Судья Кондратьева Л.М.
дело № 2-1860/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-321/2021
14 января 2021 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Андрусенко И.Д., Мокроусовой Л.Н.,
при секретаре Татаринцевой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Миасского городского суда Челябинской области от 17 сентября 2020 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела, доводах, изложенных в апелляционной жалобе, объяснения представителя истца по ордеру ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) по доверенности ФИО3, возражавшей относительно жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Миассе, пенсионный орган), в котором после уточнения исковых требований просила признать незаконным и отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в её специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, периодов работы в МБДОУ «Детский сад №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старший воспитатель, отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях; зачесть спорные периоды в специальный стаж и назначить ей страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ответчика ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, указано, что досрочная страховая пенсия по старости при возникновении права в 2020 года может быть назначена не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права. Считает отказ незаконным, поскольку в спорные периоды она занималась педагогической деятельностью, у нее имеется необходимый стаж для назначения пенсии, который она выработала в 2019 году.
Истец ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании суда первой инстанции настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика УПФР в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица МБДОУ «Детский сад №» ФИО9 в судебном заседании требования ФИО1 полагала обоснованными, пояснила, что с 1999 года является <данные изъяты>, в спорный период, когда истец работала старшим воспитателем, она осуществляла педагогическую деятельность с детьми.
Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, признал незаконным и отменил решение УПФР в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованный вывод суда о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она, работая в должности <данные изъяты><данные изъяты>, не осуществляла деятельность по непосредственной работе с детьми в дошкольном учреждении, поскольку представленными доказательствами, в частности, должностной инструкцией, трудовой книжкой, подтверждена ее занятость на педагогической работе в течение полного рабочего дня; судом не учтено, что на ДД.ММ.ГГГГ ее педагогической стаж составил 25 лет 07 месяцев 17 дней, в связи с чем она имела право на установление страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, а с учетом переноса 6 месяцев, то право на досрочную пенсию возникло с ДД.ММ.ГГГГ; кроме того, пенсионным органом в расписке ей указано на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика УПФР в г. Миассе просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Истец ФИО1, третье лицо МБДОУ «Детский сад №» в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и только в обжалуемой части, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по запросу суда апелляционной инстанции дополнительные (новые) доказательства, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а доводы апелляционной жалобы истца - заслуживающими внимания.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечении».
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Указанными Списками, Перечнем предусмотрены должности «руководитель - воспитатель», «воспитатель» (Список 1959 года), «воспитатель», «старший воспитатель (воспитатель - методист)» (Список 1991 года), «воспитатель», «старший воспитатель» (Список 1999 года), «воспитатель», «старший воспитатель», «воспитатель - методист», «педагог - воспитатель» (Список 2002 года), в качестве учреждений - детские сады всех наименований.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (статья 173 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 173 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорные периоды работы) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 работает в МБДОУ «Детский сад №»: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты><данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>, что подтверждено записями в трудовой книжке (л.д. 129-132 т. 1).
Согласно справке МБДОУ «Детский сад №» от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 находилась в учебных отпусках с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 127-128 т. 1).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в УПФР в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 68-74 т. 1).
Решением УПФР в г. Миассе от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, в связи с тем, что досрочная страховая пенсия по старости при возникновении права в 2020 года (ДД.ММ.ГГГГ) может быть назначена не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права (л.д. 61-62 т. 1).
Как следует из указанного решения, по имеющимся в распоряжении территориального органа документам продолжительность страхового стажа истца составила 28 лет 07 месяцев 25 дней, стаж на соответствующих видах работ на ДД.ММ.ГГГГ - 25 лет, величина ИПК – 57,604.
В стаж на соответствующих видах работ не учтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды работы в МБДОУ «Детский сад №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты><данные изъяты>, так как документально не подтверждено выполнение обязанностей по непосредственному воспитанию детей, должностная инструкция и другие документы за данный период не представлены, определить обязанности ФИО1 не представляется возможным; согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих в должностные обязанности <данные изъяты><данные изъяты> входит координация деятельности воспитателей, оказание им методической помощи, обобщение передового педагогического опыта; периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены пунктом 5 Правил № 516 от ДД.ММ.ГГГГ, не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части включения в стаж на соответствующих видах работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что периодам нахождения истца на курсах повышения квалификации предшествовала педагогическая деятельность истца, подлежащая включению в специальный стаж, во время нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках за истцом сохранялась средняя заработная плата в соответствии с занимаемой ею должностью, производились отчисления страховых взносов.
Поскольку решение суда в указанной части ответчиком не обжалуется, то предметом проверки суда апелляционной инстанции в указанной части оно не является. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 о включении в стаж на соответствующих видах работ периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты><данные изъяты>, суд первой инстанции исходил из того, что истец, занимая указанную должность, не осуществляла педагогическую деятельность по непосредственной работе с детьми в дошкольном учреждении, а выполняла обязанности по организаторской работе и совершенствованию образовательного процесса.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367, действовавшему на момент утверждения Списка должностей и учреждений, должности служащих с наименованием «старший» являются производными должностями от одноименных должностей специалистов, что подтверждается наличием общей квалификационной характеристики по таким должностям педагогических работников, как «воспитатель (включая старшего)», «педагог дополнительного образования (включая старшего)», «тренер-преподаватель (включая старшего)», «методист (включая старшего)», «инструктор-методист (включая старшего)».
В соответствии с пунктом 8 раздела «Общие положения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н, должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться также при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих предусмотрено, что при выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя (за исключением обязанностей по непосредственному воспитанию детей в образовательных учреждениях, в которых штатными расписаниями предусмотрена самостоятельная должность старшего воспитателя), старший воспитатель осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения; оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.
Штатным расписанием МБДОУ «Детский сад №», действовавшим в спорный период работы истца ФИО1, предусмотрена должность <данные изъяты><данные изъяты> (л.д. 181, 182 т. 1).
ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ протарифицирована на 1 ставку <данные изъяты><данные изъяты> (л.д. 183 т. 1).
В справках о специальном стаже, дающем право на досрочную трудовую пенсию по старости, выданных руководителем МБДОУ «Детский сад №» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выполняла норму педагогической нагрузки на 1 ставку заработной платы <данные изъяты><данные изъяты>. Имела периоды, не подлежащие в специальный стаж, в том числе учебные отпуска с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 75-76, 127-128 т. 1).
Перечнями профессий и должностей работников, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию в соответствии с постановлением Совета Министров от ДД.ММ.ГГГГ№, постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, МБДОУ «Детский сад №», представленными ответчиком из наблюдательного дела учреждения по запросу суда апелляционной инстанции, предусмотрена должность <данные изъяты><данные изъяты>. При этом указано, что право на льготную пенсию старший воспитатель имеет с ДД.ММ.ГГГГ на основании, в том числе тарификационных списков, лицевых счетов, должностных инструкций, в связи с осуществлением работы с детьми (л.д. 32-34 т. 2).
Из справок по проверке достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в том числе стаже на соответствующих видах работ, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии, до ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что индивидуальные сведения о периоде работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты><данные изъяты> переданы работодателем МБДОУ «Детский сад №» в форме СЗВ-К и отражено в индивидуальном лицевом счете с кодами досрочного пенсионного обеспечения, за исключением периодов учебных отпусков. Излишне включенных периодов в стаж с особыми условиями труда проверяющим УПФР не выявлено (л.д. 24-27 т. 2). Данное обстоятельство подтверждается и актом от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 21-23 т. 2).
Однако в представленной суду первой инстанции выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата вынесения пенсионным органом решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости) спорные периоды отражены без кода льготной работы (л.д. 163-177 т. 1).
Между тем, из представленной по запросу суда апелляционной инстанции выписки из программного обеспечения усматривается, что работодателем МБДОУ «Детский сад №» корректировка лицевого счета произведена только ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявлением пенсионным органом расхождений в представленных документах (справке от ДД.ММ.ГГГГ) и ИЛС застрахованного лица, то есть после обращения ФИО1 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 14 т. 2).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1, а также представитель третьего лица МБДОУ №ФИО9, занимающая должность <данные изъяты> с 1999 года, настаивали на том, что в период работы старшим воспитателем истец осуществляла педагогическую деятельность по воспитанию детей, в ее обязанности входило организация, проведение и непосредственное участие во всех культурно-массовых мероприятиях с детьми, проведение диагностики детей, их адаптация к дошкольному образовательному учреждению, определение готовности детей к обучению в школе, большую часть рабочего времени проводила в группах с детьми, также она являлась подменным воспитателем (л.д. 115-118 т. 1).
Как следует из ответа МБДОУ «Детский сад №» на запрос суда апелляционной инстанции, ФИО1 работала в качестве <данные изъяты><данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и, несмотря на то, что ФИО1 не была закреплена за определенной группой, она выполняла функциональные обязанности <данные изъяты>: проводила диагностику детей в группах, заменяла временно отсутствующих воспитателей, участвовала в совместных мероприятиях, проводимых в ДОУ (экскурсии, праздники, развлечения, открытые занятия, кружковая работа), оказывала помощь <данные изъяты> в организации режимных моментов в период адаптации воспитанников. Приказы на данные мероприятия не издаются, планируются в годовом плане работы ДОУ; документы, подтверждающие работу <данные изъяты><данные изъяты> непосредственно с детьми не сохранены в связи со сроком давности (л.д. 18 т. 2).
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что функциональные обязанности, выполняемые ФИО1 в качестве <данные изъяты><данные изъяты>, заключались в осуществлении педагогической деятельности, связанной с образовательным (воспитательным) процессом с детьми в условиях выполнения педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
При таких обстоятельствах, когда должность <данные изъяты><данные изъяты> предусмотрена Списком должностей и учреждений, при этом ни Списком должностей и учреждений, ни Правилами исчисления периодов не предусмотрены какие-либо условия для должности <данные изъяты><данные изъяты>, которые подлежат дополнительному доказыванию, и сведения о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ передавались работодателем в пенсионный орган с кодом льготной работы, откорректированы работодателем без кода льготы только после обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, а у работодателя документы, подтверждающие работу <данные изъяты><данные изъяты> непосредственно с детьми, не сохранены в связи со сроком давности, работник не может быть лишен права на досрочное пенсионное обеспечение.
Данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции.
Выводы суда об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным решения пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности <данные изъяты><данные изъяты> и включении спорного периода в стаж педагогической деятельности, основанные только на содержании должностных инструкций <данные изъяты><данные изъяты>, утвержденных в более поздний период (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), а также в неустановленный период (должностная инструкция на л.д. 112-113 т. 1 не имеет даты ее утверждения и дата ее представления в УПФР в материалах наблюдательного дела не указана), нельзя признать законными и обоснованными.
Таким образом, учитывая, что ФИО1 работала в должности и учреждении, прямо предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, выполняла норму рабочего времени (педагогическую нагрузку), установленную за ставку заработной платы, характер работы истца в указанном учреждении полностью соответствовал работе педагогического работника, осуществляющего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, период работы ФИО1 в должности <данные изъяты><данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж.
Принимая во внимание, что период работы ФИО1 в должности <данные изъяты><данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», то периоды нахождения истца в учебных отпусках с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год также подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, поскольку в периоды нахождения в учебных отпусках за истцом ФИО1 сохранялись рабочее место и средняя заработная плата, а также уплачивались работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» регламентировано, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» установлено, что в случае возникновения в 2019 году права на досрочную страховую пенсию по старости лицам, указанным в пунктах 19 – 21 части 1 ст. 30 указанного закона, срок назначения такой страховой пенсии составляет не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом положением части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Поскольку с учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов работы по решению суда (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) требуемый стаж педагогической деятельности не менее 25 лет истец ФИО1 выработала ДД.ММ.ГГГГ и с заявлением о назначении пенсии она обратилась по истечении 6 месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, то оснований для отказа в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с даты обращения с заявлением – с ДД.ММ.ГГГГ у ответчика не имелось.
В связи с тем, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты><данные изъяты>, а также о назначении пенсии, решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении указанных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 17 сентября 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения № 384162/20 от 19 июня 2020 года, включении в специальный стаж периода работы в МБДОУ «Детский сад №28» с 28 августа 2000 года по 28 февраля 2001 года в должности старшего воспитателя, назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 мая 2020 года, принять по делу в указанных частях новое решение.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) № 384162/20 от 19 июня 2020 года в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в МБДОУ «Детский сад № 28» с 28 августа 2000 года по 28 февраля 2001 года в должности старшего воспитателя и назначении страховой пенсии по старости.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж ФИО1, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в МБДОУ «Детский сад № 28» с 28 августа 2000 года по 28 февраля 2001 года в должности старшего воспитателя и назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 мая 2020 года.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: