ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1873/20 от 17.12.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело №2-1873/2020( 33-18867/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2020 года г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Якуповой Н.Н.,

судей Милютина В.Н., Рахматуллина А.А.,

при секретаре Латыповой Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителяФИО2 – ФИО1 на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «БашЖилСервис» о признании бездействия в непредоставлении полной и достоверной информации в установленный срок, обязании устранить допущенные нарушения, взыскание расходов.

Требования мотивированы тем, что ФИО2 является главным редактором информационного агентства «Вестник ЖКХ» и единственным учредителем СМИ ИА «Вестник ЖКХ». Средство массовой информации имеет регистрационный номер Эл № фс77-77903 от 06.03.2020 года, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (статья 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). Положения Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" не обязывают редакцию средства массовой информации указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации. Запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица. ФИО2, являясь главным редактором информационного агентства «Вестник ЖКХ» 14.04.2020 года направил запрос № 31 в адрес ответчика по адресу электронной почты bashgilservis@mail.ru, с целью получения информации по интересующим вопросам. 24.04.2020 ИА «Вестник ЖКХ» получило ответ от ответчика (исх. № 78 от 20.04.2020). Текст ответа содержит отсылочный характер на сайты в сети Интернет. Ни одного ответа на поставленные вопросы ответ не содержит. Управляющие организации, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», являются поставщиками информации в ГИС ЖКХ. В силу п. 2 ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ для всех осуществляющих управление МКД поставщиков информации в ГИС ЖКХ установлен единый порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации тем же совместным приказом Минсвязи и Минстроя от 29.02.2016 г. № 74/114/пр. Согласно ч. 18 ст. 7 указанного 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Таким образом, ФИО2, как редактор информационного агентства «Вестник ЖКХ» путем направления запроса в ООО «БашЖилСервис» реализовал свои права на получение достоверной информации. Ссылаясь на указанные обстоятельства истец просил о признании бездействия ООО «БашЖилСервис» выразившееся в не предоставлении полной и достоверной информации в установленный законом срок, незаконным по запросу № 31 от 14.04.2020. Обязать ООО «БашЖилСервис» устранить допущенные нарушения посредством предоставления полной и достоверной информации по запросу № 31 от 14.04.2020 года. Взыскать с ООО «БашЖилСервис» в пользу ФИО2 сумму расходов за оказанные юридические услуги в размере 25 000 руб., сумму государственной пошлины в размере 300 руб.

Судом вынесено решение, которым постановлено в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ООО «БашЖилСервис» о признании бездействие в не предоставлении полной и достоверной информации в установленный законом срок по запросу № 31 от 14.04.2020 года незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, и взыскание расходов за услуги представителя в размере 25 000руб. и возврате государственной пошлины в размере 300 руб., отказать.

Не согласившись с вынесенным решением ФИО2 в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное по изложенным в жалобе доводам. Указывает, что одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (статья 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). Запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации. Ответ по всем вопросам запроса, направленным ответчику по электронной почте в установленный законом срок получен не был, в соответствие со ст. 40 Закона РФ «О средствах массовой информации». Данные обстоятельства не были учтены судом, что повлекло незаконное решение.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика ФИО3, полагавшую решение законным, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2

Указанный вывод суда судебная коллегия находит правильным на основании следующего.

В соответствии со ст. 38 Закона РФ от от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

В соответствии со ст. 39 указанного Закона РФ редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

В силу ч. 2 ст. 40 Закона РФ "О средствах массовой информации" запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок.

Положения Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" не обязывают редакцию средства массовой информации указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации. Запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица.

Судом установлено, из материалов дела следует, что ФИО2 является главным редактором информационного агентства «Вестник ЖКХ», которое зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан, регистрационный номер Эл № фс77-77903 от 06.03.2020, без образования юридического лица и внесения его в реестр юридических лиц.

14.04.2020 года ФИО2, как главный редактор информационного агентства «Вестник ЖКХ», направил запрос № 31 в ООО «БашЖилСервис» о предоставлении в семидневный срок следующей информации: 1) По каким статьям КоАП РФ в период с января 2019 года по настоящее время ООО «Башжилсервис» было привлечено к административной ответственности; 2) Сколько постановлений о привлечении к административной ответственности ООО «Башжилсервис» в период с января 2019 года по настоящее время вступило в законную силу в разрезе по каждой статье КоАП РФ, КоАП РБ; 3) Сколько постановлений о привлечении к административной ответственности ООО «Башжилсервис» в период с января 2019 года по настоящее время было обжаловано в судебном порядке; 4) Сколько постановлений о привлечении к административной ответственности ООО «Башжилсервис» в период с января 2019 года по настоящее время было отменено в судебном порядке; 5) Привлекались ли должные лица ООО «Башжилсервис» в период с января 2019 года по настоящее время к административной ответственности, если привлекались, то предоставить информацию по каким статьям были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности; 6) Сколько постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц ООО «Башжилсервис» в период с января 2019 года по настоящее время вступило в законную силу; 7) Сколько постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц ООО «Башжилсервис» в период с января 2019 года по настоящее время было обжаловано в судебном порядке; 8) Сколько постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц ООО ««Башжилсервис»» в период с января 2019 года по
настоящее время было отменено в судебном порядке; 9) Привлекалось ли ООО ««Башжилсервис»» с даты получения лицензии по
настоящее время к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, сколько раз, вступили ли указанные постановления в законную силу; 10) Имеются ли у ООО ««Башжилсервис»» неисполненные предписания, выданные Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, в отношении одного многоквартирного дома либо в отношении деятельности всей организации, в том числе с истекшим сроком исполнения предписания с даты получения лицензии; 11) Привлекалось ли ООО ««Башжилсервис»» в период с даты получения лицензии по настоящее время к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ, сколько раз, вступили ли указанные постановления в законную силу; 12) Имеются ли у ООО ««Башжилсервис»» в период с даты получения лицензии по настоящее время вступившие в законную силу постановления о привлечении по ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении одного многоквартирного дома либо в отношении деятельности всей организации; 13) В случае имеющихся неисполненных предписаний в период с даты получения лицензии по настоящее время предоставить информацию в следующем разрезе: номер предписания и дата, срок исполнения предписания, основания выдачи предписания, адрес МКД (многоквартирный дом), в котором выявлены нарушения, или пояснить, что предписание выдано в отношении деятельности всей организации; 14) В случае имеющихся вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ ООО «Башжилсервис» в период с даты получения лицензии по настоящее время предоставить информацию в следующем разрезе: номер постановления и дата, адрес МКД (многоквартирный дом) в котором выявлено воспрепятствование деятельности при проведении проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, или пояснить, что предписание выдано в отношении деятельности всей организации.

Данный запрос был направлен 14.04.2020 года в адрес ответчика по адресу электронной почты bashgilservis@mail.ru

20.04.2020 года ООО «БашЖилСервис» на указанный запрос направил письменный ответ (исх. № 78), который получен истцом 24.04.2020 года. Согласно данному ответу, ответчик сообщил: «В силу части 1 статьи 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации. В предыдущем ответе на ваш запрос ООО «БашЖилСервис» сообщил, что вся информация о проверках юридических лиц и результатах таких проверок размещены на официальном сайте ФГИС «Единый реестр проверок» (https://proverki.gov.ra/).

В вашем обращении содержатся вопросы, на которые уже давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, в связи с чем, считаем ваше обращение безосновательным и дальнейшая переписка по данному вопросу прекращается».

Представитель ответчика в судебном заседании указала, что ответчик ранее 09.04.2020 года уже предоставлял ответ на аналогичный запрос истца (исх. № 71).

Разрешая спор, суд первой инстанции установив, что ответчик в установленный срок дал истцу ответ на его запрос по предоставлению информации, в связи с чем, нарушений права редакции на получение ответа, предусмотренного Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» не имеется, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Несогласие с ответом по всем вопросам запроса № 31 от 14 апреля 2020 года не свидетельствует о не предоставлении полной и достоверной информации, поскольку запрос сведений о привлечении ответчика к административной ответственности и других указанных в запросе вопросов, не относится к информации, обязательной к раскрытию, предусмотренной разделом 10 Приказа № 74/114/пр.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.

В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.

Согласно подп. "а", "г", "д" п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг.

Таким образом, приведенный Стандарт раскрытия информации не предусматривает обязанность управляющей организации предоставлять по соответствующим запросам сведения о привлечении ответчика к административной ответственности и другим вопросам, указанным в запросе истца.

Согласно п. 2 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, (утвержденного Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 415), Единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Управляющие организации являются поставщиками информации в ГИС ЖКХ.

Согласно ч. 18 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона № 209-ФЗ, Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 (далее - Приказ № 74/114/пр) для всех осуществляющих управление МКД поставщиков информации в ГИС ЖКХ, утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Раздел 10 Приказа № 74/114/пр определяет состав информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению МКД на основании договора управления.

Таким образом, суд обоснованно указал, что, сведения о привлечении ответчика к административной ответственности и другие сведения указанные в запросе истца не относится к информации, обязательной к раскрытию, предусмотренной разделом 10 Приказа № 74/114/пр.

Довод апелляционной жалобы о том, что одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (статья 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"), запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, не может повлечь отмены решения суда, поскольку основан на неверном толковании приведенных выше норм материального права.

Данное право редакции на запрос информации, как следует из ст.39 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" применительно к данному спору, не является абсолютным, а ограничено компетенцией ответчика.

Иные доводы апелляционной жалобы в своей совокупности повторяют правовую позицию ответчиков при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО2- ФИО1, оставить без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Якупова

Судьи В.Н. Милютин

А.А. Рахматуллин

Справка: судья Чирухина Е.В.