ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-179/2022 от 11.08.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Блохин О.В. Дело № 33-4431/2022 (№ 2-179/2022)

55RS0011-01-2022-000259-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 11 августа 2022 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Осадчей Е.А.,

судей Григорец Т.К., Леневой Ю.А.,

при секретаре Овчинниковой Е.О.,

рассмотрев дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Горьковского муниципального района Омской области - Главы муниципального района Болтрика М.Ю. на решение Горьковского районного суда Омской области от 20 апреля 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Георгиевская СОШ» и администрации Горьковского муниципального района Омской области удовлетворить.

Обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области и МБОУ «Георгиевская СОШ» провести работу по снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационное укрытие инв. , расположенное по адресу: Омская область, .»,

Заслушав доклад судьи Григорец Т.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Горьковского района Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Георгиевская СОШ» и администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении на учреждение обязанности по устранению нарушений законодательства о чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой района в ходе проверки соблюдения законодательства о чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне в деятельности администрации Горьковского муниципального района Омской области были выявлены факты его нарушения. Установлено, что в собственности администрации Горьковского муниципального района находится здание МБОУ «Георгиевская СОШ», расположенное по адресу: Омская область, , в котором расположено ПРУ инв. , которое не готово к приему укрываемых. Так, защитное сооружение гражданской обороны (ЗС ГО) имеет два входа, двери деревянные, аварийные шахтные выходы и защитные оголовы отсутствуют, вход и тамбур не загромождены, аварийный выход и воздухоприемные оголовки отсутствуют, пол земляной, залит грунтовыми водами, стены и потолки отсыревшие, гидроизоляция нарушена, санитарно –технические приборы отсутствуют, фильтровентиляционное оборудование, ДЭС разрушено, система вентиляции приточно–вытяжная, водопровод от наружной сети отрезан, теплоснабжение отрезано, канализация выгребная, электроснабжение от трансформаторной подстанции школы, противовзрывные устройства и расширительные камеры на воздухозаборах и воздуховыбросах отсутствуют, нарушение обвалования сооружений нарушено.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 01.07.2021 в адрес главы администрации Горьковского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений.

Из ответа на представление следует, что администрацией Горьковского муниципального района ведется работа по снятию ЗС ГО с учета Главного управления МЧС России по Омской области.

По состоянию на 31.03.2022 года, указанные в представлении нарушения, не устранены.

Просил обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области и МБОУ «Георгиевская СОШ» провести работу по снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны противорадиационное укрытие инв. , расположенное по адресу: Омская область , в соответствии с требованиями п.п.2.5-2.12 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Представитель ответчика МБОУ «Георгиевская СОШ», представитель ответчика администрации Горьковского муниципального района Омской области, представитель третьего лица комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области и представитель заинтересованного лица – ТО НД Горьковского и Нижнеомского районов УНД ГУ МЧС РФ по Омской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Горьковского муниципального района Омской области Глава муниципального района Болтрик М.Ю. выражает несогласие с постановленным судебным актом. Указывает, что судом неправильно установлены фактические обстоятельства дела, вследствие чего им дана неверная юридическая оценка. С целью оценки фактического технического состояния ЗС ГО, в том числе защищенности сооружения в целом или отдельных его элементов и технических систем, а также оценки возможной утраты защитных свойств, ограждающих и несущих строительных конструкций и определения целесообразности их восстановления или перевода убежища (ПРУ) в другой тип (ПРУ, укрытие) необходимо выполнение его обследования с соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС РФ 30.12.202 № 2-4-71-37-41. В связи с чем ответчик считает, что истцом не было представлено доказательств, указывающих на то, что указанное защитное сооружение утратило защитные свойства, его невозможно или экономически нецелесообразно восстановить. Обязание Администрации Горьковского муниципального района Омской области провести работу по снятию с учета защитного сооружения в отсутствие указанных доказательств без обследования соответствующими специалистами противоречит задачам Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Просит постановленный судебный акт отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Горьковского района Омской области отказать в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу Прокурор Горьковского района Омской области Буйный А.Г. считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы основанными на ошибочном толковании норма материального права, обоснованно отвергнутыми судом первой инстанции по мотивам, приведенным в оспариваемом решении. Просит оставить судебный акт без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Лица, участвующие в деле о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

До рассмотрения дела по апелляционным жалобе на решение Горьковского районного суда Омской области от 20 апреля 2022 года от главы Горьковского муниципального района Омской области Болтрика М.Ю. поступило письменное заявление об отказе от апелляционной жалобы администрации Горьковского муниципального района Омской области.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Матузову А.Е., судебная коллегия считает возможным принять отказ главы Горьковского муниципального района Омской области от апелляционной жалобы и прекратить апелляционное производство по ней.

В соответствии со ст. 326 ГПК РФ и разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», лицо, подавшее апелляционную жалобу, а также прокурор, принесший апелляционное представление, вправе отказаться как в целом, так и в части от апелляционных жалобы, представления в любое время до вынесения судом апелляционной инстанции апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления должно быть подано в суд апелляционной инстанции в письменной форме (статья 326 ГПК РФ).

Вопрос о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления решается судом апелляционной инстанции в судебном заседании, назначенном для рассмотрения апелляционных жалобы, представления, в котором необходимо проверить полномочия лица на отказ от апелляционных жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции принимает отказ от апелляционных жалобы, представления, если установит, что такой отказ носит добровольный и осознанный характер.

Таким образом, отказ от апелляционного представления является процессуальным правом стороны.

На портале Правительства Омской области Омская губерния по электронному адресу: https://omskportal.ru/omsu/gork-3-52-209-1/municipal-raion/ustav размещен Устав Горьковского муниципального района Омской области, утвержденный решением сессии L Совета Горьковского муниципального района Омской области от 25.07.2014 № 291 (ред. от 23.04.2021), указано, что главой Горьковского муниципального района Омской области назначен Болтрик М.Ю.

Согласно ст. 27 Устава глава Горьковского муниципального района является высшим должностным лицом Горьковского муниципального района и и возглавляет местную администрацию.

Главой Администрации Горьковского муниципального района является Глава Горьковского муниципального района (ст. 33 Устава).

Судебная коллегия, принимая во внимание, что отказ от апелляционной жалобы является правом лица, подавшего жалобу, а также учитывая, что отказ администрации Горьковского муниципального района Омской области от поданной апелляционной жалобы, совершенный главой Горьковского муниципального района, не противоречит закону и не ущемляет чьих-либо прав, считает возможным принять отказ от апелляционной жалобы, апелляционное производство по делу прекратить.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает следующее.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановлением от 29 ноября 1999 № 1309 утвердило Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ), согласно пункту 14 которого МЧС России, в том числе организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в соответствии с пунктом 2.5 которых, защитные сооружения гражданской обороны снимаются с учета в следующих случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.

Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.

Из содержания пунктов 2.6 и 2.8 Правил № 583 следует, что в целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны (изменения типа защитных сооружений гражданской обороны) решением соответствующего должностного лица создается комиссия, которая рассматривает документацию планируемого к снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны (изменению типа), оценивает готовность защитных сооружений гражданской обороны к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны или акт об изменении типа защитных сооружений гражданской обороны, или принимает решение об отказе в снятии с учета данных защитных сооружений гражданской обороны (изменении типа данного защитных сооружений гражданской обороны).

До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России (пцнкт 2.10).

Согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации (пункт 2.11).

Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за снятием с учета ЗС ГО, а территориальные органы МЧС России ведут журналы снятых с учета ЗС ГО в соответствии с приложением № 22. Территориальные органы Росимущества обеспечивают внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в реестры собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. (пункты 2.13 и 2.14).

Материалами дела установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Омская область, находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации при этом с учета, как защитное сооружение гражданской обороны объект не снят, своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратил.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, согласно пункту 16.4 которого организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия, в том числе по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны.

Принимая во внимания, что порядок учета (снятия с учета) защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) был определен органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: Омская область, предполагал соблюдение установленного порядка.

Решение Горьковского районного суда Омской области от 20 апреля 2022 года о возложении на администрацию Горьковского муниципального района Омской области и МБУ «Георгиевская СОШ» обязанности провести работу по снятию с учета указанного объекта, на соблюдение установленного порядка не указывает, об устранении нарушений в области законодательства о гражданской обороне не свидетельствует, в связи с чем основанием для снятие с учета объекта гражданской обороны - противорадиационного укрытия не является.

Руководствуясь статьей 326 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

принять отказ администрации Горьковского муниципального района Омской области от апелляционной жалобы на решение Горьковского районного суда Омской области от 20 апреля 2022 года.

Прекратить апелляционное производство по апелляционной жалобе администрации Горьковского муниципального района Омской области на решение Горьковского районного суда Омской области от 20 апреля 2022 года по делу № 2-179/2022 по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Георгиевская СОШ» и администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности на учреждение по устранению нарушений законодательства о чрезвычайных ситуациях и гражданской обороне.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 18.08.2022.