ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №33-19971/2023
№2-1876/2023
город Уфа 30 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р.Х.,
судей Науширбановой З.А.
Батршиной Ю.А.
при секретаре Щукине О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкоммунсервис» на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 августа 2023 года,
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет) обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкоммунсервис» (далее - УК «Жилкоммунсервис») адрес платы за содержание жилых помещений по выполненным работам, начисленной в платежных документах за июнь 2022 г. в разделе 5; произвести перерасчет (возврат) по лицевым счетам собственников помещений №..., 145 адрес платы по услуге «госпошлина», начисленной в платежных документах за август 2022 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с Положением о Госкомитете, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№..., истец является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного контроля (надзора), лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
дата в адрес Госкомитета через Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан по подведомственности поступили обращения собственников жилых помещений №... Басимова Р.Х. и №... Благодарова В.А. в адрес РБ о необоснованном перерасчете (доначислении) управляющей организацией УК «Жилкоммунсервис» платы за содержание и текущий ремонт в размере 2514,44 руб. (по адрес) и в размере 3018,35 руб. (по адрес) в платежных документах за июнь 2022 года, а также необоснованном начислении в платежных документах за август 2022г. услуги по оплате госпошлины в размере 800 руб. (адрес), в размере 200 руб. (по адрес), а также необоснованном начислении пени в размере 7,94 руб. (по адрес), в размере 8,90 руб. (по адрес) с приложением соответствующих платежных документов.
дата в адрес Госкомитета от собственника помещения №... Басимова Р.Х. поступило обращение в дополнение к обращению от дата о несоответствии действий управляющей организации по взысканию судебных расходов положениям жилищного законодательства. К обращению были приложены ответы УК «Жилкоммунсеврвис» о произведении перерасчета платы за содержание, начисленной в период с июня по август 2022 г.
Согласно информации, размещенной на сайте ГИС ЖКХ, МКД №... по адрес в адрес с дата находится в управлении УК «Жилкоммунсеврвис» на основании договора управления.
Из письма УК «Жилкоммунсервис» следует, что решением общего собрания собственников помещений в адрес, оформленным протоколом от дата утвержден размер платы за содержание жилых помещений в размере 14,10 руб./кв.м. В связи с тем, что собственниками помещений в доме размер платы с 2018 г. не увеличивался, УК «Жилкоммунсервис» обратилось в орган местного самоуправления для установления размера платы за содержание жилых помещений, соответствующего достижения целей управления многоквартирным домом.
Решением Совета городского поселения адрес№... от датаг. установлен размер платы за содержание жилых помещений в адрес в размере 20 руб.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от дата исковые требования Басимова Р.Х., Благодарова В.А. удовлетворены. Решение Совета городского поселения адрес№... от дата признано недействующим со дня его принятия.
Указанное решение суда послужило основанием для произведения перерасчета (возврата) размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» исходя из разницы предъявленного размера платы, утвержденного вышеназванным решением Совета городского поседения адрес в размере 20 руб./кв.м. и ранее применявшегося размера платы, утвержденного решением общего собрания собственников помещений спорного МКД в размере 14,10 руб./кв.м. в платежных документах за июнь 2022 г. по лицевым счетам жилых помещений МКД за период с июля 2021 г. по май 2022 г.
Из содержания платежного документа за июнь 2022 г. по адрес следует, что произведение перерасчета (возврата) размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» на основании вышеназванного апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от дата произведено следующим образом: 20,00 руб./кв.м. – 14,10 руб./кв.м.=5,90 руб./кв.м; 48,90 кв.м.*5,90 руб./кв.м.*11 месяцев= 3173,61 руб.
Также из содержания письма УК «Жилкоммунсервис» от дата следует, что в связи с изменением размера платы в сторону уменьшения и фактическим выполнением оплаченных работ по услуге содержание образовался минусовой баланс, который составил 426 707 руб. по состоянию на июнь 2022 г., что явилось основанием для произведения перерасчета (доначисления) платы по услуге «содержание и текущий ремонт» собственникам помещений МКД №... по адрес в адрес.
Из содержания платежного документа за июнь 2022 г. по адрес следует, что произведение перерасчета (доначисления) размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» за ранее выполненные работы произведено следующим образом: 426 707 руб./8299 кв.м.=51,42 руб./кв.м.; 51,42 руб./кв.м.* 48,9 кв.м.=2514,44 руб.
Однако сведения о принятии общим собранием собственников помещений в спорном МКД об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт, превышающего установленный дата размер платы – 14,10 руб./кв.м., отсутствует.
Исходя из изложенного, произведение управляющей организацией перерасчета (доначисления) платы по услуге «содержание и текущий ремонт» в платежном документе в июне 2022 г. за выполненные услуги по лицевым счетам жилых помещений, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в МКД №... по адрес в адрес РБ является незаконным.
Кроме того, в ходе рассмотрения обращения установлено, что УК «Жилкоммунсервис» в платежных документах, выставленных собственникам помещений №... и №... за август 2022 г. начислена плата по услуге «госпошлина» в размере 800 руб. и 200 руб. соответственно.
По результатам рассмотрения обращений Госкомитетом УК «Жилкоммунсервис» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №... от дата от дата, в котором управляющей компании предложено принять меры по проведению размера платы за содержание жилых помещений в МКД №... по адрес, произвести перерасчет (возврат) по всем лицевым счетам собственников помещений в МКД платы за содержание жилых помещений по выполненным работам, начисленной в платежных документах за июнь 2022 г., а также произвести перерасчет (возврат) по лицевым счетам собственников помещений №... и №... МКД №... по адрес платы по услуге «госпошлина», начисленной в платежных документах за август 2022 г.
Не согласившись с указанным предостережением, УК «Жилкоммунсервис» направило в адрес Госкомитета возражение. По результатам рассмотрения возражения Госкомитетом принято решение об отказе в удовлетворении возражения, оформленное уведомлением. В качестве мотивированного основания для принятия указанного решения послужило отсутствие у УК «Жилкоммунсервис» правовых оснований для перерасчета (доначисления) платы за содержание жилых помещений.
Таким образом, незаконные действия УК «Жилкоммунсервис» по начислению и взиманию платы за содержание жилых помещений, в размере не утвержденном общим собранием собственников помещений в МКД, либо органом местного самоуправления, нарушают права собственников (нанимателей) помещений в жоме №... по адрес, РБ., а незаконное начисление платы по услуге «госпошлина» нарушает права собственников жилых помещений №..., №... указанного дома.
Определением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Совет городского поседения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
«исковые требования Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к ООО Управляющая компания «Жилкоммунсервис» об обязании произвести перерасчет (возврат) по лицевым счетам собственников (нанимателей) помещений платы за содержание жилых помещений по выполненным работам; произвести перерасчет (возврат) по лицевым счетам собственников помещений платы по услуге «госпошлина», начисленной в платежных документах, - удовлетворить.
Обязать ООО Управляющая компания «Жилкоммунсервис» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет (возврат) по лицевым счетам собственников (нанимателей) помещений многоквартирного адрес Республики Башкортостан платы за содержание жилых помещений по выполненным работам, начисленной в платежных документах за июнь 2022 года в «Разделе 5».
Обязать ООО Управляющая компания «Жилкоммунсервис» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет (возврат) по лицевым счетам собственников помещений №..., №... многоквартирного адрес Республики Башкортостан платы по услуге «госпошлина», начисленной в платежных документах за август 2022 года.».
В апелляционной жалобе УК «Жилкоммунсервис» просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что силу п. 31 Правил 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения в МКД, решение общего собрания собственников помещений в таком доме о размере платы за содержание принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. На протяжении 6 (шести) лет управляющая организации неоднократно обращалась к собственникам дома с предложением об увеличении тарифа на содержание в МКД по адресу: адрес до экономически обоснованного. Однако все предложения по увеличению тарифа, по выбору управляющей организации, выбору Совета дома стараниями и усилиями третьих лиц по рассматриваемому иску - Благодарова, Басимова и не привлеченного в качестве третьего лица - Ягудина не были по факту собственниками рассмотрены, поскольку указанные лица проведения собраний срывали, проголосовать собственникам фактически не позволили. При рассмотрении дела суд учел обязанности УК, однако обязанности собственников помещений, в интересах которых управляющей организации, вынесено обжалуемое решение, и которые злостно, неоднократно, злоупотребляя правом нару и свои обязанности по проведению общих собраний и установлении тарифа на экономически обоснованном размере, проигнорировал и не дал в обжалуемом решении этому соответствующей правовой оценки. Кроме того, суд первой инстанции рассмотрел настоящее дело без привлечения к участию в деле третьего лица, чьи права и обязанности затронуты указанным решением - ООО «Белорецкий Жилсервис», поскольку оно является организацией-агентом ответчика и на основании договора осуществляет начисление платы по лицевым счетам, формирует платежные извещения, доводит их до собственников помещений и осуществляет сбор денежных средств. То есть платежное извещение по квартирам 39 и 145 в МКД №... по адрес, положенное в основу искового заявления истца было сформировано третьим лицом, которое к участию в деле не привлекалось, ходатайство о его привлечении оставлено без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя УК «Жилкоммунсервис» Хлынова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Госкомитета Мамлеева Д.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, Благодарова В.А., Басимова Р.Х., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что дата в адрес Госкомитета через Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес по подведомственности поступили обращения собственников жилых помещений №... Басимова Р.Х и №... Благодарова В.А. адрес РБ о необоснованном перерасчете (доначислении) управляющей организацией ООО УК «Жилкоммунсервис» платы за содержание и текущий ремонт в размере 2514,44 руб. (по адрес) и в размере 3018,35 руб. (по адрес) в платежных документах за июнь 2022 года, а также необоснованном начислении в платежных документах за август 2022 г. услуги по оплате госпошлины в размере 800 руб. (адрес), в размере 200 руб. (по адрес), а также необоснованном начислении пени в размере 7,94 руб. (по адрес), в размере 8,90 руб. (по адрес) с приложением соответствующих платежных документов.
дата в адрес Госкомитета от собственника жилого помещения №... Басимова Р.Х. поступило обращение в дополнение к обращению от дата о несоответствии действий управляющей организации по взысканию судебных расходов положениям жилищного законодательства. К обращению были приложены ответы УК «Жилкоммунсервис» на обращения Басимова Р.Х. и Благодарова В.А. о произведении перерасчета платы за содержание, начисленной в период с июня по август 2022 г.
Согласно информации, размещенной на сайте ГИС ЖКХ, МКД №... по адрес в адрес с дата находится в управлении УК «Жилкоммунсервис» на основании договора управления.
Из письма УК «Жилкоммунсервис» следует, что решением общего собрания собственников помещений в адрес, оформленным протоколом от дата утвержден размер платы за содержание жилых помещений в размере 14,10 руб./кв.м. В связи с тем, что собственниками помещений в доме размер платы с 2018 г. не увеличивался, УК «Жилкоммунсервис» обратилось в орган местного самоуправления для установления размера платы за содержание жилых помещений, соответствующего достижения целей управления многоквартирным домом.
Решением Совета городского поселения адрес№... от датаг. установлен размер платы за содержание жилых помещений в адрес в размере 20 руб.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата в удовлетворении административного искового заявления Благодарова В.А., Басимова Р.Х. отказано.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от датаг. решение Верховного Суда Республики Башкортостан от дата отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования Благодарова В.А., Басимова Р.Х. удовлетворены. Признано недействующим со дня принятия решение Совета городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан №... от дата «Об установлении для собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РБ, адрес, находящемся в управлении Управляющей компании УК «Жилкоммунсервис». Указанное определение вступило в законную силу.
При вынесении вышеназванного апелляционного определения судом сделан вывод о том, что поскольку решение общего собрания собственников жилых помещений в спорном многоквартирном доме от дата незаконным не признано, собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества, то у Совета городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан не имелось полномочий на принятие решения об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, расположенных по адресу: РБ, адрес. Кроме тог, финансово-экономическое обоснование измененного размера платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирном доме до 20 руб./кв.м. не может быть признано соответствующим требованиям относимости и допустимости.
Указанное решение суда послужило основанием для произведения перерасчета (возврата) размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» исходя из разницы предъявленного размера платы, утвержденного вышеназванным решением Совета городского поседения г.Белорецк в размере 20 руб./кв.м. и ранее применявшегося размера платы, утвержденного решением общего собрания собственников помещений спорного МКД в размере 14,10 руб./кв.м. в платежных документах за июнь 2022 г. по лицевым счетам жилых помещений МКД за период с июля 2021 г. по май 2022 г.
Из содержания платежного документа за июнь 2022 г. по адрес следует, что произведение перерасчета (возврата) размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» на основании вышеназванного апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.04.2022г. произведено следующим образом: 20,00 руб./кв.м. – 14,10 руб./кв.м.=5,90 руб./кв.м; 48,90 кв.м.*5,90 руб./кв.м.*11 месяцев = 3173,61 руб.
Также из содержания письма УК «Жилкоммунсервис» от дата следует, что в связи с изменением размера платы в сторону уменьшения и фактическим выполнением оплаченных работ по услуге содержание образовался минусовой баланс, который составил 426 707 руб. по состоянию на июнь 2022 г., что явилось основанием для произведения перерасчета (доначисления) платы по услуге «содержание и текущий ремонт» собственникам помещений МКД №... по адрес в адрес.
Из содержания платежного документа за июнь 2022 г. по адрес следует, что произведение перерасчета (доначисления) размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» за ранее выполненные работы произведено следующим образом: 426 707 руб./8299 кв.м.=51,42 руб./кв.м.; 51,42 руб./кв.м.* 48,9 кв.м.=2514,44 руб.
Также судом установлено, что согласно информации, размещенной на сайте ГИС ЖКХ многоквартирный адрес в адрес Республики Башкортостан с дата находится в управлении УК «Жилкоммунсервис» на основании договора управления.
УК «Жилкоммунсервис» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами №... от дата
УК «Жилкоммунсервис» произведен перерасчет размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» исходя из разницы, предъявленного размера платы, утвержденного решением №... от дата Совета городского поселения адрес в размере 20 руб. и размера платы установленного апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от дата по делу №...а-963/2022 в платежных документах за июнь 2022 года по лицевым счетам жилых помещений МКД №... по адрес в размере 14,10 руб. за период с июля 2021г, по май 2022г.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отражение перерасчета (доначисления) размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» в платежном документе за июнь 2022 г. в «разделе 5» за выполненные услуги по лицевым счетам жилых помещений, ответчиком произведено без согласования собственников помещений по МКД №... по адрес в адрес Республики Башкортостан, что является незаконным и нарушают права собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном адрес в адрес Республики Башкортостан.
Таким образом, пришел к выводу о том, что исковые требования истца в части обязания ООО УК «Жилкоммунсервис» произвести перерасчет (возврат) по лицевым счетам собственников (нанимателей) помещений многоквартирного адрес платы за «содержание и текущий ремонт» по выполненным работам, начисленной в платежных документах за июнь 2022г. в «Разделе 5», обоснованные и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно частям 1, 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Таким образом, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников является волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
В соответствии с пунктами 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом наличие утвержденного минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, не лишает стороны договора управления многоквартирным домом предусмотреть иной перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, определить работы (услуги), выполняемые за отдельную плату, условия их оказания и выполнения, а также установить размер платы за такие работы (услуги).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, которая не зависит от выполненных управляющей организацией конкретных работ в конкретный период времени.
Как следует из материалов дела, УК «Жилкоммунсервис» был произведен перерасчет размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» исходя из разницы, предъявленного размера платы, утвержденного решением №... от 02.06.2021г. Совета городского поселения адрес в размере 20,00 руб. и размера платы установленного апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от дата в платежных документах за июнь 2022 г. по лицевым счетам жилых помещений МКД №... по адрес в размере 14,10 руб. за период с июля 2021г, по май 2022 г.
Из содержания платежного документа за июнь 2022г. по адрес следует, что произведение перерасчета (возврата) размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» на основании вышеназванного апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.04.2022г. произведено следующим образом: 20,00 руб./кв.м. – 14,10 руб./кв.м.=5,90 руб./кв.м; 48,90 кв.м.*5,90 руб./кв.м.*11 месяцев= 3173,61 руб.
Согласно письма, представленного ООО УК «Жилкоммунсервис» в адрес Госкомитета, управляющей организацией произведено начисление размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» в указанном МКД за ранее выполненные услуги:
426 707 руб./8299 кв.м. = 51,42 руб./кв.м.,
51,42руб./кв.м*48,89 кв.м. (адрес) = 2514,44 руб.
Управляющая организация представила ауты выполненных работ за период 2018-2022г.г. по МКД №... по адрес в адрес.
Между тем, в Госкомитет копия протокола общего собрания собственников помещений по МКД №... по адрес в адрес, в котором собственники помещений приняли решение о произведении начисления размера платы за ранее выполненные работы не представлена, как и не представлена ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
Указанные выше обстоятельства судом первой инстанции, исходя из приведенных правовых норм, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений; условия договора управления собственника с управляющей организацией определяются с учетом решения общего собрания собственников; если собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления; управляющая организация не вправе в одностороннем порядке начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом; отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не дает последней право произвольно установить размер платы за техническое содержание и текущий ремонт общего имущества дома, оценены и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судом верно установлено, что отражение перерасчета (доначисления) размера платы по услуге «содержание и текущий ремонт» в платежном документе за июнь 2022 года в «разделе 5» за выполненные услуги по лицевым счетам жилых помещений, ответчиком произведено без согласования собственников помещений по МКД №... по адрес в адрес Республики Башкортостан, что является незаконным.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что ООО УК «Жилкоммунсервис» в платежных документах, выставленных собственникам жилых помещений №... (Басимов Р.Х) и №... (Благодаров В.А.) за август 2022 г. начислена плата по услуге «госпошлина» в размере 800 руб. и 200 руб. соответственно.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ст. 154 ЖК РФ.
Между тем, расходы на государственную пошлину по вступившим в законную силу решениям судов о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам не могут быть включены в платежные документы по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Нормами жилищного законодательства не предусмотрено включать в платежные документы за жилое помещение и коммунальные услуги плату за госпошлину.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования истца в части обязания ООО УК «Жилкоммунсервис» произвести перерасчет (возврат) по лицевым счетам собственников помещений №... и №... МКД №... по адрес РБ платы по услуге «госпошлина», начисленной в платежных документах за август 2022 года.
При таких обстоятельствах, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции и о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств недобросовестного поведения собственников помещений, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемый судебный акт принят в отношении прав и обязанностей лица, не привлеченного к участию в деле (со ссылкой на то, что организацией-агентом является ООО «Белорецкий Жилсервис») не могут быть основанием для отмены судебного решения.
ООО «Белорецкий Жилсервис» с апелляционной жалобой на решение суда не обращался, само по себе осуществление им начисления платы по лицевым счетам и формирования платежных извещений, сбора денежных средств ответчиком при обстоятельствах того, что управляющей компанией является Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкоммунсервис», не свидетельствует о том, что оспариваемое решение затрагивает права и интересы данного юридического лица. Кроме того, в суде апелляционной инстанции представитель управляющей организации ходатайство о привлечении указанное юридическое лицо не поддержал.
Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на законность постановленного судом решения, правовых оснований для его отмены не содержат.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкоммунсервис» - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Мугинова
Судьи Ю.А. Батршина
З.А. Науширбанова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.11.2023 г.
Справка: судья Харькина Л.В.