ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1868/20 от 12.01.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Паничев О.Е. Дело № 33-221/2021

1-я инстанция № 2-1868/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2021 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Ишимова А.А.,

судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в г.Сургуте) о включении периодов в периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сургутского городского суда от 10.03.2020 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Возложить на ГУ-УПФ РФ в г.Сургуте обязанность включить в стаж педагогической деятельности ФИО1 периоды работы с 23.03.2005 года по 02.10.2006 года, с 07.10.2006 года по 20.06.2007 года, с 22.06.2007 года по 15.10.2008 года, с 17.10.2008 года по 04.11.2009 года, с 07.11.2009 года по 11.04.2011 года, с 12.04.2011 года по 20.06.2012 года, с 22.06.2012 года по 27.02.2013 года, с 25.06.2018 года по 31.12.2018 года.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части отказать.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения представителя истца ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что 08.12.2018 года она обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Сургуте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика № 3471 от 20.05.2019 года в удовлетворении заявления ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности педагогического стажа. При этом в указанный стаж не были включены спорные периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком № 781. Полагает, осуществление ею педагогической деятельности и выполнение нормы часов подтверждается трудовой книжкой, справками работодателей. Просит признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 08.12.2018 года; включить в ее педагогический стаж периоды работы: с 23.12.1999 года по 31.12.2000 года - учителем экологии <данные изъяты>, с 23.03.2005 года по 30.08.2013 года - педагогом-психологом в муниципальном <данные изъяты>, с 31.08.2013 года по 30.09.2014 года - педагогом-психологом в <данные изъяты>, с 01.10.2014 года по 15.05.2015 года - педагогом-психологом в <данные изъяты>, с 15.05.2015 года по 14.08.2017 года - психологом в <данные изъяты>, с 21.08.2017 года по 20.04.2018 года - воспитателем в частном <данные изъяты>, с 25.04.2018 года по 08.12.2018 года - педагогом-психологом в <данные изъяты>, обязать ГУ-УПФ РФ в г.Сургуте назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 08.12.2018 года.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить в части и принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что при обращении к ответчику представила все необходимые документы, подтверждающие осуществление ею педагогической деятельности в спорные периоды работы. Такие периоды работы могли быть включены ответчиком в стаж педагогической деятельности в отсутствие справок о характере работы, представленных непосредственно в суд.

В письменных возражениях ответчик ГУ-УПФ РФ в г.Сургуте просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела на основании ст.327.1. ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене в части с принятием нового решения.

Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Закон) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно положениям ст.30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п.19 ч.1). Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2).

Как следует из трудовой книжки, в рассматриваемые периоды ФИО1 работала: с 1994 года в <данные изъяты> (с 09.11.200 года <данные изъяты>), при этом с 31.08.1998 года по 01.10.2001 года -учителем экологии; в <данные изъяты> (переименовывалось в <данные изъяты>, в <данные изъяты>): с 23.03.2005 года - педагогом-психологом в отделении психолого-педагогической помощи, с 18.03.2006 года педагогом-психологом в отделении дневного пребывания, с 01.01.2010 года - социальным педагогом в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних, с 11.05.2010 года - педагогом-психологом в отделении социальной диагностики, с 01.01.2011 года - педагогом-психологом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, с 29.04.2013 года по 30.08.2013 года - педагогом-психологом в отделении социальной реабилитации инвалидов; в <данные изъяты> с 31.08.2013 года по 30.09.2014 года – педагогом-психологом; в <данные изъяты>: с 01.10.2014 года - педагогом-психологом в отделении социальной реабилитации инвалидов, с 15.05.2015 года по 14.08.2017 года - психологом в отделении социальной реабилитации инвалидов; в <данные изъяты> с 21.08.2017 года по 20.04.2018 года - воспитателем; в <данные изъяты> с 25.04.2018 года по 22.02.2019 года - педагогом-психологом.

08.12.2018 года истец обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Сургуте с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ответчика № 3471 от 20.05.2019 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п.19 ч.1 ст.30 Закона, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности, который по подсчетам пенсионного органа составил 12 лет 24 дня. При этом спорные периоды работы истца не были учтены в стаже педагогической деятельности.

Не согласившим с таким решением ответчика, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.

Согласно п.п.«м» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Закона при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, далее – Список от 2002 года), а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, далее – Список от 1999 года), с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

Списком от 1999 года предусмотрена должность учителя в общеобразовательных учреждениях, в т.ч. в начальной общеобразовательной школе; основной общеобразовательной школе; средней общеобразовательной школе.

Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067) установлено, что работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком от 1999 г., включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (п.1).

Списком от 2002 года предусмотрены должности учителя, социального педагога, педагога-психолога, воспитателя в общеобразовательных учреждениях: школах всех наименований; в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа: школах; в учреждениях социального обслуживания: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781) в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка (п.3). Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (п.4). Работа в должностях социального педагога и педагога-психолога засчитывается в стаж работы в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка (п.11).

Таким образом, непосредственно вышеуказанными списками для учета стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей не предусмотрены педагоги-психологи и психологи в центрах социального обслуживания населения (отделении социальной реабилитации инвалидов), воспитатели в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Определение того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации (определения от 20 ноября 2008 года № 869-О-О, от 15 июля 2010 года № 1012-О-О, от 29 мая 2014 г. № 1098-О, от 22 декабря 2015 г. № 2991-О).

Решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении иска обосновано выводом о том, что поскольку спорные периоды имели место после регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования, поэтому подлежат удовлетворению требования в отношении периодов, подтвержденных сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В удовлетворении требований в отношении иных спорных периодов, где работодатели истца являются действующими юридическими лицами, судом отказано, поскольку истец имеет возможность обратиться с иском к работодателю и пенсионному органу о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ч.1 ст.11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.14 Закона, п.4, 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015) при подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н) периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей подлежат подтверждению (п.2). Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета (п.13).

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из положений Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (ст.3).

Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ (ст.11).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.8.1).

В соответствии со ст.28 Закона работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст.59, 60 ГПК РФ.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2017 г. № 47-КГ17-13.

Следовательно, вопреки выводу суда первой инстанции, истец была вправе подтвердить в судебном порядке недостоверность (неполноту) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении спорных периодов путем представления допустимых доказательств.

Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По делу установлено, что в системе обязательного пенсионного страхования истец была зарегистрирована 23.12.1999 года.

Основываясь на сведениях индивидуального персонифицированного учета об осуществлении истцом педагогической деятельности в учреждениях для детей, судом удовлетворены требования истца в отношении периодов с 23.03.2005 года по 02.10.2006 года, с 07.10.2006 года по 20.06.2007 года, с 22.06.2007 года по 15.10.2008 года, с 17.10.2008 года по 04.11.2009 года, с 07.11.2009 года по 11.04.2011 года, с 12.04.2011 года по 20.06.2012 года, с 22.06.2012 года по 27.02.2013 года, с 25.06.2018 года по 31.12.2018 года. Решение суда в данной части никем не обжаловано.

При этом судом отказано в удовлетворении требований истца в отношении периода работы с 25.04.2018 года по 24.06.2018 года, осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей в течение которого также подтверждается сведениями индивидуального персонифицированного учета. Следовательно, требование истца в данной части подлежит удовлетворению.

Кроме того, справками работодателя подтверждается, что в период работы с 23.12.1999 года по 31.12.2000 года истец осуществляла педагогическую деятельность, выполняла норму педагогической нагрузки, работы с сокращенным рабочим днем или в режиме неполной рабочей недели у истца не имелось.

Из материалов дела следует, что предыдущий период работы истца в той же должности и в той же школе был учтен ответчиком в ее педагогическом стаже, сведения о последующем изменении условий труда истца в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, допустимыми доказательствами подтверждается неполнота сведений индивидуального персонифицированного учета в отношении периода работы истца с 23.12.1999 года по 31.12.2000 года, в связи с чем требование об учете которого в педагогическом стаже подлежит удовлетворению.

В нарушение приведенных выше правовых норм, имеющимися доказательствами не подтверждается неполнота (недостоверность) сведений индивидуального персонифицированного учета в отношении иных спорных периодов работы истца, фактическое осуществление истцом в такие периоды педагогической деятельности в учреждениях для детей на условиях, предусмотренных вышеуказанными списками, в т.ч. выполнение в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

В представленных справках работодатели не подтверждают осуществление истцом в такие периоды деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, что соответствует сведениям, в установленном порядке предоставленным работодателями для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Следовательно, в удовлетворении требований в отношении иных спорных периодов судом первой инстанции было отказано обосновано.

В силу ч.1 ст.22 Закона страховая пенсия назначается, по общему правилу, со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку с учетом признанного ответчиком стажа, а также периодов работы, включенных в педагогический стаж в соответствии с решением суда первой инстанции и настоящим апелляционным определением, у истца на заявленную дату не имелось необходимого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей и право на страховую пенсию не возникло, то решение суда в части отказа в удовлетворении требования о возложении обязанности назначить истцу такую пенсию с 08.12.2018 года соответствует требованиям закона и имеющимся доказательствам.

Таким образом, в остальной части решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

отменить решение Сургутского городского суда от 10.03.2020 года в части отказа в удовлетворения исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный педагогический стаж периоды работы с 23.12.1999 года по 31.12.2000 года и с 25.04.2018 года по 24.06.2018 года, принять новое решение об удовлетворении указанных исковых требований.

В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Ишимов А.А.

Судьи коллегии Мироненко М.И.

Назарук М.В.