Судья Комаров И.Е. Дело № 33-7371/2021
№ 2-1854/2021
64RS0004-01-2021-0003371-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2021 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Смородиновой Н.С.,
судей Аракчеевой С.В., Артемовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Лукине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество по апелляционной жалобе комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08 июля 2021 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Аракчеевой С.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее – комитет) обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
В обоснование требований заявитель указал, что объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 401,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>,
<адрес>, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области 08 апреля 2020 года принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества на основании заявления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
В течении года со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет кто-либо о правах на объект недвижимости не заявил. Указанный объект не включен в реестры объектов федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Заявитель, ссылаясь на положения ст. 225 ГК РФ, просил суд признать право муниципальной собственности Балаковского муниципального района Саратовской области на указанный объект.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 08 июля 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Заявитель не согласился с данным решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Автор жалобы полагает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. По мнению автора жалобы, комитет в соответствии с положением о комитете по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района, утвержденным решением Собрания Балаковского муниципального района от 21 декабря 2016 года № 3/5-67, является органом по управлению муниципальным имуществом на территории Балаковского муниципального района, в связи с чем имеет право на обращение в суд с заявленными требованиями. До обращения в суд предусмотренный законом порядок постановки бесхозяйной вещи на учет был соблюден. Указывает, что спорный объект недвижимого имущества был поставлен на учет как бесхозяйный на основании заявления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, в связи с чем считает, что комитет вправе обратиться с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект за Балаковским муниципальным районом.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 401,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, находится в границах <адрес>.
08 апреля 2020 года данное здание принято на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области как бесхозяйный объект недвижимого имущества, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, имеющейся в материалах дела.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пунктами 1, 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Буквальное толкование приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что обратиться с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь может орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, следовательно, объект в случае удовлетворения требований подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования, на территории которого он расположен.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в том числе в сельских поселениях, а правовую основу местного самоуправления согласно ст. 4 данного федерального закона составляет также ГК РФ.
Исходя из положений ст. ст. 2, 10, 11 приведенного федерального закона сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, а применительно к муниципальному району, объединяющему несколько поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В ч. ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2015 года № 41-ЗСО «О преобразовании Быково-Отрогского, Еланского, Комсомольского, Кормежского, Красноярского, Маянгского, Наумовского, Новоелюзанского, Новополеводинского, Пылковского и Сухо-Отрогского муниципальных образований Балаковского муниципального района Саратовской области и внесении изменений в закон Саратовской области «О муниципальных образованиях, входящих в состав Балаковского муниципального района» Быково-Отрогское муниципальное образование является муниципальным образованием со статусом сельского поселения и входит в состав Балаковского муниципального района. Административным центром образования является село Быков Отрог.
К вопросам местного значения муниципального образования относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности образования.
В соответствии с федеральным законодательством исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования Быково-Отрогское муниципальное образование Балаковского муниципального района возлагается на администрацию Быково-Отрогское муниципального образования Балаковского муниципального района.
В собственности Быково-Отрогского муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Совета города Балаково; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с ч. ч. 1 и 1.1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября
2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Органы местного самоуправления Быково-Отрогского муниципального образования в пределах своей компетенции от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми Совета Быково-Отрогского муниципальное образование.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства правом на приобретение в собственность бесхозяйных объектов недвижимости обладает то муниципальное образование, на территории которого находится объект, в рассматриваемом случае – Быково-Отрогского муниципальное образование.
При таких обстоятельствах, то обстоятельство, что с заявлением о постановке на учет спорного нежилого здания как бесхозяйного обратилась администрация Балаковского муниципального района Саратовской области правового значения для рассматриваемого спора не имеет и основанием для удовлетворения заявленных требований не является, поскольку исходя из буквального толкования п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйная недвижимая вещь подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования, на территории которого она расположена.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08 июля
2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
01 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи