Республика Коми г.Сыктывкар УИД 11RS0014-01-2022-000137-28
Дело № 2-185/2022 г.
(№ 33-5114/2022 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Костенко Е.Л.
судей Круковской А.В., Юдина А.В.
при секретаре Сакеновой К.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 августа 2022 г. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 17 мая 2022 г. по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной зашиты населения Корткеросского района" об обязании выплатить региональную социальную доплату к пенсии.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной зашиты населения Корткеросского района" (далее - ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района") об обязании произвести перерасчет и выплатить региональную социальную доплату к пенсии за период с по указав в обоснование, что он является инвалидом второй группы, в связи с чем с ему назначена соответствующая пенсия. Однако социальная доплата к пенсии, выплата которой предусмотрена ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ за период с по ему не производилась, что является нарушением его прав.
Судом принято решение, по которому исковые требования ФИО1 к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной зашиты населения Корткеросского района" об обязании выплатить региональную социальную доплату к пенсии за период с по оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда в связи с его незаконностью.
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" об оставлении решения суда без изменения.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено, что ФИО1 является получателем пенсии по инвалидности с бессрочно на основании п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В из Управления пенсионного фонда в Республике Коми в адрес ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" поступил регистр получателей пенсии, имеющих право на региональную социальную доплату к пенсии, в котором в том числе числился ФИО1
на имя ФИО1 ответчиком направлено уведомление о том, что он имеет право на установление региональной социальной доплаты к пенсии, которая устанавливается неработающим пенсионерам с разъяснением о необходимости обратиться в ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" с пакетом документов.
Данное уведомление направлено ответчиком по адресу: .
Адресом регистрации и фактическим местом проживания истца на день отправки уведомления являлось
ФИО1 обратился к ответчику с заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру.
Решением ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" с ФИО1 назначена пожизненно региональная социальная доплата к пенсии как неработающему пенсионеру.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федерального закона от 26 мая 2021 г. № 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядка ее установления, выплаты и пересмотра ее размера, утвержденными постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. № 281, установив факт обращения истца за выплатой региональной доплаты к пенсии только пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для ее назначения с
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с ч.5 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В целях реализации указанной правовой нормы и Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. №56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. №281 утверждены Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера (приложение № 10).
В соответствии с п.3 Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера (в редакции от 11 февраля 2015 г.) региональная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающему пенсионеру, получающему пенсию на территории Республики Коми, в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (далее - статья 12.1 Федерального закона), не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми на соответствующий год.
В целях установления региональных социальных доплат к пенсии Министерство труда и социальной защиты Республики Коми и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми осуществляют обмен в установленном порядке соответствующей информацией в электронной форме, на бумажном носителе с учетом требований Федерального закона "Об электронной подписи", Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона "О персональных данных" в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. № 195 "О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" и от 20 ноября 2009 г. № 917н "Об утверждении Порядка обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии" (п.4 Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера).
На основании п.7 Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера для установления региональной социальной доплаты к пенсии пенсионер (за исключением детей-инвалидов и детей, не достигших возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или его законный представитель, или представитель, действующий по доверенности, оформленной в соответствии с законодательством, обращается в государственное бюджетное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, на территории которого территориальными органами ОПФР по РК ему осуществляется пенсионное обеспечение.
При этом, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается на основании пакета документов: 1) заявления об установлении региональной социальной доплаты к пенсии с указанием способа ее доставки; 2) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; 3) страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) или сведений из страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; 4) пенсионного удостоверения; 5) документа, подтверждающего факт прекращения трудовых отношений заявителя на момент подачи заявления (трудовая книжка или выписка из нее, или выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, или иной документ, содержащий требуемые сведения); 6) справки регионального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о сумме денежных выплат, указанных в подпункте 3 пункта 5 настоящих Правил, в случае если пенсионер является получателем ежемесячных страховых выплат.
Таким образом, установление региональной социальной доплаты к пенсии по состоянию на , носило заявительный характер с предоставлением необходимого для этого пакета документов.
Установив, что в спорный период действовал п.7 Правил (в редакции от ), который предусматривал заявительный характер установления региональной доплаты к пенсии, а истец за установлением такой доплаты обратился только , доплата назначена с , суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании выплатить региональную социальную доплату к пенсии с по
При этом как правильно указал суд Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера, не обязывают центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения уведомлять граждан о наличии у них права на установление региональной социальной доплаты к пенсии.
Пунктом 26 Правил регламентировано, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается со дня назначения пенсии в Республике Коми, если обращение за указанной доплатой с соответствующим заявлением и документами, указанными в пункте 7 настоящих Правил, последовало в течение шести месяцев с месяца выплаты пенсии в Республике Коми.
При обращении за региональной социальной доплатой к пенсии по истечении шести месяцев с месяца выплаты пенсии в Республике Коми указанная доплата устанавливается с месяца обращения за ней.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что региональная социальная доплата к пенсии должна устанавливаться в беззаявительном порядке на основании п.7 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ошибочны и не влекут отмену решения суда.
Беззаявительный характер для установления региональной социальной доплаты к пенсии введен лишь Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу с 1 января 2022 г.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 17 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 августа 2022 г.
Председательствующий
Судьи