ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1810-33-2323 от 22.10.2014 Новгородского областного суда (Новгородская область)

  Судья – Комлева Н.С. 22 октября 2014 года Дело №2-1810-33-2323

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

 председательствующего Жуковой Н.А.,

 судей Комаровской Е.И. и Павловой Е.Б.,

 при секретаре Жаровой О.С.,

 с участием представителя Администрации <...> муниципального района И., помощника Новгородского транспортного прокурора О.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании 22 октября 2014 года по докладу судьи Жуковой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации <...> муниципального района на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 01 августа 2014 года, которым постановлено:

 обязать Администрацию <...> муниципального района Новгородской области до <...> года оборудовать на железнодорожном переезде <...> продольный профиль участка автомобильной дороги ул. <...> и участка автомобильной дороги ул. <...> на протяжении не менее 10 метров от крайнего рельса горизонтальной площадкой с твердым покрытием,

у с т а н о в и л а:

 Новгородский транспортный прокурор обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ЖД об обязании обустроить железнодорожный переезд <...> км, расположенный по адресу: <...>, на протяжении не менее 10 метров от крайнего рельса с обеих сторон горизонтальной площадкой, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии с актом осмотра железнодорожных переездов от <...> года №<...>, представленным из ОГИБДД МО МВД РФ «<...>», на указанном выше железнодорожном переезде в нарушение пункта 3.3 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной Приказом МПС РФ от 29 июня 1998 года №ЦП-566, отсутствует горизонтальная площадка с обеих сторон переезда.

 Определением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 03 марта 2014 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОГИБДД МО МВД РФ «<...>».

 Определением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2014 года по ходатайству прокурора произведена замена ненадлежащего ответчика ЖД на надлежащего Администрацию <...> муниципального района Новгородской области, ЖД привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Этим же определением суда дело направлено по подсудности в Старорусский районный суд Новгородской области.

 В ходе судебного разбирательства <...> года прокурор изменил исковые требования, просил обязать Администрацию <...> муниципального района Новгородской области оборудовать на железнодорожном переезде <...> км, расположенном по адресу: <...>, продольный профиль автомобильной дороги на протяжении не менее 10 метров от крайнего рельса с обеих сторон горизонтальной площадкой с твердым покрытием.

 В ходе судебного разбирательства <...> года прокурор уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию <...> муниципального района Новгородской области оборудовать на железнодорожном переезде <...> продольный профиль участка автомобильной дороги ул. <...> и участка автомобильной дороги ул. <...> на протяжении не менее 10 метров от крайнего рельса горизонтальной площадкой с твердым покрытием до <...> года.

 Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе Администрация <...> муниципального района (далее – Администрация) выражает несогласие с принятым судебным решением, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное толкование судом положений закона, а именно норм Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ). Полагает, что обязанность по оборудованию железнодорожного переезда различными устройствами в силу положений части 2 статьи 21 указанного выше закона возложена на владельцев железнодорожных путей, в связи с чем оснований для возложения на Администрацию обязанности оборудовать железнодорожный переезд горизонтальной площадкой с твердым покрытием у суда не имелось. Кроме того, указывает, что судом не учтен тот факт, что при строительстве самой железной дороги железнодорожный переезд <...> был построен не в соответствии с техническими и строительными нормами, вследствие чего на сегодняшний момент на данном железнодорожном переезде отсутствует горизонтальная площадка с твердым покрытием.

 В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу Новгородский транспортный прокурор выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, полагая решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

 В письменных пояснениях на апелляционную жалобу ЖД, ссылаясь на положения Федерального закона №257-ФЗ, Инструкцию по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденную Приказом МПС РФ от 29 июня 1998 года №ЦП-566, указывает, что работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог – подъездов к переездам общего и необщего пользования до концов шпал ближних рельсов осуществляются за счет владельцев этих дорог.

 В судебном заседании представитель Администрации <...> муниципального района  И.  доводы жалобы поддержала по изложенным в ней мотивам.

 Прокурор решение суда считала законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.

 Представители РЭО-2 МРЭО ГИБДД МО МВД России «<...>», ЖД, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

 Руководствуясь частью 2 статьи 257, частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации <...> муниципального района в отсутствие неявившихся участников процесса.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя Администрации <...> района И., поддержавшей доводы жалобы, прокурора О.,  возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

 Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что собственником автомобильных дорог <...> и <...> является муниципальное образование <...> метровая горизонтальная площадка автомобильной дороги к сооружениям и устройствам железной дороги не относится, действующее законодательство работы по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог – подъездов к переездам общего и необщего пользования возлагает на собственников автомобильных дорог, на железнодорожном переезде <...> в продольном профиле участков автомобильных дорог <...> и <...> горизонтальная площадка отсутствует, в связи с чем пришел к выводу, что обязанность оборудовать на железнодорожном переезде продольный профиль участка автомобильных дорог <...> и <...> на протяжении 10 метров от крайнего рельса горизонтальной площадкой с твердым покрытием лежит на Администрации <...> муниципального района Новгородской области.

 Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.

 В соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №257-ФЗ) устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1).

 В силу положений Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» проектирование, строительство, реконструкция и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе железнодорожных переездов, осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников (пункт 1 статьи 10). Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам (пункт 1 статьи 15).

 В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил (пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090).

 В силу пункта 1.3 Распоряжения Минтранса РФ от 30 мая 2001 года №АН-47-р «Об утверждении Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта» переезды, находящиеся на пересечении железнодорожных путей МПС России с внутренними автомобильными дорогами, относятся к переездам общего пользования и классифицируются, оборудуются, эксплуатируются в соответствии с действующей Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной МПС России от 29 июня 1998 года №ЦП-566 (далее – Инструкция).

 В указанной Инструкции установлены основные правила эксплуатации железнодорожных переездов (устройств пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне) и определены основные требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту переездов.

 Положения Инструкции базируются на общих требованиях строительных норм и правил в вопросе устройства и оборудования переездов, соблюдение указанных требований способствует обеспечению эффективного использования железнодорожного переезда, определению допустимой для него технологической нагрузки, а также соблюдению требований безопасности при движении железнодорожного состава. В данном случае понятие безопасности охватывает собой не только объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, но также и отдельные категории инфраструктуры иных видов транспорта, в частности, автомобили.

 В силу пункта 1.1 Инструкции переезды являются объектами повышенной опасности, требующими от участников дорожного движения и работников железных дорог строгого выполнения Правил дорожного движения РФ, Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, Правил пользования автомобильными дорогами РФ и данной Инструкции.

 Согласно пункту 3.3 Инструкции №ЦП-566 на существующих переездах на протяжении не менее 10 метров от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку или вертикальную кривую большого радиуса, или уклон, обусловленный превышением одного рельса над другим, когда пересечение находится в кривом участке пути. При подходах к переезду автомобильных грунтовых дорог (без твердого покрытия) на протяжении не менее 10 метров от головки крайнего рельса в обе стороны должно быть нанесено твердое покрытие.

 Из содержания приведенных выше актов следует, что оборудование (обустройство) железнодорожных переездов на пересечении с автомобильными дорогами на протяжении 10 м от крайнего рейса горизонтальной площадкой направлено на обеспечение безопасности движения.

 Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона № 257-ФЗ обязанность оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, а также обязанность содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рейса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, возлагается на владельцев железнодорожных путей.

 В силу вышеприведенной нормы обязанность оборудовать (создать) на примыкающих к железнодорожным переездам участках автомобильных дорог горизонтальные площадки, а также последующее содержание таких площадок, возлагается на владельцев железнодорожных путей.

 Из материалов гражданского дела следует, что государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД РФ «<...>» <...> А. с <...> по <...> года была проведена проверка железнодорожных переездов г. Старая Русса и Старорусского района на соответствие требованиям нормативных документов. В ходе проведения указанной проверки было установлено, что на железнодорожном переезде <...> км, расположенном по адресу: <...>, отсутствует 10-метровая горизонтальная площадка для транспортных средств с обеих сторон. По факту проведенной проверки был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения №<...> от <...> года, а <...> года ОГИБДД МО МВД РФ «<...>» направлено сообщение в Старорусскую межрайонную прокуратуру для принятия соответствующих мер прокурорского воздействия.

 Согласно карте города Старая Русса к железнодорожному переезду <...> примыкают улицы <...> и <...>.

 Собственником автомобильной дороги, протяженностью <...> м, инв. №<...>, <...>, по адресу: <...>, и автомобильной дороги, протяженностью <...> м, инв. №<...>, <...>, по адресу: <...>, является муниципальное образование город Старая Русса, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...> года сделаны записи о регистрации №<...> и №<...> и выданы свидетельства о государственной регистрации права <...> и <...> от <...> года соответственно.

 Из карточки по форме <...> следует, что железнодорожный переезд, расположенный на <...>, станции <...> железной дороги (год ввода - <...>, дата последнего капитального ремонта – <...> года), владельцем которого является <...> и который пересекает межмуниципальная автомобильная дорога 4 категории, принадлежащая муниципальному образованию город Старая Русса, расположен в плане – прямая на земельном полотне – насыпь. Переезд должен иметь горизонтальную площадку, которая фактически отсутствует (л.д.14-16).

 При таких обстоятельствах у суда первой инстанции законных оснований для возложения на Администрацию <...> муниципального района Новгородской области обязанности оборудовать на железнодорожном переезде продольный профиль автомобильной дороги горизонтальной площадкой с твердым покрытием, не имелось, а потому суду первой инстанции в удовлетворении требований прокурора следовало отказать.

 Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

 Руководствуясь статьями 199, 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

 Апелляционную жалобу Администрации <...> муниципального района Новгородской области удовлетворить.

 Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 01 августа 2014 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска Новгородского транспортного прокурора Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации <...> муниципального района Новгородской области об обязании до <...> года оборудовать на железнодорожном переезде <...> продольный профиль участка автомобильной дороги ул. <...> и участка автомобильной дороги ул. <...> на протяжении не менее 10 метров от крайнего рельса горизонтальной площадкой с твердым покрытием отказать.

 Председательствующий: Н.А. Жукова

 Судьи: Е.И.Комаровская

 Е.Б.Павлова