ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1856/2021 от 22.03.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-1856/2021 (№ 33-1124/2022) судья Гонтарук Н.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Гудковой М.В., Василевского С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харитоновой Г.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

22 марта 2022 года

по докладу судьи Гудковой М.В.

дело по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Московского районного суда города Твери

от 17 сентября 2021 года, которым постановлено:

«исковые требования ФИО1 к ГУ - УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязании направить средства материнского (семейного) капитала - оставить без удовлетворения».

Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязании направить средства материнского (семейного) капитала.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО1, является владелицей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серия в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Её мужу, ФИО3, на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом (<данные изъяты> доля) и земельный участок (<данные изъяты>) по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ - УПФР в города Твери Тверской области (межрайонное) с заявлением о направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, на оплату реконструкции объекта ИЖС без привлечения строительной организации в сумме не более 50% средств материнского (семейного) капитала. При этом представила «пакет» необходимых документов.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ - УПФР в города Твери Тверской области (межрайонное) принято решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Мотивом отказа послужило то, что реконструкция доли жилого дома с привлечением средств материнского (семейного) капитала Федеральным законом № 256-ФЗ не предусмотрена, за исключением случая, когда реконструируемым объектом индивидуального жилищного строительства является: индивидуальный сблокированный дом (индивидуальный одноэтажный жилой дом в двухквартирном исполнении, двухквартирный жилой дом) или часть жилого дома (индивидуального одноэтажного жилого дома в двухквартирном исполнении, двухквартирного жилого дома).

В связи с тем, что реконструируемый объект недвижимости не является объектом индивидуального жилищного строительства, а также индивидуальным сблокированным домом (индивидуальным одноэтажным жилым домом в двухквартирном исполнении, двухквартирным жилым домом) или частью жилого дома (индивидуального одноэтажного жилого дома в двухквартирном исполнении, двухквартирного жилого дома), оснований для удовлетворения заявления о распоряжении материнского (семейного) капитала нет.

Решение ГУ - УПФР в города Твери Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ обжаловано в порядке подчиненности в ОПФР по Тверской области, которое нашло правомерным оспариваемое решение.

При этом общая ссылка ответчика на закон не содержит указания конкретной правовой нормы, предусматривающей направление материнского (семейного) капитала на реконструкцию только индивидуального одноэтажного жилого дома в двухквартирном исполнении, двухквартирного жилого дома.

Считает решение ГУ - УПФР в городе Твери Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ и мотивы, по которым оно принято, незаконными и необоснованными, нарушающими права истца на получение мер социальной поддержки в виде средств материнского (семейного) капитала.

Принадлежащий мужу истца на праве общей долевой собственности жилой дом относится к объектам индивидуального жилищного строительства.

Исходя из сведений, содержащихся в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируемая реконструкция части жилого дома по адресу: <адрес>, к существующей пристройке добавится мансардный этаж. Количество этажей: 2, высота 8 м. При этом параметры объекта индивидуального жилищного строительства соответствуют установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Реконструированный дом имеет огромное значение для семьи истца, так как с реконструкцией увеличится общая и жилая площадь, необходимая для улучшения быта членов семьи. Поскольку в результате строительства мансардного этажа будет иметь место фактическое улучшение жилищных условий семьи истца, объект индивидуального жилищного строительства будет иметь улучшенные характеристики, полагает, что истцом избран предусмотренный законом способ улучшения жилищных условий, а отказ ГУ – УПФР в городе <адрес> в удовлетворении заявления о предоставлении средств материнского капитала на реконструкцию части жилого дома носит формальный характер, поскольку противоречит целям и задачам Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановлению Правительства Российской Федерации «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

ФИО1 просит признать незаконным решение ГУ – УПФР в городе Твери Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами (часть средств) материнского (семейного) капитала; обязать ГУ - УПФР в городе Твери Тверской области направить средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами (часть средств) материнского (семейного) капитала.

Определением суда от 27 июля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ФИО3, ФИО2

Истец ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель истца - ФИО4 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Ответчик ГУ - УПФР в городе Твери Тверской области (межрайонное), извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3, ФИО5, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Определением суда от 26 января 2022 года произведена замена ответчика по настоящему гражданскому делу Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Твери Тверской области (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Тверской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на ее правопреемников ФИО6, ФИО7.

Определения не обжалованы и вступили в законную силу.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований.

В жалобе ФИО1 указывает, что общий размер доли в праве собственности на жилое помещение, приходящейся на семью истца и ее несовершеннолетних детей, является значительным, представляет собой изолированные жилые помещения, и между сособственниками частного дома определен порядок пользования жилыми помещениями. Принадлежащая супругу истца часть жилого дома, в котором планируется реконструкция, имеет отдельный вход и самостоятельные коммуникации. Соответственно, доля в праве собственности на жилое помещение индивидуализирована, то есть, выделена и определена как изолированная часть в недвижимом имуществе.

Судом достоверно установлено, что реконструкция принадлежащей истцу и ее семье части жилого дома предусмотрена путем строительства жилой пристройки. Проведение данных работ приведет к улучшению жилищных условий истца и членов ее семьи, в том числе несовершеннолетних детей.

Кроме того, от сособственника другой части дома получено нотариальное согласие на реконструкцию занимаемого семьей истца помещение. Данный документ также предоставлялся в ГУ-УПФР в городе Твери Тверской области (межрайонное). После проведения реконструкции и увеличения жилой площади, доля в праве собственности, приходящейся на семью истца, увеличится.

Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции противоречит целям и задачам Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

Представитель истца ФИО1 ФИО4 в судебном заседании суда апелляционной инстанции требования апелляционной жалобы поддержал по основаниям, указанным в жалобе.

Истец ФИО1, ответчик ГУ – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3, ФИО6, ФИО7, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

С учетом статьей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления.

Изучив дело, заслушав объяснения представителя ФИО1 ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ - УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) с заявлением о направлении средств материнского (семейного) капитала на оплату строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства объекта ИЖС (жилой дом по адресу: <адрес>) без привлечения строительной организации в размере 50% средств материнского (семейного) капитала.

Для подтверждения права собственности на земельный участок и индивидуальный жилой дом ФИО1 в пенсионный орган с заявлением были предоставлены выписки из ЕГРН о зарегистрированных правах на объект недвижимости, согласно которым ФИО3 (супруг истца) является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>.

Решением в ГУ - УПФР в городе Твери Тверской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на п.п. 2, 3 ч. 2 статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ.

В представленных документах пенсионный орган усмотрел, что жилой дом, на реконструкцию которого, просит направить средства материнского (семейного) капитала ФИО1, находится в долевой собственности супруга истца (1/2 доля) и иного лица, реконструкция доли жилого дома с привлечением средств материнского (семейного) капитала Федеральным законом не предусмотрена, за исключением случая, когда реконструируемым объектом индивидуального жилищного строительства является индивидуальный сблокированный жилой дом (индивидуальный одноэтажных жилой дом в двухквартирном исполнении, двухквартирный жилой дом) или часть жилого дома (индивидуально сблокированного жилого дома в двухквартирном исполнении, двухквартирного жилого дома).

Выписка из ЕГРН с отношении указанного жилого дома содержит сведения об основных характеристиках объекта недвижимости - индивидуальный жилой дом, количество этажей - 1, год завершения строительства - 1954. Иные документы по объекту недвижимости не предоставлялись.

Разрешая исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 7, 10Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862, статьями 1, 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сделал вывод о том, что решение пенсионного органа об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала соответствует требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», оснований для признания его незаконным не имеется, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований и исходил при этом из того, что занимаемое истцом и ее семьей жилое помещение признаками объекта индивидуального жилищного строительства не обладает, а предъявленные истцом документы не содержат сведений о том, что дом, на реконструкцию которого истец просит направить средства материнского капитала, является двухквартирным жилым домом

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения пенсионного органа незаконным и об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности направить средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами материнского капитала, поскольку, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам в соответствии с правилами статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ) с 1 января 2007 года в дополнение к основным мерам социальной защиты установлены меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 3 указанной статьи лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.

В силу части 5 статьи 7 указанного закона Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В пункте 17 Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, утвержденных Приказом Минтруда России от 24 марта 2020 года № 149н, установлено, что при при рассмотрении заявления территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах (копиях документов).

В силу статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ заявление о распоряжении средствами материнского капитала рассматривается территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации, при этом в силу части 1.2 указанной статьи при рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах (копиях документов), а также иных сведений, необходимых для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, путем направления запросов в органы и организации, указанные в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано, в том числе, в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении (пункт 2); указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом (пункт 3).

Статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, регулирующей порядок направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат (пункт 2 части 1).

В соответствии с частью 1.1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства на основании:

1) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге), либо копии уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, направленного указанным лицом или его супругом (супругой) в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления;

3) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции.

Согласно части 1.3 статьи 10 указанного Федерального закона средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат на построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства после проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации: 1) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства; 2) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга (супруги) на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права).

Согласно части 5 статьи 10 указанного Федерального закона Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862.

Пункт 5 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий предусматривает, что лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении вид расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, а также размер указанных средств. В случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые супругом лица, получившего сертификат, такое обстоятельство указывается в заявлении.

В пункте 10 (1) Правил установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке:

а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления;

б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10(2). Правил, в редакции Постановления Правительства от 31 марта 2020 года, для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «а» пункта 10(1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении: а) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства; б) сведения из разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, либо из уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, направленного указанным лицом или его супругом в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления; в) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;
г) сведения о реквизитах банковского счета лица, получившего сертификат.

В соответствии с пунктом 10 (4). Правил в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства с учетом требований, предусмотренных пунктом 10(1) настоящих Правил, лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении: а) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства; б) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 г., либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга на реконструированный после 1 января 2007 г. объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права); в) сведения из документа, выданного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; г) сведения о реквизитах банковского счета лица, получившего сертификат.

Таким образом, вышеуказанные законодательные акты, регламентирующие порядок распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, предусматривают строго целевое назначение их использования, определенную процедуру подачи заявления и его рассмотрения, а также обязательное предоставление всех необходимых документов.

Отказывая в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала ответчик сослался на то, что реконструируемый объект не является объектом индивидуального жилищного строительства, а также индивидуальным сблокированным домом (индивидуальным одноэтажным жилым домом в двухквартирном исполнении, двухквартирным жилым домом) или частью жилого дома (индивидуально сблокированного жилого дома в двухквартирном исполнении, двухквартирного жилого дома).

Отказывая в удовлетворении жалобы ФИО8 ОПФР по Тверской области в сообщении от 22 марта 2021 года указало, что реконструкция доли жилого дома с привлечением средств материнского капитала законом не предусмотрена, за исключением случая, когда реконструируемым объектом индивидуального жилищного строительства является индивидуальный сблокированный дом (индивидуальных одноэтажный жилой дом с двухквартирном исполнении, двухквартирный жилой дом) или часть жилого дома (индивидуально сблокированного жилого дома в двухквартирном исполнении, двухквартирного жилого дома). Поскольку реконструируемый объект недвижимости не является объектом индивидуального жилищного строительства, а также индивидуальным сблокированным домом (индивидуальным жилым домом в двухквартирном исполнении, двухквартирным жилым домом) или частью жилого дома (индивидуально сблокированного жилого дома в двухквартирном исполнении, двухквартирного жилого дома), как в указано в ответе на жалобу, оснований для удовлетворения заявления о распоряжении средствами материнского капитала не имелось.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с положениями Федерального закона от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 04 августа 2018 года в целях строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, начиная с 04 августа 2018 года органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство вместо разрешения на строительство выдают уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ст. 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

К жилым помещениям, в силу статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

То обстоятельство, что средства материнского капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий, не дает оснований при направлении этих средств на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, при определении понятия объекта индивидуального жилищного строительства не применять определение данного объекта, использованное в Градостроительном кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1 имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с вышеприведенным Федеральным законом от 26 декабря 2006 года № 256-ФЗ, что подтверждено соответствующим государственным сертификатом серии .

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами материнского капитала ФИО1 просила направить средства материнского капитала на оплату строительства (реконструкции) объекта ИЖС без привлечения строительной организации, указав, что объектом является часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, расположенный на земельном участке, площадью
<данные изъяты> кв.м.

С заявлением представлено уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Твери.

Доказательств предоставления в уполномоченный орган уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, которые приложены ФИО1 к иску, не представлено.

Из указанного уведомления о планируемых реконструкции строительстве, в котором отсутствует дата его составления, представленном в Департамент архитектуры, следует, что ФИО8, имеет целью реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, 1/2 доля в праве на который принадлежит также ФИО2 В схематичном изображении планируемого к строительству или реконструкции объекта, указано на то, что к существующей пристройке в части здания будет добавлен мансардный этаж, еще в одной части здания будет произведена реконструкция.

В ходе проверки заявления ФИО1 пенсионный орган запросил сведения в Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации городе Твери, который письмом от ДД.ММ.ГГГГ подтвердил выдачу уведомления о соответствии, указал, что согласно сведениям ЕГРН объект, расположенный по адресу: <адрес>, является индивидуальным жилым домом.

Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости, здание, расположенное по адресу6 <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, является индивидуальным жилым домом, находящимся в общей долевой собственности
ФИО2<данные изъяты> доля в праве, и ФИО8 -<данные изъяты> доля в праве.

Юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения споров о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является установление обстоятельства, свидетельствующего об улучшении жилищных условий, осуществляемом посредством приобретения жилого помещения или строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Проанализировав представленные ФИО1 доказательства, суд правильно сделал вывод, что объект индивидуального жилищного строительства, на реконструкцию которого ФИО1 просит направить средства материнского капитала, находится в общей долевой собственности. Мужу истца принадлежит одна вторая доля в праве общей долевой собственности на этот жилой дом, а не часть дома, как на то указала в заявлении в пенсионный орган ФИО1 Эта доля индивидуально не определена, реально не выделена. Доказательств того, что жилой дом по адресу: <адрес> является 2-квартирным, что обе квартиры представляют собой изолированные друг от друга жилые помещения с отдельными входами и что принадлежащая ФИО3
<данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилой дом выделена ему в натуре и за ним признано право собственности на указанную часть жилого дома, не представлено.

По смыслу закона направление средств материнского капитала на улучшение жилищных условий возможно в отношении жилого помещения (построенного, реконструированного), а не в отношении доли жилого дома, собственниками которого являются иные лица, не имеющие право на использование средств материнского капитала.

Ссылки на то, что принадлежащая доля супругу истца доля дома, является изолированной частью дома, и средства материнского капитала буду использованы на улучшение жилищных условий семьи истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку такое сведения в пенсионный орган истцом не предоставлялись, а полученные ответчиком сведения не подтверждают принадлежность супруг истца части индивидуального жилого дома.

Представленные ФИО1 с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала документы не свидетельствую и о том, что произойдет улучшение жилищных условий семьи истца.

Согласно техническому паспорту на жилой <адрес> к основному строению литер А, возведенному в ДД.ММ.ГГГГ году, были осуществлены пристройки литер А1, литер А 2, литер А3, на которую как указано, в техническом паспорте разрешение не получено, пристроены вспомогательные помещения литер а, литер а1. Из уведомления о реконструкции не следует, в каких именно из входящих в состав дома помещений будут выполнены работы по реконструкции, в чем они заключаются, каким образом выполнение этих работ приведет к улучшению жилищных условий семьи истца, а не всех участников общей собственности на жилой дом.

Доказательств того, что второй участник общей собственности, дал согласие на реконструкцию жилого дома, находящегося в общей собственности, с передачей в собственность семьи истца реконструируемых помещений, истец не представила.

Ссылки на наличие такого согласия, приведенные в апелляционной жалобе, во внимание не могут быть приняты, поскольку такое согласие в суд первой инстанции истцом не предоставлялось.

Приведенные в жалобе доводы, что в пользовании семьи истца находится изолированное помещение и между участниками общей собственности определен порядок пользования жилым помещениями, и доля в праве собственности на жилое помещение индивидуализирована, определена, как изолированная часть недвижимого имущества, также не могут быть приняты во внимание. На указанные обстоятельства, истец в ходе рассмотрения дела не ссылалась. Доказательства в предоставление этих обстоятельств не предоставляла.

При обращении с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала в пенсионный орган таких сведений также не предоставляла. Полученные пенсионным органом в рамках межведомственного обмена документа сведений о принадлежности супругу истца части жилого дома или наличия в составе объекта недвижимости квартир, не содержали.

Представленные ФИО9 ответчику и полученные им в ходе межведомственного обмена документы, свидетельствовали о нарушении установленного порядка подачи заявления о распоряжении, что в силу пункта 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» является основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

Оснований для признания отказа в распоряжении средствами материнского капитала и возложения на ответчика обязанности направить средства материнского капитала в соответствии с распоряжением, не имелось.

Доводы истца о том, что решением нарушены ее права не состоятельны, поскольку право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на основании имеющегося у нее Государственного сертификата ФИО1. не утратила, то есть нарушений прав истца решением ГУ – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации не допущено.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда города Твери от 17 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.Г. Буланкина

Судьи: М.В. Гудкова

С.В. Василевский