта, и выходивший на осмотр объекта образования в период рассмотрения дела в суде первой инстанции, достаточность наружного освещения проверялась путем просмотра записей с установленных в образовательном учреждении камер видеонаблюдения в ночное время. При этом, часть территории школы в ночное время не просматривается камерами видеонаблюдения вследствие недостаточной освещенности, что может стать причиной неправомерного проникновения посторонних лиц на территорию образовательного учреждения, несвоевременного реагирования на их проникновение сотрудников, осуществляющих охрану школы. Система контроля и управления доступом в том смысле, который вкладывал законодатель, в данном образовательном учреждении отсутствует. Вместо информационной системы контроля и управления доступом, которая предусматривает, что проходящее через нее лицо, прислоняя карточку или электронный ключ, отображается (фиксируется) на экране компьютера, в результате чего видно, кто прошел в здание школы, на объекте установлена автоматическая система, через которую обучающиеся и работники учреждения проходят по картам («вертушка»), что не тождественно СКУД. Наружное ограждение объекта образования не соответствует предъявляемым требованиям. Высота забора со стороны ул. Азина составляет 1,5 м, при этом забор сделан из железобетонной плиты. В зимнее время при наличии снежного покрова весь снег будет упираться в железобетонную стену, в результате чего высота забора уменьшится до 1 м, и не будет препятствовать проникновению на территорию школы посторонних граждан. Данный пролет забора является низким, о чем и было указано в акте обследования и категорирования еще в 2019 году (паспорте безопасности). До настоящего времени ничего не изменилось.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что необходимость дополнительного освещения внутренней территории школы, недостаточность имеющегося наружного ограждения территории школы, несоответствие установленной системы контроля и управления доступом, ничем не подтверждены, не могут быть приняты во внимание. Доказательств обратного, ответчиками не представлено.

Установив, что проведенные МБОУ «СОШ №20» города Кирова мероприятия, направленные на устранение нарушений Требований к антитеррористической защищенности объектов, не могут являться основанием для исполнения требований антитеррористической защищенности объекта, установленных актом обследования и категорирования от 11.11.2019, не в полной мере соответствуют установленным п.п. 24, 25 и 26 Требованиям к защищенности объектов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию МО «Город Киров» обязанностт предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об образовании и об антитеррористической безопасности, а на МБОУ «СОШ №20» города Кирова обязанности осуществить указанные мероприятия в срок до 01.09.2022.

Несоблюдение требований действующего законодательства по выполнению обязательных мероприятий, направленных на повышение антитеррористической защищенности и обеспечению безопасного функционирования здания образовательного учреждения создает, как верно указал суд, угрозу жизни и здоровью как несовершеннолетних учащихся, так и работников учреждения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы выполнение заявленных прокурором в рамках настоящего спора требований является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность данного объекта образования.

Указание в апелляционной жалобе на неверно установленный срок для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности подлежит отклонению по следующим основаниям.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (п. 6 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006).

Для проведения категорирования объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (п. 8 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006).

Комиссия в ходе своей работы, в том числе определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом (п.п. «е» п. 11 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006).

Как усматривается из материалов дела, акт обследования и категорирования утвержден 11.11.2019, что никем не оспаривалось.

Следовательно, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта должны быть осуществлены в срок до 31.12.2021, а не с момента утверждения паспорта безопасности МБОУ «СОШ №20» города Кирова (до 31.12.2022), как ошибочно указывает апеллянт.

Установленный судом срок для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму в здании и на территории учреждения образования до 01.09.2022, являлся разумным, с учетом объема проведения необходимых работ и его финансирования, а также связан с началом учебного года.

Оснований для определения иного срока для устранения допущенных нарушений судебная коллегия не усматривает.

Ссылка в апелляционной жалобе на бюджетные правоотношения не влияет на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку предметом настоящего спора, возникшего по иску прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, бюджетные правоотношения не являются.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке его исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, представив соответствующие доказательства (ст. ст. 203, 434 ГПК РФ).

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене судебных актов не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки суда и к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств, оснований для которой судом апелляционной инстанции не усматривается.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые указано в апелляционной жалобе, судом допущено не было, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Первомайского районного суда г. Кирова от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20.09.2022.

Определение03.10.2022