ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1835/2021 от 24.08.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Пашкина О.А. Дело № 33-3616/2021

№ 2-1835/2021

18RS0003-01-2021-000398-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Маркина В.А.

судей Митяниной И.Л., Шерстенниковой Е.Н.

при секретаре Страбыкине Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 24 августа 2021 г. гражданское дело по апелляционной жалобе прокуратуры Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 19 марта 2021 г., которым постановлено:

исковое заявление ФИО1 к прокуратуре Удмуртской Республики о возложении обязанности зачесть в выслугу лет периода службы удовлетворить.

Обязать прокуратуру Удмуртской Республики зачесть ФИО1 в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет, на дополнительный оплачиваемый отпуск, на доплату за выслугу лет, период службы в органах прокуратуры в должности начальника отдела <данные изъяты> прокуратуры Удмуртской Республики с 2 мая 2007 г. по 28 июня 2012 г. в календарном исчислении.

Заслушав доклад судьи Митяниной И.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к прокуратуре Удмуртской Республики (далее – ответчик, прокуратура УР) о возложении обязанности зачесть в выслугу лет периода службы. В обоснование исковых требований указала, что работает в отделе <данные изъяты> прокуратуры УР с 24 марта 1993 г. по настоящее время. Первый классный чин прокурорского работника «<данные изъяты>» присвоен приказом Генерального прокурора Российской Федерации <данные изъяты> от 17 июня 1994 г.

31 августа 1999 г. она назначена на должность <данные изъяты> прокуратуры УР (приказ прокурора УР от 31 августа 1999 г. №<данные изъяты>). 28 марта 2003 г. назначена на должность начальника отдела планирования, труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры УР (приказ прокурора УР от 28 марта 2003 г. №<данные изъяты> 5 февраля 2007 г. должность федеральной государственной службы начальника отдела исключена из штатного расписания прокуратуры УР с одновременным установлением в этом же отделе должности начальника федеральной государственной гражданской службы (приказ прокурора УР от 5 февраля 2007 г. №<данные изъяты>). 2 мая 2007 г. истец освобождена от должности начальника отдела и назначена на должность начальника отдела прокуратуры УР (приказ прокурора УР от 28 апреля 2007 г. №<данные изъяты>). При переназначении на должность последний классный чин государственной службы «<данные изъяты>», присвоенный приказом прокурора УР от 28 марта 2003 г. №<данные изъяты> в нарушение указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» не учтен. 21 июня 2012 г. должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела исключена из штатного расписания прокуратуры УР с одновременным установлением должности федеральной государственной службы начальника отдела (приказ прокурора УР от 21 июня 2012 г. №<данные изъяты>). 29 июня 2012 г. истец назначена на должность начальника отдела с сохранением ранее присвоенного классного чина «<данные изъяты>» (приказ прокурора УР от 28 июня 2012 г. №<данные изъяты>). В лист расчета выслуги лет для назначения пенсии, для расчета дополнительных дней отпуска, доплаты за выслугу лет не включен период службы в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела, относящейся к главной группе должностей категории «руководители» в прокуратуре субъекта Российской Федерации с 2 мая 2007 г. по 28 июня 2012 г., что в календарном исчислении составляет 5 лет 1 месяц 27 дней. Невключение в выслугу лет службы в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела за указанный период истец считает незаконным. С учетом изменения исковых требований, просила обязать включить в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет, на дополнительно оплачиваемый отпуск, право на доплату за выслугу лет период государственной гражданской службы в прокуратуре УР в должности начальника отдела с регистрационным номером <данные изъяты>, относящейся к главной группе должностей категории «руководители» в прокуратурах субъектов Российской Федерации с 2 мая 2007 г. по 28 июня 2012 г., что составляет 5 лет 1 месяц 27 дней в календарной последовательности.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Прокуратура Удмуртской Республики не согласившись с решением суда обратилась с апелляционной жалобой. Представитель прокуратуры УР Рисованая И.Ю. считает вывод суда о том, что в период федеральной государственной службы истца как прокурорского работника следует включить период ее федеральной государственной гражданской службы в прокуратуре, основан на неправильном применении и толковании норм права. Судом обосновано сделан вывод о том, что определяющим факторам включения периодов службы в выслугу лет, является служба в органах прокуратуры в должностях, определенных в Положении об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №942, при наличии классных чинов прокурорских работников. Однако, вопреки указанному выводу в прокурорский стаж включен период работы истца в должности государственной гражданской службы, во время которой присваивались классные чины не прокурорского работника, а классные чины государственной гражданской службы РФ. В период со 2 мая 2007 г. по 28 июня 2012 г. ФИО1 работала в прокуратуре УР в должности федеральной государственной гражданской службы, не предусматривающей присвоение классного чина прокурорского работника, в связи с чем оснований для зачета ей этого периода в выслугу лет для назначения пенсии, для доплаты за выслугу лет, для ежегодного дополнительного отпуска, не имеется. Также указывает, что судом, в нарушение ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), вопреки ходатайству ответчика, к участию в деле не привлечена Генеральная прокуратура РФ. Генеральная прокуратура РФ является главным распорядителем бюджетных средств органов прокуратуры, принятое решение напрямую влияет на ее права и обязанности по отношению к стороне истца. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Удмуртской республики по доверенности ФИО2 доводы и требования апелляционной жалобы поддержала, ФИО1 против доводов жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.п. 1, 2 ст. 40 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №2202-1) служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона №2202-1 пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ №4468-1), право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области пенсионного обеспечения прокурорских работников является Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьи), утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №942 (далее - Положение №942).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что право на пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Положением, имеют, в том числе, Генеральный прокурор Российской Федерации, его первый заместитель, заместители, советники, старшие помощники и помощники, старшие помощники по особым поручениям и помощники по особым поручениям, все нижестоящие прокуроры, их первые заместители, заместители, старшие помощники и помощники, помощники по особым поручениям, начальники главных управлений и управлений органов прокуратуры, их первые заместители и заместители, начальники отделов органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений, управлений и отделов и их семьи.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 работает в прокуратуре УР с 24 марта 1993 г. по настоящее время на различных должностях.

Период службы ФИО1 в органах прокуратуры УР с 16 марта 1994 г. по 1 мая 2007 г. включен в выслугу лет прокурорского работника.

Приказом прокурора УР от 28 марта 2003 г. №<данные изъяты><данные изъяты> ФИО1 с 28 марта 2003 г. назначена на должность начальника отдела <данные изъяты> прокуратуры УР. В этот же день приказом прокурора УР от 28 марта 2003 г. №<данные изъяты> истцу присвоен классный чин прокурорского работника «<данные изъяты>».

На основании приказа прокурора УР от 5 февраля 2007 г. №72 должность начальника отдела <данные изъяты> прокуратуры УР исключена из штатного расписания и введена должность федеральной государственной гражданской службы - начальник отдела <данные изъяты> прокуратуры УР, на которую ФИО1 назначена с 2 мая 2007 г. приказом прокурора УР от 28 апреля 2007 г. №<данные изъяты> с одновременным освобождением от ранее занимаемой должности начальника этого же отдела по трудовому договору от 7 апреля 2003 г.

В период с 2 мая 2007 г. по 28 июня 2012 г. ФИО1 проходила в прокуратуре УР федеральную государственную гражданскую службу по ранее занимаемой должности на основании служебного контракта от 28 апреля 2007 г. Указанный период службы не включен в выслугу лет прокурорского работника

Решениями комиссии прокуратуры УР по установлению выслуги лет и комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников и их семей ФИО1 отказано в зачете в выслугу лет спорного периода работы в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела.

Анализируя положения абз. 1 п. 2 ст. 44, п. 3 ст. 15 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», положения Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» и Положения № 942, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы ФИО1 со 2 мая 2007 г. по 28 июня 2012 г. в прокуратуре УР в должности начальника отдела <данные изъяты> прокуратуры УР, подлежит включению в стаж службы, предусмотренный пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Закона РФ №4468-1, поскольку ФИО1 в спорный период являлась прокурорским работником, имеющим право на включение спорного периода в выслугу лет, необходимую для назначения пенсии, выплаты доплаты за выслугу лет и предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы представителя прокуратуры о том, что в период со 2 мая 2007 г. по 28 июня 2012 г. ФИО1 работала в прокуратуре Удмуртской Республики в должности федеральной государственной гражданской службы, не предусматривающей присвоение классного чина прокурорского работника, в связи с чем оснований для зачета ей этого периода в выслугу лет не имеется, судебной коллегией отклоняются.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Обязанности службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Особый характер такой службы предопределяет обязанность государства гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение.

Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим федеральную государственную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.

Таким образом, пенсия за выслугу лет в системе действующего нормативно - правового регулирования пенсионного обеспечения, является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших федеральную государственную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы.

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона №2202-1 установлено, что в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации. В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона №2202-1, содержащей разъяснение наименования должностей работников прокуратуры, начальники отделов на правах управлений являются старшими помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации и являются прокурорскими работниками.

В соответствии с п.3 Положения №942, начальники отделов органов прокуратуры поименованы как лица, имеющие право на пенсии.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и должностей муниципальной службы.

Статьей 2 названного Федерального закона определено, что система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов (пункт 1); государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (пункт 2); военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы (пункт 3).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 с 16 марта 1994 г. являлась прокурорским работником, 17 июня 1994 г. ей впервые присвоен классный чин прокурорского работника. 31 августа 1999 г. ФИО1 назначена на должность заместителя начальника отдела прокуратуры УР, а 28 марта 2003 г. – на должность начальника отдела прокуратуры УР, которую занимает по настоящее время.

21 июня 2012 г. должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела исключена из штатного расписания прокуратуры УР с одновременным установлением должности федеральной государственной службы начальника отдела.

29 июня 2012 г. истец назначена на должность начальника отдела с сохранением ранее присвоенного классного чина «<данные изъяты>».

Таким образом, на дату назначения истца на должность федеральной государственной гражданской службы (2 мая 2007 г.) ФИО1 фактически занимала прежнюю должность начальника отдела прокуратуры УР и имела классный чин прокурорского работника – «<данные изъяты>».

На дату принятия ФИО1 на федеральную государственную службу (29 июня 2012 г.) истец продолжила занимать прежнюю должность начальника отдела прокуратуры УР, за ней сохранен классный чин прокурорского работника – «<данные изъяты>», после чего ей присвоен классный чин «<данные изъяты>» в соответствии с установленной очередностью.

Таким образом, фактически с момента назначения на должность начальника отдела прокуратуры УР (28 марта 2003 г.) по настоящее время должностные обязанности ФИО1 не изменялись и состояли в обеспечении <данные изъяты>.

Согласно п. 5 ранее действовавшего Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 30 июня 1997 г. №659, к присвоению первоначального классного чина представляются прокурорские работники Российской Федерации, прошедшие аттестацию, имеющие соответствующее образование и следующий стаж работы в занимаемой должности:

- прокуроры, научные и педагогические работники (включая директоров, их заместителей, начальников отделов и подразделений) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации - не менее шести месяцев.

Пунктом 10 данного Положения предусмотрено, что прокурорские работники Российской Федерации, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. Прокурорские работники Российской Федерации, осужденные за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, могут быть лишены классного чина по приговору суда.

Пунктами 16, 18 действующего Положения о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 21 ноября 2012 г. №1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации», также установлено, что присвоенный классный чин сохраняется за прокурорским работником при освобождении от замещаемой должности и увольнении из органов или организаций прокуратуры Российской Федерации, а также при поступлении на службу в органы или организации прокуратуры Российской Федерации вновь. Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина прокурорского работника судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Исходя из п. 6 Положения №942, пенсии на основании Федерального закона «О страховых пенсиях» назначаются только лицам, лишенным классного чина в установленном порядке.

Из совокупного анализа вышеприведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств следует, что определяющим фактором включения в выслугу лет спорного периода службы является работа в органах прокуратуры в должностях, определенных в вышеуказанных Положениях, в том числе в должностях начальников отделов органов прокуратуры, при наличии классных чинов.

ФИО1 в спорный период занимала должность начальника отдела прокуратуры УР, имела классный чин прокурорского работника, который за ней, в силу вышеуказанных Положений, сохранялся, то есть, являлась прокурорским работником, имеющим право на включение спорного периода в выслугу лет, необходимую для назначения пенсии, выплаты доплаты за выслугу лет и предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Проведение организационно-штатных мероприятий в прокуратуре УР (внесение изменений в штатное расписание прокуратуры УР), связанных с установлением в штатном расписании должности федеральной государственной гражданской службы не должно создавать препятствий истцу в реализации ее права на материальное, пенсионное и социальное обеспечение прокурорских работников.

Невключение ответчиком в выслугу лет ФИО1 спорного периода службы свидетельствует о нарушении конституционного принципа равенства и приводит к необоснованным различиям в объеме связанных с вопросами исчисления выслуги лет прав сотрудников органов прокуратуры.

Доводы жалобы о том, что судом, в нарушение ст. 43 ГПК РФ к участию в деле не привлечена Генеральная прокуратура РФ, поскольку она является главным распорядителем бюджетных средств органов прокуратуры, принятое решение напрямую влияет на ее права и обязанности по отношению к стороне истца, судебной коллегией отклоняются. Работа по установлению выслуги лет в отношении работников, проходящих службу в прокуратурах субъектов Российской Федерации, равно как и работа по их пенсионному обеспечению, отнесена к полномочиям прокуратур субъектов Российской Федерации, в связи с чем соответствующая обязанность по зачету в выслугу лет истца спорного периода службы подлежит возложению на прокуратуру Удмуртской Республики. Принятое решение не влияет на права Генеральной прокуратуры РФ и не возлагает на нее какие-либо обязанности.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.

По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 19 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 августа 2021 г.

Определение02.09.2021