ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-185/2022 от 16.08.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Евтодеева А.В. Дело № 33-1684/2022

№ 2-185/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Шарыповой Н.В.,

судей Булатова П.Г., Тимофеевой С.В.,

при секретаре Чернушкиной Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 16 августа 2022 года гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Аэропорт Курган», Администрации города Кургана, садоводческому некоммерческому товариществу «Авторемонтник-1», садоводческому некоммерческому товариществу «Автоузел», Ефимову А.Н., Гаражно-строительному кооперативу № 146 о возложении обязанности

по апелляционному представлению Курганского транспортного прокурора, апелляционной жалобе акционерного общества «Аэропорт Курган» на решение Курганского городского суда Курганской области от 16 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения помощника Курганского транспортного прокурора Сапожниковой Л.В., представителя ответчика акционерного общества «Аэропорт Курган» по доверенности Феоктистовой Е.А., представителя ответчика Администрации города Кургана по доверенности Шестаковой А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Курганский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к акционерному обществу «Аэропорт Курган» (далее – АО «Аэропорт Курган»), Администрации города Кургана, Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее – МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях) о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований с учетом их изменения указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности полетов в районе аэродрома Курган выявлено наличие препятствий в виде высокорослых деревьев, возвышающихся над ограничительными поверхностями взлета и захода на посадку и создающих угрозу безопасности полетов воздушных судов. Поскольку деревья произрастают на арендованном АО «Аэропорт Курган» земельном участке и земельных участках муниципальной и федеральной собственности, полагал, что ответчики в соответствии с Правилами благоустройства города Кургана, утвержденными решением Курганской городской Думы от 27 марта 2019 года № 52, и пунктами 3.8, 3.16 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных приказом Минтранса России от 25 августа 2015 года № 262 (далее – Федеральные авиационные правила № 262), несутобязанность по устранению таких препятствий.

Просил суд возложить на Администрацию города Кургана и АО «Аэропорт Курган» обязанность устранить четырнадцать препятствий в виде деревьев и групп деревьев, возвышающихся над ограничительными поверхностями взлета и захода на посадку аэродрома Курган, по приведенному перечню с указанием географических координат широты и долготы места их произрастания, а также удаленности от близлежащих объектов недвижимости; возложить на МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях и АО «Аэропорт Курган» обязанность устранить два препятствия в виде деревьев, возвышающихся над ограничительными поверхностями взлета и захода на посадку аэродрома Курган, одиночно произрастающих на земельном участке с кадастровым , занятом аэродромом города Кургана, за периметром ограждения аэропорта с указанием географических координат широты и долготы места их произрастания.

В судебном заседании истец помощник Курганского транспортного прокурора Сапожникова Л.В. на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика АО «Аэропорт Курган» по доверенности Феоктистова Е.А. в судебном заседании полагая исковые требования прокурора обоснованными, считала общество ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Борисова Ю.С., представляющая также интересы третьего лица Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана, в судебном заседании возражала относительно исковых требований, указывая, что лицом, обеспечивающим безопасность полетов, является АО «Аэропорт Курган».

Представитель ответчика МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях по доверенности Булатова Л.С. в судебном заседании возражала относительно исковых требований, полагала управление ненадлежащим ответчиком по делу.

Представители третьих лиц федерального государственного предприятия «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (далее – ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)»), садоводческого некоммерческого товарищества «Авторемонтник-1» (далее – СНТ «Авторемонтник») в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Судом принято решение о частичном удовлетворении иска Курганского транспортного прокурора и возложении на АО «Аэропорт Курган» обязанности по устранению препятствий в виде деревьев и групп деревьев, возвышающихся над ограничительными поверхностями взлета и захода на посадку аэродрома Курган, путем их обрезки или спила по координатам в системе координат ПЗ-90.11 (WGS-84): <...>; взыскании с АО «Аэропорт Курган» в доход бюджета муниципального образования города Курган государственной пошлины в размере 6000 руб.

В апелляционном представлении Курганский транспортный прокурор просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что решение не содержит обоснования в части отказа в удовлетворении иска об устранения препятствий под номерами 795 и 798 в виде двух деревьев, произрастающих на земельном участке с кадастровым за периметром ограждения аэропорта. Полагает, что суд не дал оценки представленному истцом заключению специалиста ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 28 сентября 2021 года, подтверждающему месторасположение деревьев в границах занятого аэродромом земельного участка, и представленному Администрацией города Кургана заключению специалиста МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям Администрации города Кургана» от 14 февраля 2022 года о расположении одного дерева в границах земельного участка <адрес>, имеющего кадастровый , а второго дерева – в границах земельного участка садоводческого некоммерческого товарищества (далее – СНТ «Автоузел») с тем же кадастровым . Считает, что суд необоснованно в резолютивной части решения не указал на возложение на Администрацию <адрес> обязанности совершить действия в порядке, установленном Правилами благоустройства города Кургана, утвержденными решением Курганской городской Думы от 27 марта 2019 года № 52, и устранить препятствия в соответствии с положениями Федеральных авиационных правил № 262.

В апелляционной жалобе АО «Аэропорт Курган» просит решение суда отменить, в иске к данному ответчику отказать. Ссылается на неверное применение судом норм материального и процессуального права. Отмечает, что в ходе рассмотрения дела представитель АО «Аэропорт Курган» поддерживал исковые требования прокурора в части необходимости устранения препятствий для обеспечения безопасности полетов воздушных судов, считая при этом общество ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Согласно пункту 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации и правоприменительной практике лицом, ответственным за соблюдение действующих на приаэродромной территории ограничений, является орган местного самоуправления.

В возражениях на апелляционную жалобу Администрация города Кургана просит решение суда оставить без изменения, апелляционные представление и жалобу – без удовлетворения.

В силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Исходя из положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Правильное рассмотрение и разрешение дел означает, что они должны быть исследованы всесторонне и объективно, с учетом интересов всех участвующих лиц. При этом в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду необходимо соблюдать принципы равенства сторон, гласности и состязательности судопроизводства.

Осуществление гражданского судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон предполагает, помимо прочего, право участвующих в деле лиц представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц.

Как следует из письменных материалов дела, представленных суду первой инстанции, часть препятствий в виде высокорослых деревьев расположена в границах СНТ «Авторемонтник-1», СНТ «Автоузел», Гаражно-строительного кооператива № 146 (далее – ГСК № 146) и на территории садового участка № 173 в СНТ «Авторемонтник-1», принадлежащего на праве собственности Ефимову А.Н. Однако, указанные лица не были привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.

Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае. В силу части 5 приведенной статьи закона при наличии такого основания суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 12 июля 2022 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве соответчиков СНТ «Авторемонтник-1», СНТ «Автоузел», Ефимова А.Н., ГСК № 146.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции Курганский транспортный прокурор исковые требования изменил, предъявив их к Администрации города Кургана, СНТ «Авторемонтник-1» и АО «Аэропорт Курган». В обоснование исковых требований дополнительно указал, что три препятствия в виде дерева под номером 693, в виде дерева под номером 792, в виде двух деревьев под номером 794 расположены на землях общего пользования СНТ «Авторемонтник-1», которые согласно постановлению Администрации города Кургана от 2 сентября 1992 года № 886.4 были предоставлены СНТ «Авторемонтник-1» на праве бессрочного (постоянного) пользования. Иные препятствия расположены на улицах города, землях неразграниченной государственной собственности и земельных участках, сведения о правах на которые в Едином государственной реестре недвижимости отсутствуют.

Просил суд возложить на Администрацию города Кургана, АО «Аэропорт Курган» в порядке, установленном Правилами благоустройства города Кургана, утвержденными решением Курганской городской Думы от 27 марта 2019 года № 52, обязанность устранить нарушения законодательства, а именно устранить препятствия в виде деревьев, возвышающихся над ограничительными поверхностями взлета и захода на посадку аэродрома Курган, в соответствие с требованиями пунктов 3.8, 3.16 Федеральных авиационных правил № 262, расположенные по следующим адресам:

- препятствие в виде группы деревьев под номером 151 (координаты: широта 55 27 18.1 N долгота 065 23 42.3 E), расположенное на четной стороне ул. Чайковского, на расстоянии 60 м от здания по адресу ул. Чайковского, д. 96, в направлении ул. Ломоносова и 29 м от обочины ул. Макаренко;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 156 (координаты: широта 55 27 20.2 N долгота 065 23 56.7 Е), расположенное на нечетной стороне бульвара Мира, в 3 м от обочины б. Мира, в 24 м от дома по адресу б. Мира 3, за перекрестком ул. Ломоносова и б. Мира, в направлении ул. Щорса;

- препятствие в виде дерева под номером 157 (координаты: широта 55 27 20.6 N долгота 065 23 42.8 Е), расположенное на расстоянии 10 м от ближнего к ул. Макаренко торца здания, находящегося по адресу: ул. Макаренко, д. 16 «б» к. 1, и на расстоянии 6 м от обочины б. Мира;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 158 (координаты: широта 55 27 20.6 N долгота 065 23 45.6 Е), расположенное между зданием по ул. Макаренко, д. 16 «б» к. 1 и б. Мира, на расстоянии 14 м от здания, и 3 м от обочины б. Мира;

- препятствие в виде дерева под номером 160 (координаты: широта 55 27 21.4 N долгота 065 23 38.8 Е), расположенное за перекрестком б. Мира и ул. Макаренко, на четной стороне б. Мира в сторону ул. Мичурина на расстоянии 5 м от обочины б. Мира и 9 м от обочины ул. Макаренко;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 184 (координаты: широта 55 27 28.7 N долгота 065 24 07.1 Е), расположенное на расстоянии 75 м от здания по адресу: ул. Щорса, д. 75 в направлении газовой заправки по адресу ул. Гагарина, д. 37, к. 2;

- препятствие в виде деревьев под номером 188 (координаты: широта 55 27 30.1 N долгота 065 23 56.9 Е), расположенное на нечетной стороне ул. Щорса, на расстоянии 3,7 м от обочины ул. Щорса, и 5,5 м от здания по адресу: ул. Щорса, д. 153/1;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 192 (координаты: широта 55 27 30.8 N долгота 065 23 55.9 Е), расположенное на нечетной стороне ул. Щорса на расстоянии 2 м от обочины ул. Щорса и 10 м от здания по адресу ул. Щорса, д. 3;

- препятствие в виде дерева под номером 213 (координаты: широта 55 27 33.9 N 065 23 50.6 Е), расположенное по нечетной стороне ул. Щорса на расстоянии 1,5 м от обочины ул. Щорса и 8,5 м от здания по адресу ул. Щорса, д. 15;

- препятствие в виде трех деревьев под номером 795 (координаты: широта 55 29 10.3 N долгота 065 25 44.8 Е), расположенное на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале северо-западнее земельного участка с кадастровым с местоположением: <адрес>, в непосредственной близости с ограждением;

- препятствие в виде дерева под номером 798 (координаты: широта 55 29 11.2 N долгота 065 25 45.3 Е), расположенное на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 45:25:040202 северо-западнее земельного участка с кадастровым с местоположением: <...>, вблизи деревянного ограждения;

- препятствие в виде дерева под номером 176 (координаты: широта 55 27 25.2 N долгота 065 23 57.5 Е), расположенное на земельном участке с кадастровым , с правой стороны проезда к зданию по ул. Щорса, д. 2а, на расстоянии 22 м от обочины дороги по ул. Щорса;

- препятствие в виде дерева под номером 178 (координаты: широта 55 27 26.2 N долгота 065 24 08.1 Е), расположенное на кадастровом участке , на расстоянии 58 м от торца здания по ул. Щорса д. 26, в направлении взлетно-посадочной полосы аэродрома Курган.

Возложить на Администрацию города Кургана, СНТ «Авторемонтник-1», АО «Аэропорт Курган» в порядке, установленном Правилами благоустройства города Кургана, утвержденными решением Курганской городской Думы от 27 марта 2019 года № 52, обязанность устранить нарушения законодательства, а именно устранить препятствия, в виде деревьев, возвышающихся над ограничительными поверхностями взлета и захода на посадку аэродрома Курган, в соответствие с требованиями пунктов 3.8, 3.16 Федеральных авиационных правил № 262, расположенные по следующим адресам:

- препятствие в виде дерева под номером 693 (координаты: широта 55 28 57.1 N долгота 065 25 33.8 Е), расположенное на территории общего пользования СНТ «Авторемонтник-1», юго-западнее установленной границы земельного участка с кадастровым , с местоположением: <адрес>, в непосредственной близости с ограждением;

- препятствие в виде дерева под номером 792 (координаты: широта 55 29 09.3 N 065 25 50.5 Е), расположенное на территории общего пользования СНТ «Авторемонтник-1», вблизи деревянного ограждения, фактически разделяющего территорию СНТ «Авторемонтник-1», и территорию ДНТ «Автоузел», северо-восточнее земельного участка с кадастровым с местоположением: <...>;

- препятствие в виде двух деревьев под номером 794 (координаты: широта 55 29 10.0 N долгота 065 25 46.2 Е), расположенное на территории общего пользования СНТ «Авторемонтник-1» юго-восточнее установленной границы земельного участка с кадастровым , с местоположением: <адрес>, в непосредственной близости с ограждением.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник Курганского транспортного прокурора Сапожникова Л.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика АО «Аэропорт Курган» по доверенности Феоктистова Е.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции считала исковые требования обоснованными, однако, настаивала на том, что АО «Аэропорт Курган» является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Шестакова А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала относительно исковых требований, считала Администрацию города Кургана ненадлежащим ответчиком по делу.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик Ефимов А.Н. в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор имеет право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромом является участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 1).

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (часть 2).

На приаэродромной территории выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории (часть 3).

В статье 48 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Федеральными авиационными правилами № 262 установлены требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, обязательные для выполнения лицами, эксплуатирующими указанные аэродромы, а также лицами, эксплуатирующими светосигнальное, метеорологическое, радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, установленное на этих аэродромах.

В соответствии с пунктом 3.8 Федеральных авиационных правил № 262 незатененные существующие объекты, находящиеся над поверхностью захода на посадку, переходной, внутренней горизонтальной и конической поверхностями, являются препятствиями и должны быть устранены или уменьшены до размеров, обеспечивающих их затенение, либо маркированы и светоограждены в соответствии с пунктами 4.48 - 4.55 и 4.233 - 4.263 настоящих Правил, а также учтены в соответствии с пунктом 3.17 настоящих Правил.

Пунктом 3.16 Федеральных авиационных правил № 262 предусмотрено, что незатененные существующие объекты, находящиеся над поверхностью взлета, являются препятствиями и должны быть устранены или уменьшены до размеров, обеспечивающих их затенение, либо маркированы и светоограждены в соответствии с пунктами 4.48 - 4.55 и 4.233 - 4.263 настоящих Правил, а также учтены в соответствии с пунктом 3.17 настоящих Правил.

Из материалов дела следует, что АО «Аэропорт Курган» на основании сертификата Уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 23 июня 2017 года № ФАВТ.ОА-066 является оператором аэродрома города Курган.

1 августа 2016 года между ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и АО «Аэропорт Курган» заключен договор аренды федерального недвижимого имущества № 3522/1, в соответствии с которым АО «Аэропорт Курган» переданы в аренду сооружения – взлетно-посадочная полоса, рулежная дорожка, ограждение территории аэропорта, перрон, грунтовое летное поле, находящиеся на земельном участке с кадастровым (л.д. 64-82 т. 1).

11 декабря 2020 года АО «Аэропорт Курган» обратился в Курганскую транспортную прокуратуру с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования по факту нарушения требований федерального законодательства – Федеральных авиационных правил № 262, указывая, что в 2020 году ООО «Геодинамика-М» проведена очередная геодезическая съемка аэронавигационных ориентиров и препятствий (обновление данных) на приаэродромной территории аэродрома Курган в системе координат ПЗ-90.11 (WGS-84), по результатам которой выявлены препятствия, возвышающиеся над ограничительными поверхностями аэродрома Курган (л.д. 128-136 т. 1, л.д. 91-101 т. 3).

Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства о безопасности полетов в районе аэродрома Курган, в ходе которой установлено наличие на территории города Кургана шестнадцати препятствий в виде деревьев, возвышающихся над ограничительными поверхностями взлета и захода на посадку аэродрома Курган, определены их координаты в системе координат ПЗ-90.11 (WGS-84).

5 апреля 2021 года Курганским транспортным прокурором на имя главы города Кургана внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов (л.д. 17-19 т. 1).

Письмом от 30 апреля 2021 года Администрация города Кургана уведомила Курганского транспортного прокурора об отсутствии оснований для сноса зеленых насаждений, указывая, что АО «Аэропорт Курган», являющееся лицом, эксплуатирующим аэродром, обязано обратиться в Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана с заявлением на оформление разрешения на снос деревьев (л.д. 20-22 т. 1).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения Курганского транспортного прокурора в суд с иском.

Согласно представленным в суде первой инстанции доказательствам препятствие в виде группы деревьев под номером 151 (координаты: широта 55 27 18.1 N долгота 065 23 42.3 E) расположено на четной стороне ул. Чайковского, на расстоянии 60 м от здания по адресу ул. Чайковского, д. 96, в направлении ул. Ломоносова и 29 м от обочины ул. Макаренко;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 156 (координаты: широта 55 27 20.2 N долгота 065 23 56.7 Е) расположено на нечетной стороне б. Мира, в 3 м от обочины б. Мира, в 24 м от дома по адресу б. Мира 3, за перекрестком ул. Ломоносова и б. Мира, в направлении ул. Щорса;

- препятствие в виде дерева под номером 157 (координаты: широта 55 27 20.6 N долгота 065 23 42.8 Е), расположено на расстоянии 10 м от ближнего к ул. Макаренко торца здания, находящегося по адресу: ул. Макаренко, д. 16 «б» к. 1, и на расстоянии 6 м от обочины б. Мира;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 158 (координаты: широта 55 27 20.6 N долгота 065 23 45.6 Е), расположено между зданием по ул. Макаренко, д. 16 «б» к. 1 и б. Мира, на расстоянии 14 м от здания, и 3 м от обочины б. Мира;

- препятствие в виде дерева под номером 160 (координаты: широта 55 27 21.4 N долгота 065 23 38.8 Е) расположено за перекрестком б. Мира и ул. Макаренко, на четной стороне б. Мира в сторону ул. Мичурина на расстоянии 5 м от обочины б. Мира и 9 м от обочины ул. Макаренко;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 184 (координаты: широта 55 27 28.7 N долгота 065 24 07.1 Е) расположено на расстоянии 75 м от здания по адресу: д. 75 по ул. Щорса в направлении газовой заправки по адресу ул. Гагарина, д. 37, к. 2;

- препятствие в виде деревьев под номером 188 (координаты: широта 55 27 30.1 N долгота 065 23 56.9 Е) расположено на нечетной стороне ул. Щорса, на расстоянии 3,7 м от обочины ул. Щорса, и 5,5 метров от здания по адресу: ул. Щорса, д. 153/1;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 192 (координаты: широта 55 27 30.8 N долгота 065 23 55.9 Е) расположено на нечетной стороне ул. Щорса на расстоянии 2 м от обочины ул. Щорса и 10 м от здания по адресу ул. Щорса, д. 3;

- препятствие в виде дерева под номером 213 (координаты: широта 55 27 33.9 N 065 23 50.6 Е) расположено по нечетной стороне ул. Щорса на расстоянии 1,5 м от обочины ул. Щорса и 8,5 м от здания по адресу ул. Щорса, д. 15;

- препятствие в виде дерева под номером 176 (координаты: широта 55 27 25.2 N долгота 065 23 57.5 Е) расположено на земельном участке с кадастровым номером: 45:25:040207:4, с правой стороны проезда к зданию по ул. Щорса, д. 2а, на расстоянии 22 м от обочины дороги по ул. Щорса Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 5 июля 2022 года на земельный участок с кадастровым право собственности на него не зарегистрировано (л.д. 61-77 т. 3);

- препятствие в виде дерева под номером 178 (координаты: широта 55 27 26.2 N долгота 065 24 08.1 Е) расположено на земельном участке с кадастровым , на расстоянии 58 м от торца здания по ул. Щорса д. 26, в направлении взлетно-посадочной полосы аэродрома Курган. Согласно уведомлению от 8 июля 2022 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости (л.д. 29-37 т. 1, 143-146 т. 2).

В период рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции 19 июля 2022 года специалистами межмуниципального отдела по городу Кургану, Половинскому и Кетовскому района Управления Росреестра по Курганской области совместно с помощником Курганского транспортного прокурора проведен осмотр препятствий, возвышающихся над ограничительными поверхностями взлета и захода на посадку аэродрома Курган, на территории ДНТ «Автоузел» и СНТ «Авторемонтник-1», определены их координаты, применяемые для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Установлено, что препятствие в виде дерева под номером 693 (координаты: широта 55 28 57.1 N долгота 065 25 33.8 Е) расположено на территории общего пользования СНТ «Авторемонтник-1», юго-западнее установленной границы земельного участка с кадастровым , с местоположением: <адрес>, в непосредственной близости с ограждением;

- препятствие в виде дерева под номером 792 (координаты: широта 55 29 09.3 N 065 25 50.5 Е) расположено на территории общего пользования СНТ «Авторемонтник-1», вблизи деревянного ограждения, фактически разделяющего территорию СНТ «Авторемонтник-1», и территорию ДНТ «Автоузел», северо-восточнее земельного участка с кадастровым с местоположением: <адрес>;

- препятствие в виде двух деревьев под номером 794 (координаты: широта 55 29 10.0 N долгота 065 25 46.2 Е), расположено на территории общего пользования СНТ «Авторемонтник-1» юго-восточнее установленной границы земельного участка с кадастровым , с местоположением: <адрес>, в непосредственной близости с ограждением;

- препятствие в виде трех деревьев под номером 795 (координаты: широта 55 29 10.3 N долгота 065 25 44.8 Е) находится на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале северо-западнее земельного участка с кадастровым с местоположением: <адрес>, в непосредственной близости с ограждением;

- препятствие в виде дерева под номером 798 (координаты: широта 55 29 11.2 N долгота 065 25 45.3 Е) находится на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале северо-западнее земельного участка с кадастровым с местоположением: <адрес>, вблизи деревянного ограждения.

Согласно постановлению Администрации города Кургана от 2 сентября 1992 года № 886.4 свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком выдано садоводческому товариществу «Авторемонтник-1» Авторемонтного завода на земли общего пользования площадью 4,6217 га.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение пунктов 3.8, 3.16 Федеральных авиационных правил № 262 на территории города Кургана имеются препятствия в виде деревьев, возвышающихся над ограничительными поверхностями взлета и захода на посадку аэродрома Курган, что участвующими в деле лицами не оспаривалось. Местоположение препятствий участники процесса также не оспаривали.

Собственнику в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (пункт 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в числе прочего обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

По смыслу указанных норм, при предъявлении иска о возложении обязанности по приведению приаэродромной территории в соответствие с предъявляемыми требованиями надлежащими ответчиками по такому иску являются собственники земельных участков, в границах которых допущено нарушение ограничительных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (пункт 25), осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа (пункт 26).

Решением Курганской городской Думы от 27 марта 2019 года № 52 утверждены Правила благоустройства территории города Кургана.

В пункте 5 статьи 1 Правил благоустройства территории города Кургана к элементам благоустройства отнесены, в том числе элементы озеленения.

Пунктом 9.4 статьи 7 Правил благоустройства территории города Кургана предусмотрено, что вынужденный снос зеленых насаждений осуществляется в случаях произрастания зеленых насаждений в нарушение действующих технических регламентов, норм и правил; исполнения заключений и предписаний надзорных органов.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что препятствия под номерами 151, 156, 157, 158, 160, 184, 188, 192, 213, 795, 798, 176, 178, расположены на улицах города Кургана, землях неразграниченной государственной собственности, а также земельных участках, права на которые в Едином государственном реестре недвижимости, не зарегистрированы, судебная коллегия, руководствуясь приведенными нормами права и Правилами благоустройства территории города Кургана, приходит к выводу о возложении обязанности по их устранению путем спила деревьев на Администрацию города Кургана.

Препятствия под номерами 693, 792, 794 расположены на территории общего пользования, предоставленной на праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком СНТ «Авторемонтник-1», которое в силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязано соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, и как следствие судебная коллегия приходит к выводу о возложении обязанности по устранению указанных препятствий путем спила деревьев на СНТ «Авторемонтник-1».

При изложенных обстоятельствах АО «Аэропорт Курган», СНТ «Автоузел», Ефимов А.Н., ГСК № 146 являются ненадлежащими ответчиками по делу.

При этом судебная коллегия отмечает, что устранение препятствий будет производиться в рамках исполнения судебного акта в добровольном либо принудительном порядке, регламентированном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с чем не усматривает оснований для возложения на Администрацию города Кургана и СНТ «Авторемонтник-1» обязанности по устранению препятствий в порядке, установленном Правилами благоустройства города Кургана, утвержденными решением Курганской городской Думы от 27 марта 2019 года .

Указания в резолютивной части судебного акта на устранение препятствий в соответствии с пунктами 3.8, 3.16 Федеральных авиационных правил № 262 также не требуется, поскольку способ исполнения ответчиками возложенной обязанности судебной коллегией определен.

В силу части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, учитывая, что в зимний период времени исполнение судебного акта может быть затруднено, судебная коллегия полагает возможным установить ответчикам для исполнения обязанности по устранению препятствий срок три месяцев после вступления судебного акта в законную силу.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Курганского городского суда Курганской области от 16 марта 2022 года отменить.

Исковые требования Курганского транспортного прокурора удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию города Кургана обязанность в течение трех месяцев после вступления судебного акта в законную силу устранить путем спила препятствия в виде деревьев, возвышающихся над ограничительными поверхностями взлета и захода на посадку аэродрома Курган, расположенные по следующим адресам:

- препятствие в виде группы деревьев под номером 151 (координаты: широта 55 27 18.1 N долгота 065 23 42.3 E), расположенное на четной стороне ул. Чайковского, на расстоянии 60 м от здания по адресу ул. Чайковского, д. 96, в направлении ул. Ломоносова и 29 м от обочины ул. Макаренко;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 156 (координаты: широта 55 27 20.2 N долгота 065 23 56.7 Е), расположенное на нечетной стороне бульвара Мира, в 3 м от обочины бульвара Мира, в 24 м от дома по адресу бульвар Мира 3, за перекрестком ул. Ломоносова и бульвара Мира, в направлении ул. Щорса;

- препятствие в виде дерева под номером 157 (координаты: широта 55 27 20.6 N долгота 065 23 42.8 Е), расположенное на расстоянии 10 м от ближнего к ул. Макаренко торца здания, находящегося по адресу: ул. Макаренко, д. 16 «б» к.1, и на расстоянии 6 м от обочины бульвара Мира;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 158 (координаты: широта 55 27 20.6 N долгота 065 23 45.6 Е), расположенное между зданием по ул. Макаренко, д. 16 «б» к. 1 и бульваром Мира, на расстоянии 14 м от здания, и 3 м от обочины бульвара Мира;

- препятствие в виде дерева под номером 160 (координаты: широта 55 27 21.4 N долгота 065 23 38.8 Е), расположенное за перекрестком бульвар Мира и ул. Макаренко, на четной стороне бульвара Мира в сторону ул. Мичурина на расстоянии 5 м от обочины бульвар Мира и 9 м от обочины ул. Макаренко;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 184 (координаты: широта 55 27 28.7 N долгота 065 24 07.1 Е), расположенное на расстоянии 75 м от здания по адресу: д. 75 по ул. Щорса в направлении газовой заправки по адресу ул. Гагарина, д. 37, к. 2;

- препятствие в виде деревьев под номером 188 (координаты: широта 55 27 30.1 N долгота 065 23 56.9 Е), расположенное на нечетной стороне ул. Щорса, на расстоянии 3,7 м от обочины ул. Щорса, и 5,5 м от здания по адресу: ул. Щорса, д. 153/1;

- препятствие в виде группы деревьев под номером 192 (координаты: широта 55 27 30.8 N долгота 065 23 55.9 Е), расположенное на нечетной стороне ул. Щорса на расстоянии 2 м от обочины ул. Щорса и 10 м от здания по адресу ул. Щорса, д. 3;

- препятствие в виде дерева под номером 213 (координаты: широта 55 27 33.9 N 065 23 50.6 Е), расположенное по нечетной стороне ул. Щорса на расстоянии 1,5 м от обочины улицы Щорса и 8,5 м от здания по адресу ул. Щорса, д. 15;

- препятствие в виде трех деревьев под номером 795 (координаты: широта 55 29 10.3 N долгота 065 25 44.8 Е), расположенное на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале северо-западнее земельного участка с кадастровым с местоположением: <адрес>, в непосредственной близости с ограждением;

- препятствие в виде дерева под номером 798 (координаты: широта 55 29 11.2 N долгота 065 25 45.3 Е), расположенное на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале северо-западнее земельного участка с кадастровым с местоположением: <адрес>, вблизи деревянного ограждения;

- препятствие в виде дерева под номером 176 (координаты: широта 55 27 25.2 N долгота 065 23 57.5 Е), расположенное на земельном участке с кадастровым , с правой стороны проезда к зданию по ул. Щорса, д. 2а, на расстоянии 22 м от обочины дороги по ул. Щорса;

- препятствие в виде дерева под номером 178 (координаты: широта 55 27 26.2 N долгота 065 24 08.1 Е), расположенное на кадастровом участке , на расстоянии 58 м от торца здания по ул. Щорса д. 26, в направлении взлетно-посадочной полосы аэродрома Курган.

Возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Авторемонтник-1» обязанность в течение трех месяцев после вступления судебного акта в законную силу устранить путем спила препятствия в виде деревьев, возвышающихся над ограничительными поверхностями взлета и захода на посадку аэродрома Курган, расположенные по следующим адресам:

- препятствие в виде дерева под номером 693 (координаты: широта 55 28 57.1 N долгота 065 25 33.8 Е), расположенное на территории общего пользования СНТ «Авторемонтник-1», юго-западнее установленной границы земельного участка с кадастровым , с местоположением<...>, в непосредственной близости с ограждением;

- препятствие в виде дерева под номером 792 (координаты: широта 55 29 09.3 N 065 25 50.5 Е), расположенное на территории общего пользования СНТ «Авторемонтник-1», вблизи деревянного ограждения, фактически разделяющего территорию СНТ «Авторемонтник-1», и территорию ДНТ «Автоузел», северо-восточнее земельного участка с кадастровым с местоположением: <адрес>;

- препятствие в виде двух деревьев под номером 794 (координаты: широта 55 29 10.0 N долгота 065 25 46.2 Е), расположенное на территории общего пользования СНТ «Авторемонтник-1» юго-восточнее установленной границы земельного участка с кадастровым , с местоположением: <адрес>, в непосредственной близости с ограждением.

В удовлетворении остальной части исковых требований Курганскому транспортному прокурору отказать.

Судья – председательствующий Н.В. Шарыпова

Судьи: П.Г. Булатов

С.В. Тимофеева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 августа 2022 года.