ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1856/2022 от 12.10.2022 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Вигуль Н.Е

49RS0001-01-2022-002523-78

Дело № 2-1856/2022

№ 33-701/2022

12 октября 2022 года

город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Исаенко О.А.,

судей Кречетова А.А., Филенко М.А.,

при секретаре Плетеневой Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по иску прокурора Хасынского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Почта России» о возложении обязанности совершить определенные действия

по апелляционной жалобе акционерного общества «Почта России» на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 13 июля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., пояснения прокурора Татаринковой Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

у с т а н о в и л а :

прокурор Хасынского района Магаданской области обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Почта России» (далее – АО «Почта России») о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование иска указал, что в результате проведенной 31 августа 2021 года прокурорской проверки в отделении почтовой связи Палатка (<адрес № 1>) и отделении почтовой связи Стекольный (<адрес № 2>) УФПС Магаданской области – филиала АО «Почта России» выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем в адрес директора УФПС Магаданской области – филиала АО «Почта России» 6 сентября 2021 года внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В ответе от 21 октября 2021 года на представление УФПС Магаданской области – филиал АО «Почта России» уведомило прокурора о согласии с выявленными нарушениями и о принятых мерах, направленных на их устранение. Однако проведенной 28 января 2022 года проверкой установлено, что ранее выявленные нарушения устранены не в полном объеме.

На основании изложенного прокурор Хасынского района, с учетом увеличения исковых требований и принятого судом отказа от части исковых требований, окончательно просил суд обязать АО «Почта России» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, Свода правил 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 20 июля 2020 года № 539, выявленные в деятельности ОПС Палатка и ОПС Стекольный УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России», путем возложения обязанностей:

- обеспечить работоспособное состояние системы пожарной сигнализации и оборудовать все помещения отделения почтовой связи (далее – ОПС) Палатка (адрес: <адрес № 1>) и ОПС Стекольный (адрес: <адрес № 2>) УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России» системой пожарной сигнализации;

- обеспечить на объектах ОПС Палатка и ОПС Стекольный УФПС Магаданской области - филиала АО «Почта России» наличие технической документации на системы противопожарной защиты (проекты на АПС и СОУЭ);

- разработать и утвердить инструкции о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений ОПС Палатка и ОПС Стекольный УФПС Магаданской области - филиала АО «Почта России»;

- обеспечить категорирование на объекте ОПС Стекольный (адрес: <адрес № 2>) УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России» по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений производственного и складского назначения с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны;

- разработать и утвердить на объектах ОПС Палатка и ОПС Стекольный УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России» журнал учета противопожарных инструктажей;

- снять глухую решетку (сетку) с ветрового окна, расположенного возле рабочего места начальника ОПС Стекольный УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России»;

- провести проверку огнетушителей, установленных в ОПС Палатка УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России»;

- обеспечить возможность свободного открывания эвакуационного выхода наружу, расположенного в ОПС Палатка УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России»;

- обеспечить в ОПС Палатка УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России» своевременное обслуживание внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организовать проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем пожарной защиты;

- привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51844-209 пожарный шкаф, расположенный в ОПС Палатка УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России».

Определениями Магаданского городского суда от 26 мая 2022 года, от 21 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ГУ МЧС России по Магаданской области, муниципальное образование «Хасынский городской округ», муниципальное унитарное предприятие «Стекольный-комэнерго» Хасынского городского округа Магаданской области.

Решением Магаданского городского суда от 13 июля 2022 года исковые требования прокурора Хасынского района Магаданской области удовлетворены в полном объеме.

Этим же решением с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.

Не согласившись с решением суда, АО «Почта России» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы указывает, что инструкция о мерах пожарной безопасности, обязанность по разработке и утверждению которой суд возложил на ответчика, имеется в отделениях почтовой связи и предоставлялась в материалы дела. Ссылаясь на судебную практику Магаданского областного суда по аналогичному делу, полагает, что разработка дополнительной инструкции с учетом специфики помещений не требуется.

Указывает, что в отделениях почтовой связи заведены журналы инструктажей по пожарной безопасности, обучение работников мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Фотографии журналов в суд ответчиком предоставлялись. Обучение осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. В соответствии с установленными требованиями обучение пожарно-техническому минимуму проходят руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности, работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа.

Отмечает, что довод о том, что в настоящее время начальник ОПС С. и заместитель начальника ОПС Д. прошли обучение пожарно-техническому минимуму, внесены соответствующие записи в журнал инструктажей по пожарной безопасности, не получил оценку суда первой инстанции.

Указывает, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Определение категорий помещений, зданий, наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» помещения, предназначенные для складирования материальных ценностей на ОПС, прошли категорирование, проведена работа по маркированию соответствующих помещений закупленными полиграфическими изделиями знаками, которые представлялись в материалы дела, но не получили оценку суда.

Полагает, что прокурором и судом не установлено реальное состояние данных устройств и их фактическая неработоспособность. Прокурор не обосновал, а суд не дал надлежащей правовой оценки наличию недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей, то есть невозможности дальнейшей эксплуатации зданий в существующем состоянии вследствие угрозы возникновения пожара в результате несоответствия проверенного объекта требованиям пожарной безопасности.

В ОПС п. Палатка установлены первичные средства пожаротушения, в том числе оборудованный пожарный шкаф с инвентарём.

Настаивает на том, что обязанность иметь на объектах проекты АПС и СОУЭ законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Полагает, что Свод правил 486.1311500.2020 не применяется для объектов в п. Палатка и п. Стекольный в силу статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», так как необходимо исходить из даты ввода объекта в эксплуатацию или иметь исходный проект, предусматривающий сигнализацию. Поскольку в исходном проекте сигнализация не предусмотрена, требование о дооснащении является необоснованным, поскольку не все помещения по законодательству Российской Федерации оборудуются автоматической пожарной сигнализацией, например, помещения с мокрыми процессами, помещения категорий В4.

Ссылается на оказание основных социально значимых универсальных услуг почтовой связи в сложных экономических, климатических и территориальных условия Дальнего Востока по установленным государством тарифам, которые не обеспечивают в полной мере покрытие расходов филиала по их оказанию, тем самым препятствуя обеспечению необходимого уровня доходности филиала.

Обращает внимание на убыточную деятельность Общества в 2021 году, отсутствие возможности устранить большинство выявленных истцом нарушений самостоятельно без привлечения на договорной основе специализированных подрядных организаций и необходимость проведения закупочных процедур. Указывает, что финансирование и проведение мероприятий по пожарной безопасности требующих привлечение специализированных организаций и проведение закупочных процедур запанированы на 2023 год.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Хасынского района полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по доводам жалобы.

Представители ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. Руководствуясь частями 3-4 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав участвующего в деле прокурора, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и возражений относительно жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон «О пожарной безопасности») пожарной безопасностью признается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; мерами пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В силу статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно статье 37 указанного федерального закона руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления, и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают конкретные требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно статье 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Статья 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ предусматривает, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения (часть 7 статьи 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ).

В соответствии со статьей 107 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны обеспечивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения. Конструкция пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов должна позволять быстро и безопасно использовать находящееся в них оборудование. Габаритные размеры и установка пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов не должны приводить к загромождению путей эвакуации. Пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов. Внешнее оформление и информация о содержимом пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов определяются нормативными документами по пожарной безопасности, принятыми в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила), определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу названных Правил в отношении каждого здания, сооружения (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем (далее - руководитель организации) или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (абзац 4 пункта 2 Правил).

Лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 3 Правил).

В силу пункта 22 Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 (далее – Порядок № 806), о проведении противопожарного инструктажа лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, после проверки соответствия знаний и умений требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, должностным лицом, проводившим проверку соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, производится запись в журнале учета противопожарных инструктажей, рекомендуемый образец оформления которого приведен в приложении к настоящему Порядку.

Пунктом 12 Правил также определено, что руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 16 Правил на объектах защиты запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности.

Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа (пункт 26 Правил).

В соответствии с технической документацией изготовителя руководитель организации обеспечивает проверку огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (пункт 42 Правил).

Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (абзац 2 пункта 48 Правил).

Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (абзац 1, 2, 3 пункта 54 Правил).

Руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (пункт 60 Правил).

Каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус огнетушителя, дату зарядки (перезарядки), а запускающее или запорно-пусковое устройство должно быть опломбировано (пункт 407 Правил).

В соответствии с пунктом 4.4.1 «СП 9.13130.2009 Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 179, все огнетушители должны перезаряжаться сразу после применения или если величина утечки газового ОТВ или вытесняющего газа за год превышает допустимое значение (ГОСТ Р 51057 или ГОСТ Р 51017), но не реже сроков, указанных в таблице 1 СП 9.13130.2009. Сроки перезарядки огнетушителей зависят от условий их эксплуатации и от вида используемого ОТВ.

ГОСТ Р 51844-2009 «Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний» предусматривает стандарты на шкафы пожарные, которые устанавливают в сооружениях и предназначены для размещения и обеспечения сохранности первичных средств пожаротушения, индивидуальной защиты, спасения людей и материальных ценностей.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, АО «Почта России» осуществляет деятельность почтовой связи, в том числе, в нежилых помещениях, расположенных по адресам: <адрес № 1> и <адрес № 2>.

В ходе проведенной прокурорской проверки в указанных нежилых помещениях выявлены следующие нарушения приведенных выше норм:

в нарушение пункта 54 Правил не организуются работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения безопасности, обеспечивающие исправное состояния средств, АПС и СОУЭ не исправны, отсутствует техническая документация на них (проекты на АПС и СОУЭ);

в нарушение Раздела XVIII Правил отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений ОПС Палатка и ОПС Стекольный УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России»;

в нарушение статьи 27 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ не произведено категорирование на объектах ОПС Стекольный (адрес: <адрес № 2>) УФПС Магаданской области – филиала АО «Почта России» по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений производственного и складского назначения с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны;

в нарушение пункта 22 Порядка № 806 на объектах ОПС Палатка и ОПС Стекольный УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России» отсутствует журнал учета противопожарных инструктажей;

в нарушение подпункта «г» пункта 16 Правил на ветровом окне, расположенном возле рабочего места начальника ОПС Стекольный УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России» расположена глухая решетка (сетка);

в нарушение пункта 407 Правил не произведена проверка огнетушителей, установленных в ОПС Палатка УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России»;

в нарушение пункта 26 Правил эвакуационный выход ОПС Палатка УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России» закрыт на ключ, возможность закрытия дверей изнутри без ключа не предусмотрена;

в нарушение пункта 48 Правил в ОПС Палатка УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России» не обеспечено своевременное обслуживание внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организовать проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раза в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем пожарной защиты;

в нарушение пункта 4 статьи 107 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ пожарный шкаф, расположенный в ОПС Палатка УФПС Магаданской области филиала АО «Почта России» не соответствует требованиям ГОСТ Р 51844-2009.

Указанные обстоятельства подтверждаются: справкой государственного инспектора Хасынского района по пожарному надзору, составленной по результатам обследования 31 августа 2021 года ОПС Палатка и ОПС Стекольный УФПС Магаданской области – филиала АО «Почта России»; представлением и.о. прокурора Хасынского района от 6 сентября 2021 года в адрес директора УФПС Магаданской области – филиал АО «Почта России»; постановлениями государственного инспектора Хасынского района по пожарному надзору от 30 сентября 2021 года о привлечении к административной ответственности начальника ОПС Палатка УФПС Магаданской области С. и начальника ОПС Стекольный УФПС Магаданской области П.; актом проверки от 31 мая 2022 года, составленном помощником прокурора Хасынского района совместно с государственным инспектором Хасынского района по пожарному надзору.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Вопреки доводам жалобы доказательств наличия в отделениях почтовой связи инструкций о мерах пожарной безопасности ответчиком в материалы дела не представлено. Имеющиеся в томе 1 на листе дела 100 фотография листа бумаги с надписью «Инструкция о мерах пожарной безопасности на предприятиях УФПС АО «Почта России» ОПС Палатка 2021 г.» допустимым доказательством наличия указанных инструкций не является.

Доводы апелляционной жалобы о наличии в отделениях журналов инструктажей по пожарной безопасности не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 806 противопожарный инструктаж проводится в целях доведения до лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, обязательных требований пожарной безопасности, изучения пожарной и взрывопожарной опасности технологических процессов, производств и оборудования, имеющихся на объекте защиты систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, а также действий в случае возникновения пожара.

Проведение противопожарных инструктажей завершается проверкой соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, которую осуществляет лицо, проводившее противопожарный инструктаж, либо иное лицо, назначенное руководителем организации, в соответствии с порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности (пункт 20 Порядка № 806).

О проведении противопожарного инструктажа лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, после проверки соответствия знаний и умений требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, должностным лицом, проводившим проверку соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, производится запись в журнале учета противопожарных инструктажей, рекомендуемый образец оформления которого приведен в приложении к настоящему Порядку (пункт 22 Порядка № 806).

Из приведенных положений следует, что противопожарный инструктаж заключается в доведении до инструктируемого обязательных требований пожарной безопасности, изучении им пожарной и взрывопожарной опасности технологических процессов, производств и оборудования (теоретическая часть), обучении действиям в случае возникновения пожара (практическая часть).

Инструктаж заканчивается проверкой знаний и умений (теоретической и практической части) инструктируемого с записью результатов такой проверки в журнал учета противопожарных инструктажей.

Указанный журнал, соответственно, должен содержать результаты проверки как теоретической части, так и практической части инструктажа (рекомендуемый образец оформления журнала приведен в приложении к Порядку № 806).

Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности ОПС п. Палатка, копии листов которого представлены в материалы дела ответчиком, указанным требованиям не соответствует. Доказательств наличия указанного журнала в ОПС п. Стекольный ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о наличии у ответчика журналов учета инструктажей по пожарной безопасности в ОПС п. Палатка и ОПС п. Стекольный нельзя признать обоснованными.

Довод апелляционной жалобы о необоснованном применении судом при разрешении спора Свода правил 486.1311500.2020 является несостоятельным, поскольку введение зданий ОПС п. Палатка и ОПС п. Стекольный в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, а также отсутствие в исходных проектах сигнализации не освобождают ответчика от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности при эксплуатации данных объектов и принятию мер, направленных на приведение зданий в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.

Поскольку производство по делу в части требований прокурора о возложении обязанности организовать обучение работников ответчика мерам пожарной безопасности прекращено в связи с отказом прокурора от иска, доводы апелляционной жалобы о том, что начальник ОПС С. и заместитель начальника ОПС Д. прошли обучение пожарно-техническому минимуму правового значения для дела не имеют.

Возражения ответчика о недостаточности финансирования не могут быть основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда, направленного на защиту неопределенного круга лица в сфере противопожарной безопасности.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу решение судьи сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

о п р е д е л и л а :

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 13 июля 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Почта России» - без удовлетворения.

Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14 октября 2022 года.