Дело № 2-1860/2020
Дело № 11-4/2021
УИД 22MS0055-01-2020-002388-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Новоегорьевское 09 марта 2021 года
Егорьевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сафрайдер Е.В.
при секретаре Бабкуновой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску общества с ограниченной ответственности «ВторГеоРесурс» о взыскании с ФИО2 задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» (далее по тексту ООО «ВторГеоРесурс») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование иска указано, что по результатам конкурсного отбора между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ВторГеоРесурс» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне <адрес>№-РО от ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В силу положений п. 8(7) постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в Интернете. Норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 № 215 установлен в размере 0,121 куб.м в месяц на одного проживающего и единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного решением управления <адрес> по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере платы за 1 куб.м в 2019 году 545 рублей 95 копеек, в 2020 году - 530,72 рублей.
Ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, однако оплату за коммунальную услугу не осуществляла, в связи с чем за период с июля 2019 года по июль 2020 года образовалась задолженность в размере 4 048 рублей 82 копейки. С заявлением о взыскании задолженности истец обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа, однако в связи с поступившими возражениями, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен. Истец просил взыскать с ответчика задолженность за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2019 года по июль 2020 года в размере 4 048 рублей 82 копейки, расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 рублей и почтовые расходы в размере 54 рубля.
Решением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены, с ФИО2 взыскана задолженность за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2019 года по июль 2020 года в размере 4 048 рублей 82 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а также почтовые расходы в размере 54 рубля.
Не согласившись с решением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик ФИО2 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить, полагая его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что деятельность истца по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к сфере законодательства о защите прав потребителей по оказанию возмездных услуг, в связи с чем, полагает, что в соответствии с нормами гражданского права истец должен был заключить с ответчиком письменный договор на обращение с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, в соответствии с положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами заключить указанный договор с ответчиком истец не может, поскольку первый является физическим лицом. Ссылаясь на пункт 8(4) Правил ответчик указывает, что основанием для заключения договора является заявка потребителя в письменной форме на заключение такого договора, которая ответчиком истцу не подавалась, а истцом соответственно не направлялся проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренный пунктом 8 (10) Правил. На официальном сайте истца отсутствует проект такого договора, как и отсутствует предложение о заключении договора с физическими лицами.
Кроме того, в нарушение Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на сайте истца не опубликованы места накопления твердых коммунальных отходов в Егорьевском районе, в связи с чем, у собственника твердых коммунальных отходов отсутствует обязанность по заключению договора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик полагает, что у нее отсутствует обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку данными услугами истца она не пользовалась, квитанции от истца не получала и не оплачивала их, иных действий, свидетельствующих о заключении договора по смыслу ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации не совершала, а истом не доказан факт оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в материалах дела отсутствуют акты выполненных работ, путевые листы, документы о согласовании с местной администрацией мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
От истца поступило возражение на жалобу, в которой он просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным, основанном на правовых норма, регулирующих правоотношения в области оказания коммунальных услуг, указав, что истцом в соответствии с требованиями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ разместил на своем официальном сайте предложение о заключении соответствующего договора об обращении с твердыми коммунальными отходами ДД.ММ.ГГГГ, и вне зависимости от обращения собственника жилого дома, договор считается заключенным. Деятельность истца по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в <адрес> осуществляется с мая 2019 года по согласованному с органом местного самоуправления графику бестарным способом, для чего в указанные дни и к указанному времени собственники жилых помещений выставляют пакеты с твердыми коммунальными отходами около своего домовладения.
Способы сбора твердых коммунальных отходов содержатся в территориальной схеме обращения твердыми коммунальными отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами <адрес>, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом сведения о наличии мест накопления (площадок) с мусоросборниками в <адрес> в территориальной схеме отсутствуют, поэтому для потребителей указанной улицы определен бесконтейнерный способ сбора твердых коммунальных отходов. Информация о графике вывоза твердых коммунальных отходов размещена на официальном сайте регионального оператора в подразделе «Физ. лицам» раздела «Обращение с ТКО»
Также ответчиком не представлено достаточных и допустимых доказательств самостоятельного вывоза ТКО без нарушения требований Федерального закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со сторонними организациями и систематической утилизации бытовых отходов, включая отходы в виде пластика в соответствии с установленными правилами для их утилизации.
Относительно доводов ответчика о том, что он не получает квитанции за оказанную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» истец указывает, что на основании договорных отношений квитанции на бумажном носителе для оплаты указанной услуги ежемесячно доставляются по адресам потребителей. Кроме того, сведения о размере оказанной услуги могут быть получены посредством информационных терминалов.
Представитель истца ООО «ВторГеоРесурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела по апелляционной жалобе извещена надлежаще, просила о рассмотрении в ее отсутствие.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются исключительно региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «ВторГеоРесурс» на последнего возложена обязанность по выполнению в качестве регионального оператора функций по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне, в которую, в том числе, включена территория муниципального образования <адрес> (пункт 1.3 Соглашения). При этом в силу пункта 2.3.1 Соглашения региональный оператор обязан осуществлять с ДД.ММ.ГГГГ деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее по тексту Правила) устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В силу пункта 8.17 Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8-8.16 Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Во исполнение пункта 8.17 Правил ООО «ВторГеоРесурс» размещена публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами, а также типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в газете «Алтайская правда» № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копий полосы из газеты.
В силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 № 215 норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен в размере 0,121 куб.м в месяц на одного проживающего.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 13.12.2018 № 514 единый тариф на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден в размере 545 рублей 95 копеек за 1 куб.м в 2019 году, в 2020 году - 530,72 рублей.
На основании статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Судом установлено, что ООО «ВтроГеоРесурс» оказывало услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами жителям <адрес>, в период с мая 2019 года по июль 2020 года, что подтверждается графиком сбора и вывоза ТКО, согласно которому вывоз ТКО осуществляется в каждый понедельник, четверг с 8-00 часов до 20-00 часов сбор осуществляется контейнерным и бестарным (мешки, пакеты) способом от границы каждого домовладения.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, дата государственной регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственника содержать принадлежащее ему имущество, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из смысла приведенных норм, бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг, их состава, отсутствие поступления оплаты за предоставленные коммунальные услуги лежит на лице, обратившемся с требованием о взыскании задолженности за коммунальные услуги, а предметом доказывания является обоснованность начисления платы за предоставленные услуги потребителю и невыполнение ответчиком обязательства по их оплате, возложенной на него в силу закона.
Мировой судья при оценке представленных истцом суду доказательств пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в связи с доказанностью представленными документами, а именно выпиской из ЕГРП о наличии права собственности ответчика на жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес>, наличии задолженности по предоставленной услуге по обращению твердыми коммунальными отходами с июля 2019 года по июль 2020 года, что подтверждается выпиской по лицевому счету, факта заключения публичного договора путем присоединения к нему, тарифами, установленными за оказание услуги по обращению твердыми коммунальными отходами, Решениями управления <адрес> по государственному регулированию цен и тарифов от 29.03.2019 №49, от 20.12.2019 №566, нормативом потребления коммунальной услуги в размере 0,121 куб.м, утвержденного Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 №215.
Суд находит несостоятельным довод ФИО2 об отсутствии у нее обязанности по уплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами виду отсутствия реестра учета мест накопления твердых коммунальных отходов, отсутствием извещения истца о необходимости оплаты ей оказанной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также отсутствием заключенного договора между ответчиками и истцом на оказание данной коммунальной услуги, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, приведенных выше, поскольку закон закрепляет императивную обязанность заключения договоров именно с региональным оператором, в зоне деятельности которого такие ТКО образуются и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), форма его утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».
В пункте 3 типового договора перечислены способы складирования ТКО - контейнеры, бункеры, распложенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
При этом п. 13 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на потребителя возложена обязанность по складированию ТКО в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В материалы гражданского дела представлен реестр мест (баков) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес>, согласно которого контейнеры накопления ТКО на <адрес> отсутствуют. Вместе с тем графиком сбора и вывоза ТКО установлено время вывоза ТКО по <адрес> - каждый понедельник, четверг с 08-00 часов до 20-00 часов, способ сбора ТКО - контейнерный и бестарный (мешки, пакеты) от границы каждого домовладения.
Кроме того в материалы дела представлена форма платежного документа Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рубцовской зоны <адрес> ООО «»ВторГеоРесурс», а также агентские договоры, заключенные между ООО «ВторГеоРесурс» и ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ, а также с ООО Почтовая компания «Сервис Пост» от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которых явилось изготовление счет-квитанции для физических лиц в виде бесконвертного почтового отправления формата А4 и их рассылка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с приведенными в решении первой инстанции выводами суда, который с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым судом дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в решении и являются правильными. Сама по себе иная оценка ответчиком представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Каких-либо иных дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность постановленного по делу решения апелляционная жалоба ответчика не содержит, в связи с чем, оснований для изменения или отмены решения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, а апелляционная жалоба ответчика подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка Егорьевского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Сафрайдер
Верно
Судья Е.В. Сафрайдер