ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-17/20 от 20.08.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

УИД 16RS0033-01-2019-000400-96

Дело № 2-17/2020 ~ М-223/2019

Судья Сайфутдинов Р.А. (№ 33-9618/2020)

Учет № 093г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2020 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гиниатуллиной Ф.И., Мелихова А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Галиевой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан на решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 4 марта 2020 года, которым постановлено: иск ФИО1 к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о взыскании недополученной суммы социальной выплаты удовлетворить.

Взыскать с Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан в пользу ФИО1 сумму недополученной социальной выплаты в размере 1149000 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 13945 руб., всего 1162945 руб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан - ФИО2, ФИО3, ФИО4, поддержавших доводы жалобы, представителя ФИО1 - ФИО5, возражавшего доводам жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась с иском к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о взыскании недополученной суммы социальной выплат. В обоснование ФИО1 указала, что является участником Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Согласно нормативам, на достройку жилого дома ей должны были выплатить субсидию в размере 1449000 руб. Однако ей было выплачено всего 300000 руб., хотя в соответствии с законодательством субсидия должна выплачиваться один раз и в полном объеме. Оставшуюся недополученную сумму субсидии Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района не выплатил, в связи с чем просит с ответчика взыскать недоплаченную сумму субсидии в размере 1149000 руб.

Истец в суде первой инстанции исковые требования поддержал.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Представитель третьего лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Судом принято решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе Исполком просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что ФИО1 была согласна получать субсидию по частям, однако достроила дом, что подтверждается актом осмотра дома, поэтому она не была включена в очередной транш на 2019 год.

Представитель третьего лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одной из основных целей государственной аграрной политики является: обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2012 года № 717 в целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» Правительство Российской Федерации утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа), в рамках которой также утверждена подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» с определением параметров и сроков финансирования до 2020 года.

В целях реализации вышеуказанной федеральной подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2018 года № 407 «О развитии подпрограммы «Устойчивое развитие села» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты). В приложении № 2 к указанным Правилам утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Типовое положение).

До этого действовало Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение №3 к Правилам предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов), утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 октября 2014 года № 724 (далее – Типовое положение от 2014 года).

В соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приложение № 2 к Правилам предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты). Социальные выплаты гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и (или) местных бюджетов. Социальные выплаты, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и (или) средств местного бюджета, составляют не более 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Доля собственных (в том числе заемных) средств граждан составляет не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Как следует из пункта 4 Типового положения, гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства);

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений;

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, осуществляемое органами местного самоуправления по месту постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно пункту 8 Порядка предоставления социальных выплат гражданам, гражданин, которому предоставляется социальная выплата, имеет право ее использовать:

а) на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и не полнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает;

б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома);

в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.

Согласно пункту 11 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по форме согласно приложению № 1 к настоящему Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство).

В соответствии с пунктом 20 Типового положения министерство на основании представленных исполнительными комитетами муниципальных районов списков, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а также уведомляет исполнительные комитеты муниципальных районов о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные сводные списки.

В случае, если размер субсидии недостаточен для предоставления социальной выплаты одному получателю, в сводный список включается участник мероприятия (с его согласия) на условиях частичного предоставления социальной выплаты в размере, соответствующем этому размеру субсидии. При формировании следующего сводного списка на соответствующий финансовый год указанный участник включается в список под номером 1 для предоставления оставшейся части социальной выплаты.

Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются приказом Министерства.

Судом установлено, что ФИО1 обратилась с заявлением к руководителю Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района о включении ее в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по федеральной целевой программе (далее – ФЦП) как граждане, проживающие в сельской местности, с приложением всех необходимых документов, в том числе о готовности строящегося дома на 30%. В составе членов семьи указала супруга ФИО8 и двоих детей: ФИО9, <дата> рождения, и ФИО10, <дата> рождения.

Советом Ивашкинского сельского поселения Черемшанского муниципального района РТ № 63 от 25 сентября 2013 года принято решение о включении семьи ФИО1 в список участников мероприятия по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей, молодых специалистов.

Далее, решением Общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района Республики Татарстан (далее - Общественная жилищная комиссия) от 4 октября 2013 года № 277 семья ФИО1 из четырех человек была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», в последующем переименованной в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», как граждане, проживающие в сельской местности.

После рождения 24 октября 2014 года в семье истца еще одного ребенка – сына Романа, нуждаемость семьи К-вых в улучшении жилищных условий произведена из расчета семьи из пяти человек.

Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик в нарушение пункта 20 Типового положения после частичного предоставления субсидии, при формировании следующего сводного списка на соответствующий финансовый год ФИО1 не включил в список под номером 1 для предоставления оставшейся части социальной выплаты, тем самым незаконно лишил её права на получение недополученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда о наличии в действиях Исполкома нарушений Типового положения, вместе с тем не может признать правильным решение суда об удовлетворении иска.

Согласно пункту 24 Типового положения перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией:

а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;

б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда или договоре строительства хозяйственным способом на строительство жилого дома для получателя социальной выплаты;

в) застройщику, указанному в договоре участия в долевом строительстве жилых домов (квартир), в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, оформленном в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты;

д) кредитной организации или юридическому лицу, указанному в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление гражданину кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья, в том числе ипотечного.

В силу пунктов 25 и 29 Типового положения указанные в пункте 24 настоящего Типового положения договоры до их представления в кредитную организацию проходят проверку в Исполкоме на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах.

Аналогичные требования и порядок осуществления социальной выплаты были предусмотрены Типовым положением от 2014 года.

Таким образом, социальные выплаты не производятся путем выдачи банком наличных денежных средств с банковского счета получателей социальных выплат, как это было сделано в случае получения истцом социальной выплаты в сумме 300 000 руб. Истец получил указанную сумму на основании расходных кассовых ордеров № в111885031 от 13 июля 2016 года и №в111903782 от 14 июля 2016 года и № в133533273 от 30 мая 2017 года. В данном случае, Исполкомом действительно были допущены нарушения пунктов 20, 24, 25 Типового положения.

Вместе с тем, истцом не были представлены документы, указанные в пункте 24 Типового положения (договор купли-продажи жилого помещения, либо договор подряда или договор строительства хозяйственным способом на строительство жилого дома, либо договор участия в долевом строительстве жилого дома, либо договоры купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты) на сумму, указанную в исковом заявлении (1 149 000 руб.).

Как следует из пояснений представителя истца договор поставки, квитанция к приходному кассовому ордеру, товарная накладная и счета-фактуры, которые представлены в суд апелляционной инстанции, служат подтверждением уже полученной истцом социальной выплаты в размере 300 000 руб.

Из заключения Исполкома о достоверности предоставленных истцом вышеуказанных товарных чеков, следует, что вызывает сомнение договор поставки № 13-17 от 18 июля 2017 года, копии счета на оплату, счет-фактура, товарная накладная, квитанция к приходному кассовому ордеру. Так, представлен договор № 13-17 от 18 июля 2017 года, заключенный между ООО «Керамика и Клинкер Волга» в лице директора ФИО6 и ФИО1 на поставку товара – клинкерной плитки, клея для клинкерной плитки и утеплителя, на общую сумму 320 996 руб. 80 коп. На основании данного договора выставлен счет на плату № 400 от 18 июля 2017 года, на сумму 320 996 руб. 80 коп. В указанном счете выявлено несоответствие – счет выставлен 18 июля 2017 года, а в «Основании» указано «Договор № 13-17 от 18 июля 2017 года», то есть в счете основаниями является договор, заключенный в 2018 году, а счет выставлен в 2017 году. Такое же несоответствие в товарной накладной № 253 от 28 июля 2017 года, где в «Основание» вошел договор №13-17 от 18.07.2018 года, а ссылка на транспортную накладную «номер договор 13-17, дата 18 июля 2017 года».

То есть даты изготовления фото, технического паспорта и товарного чека на приобретение клинкерной плитки и сопутствующих товаров не совпадают, идет отклонение от сметной стоимости, что приводит к завышению стоимости строительных материалов.

Сведения о внесении изменений в локальный сметный расчет в учетном деле ФИО1 отсутствуют.

Таким образом, Исполкомом поставлены под сомнение представленные истцом товарные накладные и счета-фактуры, однако социальная выплата в сумме 300 000 руб. уже произведена. Как указано выше, документы на сумму 1 149 000 руб., указанную в исковом заявлении, истцом не представлены.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при отсутствии документов, указанных в пункте 24 Типового положения, перечисление социальной выплаты в сумме 1 149 000 руб. в порядке, предусмотренном пунктом 24 Типового положения, было невозможным и в 2016 и 2017 годах (когда были перечислены 300 000 руб.).

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска о взыскании социальной выплаты 1 149 000 руб.

Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 4 марта 2020 года по данному делу отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о взыскании недополученной суммы социальной выплаты (субсидии) на строительство жилья отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи