№ 33-4314/2020 Докладчик - Бибеева С.Е.
Судья – Сысоева М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.
судей Бибеевой С.Е., Глебовой С.В.
при секретаре Уваровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело № 2-1848/2020 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Владимирской области о признании незаконным решения и понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов России по Владимирской области на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 27 августа 2020 г., которым постановлено:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Владимирской области от 23 апреля 2020 года в отношении ФИО1.
В остальной части иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Владимирской области отказать.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е., выслушав объяснения представителя ответчика ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Владимирской области (далее – УФССП России по Владимирской области), в котором просила признать незаконным решение Комиссии УФССП России по Владимирской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) от 23.04.2020 об отказе в даче согласия на замещение должности в СПАО «Ингосстрах», обязать ответчика принять решение об отсутствии конфликта интересов, признать заключение трудового договора со СПАО «Ингосстрах» на замещение должности ведущего юрисконсульта не противоречащим действующему законодательству.
В обоснование заявленных требований указала, что решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 23.04.2020 ей незаконно отказано в даче согласия на трудоустройство в СПАО «Ингосстрах» ввиду того, что ранее в ее должностные обязанности судебного-пристава исполнителя входило принятие процессуальных решений по исполнительным производствам, стороной которых являлось СПАО «Ингосстрах», в связи с чем имеется возможность возникновения конфликта интересов.
Представитель ответчика УФССП России по Владимирской области ФИО3 иск не признала, сослалась на законность решения Комиссии об отказе в даче согласия на трудоустройство в СПАО «Ингосстрах».
Представитель третьего лица СПАО «Ингосстрах», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик УФССП России по Владимирской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование несогласия с решением суда указывает, что решение Комиссии об отказе в даче согласия на трудоустройство ФИО1 в СПАО "Ингосстрах" принято единогласным решением присутствующих на заседании членов комиссии и голос еще одного члена комиссии, необходимого для соблюдения п. 11 Положения о комиссиях № 821 от 01.07.2010, не имел бы решающего значения.
Истец ФИО1, представитель третьего лица СПАО «Ингосстрах», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно них.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 12.04.2017 по 19.09.2019 ФИО1 занимала должность государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ленинского района г. Владимира, включенную в перечень должностей, предусматривающих обязанность в течение двух лет со дня увольнения с государственной службы обращаться за согласием на замещение должности в коммерческих или некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этой организации входили в должностные обязанности по ранее замещающей должности (т. 1 л.д.5 оборот).
14.02.2020 ФИО1 обратилась с заявлением на имя руководителя УФССП России по Владимирской области на получение согласия на замещение должности ведущего юрисконсульта Владимирского филиала СПАО «Ингосстрах», поскольку ранее у нее на исполнении находились исполнительные производств, одной из сторон которых являлось СПАО «Ингосстрах».
Решением заседания Комиссии УФССП России по Владимирской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирования конфликта интересов, выраженного в протоколе № 5 от 23.04.2020, отказано в выдаче согласия на замещение ФИО1 должности ведущего юрисконсульта Владимирского филиала СПАО «Ингосстрах» (т. 1 л.д. 8-11).
Разрешая спор и удовлетворяя требования ФИО1 в части признания незаконным решения Комиссии, выраженного в протоколе № 5 от 23.04.2020, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе ФИО1 в даче согласия на замещение должности ведущего юрисконсульта в СПАО «Ингосстрах» принято составом комиссии, которая не соответствует требованиям пункта 11 Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению Федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ № 821 от 01.07.2010.
Отказывая в удовлетворении требований по возложению обязанности ответчика принять решение об отсутствии конфликта интересов при замещении ФИО1 должности в СПАО «Ингосстрах» и признании заключения трудового договора со СПАО «Ингосстрах» не противоречащим действующему законодательству, суд первой инстанции исходил из того, что указанные вопросы входят в компетенцию Комиссии и подлежат судебной проверке только после рассмотрения на заседании Комиссии, созданной в соответствии с требованиями Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению Федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ № 821 от 01.07.2010.
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются совокупностью исследованных и оцененных судом доказательств.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу, прохождением и прекращением гражданской службы, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно пункту 3.1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией отнесены полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Как следует из части 1.1. вышеназванного закона комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
Аналогичные требования закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ от 26 января 2018 № 38 утвержден «Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» в который входит должность судебного пристава-исполнителя структурного подразделения.
Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" утверждено «Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее – Положение о комиссиях от 01.07.2010 N 821), в соответствии с пунктом 1 которого определяется порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии, комиссия), образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии.
В пункте 7 Положения о комиссиях от 01.07.2010 N 821 закреплено, что комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.
В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.
В соответствии с пунктом 8 Положения о комиссиях от 01.07.2010 N 821 в состав комиссии входят:
а) заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем;
б) представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации;
в) представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.
Согласно пункту 11 Положения о комиссиях от 01.07.2010 N 821 число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
В соответствии с пунктом 12 Положения о комиссиях от 01.07.2010 N 821 состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.
В пункте 14 Положения о комиссиях от 01.07.2010 N 821 закреплено, что заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо.
Из анализа приведенных законоположений следует, что законодателем установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы после увольнения с государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора. Такое правовое регулирование имеет цель устранение коллизии публичных и частных интересов и предотвращение возникновения и урегулировании конфликта интересов. При этом состав комиссии должны входить представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, не замещающих должности государственной службы в государственном органе. Их число должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Состав формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем правомерно признал незаконным и отменил решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению в отношении ФИО1
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом УФССП России по Владимирской области от 24.01.2020 № 65 «Об утверждении состава Комиссии УФССП России по Владимирской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» утвержден состав комиссии в составе 12 человек (т. 1 л.д. 50-52).
Приказом УФССП России по Владимирской области от 26.02.2020 № 102 в приказ УФССП России по Владимирской области от 24.01.2020 № 65 внесены изменения в ранее утвержденный состав комиссии: число членов комиссии – 10 человек; в состав комиссии из числа представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, не замещающих должности государственной службы в государственном органе входят: Б.О.И. (доцент кафедры административно-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «****») и О.О.М. (профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности ФКОУ ВПО «****» (т. 1 л.д. 53-55)
Таким образом, число членов комиссии из числа представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, не замещающих должности государственной службы в государственном органе (2 человека) согласно Приказу УФССП России по Владимирской области от 26.02.2020 № 102 составляет 1/5 от общего числа членов комиссии (10 человек), что менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
При таких обстоятельствах состав комиссии сформирован с нарушением требований пункта 11 Положения о комиссиях от 01.07.2010 N 821.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое истцом решение комиссии УФССП России по Владимирской области по вопросу о даче согласия на замещение должности в СПАО «Ингосстрах» от 23.04.2020, принятое неправомочным составом, является незаконным и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение комиссии об отказе в даче согласия на трудоустройство ФИО1 в СПАО "Ингосстрах" принято единогласным решением присутствующих на заседании членов комиссии и голос еще одного члена комиссии из числа представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, не имел бы решающего значения, основаны на неверном толковании вышеприведенных норм закона и сделаны без учета положений пунктов 11, 12, 14 Положения о комиссиях от 01.07.2010 N821.
В остальной части решение суда сторонами по делу не обжалуется, в связи с чем в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владимира от 27 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Владимирской области – без удовлетворения.
Председательствующий П.Н. Никулин
Судьи С.Е. Бибеева
С.В. Глебова