Судья Суржикова А.В.
Дело № 2-180/2020
Дело № 33-540/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 августа 2020 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Коневой О.А., Слободчиковой М.Е.,
при секретаре Мерзляковой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО на решение Облученского районного суда ЕАО от 08.06.2020, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира», муниципальному автономному учреждению «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Бира», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 4 г. Облучье», муниципальному казенному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению среднего общего образования «Школа № 2 г. Облучье», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к исполнению действий по оборудованию зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира» по адресу: ЕАО, Облученский район, п. Бира, ул. 40 лет Победы, д. 13, здание филиала по адресу: ЕАО, Облученский район, с. Будукан, ул. Школьная, 10 «а», здание филиала по адресу: ЕАО, Облученский район, с. Семисточный, ул. Центральная, 12 устройствами молниезащиты.
Обязать муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального автономного учреждения «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» по адресу: ЕАО, Облученский район, г. Облучье, ул. Денисова, 34, устройством молниезащиты.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Бира» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Бира» по адресу: ЕАО, Облученский район, п. Бира, ул. Онищенко, 48 устройством молниезащиты.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 г. Облучье» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 г. Облучье» по адресу: ЕАО, Облученский район, г. Облучье, ул. Ключевая, 20 «а» устройством молниезащиты.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального казенного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде» по адресу: ЕАО, Облученский район, с. Радде, ул. Центральная, 5 устройством молниезащиты.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования «Школа № 2 г. Облучье» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 2 г. Облучье» по адресу: ЕАО, Облученский район, г. Облучье, ул. Районная, 69 «а», устройством молниезащиты.
Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области произвести финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира», муниципального автономного учреждения «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Бира», муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 г. Облучье», муниципального казенного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 2 г. Облучье», для выполнения вышеуказанных мероприятий.
Производство по делу в части требований прокурора к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад с. Будукан» об обязании оборудовать устройством молниезащиты здание по адресу: ЕАО, с. Будукан, ул. Заречная, 10 а в срок до 01 августа 2020 года, а также к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» произвести финансирование МКДОУ «Детский сад с. Будукан» для выполнения вышеуказанных мероприятий, прекратить в связи с отказом прокурора от иска.
Разъяснить сторонам, что после принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Взыскать с муниципального автономного учреждения «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Бира» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 г. Облучье» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 2 г. Облучье» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения представителя ответчика администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Смирновой Т.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира», муниципальному автономному учреждению «Спортивная школа» МО «Облученский муниципальный район», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад с. Будукан», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Бира», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 4 г. Облучье», муниципальному казенному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению среднего общего образования «Школа № 2 г. Облучье», администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО о понуждении к исполнению действий по оборудованию зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты.
Указанные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Требования прокурора мотивированы тем, что действующими нормативными правовыми актами, регулирующими сферу правоотношений в области пожарной безопасности, предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 (далее - Инструкции).
В ходе проверки, проведённой прокуратурой района, установлено, что здания вышеуказанных общеобразовательных учреждений не оборудованы устройствами молниезащиты с учётом требований СО 153-34.21.122-2003 Инструкции, что не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций.
В соответствии с Уставами образовательных учреждений их учредителем является МО «Облученский муниципальный район» ЕАО в лице администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО.
Просил обязать оборудовать до 01.082020 устройством молниезащиты здания: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира», расположенное по адресу: ЕАО, п. Бира, ул. 40 лет Победы, 13; МАУ «Спортивная школа» МО «Облученский муниципальный район», расположенное по адресу: ЕАО, г. Облучье, ул. Денисова, 34; МКДОУ «Детский сад с. Будукан», расположенное по адресу: ЕАО, с. Будукан, ул.Заречная, 10 «а»; МКДОУ «Детский сад п.Бира», расположенное по адресу: ЕАО, п. Бира, ул. Онищенко, 48; МКДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье», расположенное по адресу: ЕАО, г. Облучье, ул. Ключевая, 20а; МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», расположенное по адресу: ЕАО, Облученский район, с. Радде, ул. Центральная, 5; МБОУ «СОШ № 2 г. Облучье», расположенное по адресу: ЕАО, г. Облучье, ул. Районная, 69 а.
Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира» до 01.08.2020 оборудовать здание филиала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира» в с. Семисточный, расположенное по адресу: ЕАО, с. Семисточный, ул. Центральная, 12 и филиала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира» в с. Будукан, расположенное по адресу: ЕАО, с. Будукан, ул. Школьная, 10 а, устройством молниезащиты.
Обязать администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО произвести финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира», МАУ «Спортивная школа» МО «Облученский муниципальный район», МКДОУ «Детский сад с. Будукан», МКДОУ «Детский сад п. Бира», МКДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье», МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «СОШ № 2 г. Облучье», для выполнения вышеуказанных мероприятий.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, отказался от требований об обязании МКДОУ «Детский сад с. Будукан» до 01.08.2020 оборудовать здание образовательного учреждения по адресу: ЕАО, с. Будукан, ул. Заречная, 10 «а» устройством молниезащиты и обязании администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО произвести финансирование данного образовательного учреждения, поскольку данное дошкольное образовательное учреждение занимает несколько помещений на первом этаже двухэтажного многоквартирного жилого дома. В остальной части исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель ответчика - МАУ «Спортивная школа» МО «Облученский муниципальный район» Иванов А.В. исковые требования не признал. Поддержал доводы представленных в суд письменных возражений на исковое заявление. Суду пояснил, что обязательному обустройству молниезащитой подлежат объекты, создающие взрывоопасную зону класса В-1г. Здания спортивных школ таковыми не являются, в связи с чем обязательному оборудованию молниезащитой не подлежат. Решение о необходимости оборудования устройств молниезащиты принимается специализированной проектной организацией путём проведения обследования. Обследование здания МАУ «Спортивная школа» МО «Облученский муниципальный район» не проводилось. Школа расположена в 1-этажном и 2-этажном здании, стены кирпичные, междуэтажные и потолочные перекрытия железобетонные, деревянные, кровля шиферная на деревянной обрешетке, на здании частично имеются металлические конструкции крыши, здание оборудовано заземлением и автоматической пожарной сигнализацией. Сгораемые конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, надежность обработки периодически проверяется. Здание спортшколы окружают 4-5 этажные жилые дома. Проверяющие организации требований об оборудовании учреждения устройствами молниезащиты не предъявляли, случаев поражений молнией не было. Все необходимые требования пожарной безопасности школой соблюдаются. Прокурором в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены заключения специалистов о необходимости оборудования здания устройством молниезащиты, а также доказательств того, что здание школы недостаточно оборудовано молниезащитой и отсутствие таких устройств нарушает права и законные интересы занимающихся, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Кроме того, МАУ «Спортивная школа» МО «Облученский муниципальный район» не относится к образовательной организации, подведомственной Отделу образования администрации МО «Облученский муниципальный район». Учреждение имеет кредиторскую задолженность более пяти миллионов рублей, в связи с чем, обязание обустроить здание молниезащитой ещё более усугубит тяжелое финансовое положение учреждения, фактически исполнить решение суда будет невозможно.
Представитель ответчика МКДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье» Гильфанова О.А. исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на исковое заявление. Суду пояснила, что здание дошкольного образовательного учреждения двухэтажное, стены кирпичные, междуэтажные и потолочные перекрытия железобетонные пустотные плиты, кровля шиферная на деревянной обрешетке. Сгораемые конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, здание оборудовано заземлением, окружено 5-этажными домами. Техническая возможность оборудовать здание устройством молниезащиты отсутствует. Обязательному обустройству молниезащитой подлежат объекты, создающие взрывоопасную зону класса В-1г. Здания детских дошкольных учреждений таковыми не являются, в связи с чем обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежат. Решение о необходимости устройства молниезащитных мероприятий принимается специализированной проектной организацией путём проведения обследования. В данном случае обследование здания не проводилось. Со времен постройки здания требований об устройстве молниезащиты проверяющими организациями не предъявлялось. Все требования пожарной безопасности руководством ДОУ соблюдаются, здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, проектно-сметная документация в ДОУ отсутствует. В акте проверки готовности МКДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье» к 2019-2020 учебному году недостатков от всех контролирующих служб выявлено не было. Прокурором в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, что отсутствие на здании учреждения устройств молниезащиты влечёт за собой нарушение прав и законных интересов воспитанников.
Представитель администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Смирнова Т.А. заявленные исковые требования не признала. Пояснила, что все здания образовательных организаций построены до введения Инструкции, имеют естественное заземление-металлические конструкции, железобетонные перекрытия. Кроме того, МКДОУ «Детский сад с. Будукан» занимает несколько помещений на первом этаже двухэтажного жилого дома, обязанность выделять денежные средства для обустройства всего здания устройством молниезащиты у администрации отсутствует. Здание по адресу: ЕАО, г. Облучье, ул. Районная, 69а, состоит из здания школы и здания детского сада, соединённых между собой переходом. Здание детского сада оборудовано системой молниезащиты. Капитальный ремонт кровли здания школы, в том числе и оборудование устройством молниезащиты, по информации директора образовательного учреждения, запланировано в 2022 году. В с. Радде планируется строительство новой школы, в связи с чем нецелесообразно выделение бюджетных средств на оборудование молниезащитой старого здания. Согласно локальному сметному расчёту стоимость работ по оборудованию молниезащитой одного здания образовательного учреждения составляет более трёхсот тысяч рублей. В настоящее время судом принято решение, которым часть образовательных учреждений обязана оборудовать здания устройствами молниезащиты до 31.12.2021, а администрация профинансировать эти работы. Денежные средства на производство данных работ в бюджет на 2020 год не заложены, бюджет района является дефицитным. В случае удовлетворения требований прокурора просит установить срок исполнения судебного акта до 31.12.2022.
Представители ответчиков МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира», МКДОУ «Детский сад с. Будукан», МКДОУ «Детский сад п. Бира», МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ СОШ «Школа № 2 г. Облучье» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия.
В отзыве на исковое заявление представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира» Павлова Е.П. указала о несогласии с заявленными требованиями. Здание образовательного учреждения двухэтажное, стены кирпичные, междуэтажные и потолочные перекрытия железобетонные пустотные плиты, кровля над всем зданием школы из мателлопрофиля, над спортивным залом шиферная на деревянной обрешетке. Сгораемые конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, здание оборудовано заземлением, напротив здания школы находятся кирпичные двухэтажные жилые дома. В здании школы имеются металлические конструкции крыши, водосточные трубы, здание оборудовано заземлением. Обязательному обустройству молниезащитой подлежат объекты (сооружения, установки), создающие взрывоопасную зону класса В-1г. Здания образовательных учреждений таковыми не являются, в связи с чем обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежат. Решение о необходимости устройства молниезащитных мероприятий принимается специализированной проектной организацией путём проведения обследования. В данном случае никакого обследования не проводилось. Со времени постройки здания школы требований об устройстве в здании молниезащиты проверяющие организации не предъявляли. Все требования пожарной безопасности руководством школы соблюдаются, здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Кроме того, в акте готовности МБОУ СОШ № 24 п. Бира к 2019-2020 учебному году недостатков от всех контролирующих служб выявлено не было.
Из отзыва представителя ответчика МКДОУ «Детский сад п. Бира» Пильц И.А. следует, что здание детского сада расположено в двухэтажном здании, стены кирпичные, междуэтажные и потолочные перекрытия железобетонные пустотные плиты, кровля шиферная на деревянной обрешетке. Сгораемые конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, делающим их трудногорючими, надёжность обработки периодически проверяется. На здании частично имеются металлические конструкции.
Согласно отзыву представителя ответчика МКДОУ «Детский сад п. Будукан» Удовенко О.В., ответчик требования не признает. МКДОУ «Детский сад с. Будукан» расположено в многоквартирном жилом доме на первом этаже. Данное обстоятельство свидетельствуют о том, что ответчик не имеет правовой возможности устанавливать устройства молниезащиты в здании жилого дома, так как не использует все здание и не обладает полномочиями собственника помещений в многоквартирном доме. В соответствии с Уставом МКДОУ «Детский сад с. Будукан» учредителем учреждения и собственником его имущества является администрация МО «Облученский муниципальный район».
В отзыве представитель ответчика МБОУ СОО «Школа № 2» Вологжина М.Р. при разрешении дела по существу просила учесть факт наличия молниезащиты на части здания, в котором находятся группы дошкольного образования.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация МО «Облученский муниципальный район» ЕАО просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Считает, что требования прокурора являются не обоснованными.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, но не конкретизируют обязанность ответчиков е обеспечении средствами молниезащиты образовательных учреждений, в связи с чем ответчик наделён правом самостоятельно определять форму участия в пожарной безопасности защищённости образовательного учреждения и определять перечень конкретных мероприятий по данному направлению с учётом практической необходимости и соразмерности степени возможной пожарной опасности с целью финансовой обоснованности. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69 «О пожарной безопасности», на который ссылается истец, содержит общие принципы обеспечения пожарной безопасности. Норма пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предусматривающая одним из способов устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования, применяется исключительно во взаимосвязи с Инструкцией по устройству средствами молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждённой приказом Министерства энергетики РФ № 280 от 30.06.2003 года, согласно которой устройство молниезащиты - система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Согласно классификации объектов, приведенной в таблице 2.1 Инструкции, указано, что последствием удара молнии в типе образовательных объектов является отказ системы электроснабжения, пожар исключён.
В образовательных учреждениях каждый электропотребитель (электрические устройства) оборудован устройством защитного отключения электроустановок. Актами проверок государственного пожарного надзора и записями журнала проводимых проверок юридического лица подтверждается соблюдение образовательными учреждениями правил пожарной безопасности.
Прокурором не представлено доказательств подтверждающих, что в компетенцию органов прокуратуры, входит проверка наличия и соблюдения правил пожарной безопасности образовательных учреждений, правил эксплуатации установок молниезащиты на образовательных учреждениях, что подтверждено позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 20П от 17 февраля 2015 г. Проверка исполнения законов проводится органами прокуратуры Российской Федерации исключительно на основании поступившей в данные органы информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, следовательно, обращения прокурора в суд в порядке статьи 45 ГГ1К РФ должны быть обоснованы информацией о фактах нарушения законов со стороны ответчика. Кроме того, проверка образовательных учреждений на наличие установок молниезащиты не входит в полномочия органов государственного пожарного надзора. Решение о необходимости оборудования устройств молниезащиты принимается специализированной проектной организацией путём проведения обследования.
Все здания оборудованы защитным контуром заземления, автоматической системой пожарной сигнализации, в том числе автоматической системой пожарной сигнализации и противодымной защитой.
Необходимость устройства молниезащиты в зданиях образовательных учреждений определяется при их проектировании и при разработке необходимых защитных мероприятий в соответствии с положением Федерального закона «О техническом регулировании», согласно которому органы исполнительной власти вправе утверждать (издавать) документы (акты) только рекомендательного характера (ст. 4), к которым отнесена Инструкция по молниезащите зданий, сооружений и промышленных коммуникаций", утвержденная приказом Минэнерго России № 280 от 30.06.2003.
Кроме того, судом не принято во внимание обстоятельство того, что МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде» 1972 года постройки. В 2021 году запланировано строительство новой школы, в проекте строительства запланировано устройство молниезащиты. Следовательно, установка молниезащиты по решению суда нецелесообразно.
Считает, что прокурором не представлено доказательств того, что здание школы недостаточно оборудовано молниезащитой. Не обоснована необходимость построения молниезащиты данного объекта. Не представлены доказательства и того, что отсутствие устройств молниезащиты нарушает права и законные интересы учащихся и ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просил, решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Смирнова Т.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители прокуратуры, ответчиков МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира», МАУ «Спортивная школа» МО «Облученский муниципальный район», МКДОУ «Детский сад с. Будукан», МКДОУ «Детский сад п. Бира», МКДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье», МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ СОШ «Школа № 2» г. Облучье в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения лица, участвующего в суде апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 28. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, создание необходимых условий для охраны здоровья.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из материалов дела установлено, что предметом деятельности МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира», МБОУ СОШ «Школа № 2 г. Облучье», является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Предметом деятельности МКДОУ «Детский сад п. Бира», МКДОУ «Детский сад с. Будукан», МКДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье» является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» является физкультурно-спортивной организацией, предметом деятельности которой является осуществление спортивной подготовки и проведение занятий по физической культуре и спорту на основании утверждённого Учредителем муниципального задания.
Из Уставов данных образовательных учреждений следует, что их учредителем и собственником зданий, где расположены образовательные учреждения, является администрация МО «Облученский муниципальный район» ЕАО.
В соответствии с Уставами МКДОУ «Детский сад п. Бира», МКДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье» финансирование учреждений осуществляется учредителем.
Согласно Уставу МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» (п.3.2, п.3.3) источниками формирования финансового и имущественного обеспечения учреждения являются субсидии, получаемые из районного бюджета. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
Уставами МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира», МБОУ СОШ «Школа № 2 г. Облучье» определено, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов, в том числе являются бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, бюджетные поступления в виде субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели.
Материалами дела подтверждается, что здания, где расположены вышеназванные образовательные учреждения, закреплены собственником имущества за МКДОУ «Детский сад п. Бира», МКДОУ «Детский сад с. Будукан», МКДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье», МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира», МБОУ СОШ «Школа № 2 г. Облучье» на праве оперативного управления.
Из информации отделения надзорной деятельности по Облученскому району УНД и ПР Главного Управления МЧС России по ЕАО следует, что в ходе проведения обследования по соблюдению требований пожарной безопасности в части оборудования устройством молниезащиты государственным инспектором Облученского района по пожарному надзору совместно с помощником прокурора Облученского района выявлены нарушения требований пожарной безопасности: здания не оборудованы устройствами молниезащиты.
Отсутствие систем молниезащиты общеобразовательных учреждений ответчиками не оспаривалось.
Суд первой инстанции, с учётом требований действующего законодательства, регламентирующего порядок оборудования зданий, где расположены образовательные учреждения, в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, регламентирующими создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательных организаций, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, пришёл к правильному выводу о возложении на ответчиков обязанности до 31.12.2022 оборудовать здания образовательных учреждений устройством молниезащиты. При этом суд правомерно указал, что отсутствие в зданиях образовательных учреждений и спортивной школы устройств молниезащиты нарушает требования пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций.
Суд также правомерно отклонил доводы ответчиков о том, что в зданиях образовательных учреждений имеется естественное заземление (металлические конструкции здания), здания окружены многоэтажными жилыми домами, чердачные перекрытия зданий оборудованы огнезащитным составом, указав, что данные обстоятельства не исключают обязанность учреждений оборудовать здания также и устройствами молниезащиты.
Не влияет на решение суда и довод апелляционной жалобы о том, что образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», 1972 года постройки, в 2021 году запланировано строительство новой школы. Ответчиками не представлено доказательств, что данная школа не эксплуатируется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение о необходимости оборудования зданий общеобразовательных учреждений устройствами молниезащиты принимается специализированной проектной организацией путём проведения обследования, необходимость устройства молниезащиты в зданиях общеобразовательных учреждений определяется при их проектировании и при разработке необходимых защитных мероприятий являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и были отклонены с приведением мотивов, отражённых в решении суда, с которыми судебная коллегия считает возможным согласиться.
Кроме того, судебная коллегия считает, что суд правомерно возложил обязанность профинансировать мероприятия по оборудованию зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты на учредителя и собственника имущества образовательных учреждений - администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО.
Так, согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со статьёй 53 вышеназванного закона формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счёт средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, оборудование зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Обязательства по финансированию данных мероприятий являются расходным обязательствами органа местного самоуправления. Соответственно, выделение средств на эти мероприятия возможно в рамках бюджетного процесса.
Довод апелляционной жалобы о том, что денежные средства в бюджете на оборудование школ устройствами молниезащиты не предусмотрены, не может являться основанием для отмены либо изменения решения суда.
Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
На основании изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права. Оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Облученского районного суда ЕАО от 08.06.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи О.А. Конева
ФИО1