ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1848/20 от 03.09.2020 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Волкова Т.Д. дело № 33-1261/2020

дело № 2-1848/2020 (12RS0003-02-2020-001314-77)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 3 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Клюкиной О.В. и Скворцовой О.В.,

при секретаре Харченко Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5 июня 2020 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении иска к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды обучения и работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить страховую пенсию по старости досрочно.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее – ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле, ответчик), в котором просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период обучения во Владимирском государственном педагогическом институте с 1 сентября 1986 года по 3 июля 1991 года, период работы в должности музыкального руководителя в Негосударственном образовательном учреждении школа-детский сад «Времена года» с 1 января 2003 года по 31 августа 2004 года и назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 6 июля 2019 года; взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей и нотариальных услуг в размере 1300 рублей. В обоснование иска указала, что решением ответчика от 21 января 2020 года № 245503/19 ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по мотиву отсутствия требуемого законом специального стажа, при этом из ее стажа исключены вышеуказанные периоды. Данный отказ истец полагает противоречащим положениям закона, допускающим включение спорных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав объяснения представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшей жалобу, представителя ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле ФИО3, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона
№ 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в частности:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Частью 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательств?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????������

Из дела видно, что 22 октября 2019 года ФИО1 обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле от 21 января 2020 года № 245503/19 ФИО1 отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона вследствие отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Специальный стаж истца, признанный пенсионным органом в бесспорном порядке, составляет 22 года 4 месяца 23 дня. Из специального стажа истца исключены, в частности, период обучения во Владимирском государственном педагогическом институте с 1 сентября 1986 года по 3 июля 1991 года и период работы в должности музыкального руководителя в Негосударственном образовательном учреждении школа-детский сад «Времена года» с 1 января 2003 года по 31 августа 2004 года (л.д. 26-29).

В период обучения истца во Владимирском государственном педагогическом институте действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее – Положение).

В абзаце пятом пункта 2 Положения предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. При этом в силу пункта 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, спорного периода обучения во Владимирском государственном педагогическом институте.

Исходя из смысла абзаца пятого пункта 2 Положения временем обучения в педагогических учебных заведениях и университетах является период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него, то есть весь период обучения в учебном заведении, а не его отдельная часть (части).

Как следует из материалов дела, ФИО1 во время обучения во Владимирском государственном педагогическом институте осуществляла также трудовую деятельность, и ряд периодов ее работы, совпадающих со временем ее обучения в названном учебном заведении, включены пенсионным органом в специальный стаж истца (л.д.27). С учетом этого оснований для зачета в специальный стаж истца указанного периода обучения не имелось.

Суд первой инстанции также обоснованно отказал истцу в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности включить в ее специальный стаж период работы в должности музыкального руководителя в Негосударственном образовательном учреждении школа-детский сад «Времена года» с 1 января 2003 года по 31 августа 2004 года.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона
№ 400-ФЗ).

В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют данные об осуществлении ФИО1 с 1 января 2003 года по 31 августа 2004 года работы, дающей право на назначение спорной пенсии; согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа ФИО1 за спорный период представлены работодателем в пенсионный орган без кода льготных условий. При этом, вопреки доводам жалобы, в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорного периода работы ФИО1 являются недостоверными; каких-либо документов, в том числе справок, уточняющих льготный характер работы ФИО1 в спорный период, ей также не представлено.

Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателем в отношении стажа ФИО1 представлялись, но недостоверность их не доказана, истцу следовало в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представить письменные доказательства, подтверждающие выполнение ею работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Вместе с тем, таких доказательств ФИО1 представлено не было.

С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл
от 5 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Е.Соснин

Судьи О.В.Клюкина

О.В.Скворцова