ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1857/2023 от 01.08.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Зуева О.М.

Дело № 33-8305/2023 (УИД 59RS0011-01-2023-001976-82)

(№ 2-1857/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Бузмаковой О.В.,

судей Кляусовой И.В., Орловой А.Ю.,

при секретаре Зайцевой К.С.,

рассмотрела 01.08.2023 в городе Перми в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Березники, управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Березники, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда,

по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 24.05.2023.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Кляусовой И.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в Березниковский городской суд Пермского края с иском к администрации г. Березники, управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Березники, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда во внеочередном порядке.

Требования истца мотивированы тем, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в несовершеннолетнем возрасте проживал в семье опекуна ФИО2 по адресу: ****. Согласно уведомлению Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения на основании протокола от 24.04.2013.

После окончания обучения в школе в 2016 году истец переехал в г.Москву, где поступил в «Российский государственный университет имени И.М.Губкина», в котором очно обучался до 30.06.2020. Далее ФИО1 продолжил обучение в МГРИ «Российский государственный геологоразведочный университет имени С.Орджоникидзе». В период обучения истец проживал и был зарегистрирован по месту пребывания в общежитии по адресу: ****.

В 2020 году истцу был предложен сертификат на приобретение жилой площади в г. Березники, от получения которого истец отказался до 2021 года в связи с продолжением обучения в г. Москве. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Истец полагает незаконным нарушение права на жилище, учитывая, что в очередь на получение жилого помещения он был поставлен своевременно.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 24.05.2023 удовлетворены исковые требования ФИО1

Обязанность по предоставлению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу, включенному в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей, возложена на управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники.

В удовлетворении исковых требований к администрации г. Березники, Правительству Пермского края отказано.

Не согласившись с решением, администрация г. Березники Пермского края обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 Ответчиком указано, что право на однократное предоставление жилого помещения у истца возникло с 18.09.2016. Вместе с тем, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств. Обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. ФИО1 уже включен в необходимые списки и будет обеспечен жильем. Администрацией г.Березники исполнены обязанности, предусмотренные законом, по постановке на учет, ФИО1 состоит в очереди под номером 17. Истцу не отказано в предоставлении жилья. Само по себе обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени ФИО1 не представлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком его прав.

Истец ФИО1, представители ответчиков администрации г.Березники Пермского края, управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники, Правительства Пермского края и третьих лиц Министерства социального развития Пермского края, МТУ № 6 Министерства социального развития Пермского края о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об отложении дела не просили.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

В пункте 46 приведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости сохранения правопорядка (абзац третий пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16).

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в целях обеспечения права на жилище, истца ФИО1, относящемуся к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при том, что с иском он обращался, в том числе и к надлежащему ответчику – Администрации г. Березники Пермского края, необходимо проверить обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции в полном объеме, выйдя за пределы доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 г. №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв.м.; жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1, *** года рождения, на момент обращения в суд, достиг совершеннолетия и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 11,13).

Мать истца – ФИО3 была лишена родительских прав в отношении сына решением Березниковского городского суда Пермской области от 19.03.2001 (л.д.30).

Сведения об отце ФИО1 в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери (л.д.12).

Согласно решению комиссии по рассмотрению документов для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения ТУ Минсоцразвития по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району (протокол № 5 от 24.04.2013) ФИО4 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 27).

Истец зарегистрирован по адресу: **** с 03.06.1999 по настоящее время. Жилое помещение по данному адресу принадлежит ФИО5 (л.д.14).

14.07.2020 ФИО4 подал в управление имущественных и земельных отношений заявление о переносе срока предоставления жилого помещения на 2021 год (л.д. 25).

В настоящее время ФИО1 проживает в г.Москве.

Согласно справке ФГАОУ высшего образования Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы от 17.04.2023, ФИО4 обучается в Университете, Аспирантура, очная форма обучения, инженерная академия, срок обучения с 01.10.2022 по 30.09.2026 (л.д. 31).

Решением Басманного районного суда города Москвы от 05.10.2021 ФИО1 отказано в удовлетворении иска к Департаменту городского имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании недействительным решения комиссии по жилищным правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 12.02.2021 (л.д.23,24).

Правовыми основаниями для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений является установление обстоятельств, что истец является ребенком – сиротой, оставшимся без попечения родителей, лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

До настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено.

Истец в собственности жилья не имеет, а также не является нанимателем либо членом нанимателя жилого помещения по договору социального найма, доказательств обратного ответчиком не представлено (л.д.58,66).

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края, на территории города Березники Пермского края. При этом общая площадь жилого помещения, по договору найма специализированного жилого помещения, должна составлять не менее 28 кв.м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, отвечать санитарным и техническим требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Вместе с тем, разрешая вопрос о возложении обязанности по предоставлению такого жилого помещения истцу, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что такая обязанность должна быть возложена на управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники.

Как следует из положений статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 г. № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, в силу действующего законодательства обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем надлежащим ответчиком является администрация г. Березники.

Решение суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение ФИО1 на управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники является неисполнимым, не восстановит нарушенные жилищные права истца.

На основании вышеизложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований к администрация г. Березники.

Доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отклоняет как основанные на неверном толковании нор материального права.

ФИО1, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Довод апелляционной жалобы администрации г. Березники о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств, не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений.

Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО1 уже включен в необходимые списки и будет обеспечен жильем, а само по себе обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени ФИО1 не представлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истца, судебной коллегией не принимается, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом, по постановке истца на учет, однако жилье до настоящего времени не предоставлено, соответственно не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 24.05.2023 отменить.

Принять по делу новое решение.

Возложить на администрацию города Березники (ИНН ***) обязанность предоставить ФИО1, *** года рождения, уроженцу ****, паспорт ****, на территории города Березники Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В удовлетворении исковых требований к управлению имущественных и земельных отношений администрации города Березники, Правительству Пермского края отказать.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Копия верна.

Судья И.В. Кляусова

Мотивированное апелляционное определение составлено 01.08.2023.