ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-186/2022 от 07.09.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Воропаева Н.А. УИД 57RS0001-01-2022-000242-28

Дело № 33-2426/2022

№ 2-186/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 сентября 2022 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего Должикова С.С.,

судей Коротченковой И.И., Раковой Н.Н.,

при секретаре Кобзевой И.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Злынское сельское поселение Болховского района Орловской области о понуждении к совершению действий,

по апелляционному представлению прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, на решение Болховского районного суда Орловской области от 11 июля 2022 г., которым исковые требования прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

прокурор Болховского района Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Злынское сельское поселение Болховского района Орловской области о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйные объекты культурного наследия.

Исковые требования мотивированы тем, что на территории Злынского сельского поселения Болховского района Орловской области находятся бесхозяйные объекты культурного наследия: Братская могила воинов, погибших в 1943 г., расположенная по адресу: Братская могила воинов, погибших в 1943 г., расположенная по адресу: ; Братская могила воинов, погибших в 1943 году, расположенная по адресу: ; Братская могила воинов, погибших в 1943 г., расположенная по адресу: Данные объекты не имеют собственника, что не позволяет обеспечить их сохранность, может повлечь их разрушение и утрату для настоящего и будущего поколения.

Администрация Злынского сельского поселения, обладающая правом подачи заявлений о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, соответствующее заявление в регистрирующий орган не подавала, меры, направленные на постановку объектов на учет, не принимала, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления своих обязанностей.

По изложенным основаниям, с учетом уточненных требований, прокурор просил возложить на администрацию муниципального образования Злынское сельское поселение Болховского района Орловской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйные объекты культурного наследия: Братская могила воинов, погибших в 1943 г., расположенная по адресу:

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.

Прокурор Болховского района Орловской области не согласился с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что администрация Злынского сельского поселения Болховского района Орловской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

Считает ошибочным вывод суда о то, что надлежащим ответчиком по спору будет являться администрация муниципального района, поскольку спорные объекты культурного наследия не находятся на межселенной территории и требований о приеме данных объектов в муниципальную собственность не заявлялось.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не заявлявших ходатайства об отложении слушания дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в решении мотивированы.

Материалами дела подтверждается и установлено судом, что на территории Болховского района Орловской области, расположен объект культурного наследия: Братская могила воинов, погибших в 1943 г., расположенная по адресу:

Указанный объект находится на территории Злынского сельского поселения Болховского района Орловской области.

Согласно информации Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области, указанный объект относится к объектам культурного наследия, является памятником истории (воинские захоронения), поставлен на государственный учет (имеет государственный и учетный номер) и находится под государственной охраной на основании решения исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов № 33 от 27 января 1987 г.,

Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на объект отсутствуют.

Также в материалах дела отсутствует информация о регистрации муниципальной собственности на спорный объект.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор Болховского района Орловской области ссылался на то, что администрация Злынского сельского поселения Болховского района Орловской области не исполняет возложенные на нее обязанности по постановке указанного объекта культурного наследия на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, как бесхозяйных, тогда как отсутствие зарегистрированного права собственности негативно влияет на сохранность данного объекта культурного наследия. При этом прокурор Болховского района Орловской области полагал, что именно администрация Злынского сельского поселения Болховского района Орловской области является единственным органом, уполномоченным решать вопросы по постановке на учет, как бесхозяйное имущество объектов, не имеющих собственников и расположенных на территории сельского поселения.

Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска прокурора Болховского района Орловской области, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на муниципальное образование Злынское сельское поселение Болховского района Орловской области обязанности по постановке на учет как бесхозяйного имущества заявленного прокурором объекта культурного наследия. При этом суд первой инстанции указал, что указанное муниципальное образование не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, данные вопросы относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Судебная коллегия соглашается с данными выводом суда по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В настоящее время отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия урегулированы Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).

В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно статье 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В соответствии с преамбулой данного Закона в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (абзац третий).

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац четвертый).

Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным федеральным законом (пункт 3 статьи 2).

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях указанного Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с названным Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6).

Согласно ст. 15 названого Федерального закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия (п. 1).

Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра (п. 2).

Статьей 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 48 этого же Закона установлены особенности владения, пользования, распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр.

Статьей 48 этого же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Пунктом 11 данной статьи установлено, что лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 данного Федерального закона.

Из приведенных положений Закона следует, что сохранность объектов культурного наследия в интересах многонационального народа Российской Федерации является обязанностью соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьями 9.1 - 9.3 этого же Закона разграничены полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с положениями статьи 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно п. 13 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Часть 4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ устанавливает, что иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу ст. 19.3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Согласно п. 4 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (действовал до 1 января 2017 г.) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Аналогичным образом определен порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества действующим с 1 января 2017 г. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В силу пункта 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931 (далее - Порядка), на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Поскольку в данном случае речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи - объекта культурного наследия, решением данного вопроса должен заниматься орган местного самоуправления с учетом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.

Отказывая прокурору в возложении на администрацию сельского поселения обязанность принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи заявленного объекта культурного наследия, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, обоснованно пришел к выводу о том, что сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории поселения, к вопросам местного значения сельского поселения не относятся. Согласно ч. 4 данной статьи указанные вопросы относятся к вопросам местного значения муниципального района.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что администрация Злынского сельского поселения Болховского района Орловской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку у нее нет обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по постановке объектов культурного наследияна учет как бесхозяйных.

Судебная коллегия, признавая правильными выводы суда первой инстанции об отказе в иске прокурору Болховского района Орловской области, также отмечает следующее.

В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» в Приложениях №№ 1-3 к нему определяет критерии отнесения объектов государственной собственности к федеральной собственности, собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности городов и районов.

Также определено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Памятники истории и культуры регионального значения в указанных Приложениях не указаны, а, следовательно, они подлежат передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации, а до оформления такой передачи являются федеральной собственностью.

Из анализа приведенных положений закона с учетом фактических обстоятельств по делу следует, что указанные прокурором Болховского района Орловской области воинские захоронения относятся к памятникам истории и являются федеральной собственностью. Неоформление соответствующими государственными органами и должностными лицами соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии соответствующих объектов из государственной собственности и служить основанием для их признания бесхозяйными.

Кроме того, согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Вопросы государственного учета и содержания воинских захоронений с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами, включая братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, регулируются специальными законом - Законом Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ (статья 3).

В соответствии со статьями 3, 5, 6 названного Закона захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стеллами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями, подлежат государственному учету местными органами власти. Воинские захоронения содержатся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями. В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, возложена на органы местного самоуправления, на территориях которых они находятся.

Аналогичные требования закреплены в статье 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», согласно которой федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной воне.

Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации – на памятники регионального значения и местных бюджетов – на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.

Из содержания указанных правовых норм следует, что воинские захоронения подлежат государственному учету местными органами власти и управления и ответственность за их содержание возлагается на органы местного самоуправления. При этом данным Законом не предусмотрена возможность признания воинских захоронений - могил - бесхозяйными и передачи их в чью-либо собственность.

Таким образом, обязанность органов местного самоуправления по содержанию воинских захоронений не ставится Законом в зависимость от их нахождения в чьей-либо собственности и соответственно от того, поставлены ли они на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.

Однако, прокурором заявлено исключительно требование о понуждении органов местного самоуправления к обращению в регистрационный орган с заявлением о принятии указанных им объектов культурного наследия на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, удовлетворение которого само по себе не обеспечивает надлежащего ухода и содержания воинских захоронений.

Как следует из материалов дела, памятники истории и культуры (объекты культурного наследия), к которым отнес указанное захоронение прокурор, в силу вышеуказанных законов поставлены на государственный учет и включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, приняты под охрану в период с 1987 г. по 2001 г. и находятся под государственной охраной.

Таким образом, в силу прямого указания закона воинские захоронения, отнесенные к памятникам истории регионального значения, при отсутствии сведений об оформлении государственной собственности субъекта Российской Федерации – Орловская область, являются федеральной собственностью. Оснований полагать, что право собственности Российской Федерации на спорные памятники истории прекращалось, либо собственник отказался от права собственности, не имеется. Само по себе нахождение на территории сельского поселения памятников регионального значения, являющихся на момент рассмотрения спора федеральной собственностью, не может являться основанием для возложения на администрацию сельского поселения обязанности по постановке их на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия.

При таких обстоятельствах основания для признания спорного имущества бесхозяйным, а, следовательно, и для удовлетворения заявленного прокурором в интересах неопределенного круга лиц иска, у суда первой инстанции отсутствовали.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.

Доводы апелляционного представления не опровергают приведенные выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Само по себе несогласие прокурора с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений судом норм процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Болховского районного суда Орловской области от 11 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 сентября 2022 г.

Председательствующий

Судьи

Судья Воропаева Н.А. УИД 57RS0001-01-2022-000242-28