ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1836/19 от 16.10.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий Еленская Ю.А. Дело № <...>

2-1836/2019

55RS0№ <...>-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе

председательствующего Кудря Т.Л.,

судей областного суда Башкатовой Е.Ю., Дзюбенко А.А.,

при секретаре Тимофеевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 октября 2019 года дело по апелляционной жалобе истцов ФИО1 и ФИО2 на решение Первомайского районного суда г. Омска от <...>, которым в удовлетворении искового заявления ФИО1 и ФИО2 к Министерству труда и социального развития О. области о признании незаконными решений от <...> об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет отказано.

Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., пояснения представителя Министерства труда и социального развития О. области ФИО3, выразившей согласие с постановленным решением, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 и ФИО2 обратились с иском к Министерству труда и социального развития О. области о признании незаконными решений от <...> об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет.

В обоснование указали, что письмами Министерства труда и социального развития О. области от <...> истцам отказано в перерасчете пенсии по выслуге лет. Основанием для обращения с заявлением о перерасчете пенсии явилось увеличение денежного вознаграждения аудитора постановлением Законодательного Собрания Омской области от 23.05.2017 № 133 «О внесении изменения в постановления Законодательного Собрания Омской области от <...>№ <...> «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Омской области в Контрольно-счетной палате Омской области». Полагали отказ в перерасчете пенсии незаконным, указав, что требования ч. 7 ст. 19 Закона Омской области «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» от <...>№ <...>-ОЗ в части, устанавливающей перерасчет пенсии в случае, если денежное вознаграждение было увеличено (индексировано) в соответствии с областным законом об областном бюджете, не подлежит применению к возникшим правоотношениям, так как действовавший на момент избрания истцов аудиторами Закон Омской области «О государственной гражданской службе Омской области» от <...>№ <...>-ОЗ предусматривал перерасчет пенсии в любом случае повышения денежного содержания (без условия индексации).

Поскольку в денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности Омской области в Контрольно-счетной палате Омской области, включается ежемесячное денежное поощрение, то увеличение такого поощрения постановлением Законодательного Собрания Омкой области от <...>№ <...> до 100 процентов должностного оклада является основанием для перерасчета пенсии за выслугу лет.

На основании изложенного, просили признать незаконным решение Министерства труда и социального развития Омской области об отказе в перерасчете пенсии ФИО1 и ФИО2 от <...>, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом внесенных изменений в размер денежного вознаграждения аудитора за три года, предшествовавших дню подачи заявления ответчику.

В судебном заседании истцы ФИО2 и ФИО1 участия не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области ФИО4 требования иска не признала. Пояснила, что ответчик, являясь органом исполнительной власти Омской области, лишь исполнял нормативно правовые акты. ФИО1 и ФИО2 О.Н были представлены приказы Контрольно-счетной палаты Омской области от № <...> года № 9 и от № <...> года № 22 об установлении пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Кодексом о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области. Распоряжениями от 30.11.2010 года № 639-р и от 10.01.2012 года № 5-р истцам определен размер пенсии за выслугу лет исходя их представленных справок о размере месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Омской области. Постановлением Законодательного Собрания Омской области от <...>№ <...> «О внесении изменения в постановления Законодательного Собрания Омской области от <...>№ <...> «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Омской области в Контрольно-счетной палате Омской области» регламентировано, что в денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности Омской области в Контрольно-Счетной палате Омской области, включается ежемесячное денежное поощрение в размере 100 процентов должностного оклада. Между тем увеличение должностного оклада до 100 процентов нормативно-правовым актом, не являющимся законом Омской области об областном бюджете, не является основанием для перерасчета пенсии за выслугу лет в силу подп. 1 п. 8 ст. 19 Кодексом о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области и подп. 1 п. 29 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Г. О. области от <...>№ <...>.Увеличение в 2017 году бюджетных ассигнований на выплату персоналу государственных (муниципальных) органов, выделенных Контрольно-счетной палате, на 12% таким же образом не свидетельствует о наличии оснований для перерасчета пенсии за выслугу лет. Кроме того, в связи с увеличением должностного оклада младшей должности государственной гражданской службы Омской области «специалист» произведен расчетный размер пенсии за выслугу лет, который составил меньшую сумму, чем размер выплачиваемой пенсии, в связи с чем пенсия за выслугу лет оставлена в прежнем размере.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 просят решение суда отменить, как вынесенное с нарушением и неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Приводят доводы, аналогичные доводам искового заявления.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, жалобу истцов без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом: истцы-почтовыми отправлениями и по электронной почте, сведениями о причинах их неявки судебная коллегия не располагает.

Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса по правилам ст. 167, 327 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия таких оснований для отмены или изменения судебного решения не находит.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с <...> по <...> исполняла обязанности аудитора Контрольно-счетной палаты Омской области; освобождена от должности в связи с истечением срока полномочий (л.д. 24-26).

С <...>ФИО1, замещавшей государственную должность установлена пенсия за выслугу лет в размере 24 379, 44 руб. в месяц к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, что составляет 75 % денежного вознаграждения (л.д. 95).

Постановлением законодательного собрания Омской области от <...>№ <...>ФИО2 избрана аудитором Контрольно-счетной палаты Омской области; на основании <...> освобождена от должности в связи с истечением срока полномочий (л.д. 27).

С <...>ФИО2, замещавшей государственную должность установлена пенсия за выслугу лет в размере 23 988,98 руб. в месяц к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, что составляет 75 % денежного вознаграждения (л.д. 95).

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований не установлено.

Выводы суда мотивированы и соответствуют требованиям закона.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Отношения, связанные с замещением государственных должностей Омской области и основами правового положения лиц, замещающих государственные должности Омской области регулируются Законом Омской области «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» от <...>№ <...> (далее по тексту – Кодекс).

Статьей 3.1 Кодекса установлен Перечень государственных должностей Омской области, содержащий должность - Аудитор Контрольно-счетной палаты Омской области.

Гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Омской области, установлены статьей 19 Кодекса, в соответствии с пунктом 1 которой (в ред. Закона Омской области от <...>№ <...>, действующей на момент назначения истцам пенсии за выслугу лет) лица, замещавшие государственные должности Омской области, получавшие денежное вознаграждение за счет областного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно), имеют право на пенсию за выслугу лет, если освобождение от замещаемой государственной должности Омской области имело место не ранее <...>.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, и пенсии за выслугу лет составляла при замещении государственной должности Омской области сроком три года и более - 75 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Омской области (подпункт 3 пункта 3 статьи 19 Кодекса).

Месячное денежное вознаграждение лиц, замещавших государственные должности Омской области, для исчисления размера пенсии за выслугу лет определяется (по выбору этих лиц) по государственной должности Омской области, замещаемой на день достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, либо по последней государственной должности Омской области, исполнение полномочий по которой было прекращено (в том числе досрочно) (пункт 5 статьи 19 Кодекса).

Размер пенсии за выслугу лет пересчитывается в случае увеличения (индексации) месячного денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Омской области, в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен) (подпункт 1 п.8 статьи 19 Кодекса).

Порядок установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Омской области, определяется Губернатором Омской области.

Закон Омской области от 16.06.2017 № 1978-03, которым внесены изменения в Закон Омской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не содержит норм, предусматривающих увеличение (индексацию) размера денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Омской области с учетом уровня инфляции.

В соответствии со статьей 16 Кодекса денежное вознаграждение лица, замещающего государственную должность Омской области, состоит из должностного оклада, премий и иных выплат в соответствии с законодательством.

В месячное денежное вознаграждение включаются ежемесячные выплаты: должностной оклад, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (часть 1).

Размер денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Омской области, ежегодно увеличивается (индексируется) в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размера денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Омской области, производится в соответствии с областным законодательством (часть 4 статьи 16 Кодекса).

Судом обоснованно отклонены доводы истцов о необходимости применения положений законодательства, действовавшего в период их назначения на должность аудитора.

Согласно статье 40 Закона Омской области от 21.11.2002 № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области», действие нормативных правовых актов Омской области начинается со дня их вступления в силу и прекращается в день утраты ими юридической силы.

ФИО1 и ФИО2 обратились в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлениями о реализации права на пенсию за выслугу лет <...> и <...>, то есть в период действия Закона Омской области «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» № <...>. В приведенной связи ссылка истцов на Закон Омской области «О государственной гражданской службе Омской области» от <...>№ <...>-ОЗ правового значения для рассмотрения дела не имеет, и подлежит отклонению как несостоятельная.

Согласно п. 8 ст. 50 Кодекса размер пенсии за выслугу лет пересчитывается в случае увеличения (индексации) месячного денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Омской области, в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен), а также в случае установления иного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), дополнительного увеличения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), а также перерасчета размера страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с п. 8 ст. 19, п. 8 ст. 50 Кодекса Указом Губернатора Омской области «О реализации отдельных Положений статей 19, 47.1, 50 «Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» от 05.08.2009 № 89 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии.

В соответствии с п. 29 указанного Положения перерасчет размера пенсии производится Министерством в течение 30 календарных дней со дня наступления следующих обстоятельств:

1) увеличение (индексация) месячного денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Омской области, месячного оклада государственного гражданского служащего Омской области в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Омской области в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен);

2) установление иного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), дополнительное увеличение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), а также перерасчет размера страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»;

3) увеличение стажа государственной гражданской службы Омской области.

Расширительному толкованию Положение не подлежит.

По смыслу приведенных положений областного законодательства, перерасчет установленной пенсии за выслугу лет может иметь место в случае централизованного увеличения (индексации) денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Омской области, осуществляемое на основании областного закона.

Увеличение размера отдельной ежемесячной выплаты, входящей в состав денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Омской области (ежемесячного денежного вознаграждения) не соотносится с целями индексации, поэтому не может являться основанием для перерасчёта пенсии за выслугу лет.

Таким образом, по смыслу приведенных норм права основания для перерасчета пенсии за выслугу лет, назначенной ФИО1 и ФИО2, отсутствуют.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы в обоснование своей позиции указывали, что после назначения им пенсии за выслугу лет, согласно постановлению Законодательного Собрания Омской области от <...>№ <...> «О внесении изменения в постановления Законодательного Собрания Омской области от <...>№ <...> «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Омской области в Контрольно-счетной палате Омской области», в денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности Омской области в Контрольно-счетной палате Омской области, включается ежемесячное денежное поощрение в размере 100 процентов должностного оклада.

Постановление Законодательного Собрания Омской области от <...>№ <...> «О внесении изменения в постановления Законодательного Собрания Омской области от <...>№ <...> «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Омской области в Контрольно-счетной палате Омской области» является самостоятельной формой нормативного правового акта Омской области, принимаемого Законодательным Собранием Омской области, и не является областным законом, имеет меньшую юридическую силу.

Определение условий назначения ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации является прерогативой законодателя субъекта Российской Федерации, который в данном случае не предусмотрел возможность перерасчета ранее назначенных пенсий за выслугу лет в связи с изменением размера ежемесячного денежного поощрения, включаемого в денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности Омской области в Контрольно-счетной палате Омской области.

В такой ситуации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на перерасчет пенсии за выслугу лет у истцов не возникло.

Доводы жалобы повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции и опровергали бы выводы суда первой инстанции, основаны на ошибочном применении положений законодательства к установленным фактическим обстоятельствам дела.

Выводы суда соответствуют нормам права и установленным фактическим обстоятельствам, оснований для их переоценки по доводам жалобы не имеется. Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену указанных судебных актов, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов ФИО1, ФИО2- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Председательствующий Еленская Ю.А. Дело № <...>

2-1836/2019

55RS0№ <...>-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе

председательствующего Кудря Т.Л.,

судей областного суда Башкатовой Е.Ю., Дзюбенко А.А.,

при секретаре Тимофеевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании <...> дело по апелляционной жалобе истцов ФИО1 и ФИО2 на решение Первомайского районного суда г. Омска от <...>, которым в удовлетворении искового заявления ФИО1 и ФИО2 к Министерству труда и социального развития О. области о признании незаконными решений от <...> об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет отказано.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи