ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-180/2021 от 04.08.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Самойлова О.В.

№ 33-2056-2021

УИД 51RS0017-01-2020-001127-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

4 августа 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2

при секретаре

Тихоновой Ж.В.

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-180/2021 по иску прокурора Печенгского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Экосистема», индивидуальному предпринимателю ФИО5 ичу о признании недействительным договора аренды недвижимого имущества, обязании провести работы по уборке твердых бытовых отходов,

по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Компания «Экосистема» ФИО4 на решение Печенгского районного суда Мурманской области от 28 апреля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Тихоновой Ж.В., возражения представителя Мурманской областной прокуратуры Мунтян Р.В. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

прокурор Печенгского района Мурманской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Экосистема» (далее – ООО «Компания «Экосистема»), индивидуальному предпринимателю ФИО5 о признании недействительным договора аренды недвижимого имущества, обязании провести работы по уборке твердых бытовых отходов.

В обоснование заявленных требований указал, что в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства об охране окружающей среды прокуратурой Печенгского района установлено, что в городском поселении ... расположен земельный участок с кадастровым номером *, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: ..., ..., на котором находится нежилое здание с кадастровым номером *, собственником которого является ФИО5 Географические координаты земельного участка: ***. Арендатором данного земельного участка на основании договора аренды от _ _ * является ФИО5

1 февраля 2020г. между ИП ФИО5 и ООО «Компания «Экосистема» заключен договор * аренды недвижимого имущества – части одноэтажного нежилого здания с кадастровым номером * для использования здания в качестве мусороперегрузочной станции, в соответствии с пунктом 1.3 которого вместе с арендуемым зданием арендатору передано право пользования расположенным под ним земельным участком с кадастровым номером *.

Нежилое здание и находящийся под ним земельный участок не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления в Мурманской области, включенных в государственный реестр, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 7 октября 2016 г. № 492-ПП/10 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами Мурманской области», в связи с чем передача прав пользования на данный земельный участок для оборота на нем отходов производства и потребления не соответствует виду его разрешенного использования и противоречит требованиям федерального законодательства об обращении с отходами.

Учитывая, что деятельность, осуществляемая в рамках данного договора, нарушает требования законодательства в области охраны окружающей среды и посягает на публичные интересы неопределенного круга лиц, поскольку может повлечь вредное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье населения, а также способствовать вовлечению таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья, использование ответчиком земельного участка не по целевому назначению нарушает права государства, которое на правовом уровне установило порядок использования земель различных категорий, и сопряжено с нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, проживающих в <...>. Осуществление ответчиком деятельности по размещению на данном земельном участке твердых бытовых отходов нарушает принципы целевого использования земель и влечет неконтролируемое истощение плодородности почв данных земель и их загрязнение, создаёт угрозу вредного воздействия твердых отходов на окружающую среду.

Просил суд признать недействительным договор * аренды недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером *, заключенный 1 февраля 2020 г. между ИП ФИО5 ичем и ООО «Компания «Экосистема», а также обязать ООО «Компания «Экосистема» провести работы по уборке твёрдых бытовых отходов, размещенных в нежилом здании с кадастровым номером * и расположенном под ним земельном участке с кадастровым номером *, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: ....

9 декабря 2020 г. протокольным определением судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено АО «Управление отходами».

Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора Печенгского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Компания «Экосистема», ИП ФИО5 о признании недействительным договора аренды недвижимого имущества, обязании провести работы по уборке твердых бытовых отходов удовлетворены.

Признан недействительным в силу ничтожности договор * аренды недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером *, заключенный 1 февраля 2020 г. между индивидуальным предпринимателем ФИО5 ичем, с одной стороны, и обществом с ограниченной ответственностью «Компания «Экосистема», с другой стороны.

Постановлено применить последствия недействительности ничтожной сделки, а именно, прекратить право пользования ООО «Компания «Экосистема» (ОГРН *) и передать земельный участок с кадастровым номером *, находящийся по адресу: ..., общей площадью ***.м. и являющийся государственной собственностью, предоставленный ФИО5 на основании договора аренды * от _ _ Администрацией муниципального образования городское поселение ..., а также нежилое здание с кадастровым номером * от общества с ограниченной ответственностью «Компания «Экосистема» ФИО5 ичу.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Компания «Экосистема» (ОГРН *) провести работы по уборке твердых бытовых отходов, размещенных в нежилом здании с кадастровым номером * и расположенном под ним земельном участке * (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ...) в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.

С общества с ограниченной ответственностью «Компания «Экосистема» (ОГРН *) взыскана в доход бюджета муниципального образования Печенгский муниципальный округ Мурманской области государственная пошлина в размере 450 рублей.

С индивидуального предпринимателя ФИО5 ича взыскана в доход бюджета муниципального образования Печенгский муниципальный округ Мурманской области государственная пошлина в размере 150 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Компания «Экосистема» ФИО4 просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.

В обоснование жалобы указывает, что ООО «Компания «Экосистема» как оператор по транспортированию твердых коммунальных отходов имеет полное право осуществлять деятельность по перегрузке твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с видом разрешенного использования «коммунальное обслуживание», поскольку общество не размещает, не хранит, не осуществляет захоронение твердых коммунальных отходов, на земельном участке.

Накопления отходов не происходит, так как отходы не высыпаются на территорию земельного участка и нежилого здания, а перегружаются из одного транспортного средства в большегрузное транспортное средство для транспортирования твердых коммунальных отходов с целью дальнейшего вывоза на специализированный полигон.

Ссылаясь на Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» и Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», полагает, что земельный участок использовался в рамках разрешенного использования, а именно «Коммунальное обслуживание».

Обращает внимание, что поскольку деятельность по перегрузке отходов действующим законодательством Российской Федерации не запрещена, то это не дает основания полагать, что деятельность ответчиков на территории земельного участка с видом разрешенного использования «коммунальное обслуживание» незаконна.

Обращает внимание суда на нарушение прокурором норм законодательства при проведении проверки деятельности юридического лица, в связи с чем полагает, что представленные акты и фотографии не могут рассматриваться судом как доказательства по делу, следовательно прокурор не доказал причинение вреда охраняемым законом интересам неограниченного круга лиц – граждан, проживающих в <...>, в связи с использованием обществом нежилого помещения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером *.

В возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора Печенгского района полагает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, просит решение Печенгского районного суда Мурманской области оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ООО «Компания «Экосистема», ИП ФИО5, представители администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области, АО «Управление отходами», извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Согласно пунктами 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

При этом перечисленные категории земель используются в строгом соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу частей 1 и 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения). Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения. Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 – 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», действовавшим в период возникновения спорных правоотношений и заключения сторонами Договора аренды, под видом разрешенного использования земельного участка «коммунальное обслуживание» понималось размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами. Содержание данного вида разрешенного использования включало в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1.1 – 3.1.2.

Код 3.1.1. – предоставление коммунальных услуг – размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега).

Код 3.1.2 – административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг – размещение зданий, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг.

В связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 12 февраля 2021 г. № 68 «О признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, от 30 сентября 2015 г. № 709, от 6 октября 2017 г. № 547, от 4 февраля 2019 г. № 44 и пункта 1 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России в части совершенствования правового регулирования в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 9 августа 2018 г. № 418» (Зарегистрировано в Минюсте России 24 марта 2021 г. № 62864) приведенный Классификатор отменен.

Вместе с тем, приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 15 декабря 2020 г. № 61482) утверждён Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который вступает в силу с даты вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2014 г. № 33995).

В соответствии с вновь утвержденным Классификатором видом разрешенного использования земельного участка «коммунальное обслуживание» является размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1.1 – 3.1.2, то есть размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регламентируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением правительства Мурманской области от 7 октября 2016 г. № 492-1111/10 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Мурманской области, которая разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Мурманской области.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что между Администрацией муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области и ФИО5 заключен договор аренды земельного участка * от _ _ , в соответствии с которым арендатор предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером *, находящийся по адресу: ... для использования в целях: коммунальное обслуживание, общей площадью *** кв. м.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т.1 л.д. 18-19), земельный участок с кадастровым номером * отнесен к категории земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание.

В соответствии с договором аренды приведенное описание целей использования участка является окончательным, изменение цели использования допускается исключительно с согласия Арендодателя. Срок действия договора аренды земельного участка сторонами договора определен с 13 августа 2019 г. по 8 августа 2029 г.

На данном участке имеется нежилое здание, кадастровый номер *. Свидетельством о государственной регистрации права от _ _ подтверждено право собственности ФИО5 на нежилое здание, площадью *** кв.м, количество этажей ***, расположенное по адресу: ..., кадастровый номер *.

1 февраля 2020 г. между ИП ФИО5 и ООО «Компания «Экосистема» заключен договор * аренды недвижимого имущества (л.д. 10-11), в соответствии с которым ИП ФИО5 передал, а ООО «Компания «Экосистема» приняла в аренду недвижимое имущество: часть одноэтажного нежилого здания, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер здания: *, площадью *** кв. м., расположенное на земельном участке площадью *** кв. м, кадастровый номер *, площадь объекта *** кв. м, прилегающая территория с асфальтобетонным покрытием площадью *** кв. м, для использования под объект коммунального обслуживания – мусороперегрузочная станция.

В соответствии с пунктом 1.3 Договора аренды, вместе с арендуемым объектом Арендатор приобретает право пользования земельным участком под ним.

Пунктом 1.6 Договора аренды срок аренды установлен с 1 февраля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

Дополнительным соглашением от 30 декабря 2020 г. к договору * аренды недвижимого имущества от 1 февраля 2020 г., в пункт 1.6 Договора внесены изменения, в соответствии с которым срок аренды Объекта установлен как неопределенный.

Согласно акту передачи в аренду недвижимого имущества от 1 февраля 2020 г. Арендатор ООО «Компания «Экосистема» приняла объект недвижимого имущества, для использования под объект коммунального обслуживания – мусороперегрузочная станция.

Из протокола разногласий к договору * аренды нежилого имущества от 3 марта 2020 г. следует, что в соответствии с пунктом 1.1. Договора в новой редакции, Объект предоставляется для использования в целях организации и осуществления деятельности офиса, организации и осуществления стоянки автотранспорта (специализированного, грузового, легкового, самоходных машин и пр.), организации и осуществления деятельности по ремонту транспортных средств, агрегатов и оборудования, организации и осуществления деятельности по хранению накопительных контейнеров для накопления отходов и/или иного имущества арендатора, организации и осуществления деятельности по транспортированию отходов и потребления, организации и осуществления деятельности по сортировке, обработке/переработке, мойке, дроблению гофрированной, бутылизированной ПЭТ-тары, в том числе оборудования площадки соответствующими станками, техническими и иными устройствами, а также непосредственного осуществления деятельности, организации и осуществления деятельности по сортировке твердых коммунальных отходов, за исключением биологических остатков, в том числе оборудования площадки соответствующими станками, техническими и иными устройствами, а также непосредственного осуществления деятельности, для иных целей по усмотрению Арендатора за исключением видов деятельности, осуществление которых запрещено (или ограничено) на территории площадки в силу требований действующего законодательства (л.д. 13).

Указанный объект недвижимого имущества и земельный участок под ним используется ООО «Компания «Экосистема» в качестве мусороперегрузочной станции.

На территории Мурманской области по результатам конкурсного отбора АО «Управление отходами» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области, заключенным между АО «Управление отходами» и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области 10 января 2018 г.

Между АО «Управление отходами» и ООО «Компания «Экосистема» заключен договор * на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области от 31 января 2020 г., согласно которому ООО «Компания «Экосистема» своими силами и за свой счет оказывает услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в порядке и на условиях, определенных договором, на территории, описание границ которой определено в приложении * к договору, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги. В услугу исполнителя в рамках договора входит погрузка твердых коммунальных отходов в мусоровоз в местах приема твердых коммунальных отходов на территории Зоны деятельности Исполнителя, их транспортирование до места передачи твердых коммунальных отходов и передача на объект передачи отходов, а также иные функции, определенные условиями настоящего договора. Твердые коммунальные отходы должны транспортироваться от мест приема твердых коммунальных отходов до объекта передачи отходов. Осуществление транспортировки твердых коммунальных отходов в иные места, не определенные настоящим договором и Территориальной схемой, запрещено (т.2 л.д. 2-48).

23 марта 2020 г. в прокуратуру Печенгского района Мурманской области поступило сообщение ГОКУ «Печенгское лесничество» о том, что на земельном участке, граничащем с лесным фондом, стоят два больших по объему контейнера заполненные бытовым, строительным мусором, рядом с контейнерами, а также по периметру земельного участка и за пределами земельного участка разбросан бытовой, строительный мусор, происходит захламление прилегающей территории под воздействием ветра, животных, в виду отсутствия какого-либо ограждения по периметру земельного участка, на земельном участке расположен бетонный бокс, в котором хранится бытовой, строительный и промышленный мусор, а также происходит сортировка мусора и в дальнейшем загрузка его в два синих контейнера, к сообщению приложена фототаблица.

По данному обращению 17 апреля 2020 г. прокуратурой Печенгского района Мурманской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства, в ходе которой установлено, что в нежилом здании с кадастровым номером *, расположенном на земельном участке с кадастровым номером * и прилегающей к нему территории, осуществляется хранение твердых коммунальных отходов. На момент проверки транспортным средством с государственным регистрационным знаком * под управлением ИП ФИО6 производилась выгрузка отходов.

Постановлением судьи Печенгского районного суда Мурманской области 13 июля 2020 г. ООО «Компания «Экосистема» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании отходов производства и потребления на указанном земельном участке 17 апреля 2020 г. (том 1 л.д. 46-48). По результатам рассмотрения жалоб судом апелляционной инстанции постановление оставлено без изменения, вступило в законную силу.

Кроме того, 26 августа 2020 г. в прокуратуру Печенгского района с заявлением обратился житель Печенгского района, в котором сообщил о захламлении спорного земельного участка и просил провести проверку на предмет соблюдения требований закона по факту образования на данном земельном участке гор мусора, приложив изготовленные им фотографии данного участка и грузового автомобиля, осуществившего выгрузку мусора.

По информации, предоставленной Администрацией Печенгского района Мурманской области (т.1 л.д. 75-98) Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район трижды проводились осмотры арендованного ФИО5 земельного участка на предмет соблюдения условий договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 13 августа 2019 г. *. В ходе осмотров 29 мая 2020 г., 25 августа 2020 г. 17 сентября 2020 г. установлено, что земельный участок захламлен бытовым мусором, коммунально-бытовыми отходами, в результате осмотра комиссией установлено, что арендатором нарушены пункты 4.4.2 Договора: участок используется не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, пункта 4.4.7 Договора, которым установлено не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории. Правообладателем земельного участка не проводятся мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе, биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Из акта проверки соблюдения федерального законодательства от 24 декабря 2020 г., составленного комиссией в составе: старшего помощника прокурора Поливода Е.Ю., заведующей сектором земельных отношений Отдела управления собственности и земельных отношений Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Печенгский район ФИО7, представителя ФИО5ФИО8, следует, что осмотром территории земельного участка установлено, что на нем размещено 3 контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, в 2 из которых находится бытовой мусор, также на территории участка находится крупногабаритный мусор, осмотром нежилого здания установлен факт нахождения твердых коммунальных отходов. К акту приложена фототаблица (том 2 л.д 61-62).

27 апреля 2021 г. комиссией, созданной администрацией Печенгского муниципального округа, земельный участок с кадастровым номером * осмотрен повторно. Указанным актом члены комиссии зафиксировали, что выявленные ранее нарушения арендатором не устранены, земельный участок по прежнему захламлен, мероприятия по сохранению почв и плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, не производятся, требуется ликвидация последствий загрязнения и захламления земель. Представленные с актом фотоматериалы наглядно подтверждают выводы комиссии.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что ООО «Компания «Экосистема» использует земельный участок с кадастровым номером *, находящийся по адресу: ..., который отнесен к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание под эксплуатацию мусороперегрузочной станции, что предполагает накопление, временное хранение и перегрузку мусора, суд пришел к выводу о нарушении Обществом требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку такой вид использования не соответствует Классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

При этом суд учитывал, что в соответствии с письмом Мурманского филиала АО «Управление отходами» от 19 мая 2020 г., из которого следует, что Приложением * к договору *, предусмотрено, что местом передачи твердых коммунальных отходов является Полигон твердых коммунальных отходов: ..., съезд направо после *** км автодороги ... (автодорога Р-21 «Кола») территория земельного участка с кадастровым номером *, номер объекта в ГРОРО *. Сведениями о размещении исполнителем ООО «Компания «Экосистема» твердых бытовых отходов на территории земельного участка с кадастровым номером *, региональный оператор не располагает, документы о включении указанного земельного участка в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Мурманской области от 7 октября 2016 г. № 492-ПП/10, в Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области не направлялись (том 1 л.д 45).

Кроме того, согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от _ _ на обращение ООО «Компания «Экосистема», перегрузочные станции могут являться площадками временного накопления твердых коммунальных отходов, которые должны быть включены в территориальную схему обращения с отходами, а также необходимым условием эксплуатации земельного участка, который используется для оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, определена категория участка как земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены (пункт 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отклоняя доводы стороны ответчика, суд, руководствуясь нормами Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (действовавшего на момент заключения договора аренды, а также на момент выявленных нарушений), и принимая во внимание, что в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, спорное нежилое помещение и земельный участок ни на момент заключения договора аренды земельного участка, ни на дату судебного разбирательства не включены, а Классификатор не допускает возможности использования земельного участка с видом разрешенного использования «коммунальное обслуживание» для размещения на нем иных объектов, в том числе, мусороперегрузочной станции, обоснованно указал, что данные доводы стороны ответчика основаны на ошибочном понимании законодательства, и земельный участок, кадастровый номер *, используется не по назначению.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку бесспорных доказательств того, что в виду отсутствия в Федеральном законе положений, регулирующих деятельность мусороперегрузочных станций, использование земельного участка с видом разрешенного пользования «коммунальное обслуживание» под мусороперегрузочную станцию не является нарушением положений земельного и природоохранного законодательства ни суду первой, ни апелляционной инстанций не представлено.

Разрешая исковые требования прокурора о признании недействительным договора аренды недвижимого имущества – части одноэтажного нежилого здания с кадастровым номером * от 1 февраля 2020 г. *, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, принял во внимание, что стороной оспариваемого договора допущено использование земельного участка, в нарушение земельного законодательства, не по целевому назначению, в качестве мусороперегрузочной станции, установив, что на данном участке происходит выгрузка, накопление и хранение, а в последующем, перегрузка твердых бытовых отходов в целях их дальнейшей транспортировки к местам размещения твердых бытовых отходов (полигонам), что, в свою очередь, сопряжено с нарушением прав и законных интересов неограниченного круга лиц, а именно граждан, проживающих в ....

Приходя к такому выводу, судом установлено, что ООО «Компания «Экосистема» в связи с использованием не по целевому назначению земельного участка, допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды. Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу постановлением от _ _ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Компания «Экосистема».

При таком положении выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора судебная коллегия находит соответствующими приведенному законодательству, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

При этом доводы апеллянта о том, что в нарушение положений статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Обществу не направлялись фотоматериалы и копии актов для подготовки позиции по делу судебная коллегия отклоняет, поскольку указанные документы были направлены 27 октября 2020г. в адрес ответчика ООО «Компания «Экосистема» в приложении с исковым заявлением, согласно списку отправлений от 26 октября 2020 г.

Приведенные в апелляционной жалобе представителя ответчика доводы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Нарушения норм процессуального права, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Печенгского районного суда Мурманской области от 28 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Компания «Экосистема» ФИО4 – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 09 августа 2021г.

председательствующий:

судьи: