ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-181/2022 от 05.10.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Пичерских М.С. № 33-5411/2022

55RS0021-01-2022-000307-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 5 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Магденко И.Ю.,

судей Перфиловой И.А., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Рудаковой Т.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-181/2022

по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области – Кабаковой Е. Н.

на решение Муромцевского районного суда Омской области от 16 июня 2022 года

по иску Дяченко Л. П. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, назначении досрочной пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Дяченко Л.П. обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ОПФР по Омской области), в обоснование которого указала, что решением органа пенсионного обеспечения от 28 февраля 2022 года ей незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полагает, что ответчиком допущены ошибки при подсчете ее страхового стажа на соответствующих видах работ, указывает, что периоды её нахождения в отпусках по беременности и родам с 7 мая 2001 года по 23 сентября 2001 года и с 14 ноября 2017 года по 18 апреля 2018 года должны быть засчитаны в льготном исчислении, поскольку в указанные периоды она работала в должности медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации и операционной медицинской сестры операционного блока хирургического отделения. Кроме того, указывает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете ее страхового стажа на соответствующих видах работ: периоды отпуска с сохранением заработной платы за сдачу донорской крови с 19 мая 2011 года по 20 мая 2011 года, 18 февраля 2016, с 11 мая 2017 года по 12 мая 2017 года, с 21 сентября 2017 года по 22 сентября 2017 года, 10 сентября 2021 года и 26 октября 2021 года, периоды нахождения в учебных отпусках с 21 октября 2006 года по 5 ноября 2006 года, с 10 февраля 2007 года по 4 марта 2007 года, с 15 сентября 2007 года по 30 сентября 2007 года, с 1 декабря 2007 года по 23 декабря 2007 года, с 31 мая 2008 года по 10 июня 2008 года, с 27 сентября 2008 года по 14 октября 2008 года, с 10 января 2009 года по 5 февраля 2009 года, с 26 сентября 2009 года по 11 октября 2009 года, с 9 января 2010 года по 7 февраля 2010 года, с 8 января 2011 года по 30 января 2011 года, с 3 сентября 2011 года по 29 сентября 2011 года и с 1 февраля 2012 года по 19 февраля 2012 года.

С учетом уточнения заявленных требований, просила включить в ее стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости льготном исчислении периоды в отпусков по беременности и родам с 7 мая 2001 года по 23 сентября 2001 года и с 14 ноября 2017 года по 18 апреля 2018 года и периоды отпусков с сохранением заработной платы за сдачу донорской крови с 11 мая 2017 года по 12 мая 2017 года, с 21 сентября 2017 года по 22 сентября 2017 года, 10 сентября 2021 года, периоды нахождения в учебных отпусках - в календарном исчислении и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения – с 21 октября 2021 года, взыскать с ответчика в ее пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец Дяченко Л.П. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОПФР по Омской области Манихина Л.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Третье лицо БУЗОО «Муромцевская ЦРБ» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных требований: на ОПФР по Омской области возложена обязанность включить в льготный стаж Дяченко Л.П. следующие периоды работы: с 7 мая 2001 года по 23 сентября 2001 года и с 14 ноября 2017 года по 18 апреля 2018 года - отпуск по беременности и родам в льготном исчислении с применением повышающего коэффициента 1,5; с 11 мая 2017 года по 12 мая 2017 года, с 21 сентября 2017 года по 22 сентября 2017 года, 10 сентября 2021 года- отпуск с сохранением заработной платы за сдачу донорской крови в льготном исчислении с применением повышающего коэффициента 1,5; с 21 октября 2006 года по 5 ноября 2006 года, с 10 февраля 2007 года по 4 марта 2007 года, с 15 сентября 2007 года по 30 сентября 2007 года, с 1 декабря 2007 года по 23 декабря 2007 года, с 31 мая 2008 года по 10 июня 2008 года, с 27 сентября 2008 года по 14 октября 2008 года, с 10 января 2009 года по 5 февраля 2009 года, с 26 сентября 2009 года по 11 октября 2009 года, с 9 января 2010 года по 7 февраля 2010 года, с 8 января 2011 года по 30 января 2011 года, с 3 сентября 2011 года по 29 сентября 2011 года и с 1 февраля 2012 года по 19 февраля 2012 года - учебные отпуска в связи с учебой в ВУЗе в календарном исчислении; назначить Дяченко Л.П. страховую пенсию по старости с 14 мая 2022 года; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С ОПФР по Омской области в пользу Дяченко Л.П. взысканы расходы по уплате государственной пошлине в сумме 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Кабакова Е.Н. выражает несогласие с постановленным по делу решением в удовлетворённой части иска, просит его отменить. Указывает, что в системе персонифицированного учета за спорный период работодатель не подтвердил факт льготной работы истца. Полагает, что судом в нарушение положений статей 30 и 32 Закона о страховых пенсиях неправомерно включены в специальный стаж истца периоды нахождения в учебных отпусках. Обращает внимание, что в спорные периоды истец не занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика указал, что 16 и 30 июня 2022 года страхователем БУЗОО «Муромцевская ЦРБ» были поданы корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представлены дополнительные документы, на основании чего после корректировки периодов работы 11 июля 2022 года было изменено решение об отказе в установлении пенсии, в соответствии с которым специальный стаж Дяченко Л.П. составил 24 года 7 месяцев 8 дней. С учетом указанного решения пенсионного органа и обжалуемого решения суда на 21 октября 2021 года специальный стаж Дяченко Л.П. составит 25 лет 1 месяц 18 дней. Таким образом, с учетом переходных положений, истец приобретет право на досрочную пенсию в 2024 году.

В возражениях на апелляционную жалобу истец полагает постановленное решение законным и обоснованным.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Курбатова Л.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, истец Дяченко Л.П. просила оставить решение суда без изменения.

Представитель третьего лица БУЗОО «Муромцевская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении части исковых требований были допущены.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.

В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 названного закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 октября 2021 года Дяченко Л.П. обратилась в ОПФР по Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.

Решением ОПФР по Омской области от 28 февраля 2022 года № <...> истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.

В страховой стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды:

- отпуска с сохранением заработной платы за сдачу донорской крови с 11 мая 2017 года по 12 мая 2017 года, с 21 сентября 2017 года по 22 сентября 2017 года, 10 сентября 2021 года;

- отпуска в связи с учебой в ВУЗе: с 21 октября 2006 года по 5 ноября 2006 года, с 10 февраля 2007 года по 4 марта 2007 года, с 15 сентября 2007 года по 30 сентября 2007 года, с 1 декабря 2007 года по 23 декабря 2007 года, с 31 мая 2008 года по 10 июня 2008 года.

Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 7 мая 2001 года по 23 сентября 2001 года и с 14 ноября 2017 года по 18 апреля 2018 года включены в стаж на соответствующих видов работ в календарном исчислении.

При таком подсчете стаж на соответствующих видах работ составил 24 года 10 месяцев 8 дней.

Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим ее пенсионные права, Дяченко Л.П. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая предъявленный иск и возлагая на ответчика обязанность включить истцу в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения вышеуказанные периоды, суд первой инстанции обоснованного исходил из следующего.

Частью 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066);

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее - Перечень N 1397).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в сельской местности не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Согласно трудовой книжке истца и справки работодателя, уточняющей особый характер работы или условий труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, ее трудовая деятельность проходила в БУЗОО «Муромцевская районная ЦРБ», куда 10 июля 2000 года она была принята медицинской сестрой отделения анестезиологии-реанимации, 3 марта 2003 года была переведена медицинской сестрой в поликлинику, 5 мая 2003 года – медицинской сестрой кабинете врача-оториноларинголога поликлиники, с 19 октября 2004 года работала в должности медицинской сестры перевязочной с объемом нагрузки на 0,5 ставки гинекологического отделения стационара с совместительством должности медицинской сестры перевязочной с объемом нагрузки 0,5 ставки оториноларингологического отделения стационара, с 1 марта 2006 года переведена медицинской сестрой операционной в этих же отделениях, с 1 сентября 2008 года работает медицинской сестрой операционной операционного блока хирургического отделения (л.д. 20-27).

Частью 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Порядок включения в стаж периодов отпусков названными Правилами не урегулирован.

Согласно пункту 2 указанных выше Правил № 781 при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (далее Правила № 516).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.

Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (статья 173 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 173 Кодекса работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней); прохождения государственной итоговой аттестации - до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.

Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды таких отпусков также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в период с 2006 по 2012 годы обучалась в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Всероссийский заочный финансово-экономический институт», имеющем государственную аккредитацию, по окончании обучения ей присвоена квалификация «экономист» по специальности «финансы и кредит», в эти периоды ей предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы, из которой производились установленные законодательством отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации, что следует из соответствующих сведений работодателя (л.д. 29-30, 33-35).

Следовательно, периоды учебных отпусков истца подлежат включению в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.

Данная правовая позиция отражена в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об обратном отклоняются, приведенные нормы действующего законодательства и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, вопреки позиции ответчика, не обусловливают возможность включения периодов учебных отпусков в стаж на соответствующих видах работ с наличием связи между получаемой специальностью, по которой осуществляется обучение, и направлением трудовой деятельности работника.

Как следует из материалов дела с 11 мая 2017 года по 12 мая 2017 года, с 21 сентября 2017 года по 22 сентября 2017 года и 10 сентября 2021 года истцу по месту работы были предоставлены дополнительные дни отдыха с сохранением средней заработной платы за сдачу донорской крови (л.д. 28).

В указанные периоды истец занимала должность операционной медицинской сестры оперблока хирургического отделения стационара БУЗОО «Муромцевская ЦРБ», стаж работы в которой подлежит исчислению как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Согласно положениям, закрепленным в статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации, при исполнении государственных или общественных обязанностей работнику предоставляются гарантии, которые обеспечивают осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений.

В силу правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 59-О-О от 26 января 2010 года, в соответствии с Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

В силу статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Из разъяснений, данных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации N 06-28/10740 от 7 декабря 1998 года "О порядке зачета в специальный трудовой стаж "донорских" дней" работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.

Таким образом, учитывая приведенные выше положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно учел предоставленные истцу дополнительные дни отдыха после сдачи крови в стаже лечебной деятельности.

Поскольку в указанные периоды соответствующий стаж истца подлежал льготному исчислению как один год и 6 месяцев за 1 год работы, то аналогичный порядок исчисления стажа суд правомерно применил и к спорным периодам.

Аналогичным образом суд пришел к выводу о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения истца в отпусках по беременности и родам с 7 мая 2001 года по 23 сентября 2001 года и с 14 ноября 2017 года по 18 апреля 2018 года, как периодов временной нетрудоспособности, применив к ним тот же период исчисления стажа, что и к периодам работы в это время (1 год и 6 месяцев).

Вывод суда соответствует пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и пункту 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 года.

Возложив на ответчика обязанность учесть в стаже истца, дающем право на льготное пенсионное обеспечение, вышеуказанные спорные периоды, суд первой инстанции посчитал, что с их учетом требуемый стаж 25 лет у истца был выработан на 14 ноября 2020 года, что с учетом переходных положений, предусмотренных Приложением № 7 к Закону о страховых пенсиях и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ, дает истцу право на установление досрочной страховой пенсии по старости по истечению 18 месяцев с указанной даты или с 14 мая 2022 года.

Не соглашаясь с решением суда в этой части, ответчиком приведены доводы в дополнительной апелляционной жалобе, оценивая которые судебная коллегия приходит к следующему.

После постановления судом настоящего решения, работодателем истца была осуществлена корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Так, в ответ на запрос судебной коллегии БУЗОО «Муромцевская ЦРБ» указало, что основанием для корректировки сведений являлись запросы ОПФР по Омской области от 14 марта 2022 года и 15 июня 2022 года, а также уведомление от 30 июня 2022 года.

Из представленных запросов ОПФР по Омской области следует, что орган пенсионного обеспечения просил предоставить корректирующие формы за 2000-2003 и 2007, 2011, 2016, 2017 годы (л.д. 172-176).

Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (формы ОДВ-1 и СЗВ-КОРР) были направлены страхователем в орган пенсионного обеспечения 16 июня 2022 года уже после провозглашения решения по настоящему делу (л.д. 177-187).

После предоставления страхователем корректирующих сведений ОПФР по Омской области 11 июля 2022 года принято решение об отказе в установлении пенсии (во изменение решения от 28 февраля 2022 года) № <...>, в соответствии с которым стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на дату обращения 21 октября 2021 года составил 24 года 7 месяцев.

В отличии от решения от 28 февраля 2022 года, в соответствии с данным решением периоды работы истца с 20 июля 2000 года по 23 сентября 2001 года и с 3 февраля 2003 года по 2 марта 2003 года, в том числе приходящий на это время отпуск по беременности и родам с 7 мая 2001 года по 23 сентября 2001 года, а также с 19 октября 2004 года по 28 февраля 2006 года были учтены в календарном исчислении (ранее были в льготном), а период отпуска по беременности и родам с 23 сентября 2017 года по 18 апреля 2018 года напротив учтен в льготном исчислении (л.д. 155-157).

Согласно пункту 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу абзаца 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон № 27-ФЗ) зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право: получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации и налоговые органы для индивидуального (персонифицированного) учета; в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

В соответствии с абзацем 3 статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу.

Как предусмотрено абзацем 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 года N 211н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В соответствии с действующим Порядком заполнения соответствующих форм, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06 декабря 2018 года N 507п, форма СЗВ-КОРР представляется страхователем в случае необходимости уточнения (исправления) или отмены данных, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (пункт 1.10.).

По правилам статьи 18 Закона № 27-ФЗ споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и зарегистрированными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Как предусмотрено в пункте 20 статьи 21 Закона о страховых пенсиях решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Не оспаривая право страхователя уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах и подавать соответствующие корректирующие формы, а также право территориальных органов Пенсионного фонд Российской Федерации осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет, судебная коллегия считает необходимым отметить, что названные действия, приводящие к ухудшению положения застрахованного лица, не могут быть осуществлены указанными лицами в ходе рассмотрения судом спора о наличии права на установление пенсии, тем более после постановления по делу судебного акта, которым на орган пенсионного обеспечения возложена обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости.

По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Таким образом, истец в настоящее время лишена процессуальной возможности возражать против проведенной корректировки и изменить (увеличить) своих исковые требования с целью разрешения возникшего спора.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает возможным не принимать во внимание вышеуказанную корректировку сведений лицевого счета истца, а исходить из той информации, которая содержалась относительно стажа истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета на момент ее обращения за назначением пенсии и при этом дать самостоятельную оценку периодам работы, подлежащим включению в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, в том числе по порядку его исчисления.

В соответствии со Списком N 1066, в перечне должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотрен «средний медицинский персонал» и наименование должности «медицинская сестра», «операционная медицинская сестра», «медицинская сестра перевязочной», а также поименованы учреждения «больницы» (пункт 1).

Аналогичные наименования должностей и учреждений предусмотрены Списком N 781.

Кроме того, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781 установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Так, в перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев (приложение к Правилам N 1066), поименованы, в частности:

- медицинские сестры отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии медучреждений (пункт 2).

Данные Правила подлежат применению к периодам работы истца, имевшим место до 1 января 2002 года.

В перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам N 781) поименованы:

- медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом,

операционные медицинские сестры отделений хирургического профиля стационаров медицинских учреждений, в том числе гинекологического, оториноларингологического, операционного, операционного блока (оперблока), хирургического (пункт 1);

- медицинские сестры палатные, медицинские сестры-анестезисты отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии медучреждений (пункт 2).

Согласно материалов дела, период работы истца, начиная с 1 марта 2006 года и до настоящего времени в должности операционной медицинской сестры гинекологического и оториноларингологического отделения стационара, оперблока хирургического отделения стационара учтен в стаже как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, в данной части между сторонами спор о порядке исчисления стажа отсутствует.

Период работы истца медицинской сестрой в поликлинике с 3 марта 2003 года по 18 октября 2004 года включен в стаж в календарном исчислении, с чем стороны по делу также не спорят.

Спор возник относительно порядка исчисления стажа в периоды с 10 июля 2000 года по 2 марта 2003 год и с 19 октября 2004 года по 28 февраля 2006 года.

Как было ранее указано в период с 10 июля 2000 года по 2 марта 2003 года истец работала медицинской сестрой отделения анестезиологии-реанимации, с 7 мая 2001 года по 23 сентября 2001 года ей был предоставлен отпуск по беременности и родам, а с 24 сентября 2001 года по 2 февраля 2003 года отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет

Изначально периоды с 10 июля 2000 года по 23 сентября 2001 года и с 3 февраля 2003 года по 2 марта 2003 года были отмечены работодателем с кодом льготы «ХИРУРСМ» и «28-СМХР», что свидетельствовало о его исчислении как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, впоследствии коды льготы были исключены.

Судебная коллегия полагает, что льготный порядок исчисления стажа может быть применен только в части периода - с 10 июля 2000 года по 23 сентября 2001 года, поскольку с учетом положений Списка № 1066 года, действовавшего до 1 января 2002 года, работа в должности медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации предусматривала такую возможность, после указанной даты в отделениях анестезиологии-реанимации право на льготное исчисление стажа имеют только медицинские сестры палатные и медицинские сестры-анестезисты, а наименование должности истца таковым не соответствует.

В период с 19 октября 2004 года по 28 февраля 2006 года истец работала медицинской сестрой перевязочной гинекологического и оториноларингологического отделения стационара (по 0,5 ставки).

Истец полагает, что данный период также подлежит льготному исчислению, с чем согласиться нельзя, поскольку в соответствии со Списком № 781 медицинские сестры перевязочных пользуются таковым право не во всех отделениях хирургического профиля, перечисленных в пункте 1, а в особо поименованных отделениях: гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.

Данный период работы истца всегда в лицевом счете был отражен с кодом льготы «28-СМ», что предполагает его исчисление в календарном порядке.

Несмотря на это, как следует из решения ОПФР по Омской области от 28 февраля 2022 года, данный период изначально ошибочно был включен в стаж лечебной деятельности в исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, что привело к неверному определению продолжительности стажа на соответствующих видах работ, истцу излишне была учтено 8 месяцев 5 дня.

Соответственно, из определенной ответчиком продолжительности стажа 24 года 10 месяцев 8 дней подлежит исключению 8 месяцев 5 дней, а также излишнее 15 дней (за период с 3 февраля по 2 марта 2003 года, который также изначально был учтен в полуторном исчислении).

В то же время дополнительному включению подлежит 8 месяцев 11 дней (общая продолжительность учебных отпусков), 2 месяца 8 дней и 2 месяца 17 дней (за отпуска по беременности и родам в льготном исчислении с 7 мая 2001 года по 23 сентября 2001 года, с 14 ноября 2017 года по 18 апреля 2018 года) и 7 дней (за дни отдыха после сдачи крови с 11 мая 2017 года по 12 мая 2017 года, с 21 сентября 2017 года по 22 сентября 2017 года, 10 сентября 2021 года), соответственно, на момент обращения за назначением пенсии 21 октября 2021 года стаж истца, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, будет составлять 25 лет 3 месяца 1 день.

Следовательно, 25 лет стажа у истца имелось на 19 августа 2021 года (с учетом льготного исчисления последнего периода работы).

Как предусмотрено в части 1.1. статьи 30 Закона о страховые пенсиях страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно Приложению 7 к закону при возникновении права на страховую пенсия по старости в 2021 году, она назначается по истечению 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Таким образом, решение суда о признании за истцом права на страховую пенсию по старости с 14 мая 2022 года является необоснованным и подлежит отмене, с принятием нового об отказе в иске.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Муромцевского районного суда Омской области от 16 июня 2022 года отменить в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области обязанности назначить Дяченко Л. П. страховую пенсию по старости с 14 мая 2022 года, принять в этой части новое решение об отказе в иске.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2022 года.