Судья Мишина Н.Л. Дело № 33-9197/2020 (№ 2-180/2020)
УИД 22RS0035-01-2020-000283-13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 декабря 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Сачкова А.Н.,
при секретаре Тенгерековой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району», Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 29 сентября 2020 года по делу
по иску прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах ФИО1 к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району», Министерству социальной защиты Алтайского края о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности произвести выплату компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Немецкого национального района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» (далее - КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району»), Министерству социальной защиты Алтайского края, просил признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГ*** о прекращении выплаты ФИО1 с ДД.ММ.ГГ компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, возложить на ответчиков обязанность в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу выплатить истцу компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 24 080 руб., ссылаясь на то, что ФИО1 является педагогическим работником, проживающим в сельской местности, которому с ДД.ММ.ГГ ответчиком КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» прекращена выплата указанной компенсации без законных оснований.
Решением Районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 29.09.2020 исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
признать распоряжение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» от ДД.ММ.ГГ*** незаконным.
Возложить на КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» обязанность выплатить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 22 080 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении требований, предъявленных к Министерству социальной защиты Алтайского края, отказать в полном объеме.
Взыскать с КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» в бюджет муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края государственную пошлину в размере 862,40 руб.
Оспаривая постановленный судебный акт, представители ответчиков КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району», Министерства социальной защиты Алтайского края в апелляционных жалобах просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что изменение места жительства (пребывания) сельского педагогического работника является основанием для прекращения предоставления компенсации с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. Само по себе наличие льготного статуса в безусловном порядке не дает права на предоставление компенсации. Для ее получения должны выполняться требования законодательства, в том числе, в части обязанностей получателя компенсации по своевременному сообщению об изменении места жительства. ФИО1ДД.ММ.ГГ снят с регистрационного учета по месту жительства, где ему предоставлялась компенсация, в результате чего с ДД.ММ.ГГ он утратил право на получение компенсации. С заявлением и пакетом необходимых документов для назначения компенсации по новому месту жительства ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГ, компенсация назначена ему в соответствии с действующим законодательством с ДД.ММ.ГГ.
Также в жалобах указано на несогласие с тем, что при вынесении решения судом не был учтен статус ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» как унитарной некоммерческой организации, созданной Алтайским краем для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации на территории района полномочий Министерства социальной защиты Алтайского края. Поскольку управление выполняет функции государственного органа, оно освобождено от судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» прокурор Немецкого национального района Алтайского края просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты Алтайского края ФИО2 просила удовлетворить жалобы ответчиков, отменить решение суда.
Представитель материального истца - прокурора Немецкого национального района Алтайского края - прокурор Фомина П.В. в суде апелляционной инстанции просила оставить обжалуемое решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети «Интернет». Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора Фомину П.В., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 как педагогический работник, проживающий в сельской местности, является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГ в соответствии с решением управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края.
С заявлением в Управление социальной защиты населения ФИО1 предоставлена копия паспорта с местом регистрации по <адрес>, справка администрации Николаевского сельсовета о месте регистрации и составе семьи, справка о работе в МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» в качестве тренера-преподавателя с ДД.ММ.ГГ, свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом по <адрес>, справка об отсутствии задолженности по оплате за электроэнергию.
В соответствии с ответом МО МВД России «Славгородский» от ДД.ММ.ГГФИО1 был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. С ДД.ММ.ГГ по настоящее время ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГ***ФИО1 прекращена выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГ в связи с изменением адреса в пределах района.
В суде первой инстанции представителем КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» даны объяснения о том, что спорная выплата была прекращена на основании сведений, полученных из миграционного пункта МО МВД России «Славгородский», о гражданах, снявшихся с регистрационного учета, в том числе, относительно ФИО1
ДД.ММ.ГГФИО1 вновь обратился в Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам.
Управлением социальной защиты населения сделан запрос в миграционный пункт отделения полиции по Немецкому национальному району Алтайского края о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственных услуг, без участия заявителя.
Решением от ДД.ММ.ГГ***ФИО1 назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГ, с периодом доплаты с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 2 080 руб., и с ДД.ММ.ГГ пожизненно в размере 2 080 руб.
ДД.ММ.ГГФИО1 обратился к начальнику Управления социальной защиты населения через МФЦ с заявлением, в котором просил предоставить компенсацию расходов по оплате помещения, отопления и освещения ему как педагогическому работнику с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГ*** правовых оснований для предоставления компенсации по оплате помещения, отопления и освещения ФИО1 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не имеется.
В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1 дал объяснения о том, что ему как педагогу ежемесячно на счет приходила компенсация в размере 2 000 руб., каких-либо извещений истец не получал, один раз в год снимал денежные средства с банковской карты. В феврале 2020 года ФИО1 решил снять деньги с карты, но их там не оказалось. В Управлении социальной защиты населения ФИО1 разъяснили, что из-за смены места жительства выплаты прекратились. Истец не менял место жительства до октября 2019 года, до момента продажи дома, изменил только место регистрации. На регистрационном учете по месту пребывания истец не состоял.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу п. 1 чт. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2013 №963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Согласно ст. 1 названного Закона педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края 30.03.2017 № 103, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется, в том числе, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В силу абз. 1 п. 5 названных Правил от 30.03.2017 компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Пунктом 6 Правил от 30.03.2017 предусмотрено, что компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.
Как следует из п. 25 Правил от 30.03.2017, при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абз. 2 п. 5 Правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.
В п. 27 Правил от 30.03.2017 указано, что выплата компенсации приостанавливается по решению управления социальной защиты населения с месяца, следующего за месяцем вынесения такого решения при неисполнении педагогическим работником требований, предусмотренных п.25 настоящих Правил.
Пунктом 28 Правил от 30.03.2017 установлено, что выплата компенсации возобновляется по решению управления социальной защиты населения с месяца приостановления при представлении педагогическим работником документов, подтверждающих наступление обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления компенсации, в соответствии с п. 25 настоящих Правил.
В силу пунктов 29, 30 Правил от 30.03.2017 предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, переводом на должность, не дающую право на получение компенсации, изменением места жительства (пребывания), а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
При смене места жительства в пределах Алтайского края педагогический работник имеет право обратиться за назначением компенсации в управление социальной защиты населения по новому месту жительства (пребывания) в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Педагогическим работникам, изменившим место жительства (пребывания) в пределах Алтайского края или прибывшим из-за пределов Алтайского края и обратившимся за назначением компенсации в месяце прибытия, компенсация назначается с месяца, следующего за месяцем обращения, но не ранее месяца, следующего за месяцем поступления педагогического работника на работу, дающую право на компенсацию (п. 13 Правил от 30.03.2017).
В силу п. 9 Правил документы, необходимые для назначения меры социальной поддержки, запрашиваются управлением социальной защиты населения либо МФЦ у соответствующего органа, располагающего такими документами (сведениями), в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение 2 рабочих дней со дня обращения педагогического работника за назначением компенсации.
Педагогический работник вправе представить такие документы (сведения) по собственной инициативе.
Исходя из системного толкования приведенных норм права в их взаимосвязи с Законом Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам, проживающим на территории Алтайского края по месту жительства (пребывания), а также педагогическим работникам, которые изменили место жительства (пребывания) в пределах территории Алтайского края, либо прибывшим из-за пределов Алтайского края и зарегистрировавшихся по месту жительства (пребывания) в Алтайском крае.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что, несмотря на изменение места жительства, ФИО1 не утратил право на получение спорной компенсации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
ФИО1 постоянно работал с ДД.ММ.ГГ и работает в настоящее время тренером-преподавателем в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Немецкого национального района Алтайского края, то есть по своему статусу в спорный период являлся педагогом, работающим в сельской местности.
Адреса проживания ФИО1: <адрес> и <адрес> относятся к сельской местности, находящейся в пределах одного муниципального района, одного населенного пункта.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что судом установлено обстоятельство фактического проживания ФИО1 в доме по адресу предыдущей регистрации до момента продажи данного дома в октябре 2019 года, данный вывод основан на совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, ответчиками не опровергнут.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, изменение места жительства, площади жилых помещений не влияет на размер компенсации, которая выплачивается в фиксированном размере на банковскую карту получателя.
Суждение ответчиков о том, что компенсация сельским педагогам предоставляется в отношении конкретного жилого помещения основано на ошибочном толковании норм материального права, ввиду чего не может быть принято во внимание.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда, что в спорный период ФИО1 не утратил право на компенсацию, несмотря на то обстоятельство, что он своевременно не сообщил об изменении места жительства, которое также относится к сельской местности, следовательно, оснований для прекращения предоставления компенсации в соответствии с п.29 Правил от 30.03.2017 в данном случае не имелось.
При изменении регистрации по месту жительства в пределах одного муниципального образования у ФИО1 отсутствовала необходимость обращения в иное территориальное управление социальной защиты населения.
При получении ответчиком КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» сведений из миграционного пункта МО МВД России «Славгородский» о гражданах, снявшихся с регистрационного учета, в том числе, о ФИО1, о регистрации материального истца в том же населенном пункте, который относится к компетенции КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району», ответчик мог истребовать у материального истца ФИО1 соответствующие документы, учитывая, что ответчик располагал контактными данными ФИО1, что не оспаривалось представителем ответчика в суде первой инстанции.
В случае неисполнения педагогическим работником требований управления социальной защиты населения, ответчик имел право на приостановление выплаты в соответствии с п. 27 Правил от 30.03.2017.
Таким образом, распоряжение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» от ДД.ММ.ГГ*** обоснованно признано судом незаконным.
Ответчики не оспаривают право материального истца на получение им меры социальной поддержки, размер взысканной суммы компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, удовлетворение требований к одному из ответчиков, в связи с чем решение суда в данной части проверке не подлежит.
С КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» взыскана государственная пошлина в размере 862,40 руб. в бюджет муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края, с чем ответчики выражают несогласие в апелляционных жалобах.
Между тем, доводы ответчиков о том, что в соответствии с п. 19 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» как государственный орган подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, является несостоятельным.
Действительно, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Однако названные органы несут бремя судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в том числе, и судебных расходов по уплате государственной пошлины, понесенных истцом.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, в том числе, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с решением суда и не содержат ссылки на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, апелляционные жалобы ответчиков удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району», Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: