ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1800/2021 от 23.09.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Воронович О.А.Докладчик: Першина И.В.

Дело № 33-8512/2021 (№2-1800/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Першиной И.В.,

судей Бычковской И.С., Лемзы А.А.,

при секретаре Симоновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 08 июня 2021 года

по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить период работы в стаж, о назначении досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецк Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) (ГУ-УПФР в г. Новокузнецк Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное)) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ей досрочной страховой пенсии по старости, обязать пенсионный орган включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 19 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 28.09.1992 по 09.04.1993 - детский сад №214, с 25.08.1994 по 31.08.1998, с 01.09.1998 по 31.08.1999, с 01.09.1999 по 17.08.2008 - в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №105», с 01.09.1999 по 17.08.2008 - Гимназия №62, с 18.06.2008 по 30.08.2008, с 01.11.2008 по 09.09.2010, с 10.09.2010 по 31.12.2018 - в МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион», назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 12.08.2019, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Иск обоснован тем, что 12.08.2019 она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении указанной досрочной страховой пенсии по старости.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано со ссылкой на отсутствие необходимого стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости необоснованно не зачтены указанные выше периоды работы.

В период с 28.09.1992 по 09.04.1993 она работала музыкальным работником в детском саду № 214 согласно штатного расписания и обучалась в Кемеровском государственном институте культуры.

С 25.08.1994 по 31.08.1998 она осуществляла педагогическую деятельность в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №105» в должности куратора с совмещением преподавателя хора на полную ставку. Указание в трудовой книжке на совмещение должностей является необоснованным, поскольку она исполняла обязанности учителя музыки, проводила уроки музыки согласно расписанию, дополнительно вела кружки по музыке, зарплату получала как учитель музыки из фонда заработной платы школы.

В период с 01.09.1998 по 31.08.1999 она работала хормейстером с совмещением должности учителя музыки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №105». Ее должностные обязанности состояли в ведении уроков музыки, выработаны часы на полную ставку как учителя музыки.

В период с 01.09.1999 по 17.08.2008 она работала педагогом дополнительного образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №105», а также продолжала работать учителем музыки на полную ставку, вела дополнительно кружки по музыке.

В период с 18.06.2008 по 30.08.2008 она работала учителем музыки в гимназии №62 на полную ставку.

В период 01.11.2008 по 09.09.2010, с 10.09.2010 по 31.12.2018 она выработала педагогический стаж в школах, то работа в должности педагога дополнительного образования в МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион» также подлежат включению в специальный стаж.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2 иск поддержала.

Представитель ГУ-УПФР в г. Новокузнецк Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) ФИО3 возражала против иска.

Решением суда постановлено:

«Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбассе (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы ФИО1 с 25.08.1994г. по 31.08.1998г. в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №105».

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области- Кузбассе (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в сумме 300руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.»

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Указывает, что вывод суда о не представлении истцом документов, подтверждающих соответствие характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, является необоснованным, поскольку отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета кода особых условий труда за спорный период само по себе не является основанием для отказа во включении данного периода в специальный стаж, заявитель вправе в судебном порядке предоставить письменные доказательства в подтверждение наличия данного стажа.

Сведения о работе истца в спорные периоды работодателями предоставлялись, их недостоверность не доказана.

В ходе судебного разбирательства суд не предлагал представить письменные доказательства, подтверждающие выполнение истцом работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, приглашённые сотрудники учреждений, в которых она работала в спорные периоды, не допрошены судом.

Правилами № 781 установлено, что периоды работы, выполнявшиеся до 01.09.2000, указанные в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условий выполнения в этот период полной нормы рабочего времени (педагогической или учебной), а, начиная с 01.09.2000, - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленные за ставку заработной платы (должностной оклад).

Для музыкальных руководителей установлено, что периоды работы в этой должности засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась работа.

Полагает, что для определения права на досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к периодам работы до 01.11.1999 возможно применение Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет». Кроме того, с учетом разъяснения Государственного Комитета СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960, действовавшего до 06.10.1993, пенсию за выслугу лет следует назначать музыкальным руководителям (музыкальным работникам), работавшим в детских садах.

Для периодов работы с 01.11.1999 подлежит применению ПостановлениеПравительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроковвыслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой, в том числе кружковой работой.

При этом в продолжительность рабочего времени педагогических работников в зависимости от занимаемой должности, включается учебная (преподавательская), воспитательная работа (нагрузка), индивидуальная работа (нагрузка) с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планом творческих и иных мероприятий, предусмотренных дополнительными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» педагогический работник - это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, музыкальный руководитель и другие.

Согласно Приказа Минобрнауки России от 24.12.2010 №2075 для учителей 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы, которая включает проводимые учителями уроки независимо от их продолжительности и короткие перерывы между ними. Таким образом, в объем часов преподавательской деятельности включаются часы учебной нагрузки, которые составляют нормируемую часть рабочего времени, и не входит иная педагогическая работа.

Нормируемая часть рабочего времени педагогических работников регламентируется учебными планами, разрабатываемыми на основании учебных планов, утверждаемых компетентным федеральным органом в сфере образования в установленном порядке (Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, утвержденный Приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322, Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312). Учебные планы определяют максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяют учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям и предусматривают включение в объем учебной нагрузки учителя часы для факультативных, индивидуальных, групповых занятий, элективных учебных предметов, учебных практик, проектов, исследовательской деятельности, за исключением кружковой работы, методической работы, работы в студиях.

Из материалов дела, справок работодателей, видно, что оплата труда истцу за спорные периоды производилась согласно тарификационным спискам, из трудовой книжки не следует, что она была принята на работу на неполную ставку.

В спорные периоды она осуществляла обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводила уроки и другие учебные занятия в режиме выполнения объема установленной учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий.

Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, указывает, что при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности лица, предусматривающие право на включение работы в определенных должностях и учреждениях на момент возникновения у работника такого права в связи с осуществлением им определенной трудовой деятельности.

О времени и месте судебного заседания, назначенного в суде апелляционной инстанции на 23.09.2021, стороны извещены надлежаще. В судебное заседание не явились. Сведений о причине неявки в суд не представили.

В соответствии со ст. 167 ч.3, ст. 327 ч. 1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда в обжалованной части подлежит оставлению без изменения, в удовлетворенной части иска резолютивная часть решения должна быть дополнена указанием о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника в д\к №214.

Согласно части 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО4 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

12.08.2019 ФИО1 обратилась в ГУ - УПФР в г. Новокузнецк Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, указано на отсутствие у истца необходимого специального стажа. Специальный стаж истца в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», учтенный пенсионным органом, составил 1год 2 месяца 26 дней при необходимом стаже 25 лет. В стаж, дающий право на назначение указанной досрочной страховой пенсии, ответчиком включены периоды работы истца в должности учителя музыки в средних школах с 24.08.1988 по 01.08.1999, с 13.11.1991 по 03.01.1992, в МКОУ школа - интернат (по выписке ИЛС ЗЛ) с 04.09.2009 по 31.10.2009.

В специальный стаж не включены: период работы с 28.09.1992 по 09.04.1993 в должности музыкального работника в д\к №214, поскольку в представленной справке отсутствует информация о необходимой выработанной ставке (24 часа в неделю);

периоды работы в МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 105» г. Новокузнецк с 25.08.1994 по 31.08.1998 - штатная должность «куратор», с совмещением «преподаватель хора», с 01.09.1998 по 31.08.1999 - штатная должность «хормейстер» (по трудовой книжке - руководитель кружка) с совмещением «учитель музыки», с 01.09.1999 по 17.08.2008 - штатная должность «педагог дополнительного образования» с совмещением «учитель музыки», поскольку педагогическая нагрузка по должности «учитель музыки» с 01.09.2000 по 17.08.2008 не выработана, составляла менее 1 ставки, работа в должности педагога дополнительного образования (1 ставка) в школах не учитывается в специальный стаж;

период работы с 18.06.2008 по 30.08.2008 - в МБ НОУ Гимназия № 62, поскольку педагогическая нагрузка по должности учитель музыки не выработана;

периоды работы с 01.11.2008 по 09.09.2010, с 10.09.2010 по 31.12.2018 в должности «педагог дополнительного образования» в учреждениях дополнительного образования - «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской», МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион» представлены работодателями на ИЛС ЗЛ как стаж на общих основаниях и учтены в общий стаж, не соблюдены условия п. 12 Правил №781: на 01.01.2001 стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке менее 16 лет 8 месяцев, отсутствует факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Удовлетворяя иск частично и отказывая в удовлетворении иска в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 28.09.1992 по 09.04.1993 в должности музыкального работника в д\к №214, суд указал, что документально не подтверждена выработка ФИО1 нормы часов учебной (преподавательской) нагрузки, работодатель передал индивидуальные сведения как обычные условия труда. Периоды работы истца с 01.09.1998 по 31.08.1999, с 01.09.1999 по 17.08.2008 не включены судом первой инстанции в специальный стаж, поскольку норма педагогической нагрузки истцом не выполнялась, истец не занимала полную ставку по должности учителя музыки. Периоды работы с 01.09.1999 по 17.08.2008 в гимназии №62 не подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учета, педагогическая нагрузка истца не соответствует установленной на ставку учителя музыки. Периоды работы с 01.11.2008 по 09.09.2010, с 10.09.2010 по 31.12.2018 в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования - Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской, МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион» - не зачтены в связи с невыполнением условий п. 12 Правил от 29.10.2002 N 781.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Как указано выше, истец работала в д\к № 214 музыкальным работником в период с 28.09.1992 по 09.04.1993.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования Российской Федерации установил тождество наименования должности "музыкальный работник" наименованию должности "музыкальный руководитель", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, действовавший в спорный период работы, не предусматривал должность музыкального работника (музыкального руководителя).

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 139, утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953, должность "музыкальный руководитель" не предусмотрена.

Разъяснением Госкомтруда СССР "О порядке применения Перечня учреждений, организаций, и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства")" от 17 мая 1960 года N 19, было определено, что по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (пункт 1 раздела 1).

В соответствии с Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И «О пенсиях работникам просвещения и здравоохранения» в детских садах и объединенных яслях-садах пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначались как руководителям-воспитателям и воспитателям (предусмотренных указанным Перечнем). При этом требований о выработке полной нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, к педагогическим работникам не предъявлялось.

Таким образом, работа в качестве музыкального руководителя (музыкального работника) подлежала включению в специальный стаж по положениям указанных нормативных актов без учета выработки нормы педагогической нагрузки до 01.10.1993. В связи с изложенным период работы истца с 28.09.1992 по 09.04.1993 подлежал включению в стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение пенсии.

Вывод суда первой инстанции относительно данного периода работы о том, что работа истца не подтверждена сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, сделан без учета того, что в системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ.

В силу Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.

Согласно части 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Таким образом, в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях.

Согласно трудовой книжки ФИО4, работавшая в общеобразовательной школе №105 г. Новокузнецк в должности куратора начальных классов и преподавателем слушания музыки и сольфеджио, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ с 01.09.1998 переведена на должность руководителя кружка.

В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. N 94, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 603), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБУ «Централизованная бухгалтерия комитета образования и науки администрации города Новокузнецка» (МБЦ «ЦБ КОиН»), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 занимала должность учителя музыки 7 часов в неделю при норме 18 часов (соответствует 0,4 ставки рабочего времени), 364 часа в год при норме 936 часов и руководителя кружка на 1 ставку. Справка выдана на основании лицевых счетов за ДД.ММ.ГГГГ годы.

Оценивая данную справку, судебная коллегия считает, что в спорный период ФИО4 работала в Муниципальной общеобразовательной школе №105 г. Новокузнецк за ставку рабочего времени в должности руководителя кружка, и данная должность была для нее основной. При этом она совмещала работу в должности учителя музыки.

В решении пенсионного органа об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в период с 01.09.1998 по 31.08.1999 истец занимала штатную должность «хормейстер» (по трудовой книжке - руководитель кружка) с совмещением «учитель музыки».

В соответствии с ч.4 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж. Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При таких данных судебная коллегия считает, что при разрешении спора необходимо исходить из наименования должности истца, указанной в трудовой книжке - руководитель кружка.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, должность "руководитель кружка" не предусматривают.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранена и прежняя должность "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Правила от 29 октября 2002 г. N 781 не содержат положений, из которых бы следовало, что работа в должности и в учреждении, предусмотренных Списком N 781, не подлежит зачету в специальный стаж при условии выполнения такой работы на условиях совмещения.

Согласно п. 2 данных Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.

Как указано выше, в спорный период (с 01.09.1998 по 31.08.1999) истец по совмещению работала в должности учителя музыки на 0,4 ставки, т.е. не выполняла работу, дающую право на досрочное назначение пенсии, постоянно в течение полного рабочего дня, и данный период работы не подлежит включению в специальный стаж.

Согласно трудовой книжки на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 01.09.2000 была переведена на должность педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе №105 г.Новокузнецк. 30.08.2008 она <данные изъяты> с работы в связи с сокращением численности работников организации по п. 2 ст. 81 ТК РФ.

На основании Приказа комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное учреждение «Общеобразовательная школа №105» переименована в Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №105». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №105» переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №105». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №105» реорганизовано в форме присоединения к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Гимназия №62».

В справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБУ «Централизованная бухгалтерия комитета образования и науки администрации города Новокузнецка» (МБЦ «ЦБ КОиН»), указано, что в период с 01.09.2000 по 31.12.2000 ФИО4 занимала должность учителя музыки 7 часов в неделю при норме 18 часов (соответствует 0,4 ставки рабочего времени), 364 часа в год при норме 936 часов и педагог дополнительного образования на 1 ставку; в период с 01.01.2001 по 31.08.2001 занимала должность учителя музыки 7 часов в неделю при норме 18 часов (соответствует 0,4 ставки рабочего времени), 364 часа в год при норме 936 часов и педагог дополнительного образования на 1 ставку; в период с 01.09.2001 по 31.12.2002 занимала должность учителя музыки 16.5 часов в неделю при норме 18 часов (соответствует 0,9 ставки рабочего времени), 858 часов в год при норме 936 часов и педагог дополнительного образования на 1 ставку; в период с 01.01.2003 по 31.12.2004 занимала должность учителя музыки 11 часов в неделю при норме 18 часов (соответствует 0,6 ставки рабочего времени), 572 часа в год при норме 936 часов и педагог дополнительного образования на 1 ставку; в период с 01.01.2005 по 31.08.2005 занимала должность учителя музыки 10 часов в неделю при норме 18 часов (соответствует 0,56 ставки рабочего времени), 520 часов в год при норме 936 часов и педагог дополнительного образования на 1 ставку; в период с 01.09.2005 по 31.12.2005 занимала должность учителя музыки 8 часов в неделю при норме 18 часов (соответствует 0,44 ставки рабочего времени), 416 часов в год при норме 936 часов и педагог дополнительного образования на 1 ставку; в период с 01.01.2006 по 31.12.2006 занимала должность учителя музыки 9 часов в неделю при норме 18 часов (соответствует 0,5 ставки рабочего времени), 468 часов в год при норме 936 часов и педагог дополнительного образования на 1 ставку; в период с 01.01.2007 по 17.12.2008 занимала должность учителя музыки 14.5 часов в неделю при норме 18 часов (соответствует 0,8 ставки рабочего времени), 754 часов в год при норме 936 часов и педагог дополнительного образования на 1 ставку.

В решении пенсионного органа об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ указано, что с 01.09.1999 по 17.08.2008 истец занимала штатную должность «педагог дополнительного образования» с совмещением «учитель музыки».

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в период с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 работала педагогом дополнительного образования.

С учетом изложенного выше судебная коллегия считает, что при разрешении спора необходимо исходить из наименования должности истца, указанного в трудовой книжке - педагог дополнительного образования в школе.

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены педагоги дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей (внешкольные учреждения), каковым общеобразовательная школа всех наименований не является.

Как указано выше, в данном случае в силу положений п. 4, п.2 Правил от 29.10.2002 №781, п. 5 Правил от 11.07.2002 №516 суммирование нормы рабочего времени не допускается, поскольку должность педагога дополнительного образования, работа по которой выполнялась истцом за ставку рабочего времени в школе, предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в учреждениях дополнительного образования для детей. Работа учителем музыки истцом выполнялась неполный рабочий день.

Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в школах всех наименований засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.

Приведенная норма предусматривает для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготные условия приобретения права на трудовую пенсию по старости. Продолжительность ежедневной работы оказывает непосредственное влияние на трудоспособность гражданина, что влечет необходимость учета различий в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе выполняющих норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, или работающих на соответствующих должностях на условиях неполного рабочего времени. Указанные различия, характеризующие трудовую деятельность данной категории лиц, являются объективно значимым обстоятельством, определяющим особые правила исчисления специального стажа.

Поэтому пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781, закрепляет положение, согласно которому в специальный стаж засчитываются те периоды работы, в которые выполнялась (суммарно по основному и другим местам работы) норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы (должностной оклад).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе в Определении от 19 ноября 2015 г. N 2627-О, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете условий труда, особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется трудовая деятельность, осуществления трудовой деятельности, сопряженной с повышенными психофизическими нагрузками, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

При таком положении период работы истца с 01.09.1999 по 17.08.2008 не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.

Ссылки в апелляционной жалобе на Приказы Министерства образования РФ об установлении нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы, являются необоснованными, поскольку в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативных правовых актах.

Согласно трудовой книжки на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 01.11.2008 была принята на работу в МОУ ДОД «Городской Дворец детского и юношеского творчества им. Н.К.Крупской» на должность педагога дополнительного образования в детскую хоровую студию «Надежда». 09.09.2010 <данные изъяты> в связи с переводом в МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион» на должность педагога дополнительного образования. С 27.06.2014 МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион» переименовано в МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион».

В справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МАУ ДО «ДЮЦ «Орион», указано, что в период с 10.09.2010 по 31.05.2010 ФИО4 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 18 часов в неделю и концертмейстера на 1 ставку; в период с 01.06.2011 по 31.08.2011 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 22 часа в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки; в период с 01.09.2011 по 31.12.2011 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 26 часов в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки; в период с 01.01.2012 по 31.08.2012 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 24 часа в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки; в период с 01.09.2012 по 14.09.2012 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 36 часов в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки; 15.09.2012 по 31.03.2014 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 32 часа в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки; в период с 01.04.2014 по 31.08.2014 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 38 часов в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки; в период с 01.09.2014 по 14.09.2014 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 32 часа в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки; в период с 15.09.2014 по 31.08.2015 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 30 часов в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки; в период с 01.09.2015 по 29.02.2016 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 32 часа в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки; в период с 01.03.2016 по 31.08.2016 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 38 часов в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки; в период с 01.09.2016 по 14.09.2016 занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 42 часа в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки; с 15.09.2016 и на дату выдачи справки занимала должность педагога дополнительного образования с нагрузкой 36 часов в неделю и концертмейстера на 0,5 ставки.

В решении пенсионного органа об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ указано, что с 01.11.2008 по 09.09.2010, с 10.09.2010 по 31.12.2018 истец занимала должность «педагог дополнительного образования» в МОУ ДОД «Городской Дворец детского и юношеского творчества им. Н.К.Крупской» и в МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Орион».

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в пункте 2 раздела "Наименование должностей" предусмотрены педагоги дополнительного образования, в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены Дворцы детского (юношеского) творчества, центы детского, детско-юношеского творчества.

Пунктом 12 Правил от 29.10.2002 № 781 предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Из представленных истцом в пенсионный орган документов следует, что перечисленные в п. 12 Правил от 29.10.2002 №781 условия не соблюдены, в связи с чем не имеется оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы с 01.11.2008 по 09.09.2010, с 10.09.2010 по 31.12.2018 в должности «педагог дополнительного образования» в МОУ ДОД «Городской Дворец детского и юношеского творчества им. Н.К.Крупской» и в МАОУ ДО «Детско-юношеский центр «Орион».

При таких данных оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", не имеется, поскольку ФИО4 при обращении в пенсионный орган с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию, не имела необходимого стажа (не менее 25 лет) педагогической деятельности в учреждениях для детей, предусмотренного Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, в связи с чем в удовлетворении иска обоснованно отказано.

Довод в апелляционной жалобе о том, что в ходе судебного разбирательства суд не предлагал представить письменные доказательства, подтверждающие выполнение истцом работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, приглашённые в качестве свидетелей сотрудники учреждений, в которых она работала в спорные периоды, не допрошены судом, не могут служить основанием для отмены решения.

Согласно ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст.59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

При этом с учетом предусмотренного ст. 12 ГПК РФ принципа состязательности сторон и положений части 1 ст. 56 ГПК РФ обязанность доказать наличие обстоятельств, препятствовавших лицу, ссылающемуся на дополнительные (новые) доказательства, представить их в суд первой инстанции, возлагается на это лицо.

Согласно пункта 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, пункта 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, статьи 3, пунктов 1,2 статьи 11, статьи 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" пенсионный орган осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из материалов дела видно, что в ходе судебного разбирательства истец и ее представитель не ссылались на письменные доказательства, не представленные в материалы дела, отвечающие требованиям статей 59,60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и подтверждающие выполнение ею работы, подлежащей включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не заявляли соответствующих ходатайств об оказании судом содействия в истребовании таких доказательств. В апелляционной жалобе истец на такие доказательства также не ссылается.

В п.15 постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

При таких данных то обстоятельство, что суд первой инстанции не допросил свидетелей по делу, не повлияло на полноту судебного разбирательства и законность принятого судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 08 июня 2021 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Резолютивную часть решения в удовлетворенной части иска дополнить указанием «включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы ФИО1 с 28.09.1992 по 09.04.1993 в должности музыкального работника в д\к №214».

Председательствующий- И.В.Першина

Судьи- И.С.Бычковская

А.А.Лемза