ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1871/19 от 24.01.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Жукова Е.М. Дело №33-7902/2019

№2-1871/2019, 76RS0024-01-2019-001752-61

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.

судей Бачинской Н.Ю., Черной Л.В.

при ведении протокола помощником судьи Маерской А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

14 ноября 2019 года

дело по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 22 августа 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Возложить обязанность на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России: в срок до 01.02.2020 года произвести ремонт в камерах № № 1, 3, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 20, 24, 25, 26, 36 режимного корпуса № 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области.

Заслушав доклад судьи Бачинской Н.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокуратура Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратилась с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России о возложении обязанности на в срок до 01.02.2020 года произвести ремонт в камерах № № 1, 3, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 20, 24, 25, 26, 36 режимного корпуса № 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области.

В обоснование требований указано, что при проведении прокуратурой контрольной проверки состояния камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области установлено не соответствия ряда камер режимных корпусов следственного изолятора требованиям гигиены и санитарии, требуется проведение ремонтных работ по покраске стен и потолка, имеющих следы копоти, проточек воды, отслоения краски и штукатурки от стен и другие дефекты.

Обращение прокурора в суд вызвано непринятием надлежащих мер на протяжении длительного времени по исполнению требований законодательства, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав представителя ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области по доверенностям ФИО1, представителя ФКУ СИЗО-1 по доверенности ФИО2 в поддержание доводов жалобы, возражения прокурора Верещагиной К.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Разрешая спор, суд установив обстоятельства на которые ссылается истец о несоответствии корпусов № 3 и № 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области требованиям гигиены и санитарии, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 4, 17, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, возложив обязанность по производству ремонтных работ в камерах режимного корпуса № 5 на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России.

С выводом суда об удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается.

Доводы жалобы, что УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России не имеют возможности произвести указанный в решении ремонт, поскольку данную обязанность должно исполнять ФКУ СИЗО-1, которое является самостоятельным юридическим лицом, несущим обязанности со ссылкой на Устав СИЗО-1 основанием к отмене решения суда не являются ввиду следующего.

Обстоятельства того, что в камерах корпуса 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области требуется проведение ремонтных работ, по делу не оспаривается.

Согласно Уставу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области учредителем данного учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний, собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации, учреждение находится в ведении ФСИН России, учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств (1 Общие положения Устава).

Предметом и целями деятельности учреждения являются, в том числе содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказания; создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов (п.2 1 Устава)

Управление учреждением осуществляются ФСИН России, УФСИН России по Ярославской области и руководство учреждения; ФСИН России в отношении учреждения осуществляет контроль деятельности учреждения и за использование закрепленного за ним имущества, УФСИН России по Ярославской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, контроль использования закрепленного за учреждением имущества (4. Управление Учреждением).

Контроль использования по назначению и сохранность имущества учреждения осуществляют ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области. Источником финансирования деятельности учреждения являются: средства федерального бюджета, иные поступления разрешенные законодательством РФ.

В силу п. п. 1 и 7 ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Положениями статьи 23 Закона установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания арестованных (осужденных), а также соблюдению требований санитарии возлагается законодателем на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п. п. 3 и 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, одними из основных задач ФСИН России являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международного договора Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно абз. 8 пп. 1 п. 7 указанного Положения ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (пункт 13).

ФСИН России осуществляет контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста и эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию (абз. 12 и 20 пп. 2 п. 7 Положения).

С учетом п. 5 Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы.

Согласно Положению об управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области, утвержденного Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний», управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным ФСИН России на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющимся юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Управления осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 14 Положения к задачам и полномочиям относится, в том числе охрана прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов, руководство подведомственными учреждениями, материально-технического обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

Обстоятельства того, что в камерах корпуса 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области требуется проведение ремонтных работ указанных в иске прокурора, равно как и то, что УФСИН России, осуществляющее руководство территориальными органами обеспечивает финансирование деятельности учреждения (СИЗО-1), а УФСИН России по Ярославской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, по делу не оспариваются.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что ФСИН России, УФСИН России по Ярославской области, являются надлежащими ответчиками по делу и на них в силу приведенных полномочий возложена обязанность довести финансирование и осуществить контроль за выполненными работами.

Доводы жалобы, что в решении не указаны конкретные виды работ, которые должны быть проведены в камерах, основанием к отмене решения суда не являются.

Из содержания иска, пояснения прокурора в суде апелляционной инстанции следует и не было оспорено стороной ответчика, что во всех камерах выявлены одинаковые нарушения, требующие проведение ремонтных работ в виде покраски стен и потолка, фактически речь идет о косметическом ремонте, представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области пояснила, что ремонтные работы частично проведены, в связи с чем, полагать, что решение суда является неясным и не исполнимым судебная коллегия не усматривает.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу ФСИН России на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 22 августа 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи