Судья Борзина К.Н.
Судья-докладчик Кулакова С.А. по делу № 33-8453/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 ноября 2020 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Горбачук Л.В.,
судей Шабалиной В.О., Кулаковой С.А.,
при секретаре Горячкиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело № 2-1870/2020 по исковому заявлению министерства имущественных отношений Московской области к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка
по апелляционной жалобе ответчика Купцовой (Доржиевой) Инги Викторовны
на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 14 июля 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование требований указано, что постановлением администрации Чеховского муниципального района Московской области от 03.03.2017 Номер изъят изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 38200 кв.м, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес изъят>, с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства». Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят находится в общей долевой собственности (12 человек), доля ФИО5 составляет 900/38200. Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается». В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100 % при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную). Общая сумма платы – 3902473 руб. 80 коп., доля платы ответчика, рассчитанная пропорционально доле в собственности, составляет 91943 руб. 10 коп. Указанная плата ответчиком не произведена.
Просил взыскать с ответчика плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 91943 руб. 10 коп.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 14.07.2020 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ФИО6 просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, мотивируя тем, что суд первой инстанции не дал надлежащую оценку тому обстоятельству, что предусмотренная Законом Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» процедура изменения вида разрешенного использования, истцом не соблюдена. Поскольку решение об изменении вида разрешенного использования участка принято на основании решения Чеховского городского суда, а не на основании заявления собственника, по мнению ответчика, основания для взимания платы отсутствуют. Обращает внимание, что решением Чеховского городского суда признан незаконным отказ администрации в изменении вида разрешенного использования участка из-за отнесения участка к зоне, не предназначенной для занятия садоводством и дачным хозяйством, на администрацию возложена обязанность изменить вид разрешенного использования участка с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «ведение дачного хозяйства» путем издания соответствующего постановления, что свидетельствует о том, что администрацией во исполнение судебного акта был восстановлен реальный вид разрешенного использования участка, а не изменен один вид разрешенного использования на другой. Установленные Чеховским городским судом обстоятельства имеют преюдициальное значение. Судом не проверена правильность определения вида разрешенного использования участка в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Суд не учел, что на территории Московской области до 24.12.2013 отсутствовал порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, такой порядок утвержден с 01.01.2014. Ссылаясь на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 02.03.2020 по гражданскому делу № 2-835/2020, считает, что судом нарушен принцип единообразия судебной практики.
В письменных возражениях представитель истца министерства имущественных отношений Московской области ФИО7 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии явился представитель ответчика ФИО2 (ФИО5) – ФИО8, действующий на основании доверенности от 11.11.2020 Номер изъят, представивший диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВО «РГУП» Номер изъят от 06.07.2020. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Кулаковой С.А., объяснения представителя ответчика ФИО9 – ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, указавшего на допущенную в апелляционной жалобе ошибку в указании даты обжалуемого судебного акта, просившего об отмене решения Иркутского районного суда Иркутской области от 14.07.2020, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области, платы за изменение видов разрешенного использования таких земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
В соответствии с ч. 12 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка; порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области.
Как следует из материалов дела, администрацией Чеховского муниципального района Московской области от 03.03.2017 Номер изъят на основании решения Чеховского городского суда от 12.12.2016, вступившего в законную силу 14.01.2017, решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (протокол заседания комиссии от 13.02.2017 № 14-З, п. 3, от 16.02.2017 № 6 п. 110, п. 111, п. 112, п. 113, п. 114, п. 115, п. 116, п. 117) постановлено изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060304:267 площадью 38200 кв.м, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес изъят>, с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства».
По данным ЕГРН (выписка от 27.07.2017 № МО-17/ЗВ-3375606), земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060304:267 площадью 38200 кв.м находится в общей долевой собственности (12 человек). Доля ответчика ФИО1 составляет 900/38200. Кадастровая стоимость - 39325372 руб. (л.д. 23-29).
На основании постановления администрации муниципального района Московской области от 03.03.2017 Номер изъят министерством имущественных отношений Московской области осуществлен расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и составил 3902473 руб. 80 коп., пропорционально доле ответчика (900/38200) - 91343 руб. 10 коп.
11.10.2017 в адрес председателя правления ТСН «Бершово Поле», в том числе ФИО5, истцом направлено уведомление о необходимости внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на сумму 3902473 руб. 80 коп. Уведомление возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения, в соответствии с отчетом об отслеживании отправления с официального сайта Почты России.
20.08.2019 истцом в адрес ФИО5 направлена претензия с требованием не позднее 30 дней внести в бюджет Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060304:267 в размере 91343 руб. 10 коп. (сумма, соразмерная 900/38200 доле в праве). Почтовое отправление возвращено отправителю 28.09.2019 в связи с истечением срока хранения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, применив положения ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в адрес», пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области установлен Законом Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области».
В силу п. 3 ст. 5.1 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления (п. 8 ст. 5.1 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области»).
Постановлением Правительства Московской области о 31.12.2013 № 1190/57 утвержден порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечень видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечень муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается.
Настоящий порядок регулирует правоотношения, связанные с определением размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее изменении вида разрешенного использования земельного участка) (п. 2).
Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле: Рп = С x ((КС2 - КС1) + У); где: Рп - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 года, исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно; КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка (п. 5).
Значения ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) устанавливаются в процентах в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку, для случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков. Значения ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) устанавливаются в процентах в соответствии с приложением № 2 к настоящему Порядку, для случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков после дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков (п.п. 5.1, 5.2).
Исходя из утвержденного порядка, министерством имущественных отношений Московской области определен размер платы за изменение вида разрешенного использования: 10 % (ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (%), установленная постановлением Московской области от 31.12.2013 № 1190/57, - п. 9 Приложения № 2 – ведение дачного хозяйства) * (39325372 руб. (кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка) – 300634 руб. (кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка))= 3902473 руб. 80 коп. Соразмерно доле ответчика 900/38200 – 91943 руб. 10 коп.
Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком факт наличия обстоятельств, освобождающих от обязанности внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения дачного хозяйства», не доказан, с выводами суда об удовлетворении исковых требований следует согласиться.
То обстоятельство, что в постановлении администрации Чеховского муниципального района Московской области от 03.03.2017 № 0428/14-02/2017 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» указано в качестве основания вступившее в законную силу решение Чеховского городского суда от 12.12.2016, факт обращения ответчика в числе других дольщиков с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка в администрацию, не опровергает.
Как следует из материалов дела, по такому заявлению административным органом принято решение об отказе в изменении вида разрешенного использования. Указанным выше решением Чеховского городского суда такой отказ, в числе отказов другим дольщикам, признан незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией во исполнение судебного акта восстановлен реальный вид разрешенного использования участка, а не изменен один вид разрешенного использования на другой, не могут являться основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку факт обращения ответчика в числе других дольщиков с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка в администрацию Чеховского муниципального района Московской области не опровергают.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не проверена правильность определения вида разрешенного использования участка в соответствии с классификатором, не могут являться основанием к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка принято уполномоченным органом местного самоуправления (постановление администрации Чеховского муниципального района Московской области от 03.03.2017 № 0428/14-02/2017). Правильность определения первоначального вида разрешенного использования земельного участка предметом судебного разбирательства не являлась. Отнесение земельных участков к определенной зоне без учета фактического использования о неправильном определении вида разрешенного использования земельного участка согласно классификатору не свидетельствует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на территории Московской области до 24.12.2013 отсутствовал порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, такой порядок утвержден с 01.01.2014, не могут являться основанием к отмене решения суда. Обязанность собственника по внесению такой платы предусмотрена Законом Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области», ее размер определен истцом по формуле, предусмотренной постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57.
При таких обстоятельствах, поскольку на основании заявления ответчика изменен вид разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, что влечет обязанность по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, решение суда об удовлетворении исковых требований судебная коллегия находит подлежащим оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к несогласию с постановленным решением, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены судебного постановления, которое иными лицами и по иным основаниям не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 14 июля 2020 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.В. Горбачук
Судьи В.О. Шабалина
С.А. Кулакова
Судья Борзина К.Н.
Судья-докладчик Кулакова С.А. по делу № 33-8453/2020