ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-184/20 от 25.06.2020 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Судья Яичникова А.В. Дело № 33-608/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2020 года г. Черкесск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Байрамуковой И.Х.,

судей Негрий Н.С., Каракетова З.С.,

при секретаре судебного заседания Быковской Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-184/20 по исковому заявлению Карачаево-Черкесского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности

по апелляционной жалобе Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» на решение Черкесского городского суда КЧР от 20 февраля 2020 года, которым исковые требования частично удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Негрий Н.С., объяснения представителя истца Карачаево-Черкесского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры – Байчорова А.Я., представителя ответчика Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» - ФИО1, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Карачаево-Черкесский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в интересах неопределенного круга лиц к Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности. В обоснование иска указал, что Карачаево-Черкесской транспортной прокуратурой во исполнение задания Южной транспортной прокуратуры и плана работы Южной транспортной прокуратуры на 1 полугодие 2019 года с <дата> по <дата> проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной безопасности (далее по тексту - ОТИ) - железнодорожных станциях: Джегута, Абазинка, Эркен-Шахар, Ураковская, ФИО2, Овечка, Богословская, Киан, Курсавка Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД». Указанные железнодорожные станции являются объектами транспортной инфраструктуры и внесены в Реестр категорированных объектов. В результате проведенной проверки выявлены следующие нарушения законодательства о транспортной безопасности, допущенные ОАО «РЖД» при эксплуатации ОТИ - железнодорожных станций Джегута, Абазинка, Эркен-Шахар, Ураковская, ФИО2, Овечка, Богословская, Киан, Курсавка;

- нарушение положений под. 3 п. 5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий),

учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных постановлением Правительства РФ № 495 от 26.04.2017 (далее -Требования), в субъекте транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» далее - СТИ) в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ на станциях Джегута, Абазинка, Эркен-Шахар, Ураковская, ФИО2, Овечка, Богословская, Киан, Курсавка; не образованы (не сформированы) и (или) не привлечены для защиты ОТИ подразделения транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ и совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

- в нарушение п.п.37 п.5 Требований СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ не препятствует проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры;

- в нарушение п. 9 «Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», утвержденного приказом Минтранса России №87 от 12.04.2010, не проведена дополнительная оценка уязвимости ОТИ в месячный срок после изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В связи с вышеуказанными нарушениями, истец просил суд:

Обязать ответчика ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно:

- образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Джегута, Абазинка, Эркен-Шахар, Ураковская, ФИО2, Овечка, Богословская, Киан, Курсавка, подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и совершение акта незаконного вмешательства, в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

- обеспечить воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Джегута, Абазинка, Эркен- Шахар, Ураковская, ФИО2, Овечка, Богословская, Киан, Курсавка, вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объекты транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объектов транспортной инфраструктуры, а также по воспрепятствованию преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов без соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры или на их критические элементы, в том числе без наличия действительных пропусков и иных разрешений установленных видов;

- обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Джегута, Абазинка, Эркен-Шахар, Ураковская, ФИО2, Овечка, Богословская, Киан, Курсавка в связи с принятием и вступлением в законную силу с 01.07.2017г. «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных постановлением Правительства РФ № 495 от 26.04.2017.

В суде первой инстанции представитель истца Байчоров А.Я. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО1 поддержала письменные возражения, дополнения к возражениям, просила в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 20.02.2020 года иск Карачаево-Черкесского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности удовлетворен частично. Суд решил:

Обязать ответчика - ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно:

- обеспечить воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Джегута, Абазинка, Эркен- Шахар, Ураковская, ФИО2, Овечка, Богословская, Киан, Курсавка, вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объекты транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объектов транспортной инфраструктуры, а также по воспрепятствованию преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов без соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры или на их критические элементы, в том числе без наличия действительных пропусков и иных разрешений установленных видов;

- обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Джегута, Абазинка, Эркен-Шахар, Ураковская, ФИО2, Овечка, Богословская, Киан, Курсавка в связи с принятием и вступлением в законную силу с 01.07.2017г. «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных постановлением Правительства РФ № 495 от 26.04.2017.

Отказать в удовлетворении требований Карачаево-Черкесского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Джегута, Абазинка, Эркен-Шахар, Ураковская, ФИО2, Овечка, Богословская, Киан, Курсавка, подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и совершение акта незаконного вмешательства, в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Не согласившись с данным решением суда ответчиком Северо-Кавказской дирекцией управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» подана апелляционная жалоба и дополнения к ней, в которых ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований транспортного прокурора, поскольку решение суда принято с нарушением норм материального права. Указывают, что истцом в нарушение ст. 56 ГПК не представлено сведений, что ранее проведенная оценка уязвимости соответствует вновь утвержденным Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, поскольку в силу подп.5 п.3 Требований образование (сформирование) и (или) привлечение для защиты объектов транспортной инфраструктуры (ТС) подразделений транспортной безопасности должно производиться в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, которые подлежат корректировке, и в которых должны быть установлены сроки реализации мероприятий, предусмотренных планом. Указывают также, что реализация программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в том числе в части проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» ставится в зависимость от финансового обеспечения. В решении не содержится указания о том, какие действия ОАО «РЖД» обязан совершить, с учетом того, что ответчик самостоятельно не проводит оценку уязвимости, кроме того, полагают, что требование об организации пропускного внутриобъектового режима на объекте транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с утвержденным планом обеспечения транспортной безопасности, в связи с чем, при отсутствии плана невозможно определить зону транспортной безопасности и критических элементов, места размещения контрольно-пропускных пунктов.

В своих возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца – ст. помощник транспортного прокурора Байчоров А.Я. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Представитель ответчика - Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» - ФИО1 в суде апелляционной инстанции полностью поддержала апелляционную жалобу, просила ее удовлетворить, а решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Кроме того, указала на то, что суд первой инстанции не указал срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.

Рассмотрев материалы дела, доводов апелляционной жалобы, выслушав явившиеся стороны, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, тоннели, эстакады, мосты, автомобильные, железнодорожные вокзалы и станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу п.3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с частью 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Часть 3 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности устанавливает, что результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Поскольку транспортная безопасность должна соответствовать современным стандартам, то оценка уязвимости проводится по действующим требованиям.

Требования по обеспечению безопасности, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43, на основании которых осуществлена ранее имеющаяся оценка уязвимости ОТИ, утратили силу согласно приказу Минтранса России от 03.10.2017 N 403 (начало действия документа - 10.11.2017).

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 утверждены новые Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Указанные Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств (п. 4).

Подпунктом 17 пункта 5 Требований определено, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству). При переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) или переходе права их использования на ином законном основании обеспечиваются проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры).

Согласно подпункту 6 пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).

Из материалов дела следует, что зам.транспортного прокурора РФ <дата> вынесено представление в адрес начальника Северо-Кавказской дирекции управления движением- структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности. В представлении указано, что с 01.07.2017 года в законную силу вступили Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495. Подпунктом 17 п.5 данных Требований установлена обязанность проведения дополнительной оценки уязвимости в течение 3-х месяцев со дня изменения закона. При этом субъект транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» в лице Дирекции не приняли меры по проведению дополнительной оценки уязвимости в указный срок, в связи с чем, была организована проверка ОТИ с участием представителей Южной транспортной прокуратуры.

Судом первой инстанции по делу установлено и следует из материалов дела, что Карачаево-Черкесской транспортной прокуратурой во исполнение задания Южной транспортной прокуратуры от <дата>№..., п. 8 плана работы Южной транспортной прокуратуры на 1 полугодие 2019 года совместно со Службами УФСБ по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республики с привлечением в качестве специалистов государственных инспекторов отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу в г. Ставрополь и в Карачаево-Черкесской Республике с <дата> по <дата> проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Джегута, Абазинка, Эркен-Шахар, Ураковская, ФИО2, Овечка, Богословская, Киан, Курсавка Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».

В ходе данной проверки установлено, что в нарушение подп.17 п.5 Требований ОАО «РЖД» не проведена дополнительная оценка уязвимости, принадлежащих ОАО "РЖД" указанных объектов транспортной инфраструктуры, не формировано и не привлечено для защиты ОТИ железнодорожных станций подразделений транспортной безопасности, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения акта незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах ОТИ станций, включая строения, помещения, конструктивные, технологические, технические элементы ОТИ, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования ОТИ или нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, верно исходил из того, что ответчик ОАО "РЖД" в нарушении требований действующего законодательства, а именно Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» не исполнил возложенную на него обязанность по воспрепятствованию проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, за исключением пассажирских поездов и поездных бригад этих поездов и прибывающих и отправляющихся с ОТИ, воспрепятствование преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов без соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности ОТИ и дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры: железнодорожных станций - Джегута, Абазинка, Эркен-Шахар, Ураковская, ФИО2, Овечка, Богословская, Киан, Курсавка, в виду чего несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности на указанных объектах, не принятие в течение длительного времени мер по проведению дополнительной оценки уязвимости железнодорожных станций нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное использование объектов железнодорожного транспорта, а также в связи с чем, пришел к выводу о понуждении ответчика к совершению данных действий. При этом в удовлетворении требований об образовании (формировании) и (или) привлечении для защиты ОТИ – указанных железнодорожных станций подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и совершение акта незаконного вмешательства, в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов – отказано, поскольку как полагал суд, данное требование преждевременно заявлено, так как план обеспечения транспортной безопасности в связи с введением в действие новых Требований еще не разработан.

Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п. п. 6, 17 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 ответчиком не обеспечено в трехмесячный срок с момента возникновения изменений в документе, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций, утверждение результатов ее оценки в установленном порядке, а также обязанность ответчика по проведению по воспрепятствованию проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ.

Поскольку решение суда в части отказа в удовлетворении требований транспортного прокурора о возложении обязанности на ответчика образовать и (или) привлечь для защиты ОТИ – железнодорожных станций, подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений ТБ, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства ответчиком не обжалуется, то судебная коллегия не проверяет законность и обоснованность решения суда в указанной части.

Коллегия полагает, что поскольку все юридические значимые обстоятельства по делу установлены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, то решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.

При этом коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда сроком, в течение которого должны быть устранены ответчиком нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, то есть 6 месяцев, как просил прокурор, для более эффективного исполнения решения суда.

Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что требование об организации пропускного внутриобъектового режима на объекте транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с утвержденным планом обеспечения транспортной безопасности, в связи с чем, при отсутствии плана невозможно определить зону транспортной безопасности и критических элементов, места размещения контрольно-пропускных пунктов, не свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого судом решения, поскольку в материалах дела имеется представление об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, согласно которому выявлены нарушения Требований транспортной безопасности указанных железнодорожных станции, при этом данное представление ответчиком не обжаловалось.

Довод в апелляционной жалобе об отсутствии необходимого финансирования для обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в том числе защиты от актов незаконного вмешательства железнодорожной станции, не освобождает ОАО "РЖД" от обязанности обеспечить транспортную безопасность на указанных в исковом заявлении объектах транспортной инфраструктуры в соответствии с ФЗ "О транспортной безопасности".

Кроме того, указанные доводы не опровергают выводы суда о допущенных ОАО "РЖД" нарушениях требований законодательства о транспортной безопасности, которые подлежат устранению в связи с тем, что создают угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц.

Необоснованны и доводы жалобы о том, что организация пропускного внутриобъектового режима на объекте транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с утвержденным планом обеспечения транспортной безопасности и должен быть создан после утверждения плана, поскольку таких требований Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 года №495 и Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" не содержит.

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 16-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее Требования).

Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры: воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры (пп. 37 п. 5 Требований); а также воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов без соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе без наличия действительных пропусков и иных разрешений.

Как следует из материалов дела, истец представил суду первой инстанции доказательства несоблюдения ответчиком требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, что создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, подтверждая необходимость понуждения ответчика к принятию срочных мер обеспечения новых требований транспортной безопасности.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии со стороны ответчика нарушений законодательства о транспортной безопасности, влекущих угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц, правомерно удовлетворив исковые требования транспортного прокурора в части.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы отзыва ответчика на исковое заявление, не нуждаются в дополнительной проверке, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 20 февраля 2020 года изменить.

Изложить абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции:

«Обязать ответчика ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно: »

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Северо-Кавказской дирекции управления движением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Судья Яичникова А.В. Дело № 33-608/2020