ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1830/18 от 16.10.2018 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Сергиенко Н.В. Дело № 2-1830/2018

№ 33-692/2018

16 октября 2018 года город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Бежевцовой Н.В.,

судей Бельмас И.Ю., Вилер А.А.,

при секретаре Прокопенко Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1к мэрии города Магадана, департаменту образования мэрии города Магадана об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения

по апелляционной жалобе ФИО1на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 июля 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бежевцовой Н.В., выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к мэрии города Магадана об обязании включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Ольского районного народного суда Магаданской области от 19 февраля 1969 года его мать Н. была лишена в отношении него родительских прав, сведения о его отце в свидетельстве о рождении отсутствуют.

В период с 20 августа 1972 года по 1 сентября 1981 года он являлся воспитанником детского дома (в настоящее время - МОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1»), откуда выбыл в СПТУ № 3 (сейчас - ГБОУ НПО МО «Профессиональное училище № 3»).

Жилое помещение, в котором проживала мать, не сохранилось, в собственности жилья не имеет. Органами местного самоуправления жилым помещением обеспечен не был, с связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, определенном Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По его заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, органом опеки и попечительства мэрии г. Магадана принято решение об отказе во включении в данный список. Отказ мотивирован тем, что он не встал на учет по месту жительства в качестве нуждающегося в получении жилого помещения до достижения 23-летнего возраста и не представил документы, свидетельствующие об уважительности несвоевременного обращения с заявлением.

Со ссылкой на статьи 4, 15 и 17 Конституции Российской Федерации, положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года № 542-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области» просил суд обязать отдел опеки и попечительства мэрии города Магадана включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложить на мэрию города Магадана обязанность предоставить изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, жилое помещение, площадью не менее 15 кв.м, расположенное на территории г. Магадана по договору найма специализированного жилого помещения.

Определением Магаданского городского суда от 20 июня 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент образования мэрии города Магадана.

Решением Магаданского городского суда от 17 июля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, истец ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене, полагая судебное решение незаконным и необоснованным.

В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Настаивает, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу соответчик департамент образования мэрии города Магадана полагает решение суда законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами процессуального и материального права.

Представители мэрии г. Магадана и департамента образования мэрии города Магадана в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали. Департамент образования мэрии города Магадана просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Учитывая мнение явившихся участников процесса, руководствуясь положениями части 1 статьи 327, части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, выслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены судебного постановления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и, учитывая установленный в ходе судебного разбирательства факт обращения истца с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 52 лет, пришел к правильному выводу о том, что предусмотренные законом основания для включения его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области и предоставления ему жилого помещения по договору найма специализированнго жилого помещения отсутствуют.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Ольского районного народного суда Магаданской области от 19 февраля 1969 года мать истца Н. лишена родительских прав в отношении ФИО1, <дата> рождения. В свидетельстве о рождении истца в графе «отец» стоит прочерк (л.д. 14-15, 16).

Указанное судебное постановление послужило основанием для направления истца в Тальский детский дом Хасынского района, а затем перевода в Ольский детский дом Ольского района (в настоящее время Магаданское областное государственное казенное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №1»), где он находился в период с 20 августа 1972 года по 1 сентября 1981 года. Из Ольского детского дома истец выбыл в СПТУ № 3 города Магадана (л.д. 17, 18).

Согласно справке, представленной в материалы дела органом опеки и попечительства МО «Ольский городской округ», семья Н-х проживала на территории Арманского поселкового Совета народных депутатов в старом ветхом бараке, барак снесен, в 1973 году семья выбыла в город Магадан, в поселке А. жилье за ними не сохранялось (л.д. 57).

Из пояснений истца следует, что СПТУ № 3 города Магадана он не окончил, после первого курса ушел служить в армии. После возвращения со службы 6 ноября 1984 года устроился на работу, проживал в общежитии, предоставленном по месту работы.

В настоящее время до 2 ноября 2019 года истец зарегистрирован по месту пребывания в городе Магадане (<адрес>), фактически проживает в <адрес> в жилом помещении, принадлежащем его супруге (л.д. 58, 52 оборот).

Помимо этого, в период с 2001 года по 2007 год истец имел в собственности квартиру, общей площадью 42,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 11).

Из материалов дела следует, что по заявлению ФИО1 департаментом образования мэрии города Магадана принято решение об отказе во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отказано в связи с тем, что он не встал на учет до достижения 23-летнего возраста, о чем он проинформирован письмом департамента образования мэрии города Магадана от 24 марта 2017 года № 1449/1 (л.д. 20-21).

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

До вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировался пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с указанной нормой вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» были утверждены Примерные Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, в соответствии с которыми для принятия на учет граждане должны были подать заявление с приложением необходимых документов. При принятии решения о постановке на учет граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включались в отдельные списки на предоставление жилой площади (пункты 12, 22, 25).

Таким образом, действовавший на момент окончания службы истца в Вооруженных Силах Российской Федерации порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 3 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР), предусматривал заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.

Со вступлением 27 декабря 1996 года в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлен особый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

По смыслу статьи 1 данного Закона предусмотренные им гарантии предоставляются детям-сиротам, не достигшим возраста 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также детям до 18 лет, оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей - от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и тем, кто остался без попечения одного или обоих родителей.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм (часть 1 статьи 8 Закона).

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялся как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (часть 2 статьи 8 Закона).

Таким образом, в силу приведенных норм детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди жилые помещения предоставляются при условии достижения ими совершеннолетия и нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. Постановка на такой учет носит заявительный характер и производится на основании заявления граждан в возрасте до 23 лет.

При этом статья 8 Закона в редакции до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ предусматривала право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2013 года, в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ закреплено право лиц данной категории на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда.

На основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом возникновение права на получение жилья с учетом специальных норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в уполномоченные органы до достижения возраста 23 лет.

Между тем сведений о том, что истец ФИО1 в период обучения в образовательных учреждениях и после окончания службы в армии находился на учете в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ним жилого помещения и нуждающегося в предоставлении жилого помещения, материалы дела не содержат.

Данные о том, что ФИО1 до достижения им возраста 23 лет обращался в соответствующую администрацию с заявлением о постановке его на учет в качестве ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в жилом помещении, в материалах дела отсутствуют. Из пояснений истца судом установлено, что после окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в органы местного самоуправления заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он не обращался.

Объективных причин, препятствовавших истцу своевременно до достижения им возраста 23 лет обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением, судом не установлено. На наличие обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении соответствующим органом власти установленных законом обязанностей и необоснованный отказ в принятии на учет в целях обеспечения жилым помещением, истец не ссылался.

Материалами дела подтверждается, что до обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, не состоял. С данным заявлением он обратился к ответчику в 2017 году, то есть по достижении возраста 52 лет.

При таких обстоятельствах органом опеки и попечительства правомерно со ссылкой на Примерные Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, и нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ отказано во включении истца в соответствующий список.

Относясь к гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец до достижения 23-летнего возраста не обращался к уполномоченному органу за внеочередным предоставлением жилого помещения по договору социального найма и не состоял на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в силу чего не имеет права на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

С учетом приведенных норм права и установленных судом обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, поскольку данные выводы основаны на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.

Действующим законодательством не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Судом установлено и не оспорено истцом, что до наступления 23-летнего возраста истец не обращался в установленном законом порядке за предоставлением жилого помещения.

Поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет, то указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста.

Кроме того следует отметить, что Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности обеспечение их жильем в целях социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки, обеспечения их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Между тем ни судом первой инстанции, ни судебной коллегией не установлены обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости истца, достигшего на момент рассмотрения дела 53-летнего возраста, в социализации в обществе в связи с имевшимся у него ранее статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Как следует из материалов дела, после выбытия из детского дома истец по личной инициативе прекратил обучение в профессиональном училище, самостоятельно трудоустроился, создал семью, в период с 2001 года по 2007 год имел в собственности жилое помещение, приобретенное им на основании сделки купли-продажи. В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об утрате истцом социального статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в специальной защите государства.

Довод апелляционной жалобы о том, что истец не знал о необходимости постановки на учет в целях внеочередного предоставления жилого помещения, правовым основанием для удовлетворения иска не является и на правильность постановленного судом решения не влияет.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению и разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1- без удовлетворения.

Председательствующий Н.В. Бежевцова

Судьи И.Ю. Бельмас

А.А. Вилер