Судья: Никулина Е.Б. Гр. дело № 33-2464/2020 (Гр. дело 2-1878/2019) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27.02.2020 года г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Пинчук С.В. судей Ивановой Е.Н., Набок Л.А. при секретаре Петровой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на решение Ставропольского районного суда от 15 ноября 2019 года, которым постановлено: « Исковое заявление администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области - оставить без удовлетворения». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Администрация сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, в котором, с учетом уточнений, просила: 1) признать незаконными и отменить распоряжения администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 16.02. 2016, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; 2) признать отсутствующим право собственности ответчиков на вышеуказанные земельные участки с к.н.№, №, №, №, №, №, №, №, №; 3) погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о правах собственности на земельные участки с к.н. №, №, №, №, №, №, №, №, №. В обоснование своих требований истец указывал, что в администрацию с.п. Ягодное из Собрания представителей муниципального района Ставропольский поступило письмо № от ДД.ММ.ГГГГ. о том, в <адрес>, ведется индивидуальное жилищное строительство. В результате чего перекрыт доступ к берегу реки Волга. Сотрудниками администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области осуществлен выезд на <адрес> (берег р. Волга), о чем составлен акт. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Собрания представителей сельского поселения Ягодное было рекомендовано принять меры и обратиться в суд с иском о признании незаконными и отмене распоряжений о предварительном согласовании и предоставлении восьми земельных участков, которые перечисляются ниже. Администрацией сельского поселения Ягодное выявлены постановления администрации муниципального района Ставропольский, подготовленные и вынесенные, на момент формирования земельных участков с нарушением Земельного и Градостроительного законодательства. На основании заявлений, предварительного согласования и документов, подтверждающих льготу, были сформированы и предоставлены земельные участки в собственность следующих граждан: - земельный участок с КН № предоставлен ФИО1 - военнослужащему (распоряжение администрации муниципального района Ставропольский о предварительном согласовании № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение администрации муниципального района Ставропольский о предоставлении в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ - п.п. д п.2 ч.3 ст.9 Закона Самарской области "О земле" 94-ГД от ДД.ММ.ГГГГ); - земельный участок с КН № предоставлен ФИО2 и ФИО14 как молодой семье (распоряжения администрации муниципального района Ставропольский о предварительном согласовании № от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ - п.п. б п.2 ч.3 ст.9 Закона Самарской области "О земле" 94-ГД от 11.03.2005); - земельный участок с КН № предоставлен ФИО3 и ФИО15 как молодой семье (распоряжения администрации муниципального района Ставропольский о предварительном согласовании № от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ -п.п. б п.2 ч.3 ст.9 Закона Самарской области "О земле" 94-ГД от 11.03.2005); - земельный участок с № предоставлен ФИО4 как военнослужащему (распоряжения администрации муниципального района Ставропольский о предварительном согласовании № от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ -п.п. д п.2 ч.3 ст.9 Закона Самарской области "О земле" 94-ГД от 11.03.2005); - земельный участок с КН № предоставлен ФИО5 как военнослужащему (распоряжения администрации муниципального района Ставропольский о предварительном согласовании № от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ - п.п. д п.2 ч.3 ст.9 Закона Самарской области "О земле" 94-ГД от 11.03.2005; - земельный участок с КН № предоставлен ФИО6 как военнослужащему (распоряжения администрации муниципального района Ставропольский о предварительном согласовании № от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ - п.п. д п.2 ч.3 ст.9 Закона Самарской области "О земле" 94-ГД от 11.03.2005; - земельный участок с КН № предоставлен ФИО7, как военнослужащей (распоряжения администрации муниципального района Ставропольский о предварительном согласовании № от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ - п.п. д п.2 ч.3 ст.9 Закона Самарской области "О земле" 94-ГД от 11.03.2005); - земельный участок с КН № предоставлен ФИО8 и ФИО9 как молодой семье (распоряжения администрации муниципального района Ставропольский о предварительном согласовании 784 от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ - п. б п.2 ч.3 ст.9 Закона Самарской области "О земле" 94-ГД от 11.03.2005). На момент формирования в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Ягодное, утвержденными Решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от 22.05.2015г), указанные земельные участки находились в зоне Р2 - зоне природного ландшафта. Указанная зона предназначена для сохранения и обустройства природного ландшафта, озелененных пространств и не предназначена для обеспечения правовых условий формирования жилой застройки из индивидуальных и блокированных жилых домов. В связи с этим, указанные постановления о предварительном согласовании, вынесены в нарушение Правил застройки и землепользования сельского поселения Ягодное, чем было нарушено право сельского поселения Ягодное на использование в соответствии с территориальным зонированием – для сохранения и обустройства природного ландшафта, озелененных пространств. В судебном заседании администрацией с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области требования о признании распоряжений администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о предоставлении спорных земельных участков в собственность граждан недействительными и их отмене, в связи с отменой данных распоряжений администрацией района в порядке самоконтроля 08.10.2019г., не поддерживались. Представители ответчиков ФИО16, ФИО13 – ФИО17, ФИО18 не соглашались с заявленными требованиями в полном объеме. Полагают, что иск заявлен ненадлежащим истцом, поскольку администрация с.п. Ягодное в силу ст. 46 ГПК РФ не обладает полномочиями на его подачу. ФИО13 является добросовестным приобретателем, ему выдавались распоряжения о присвоении адреса в 2018 г., об установлении ориентира, разрешено строительство, имеется градостроительный план. Также просили применить срок исковой давности по оспариванию распоряжений администрации района, поскольку иск подан 03.07.2019г., более чем по истечении 3 лет после издания оспариваемых распоряжений. Представитель ответчика ФИО2 – ФИО19 просил в иске отказать, применить общий срок исковой давности – 3 года, который истек. За указанное время ответчиком произведены работы к строительству дома, Ответчик ФИО11 просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе Глава сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области просит решение суда отменить, как незаконное. В заседании судебной коллегии представители администрации с.п. Ягодное (по доверенностям) ФИО20, ФИО21, доводы апелляционной жалобы поддержали. Ответчик ФИО2, его представитель ФИО14, представитель ответчика ФИО13- ФИО18, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения. Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом. На основании ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав стороны, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами, могут находиться в частной собственности. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка (далее ИЖС), в территориальной зоне: Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО7, как военнослужащей. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено распоряжение № о предоставлении ФИО7 в собственность указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ. распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка (далее ИЖС), в территориальной зоне: Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО4, как военнослужащему. ДД.ММ.ГГГГ. администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено распоряжение № о предоставлении ФИО4 в собственность указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ. распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка (далее ИЖС), в территориальной зоне: Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО5, как военнослужащему. ДД.ММ.ГГГГ. администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено распоряжение № о предоставлении ФИО5 в собственность указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ. распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка (далее ИЖС), в территориальной зоне: Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО8 и ФИО9, как молодой семье. ДД.ММ.ГГГГ. администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено распоряжение № о предоставлении ФИО8 и ФИО9 в собственность указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ. распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка (далее ИЖС), в территориальной зоне: Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО6, как военнослужащему. ДД.ММ.ГГГГ. администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено распоряжение № о предоставлении ФИО6 в собственность указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ. распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка (далее ИЖС), в территориальной зоне: Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1, как военнослужащему. ДД.ММ.ГГГГ. администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено распоряжение № о предоставлении ФИО1 в собственность указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ. распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка (далее ИЖС), в территориальной зоне: Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО14, ФИО2, как молодой семье. ДД.ММ.ГГГГ. администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено распоряжение № о предоставлении ФИО14, ФИО2 в собственность указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ. распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка (далее ИЖС), в территориальной зоне: Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО3, ФИО15, как молодой семье. ДД.ММ.ГГГГ. администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено распоряжение № о предоставлении ФИО3, ФИО15 в собственность указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ. Собрание представителей с. Ягодное направило в адрес и.о. главы администрации с.п. Ягодное ФИО20 обращение, в котором указано о поступлении в данный орган обращения жителей <адрес> о ведении строительства на берегу р. Волга, в результате чего перекрыт доступ к берегу р. Волга с просьбой принять необходимые и достаточные меры, направить ответ, с приложением на 2 листах. Указанное приложение суду истцом не представлено. ДД.ММ.ГГГГ. и.о. главы администрации с.п. Ягодное ФИО20, и.о. зам. главы с.п. Ягодное ФИО22, водителем администрации с.п. Ягодное ФИО23 составлен акт осмотра спорных земельных участков, согласно которому расположение участков перекрывает проезд к береговой зоне р. Волга, на трех участках ведутся строительные работы – закладка фундамента, участки находятся в рекреационной зоне (т.1 л.д.117). Между тем, из информации по объектам недвижимости – спорным земельным участкам, сведениям ЕГРН следует, что указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет, находятся на землях населенных пунктов и имеют разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки. ( т.1 л.д. 118-149). В связи со сменой собственников спорных земельных участков, по запросу суда Управлением Росреестра представлены документы - т.1 л.д. 198-268. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 продал земельный участок по адресу: <адрес>, с к.н. №, ФИО12, которая ДД.ММ.ГГГГ. продала его ФИО11. ФИО7 по договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. продала земельный участок по адресу: <адрес>, с к.н. №, ФИО12, которая ДД.ММ.ГГГГ. продала данный земельный участок ФИО11 Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 продал земельный участок по адресу: <адрес>, с к.н. №, ФИО12 ФИО4 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. продала земельный участок по адресу: <адрес>, с к.н. №, ФИО12, котьоря ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 продала данный земельный участок ФИО13 ФИО24, ФИО9 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. продала земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, ФИО12, которая ДД.ММ.ГГГГ. продала данный земельный участок ФИО11 Земельные участки с к.н. № и № были объединены, а впоследствии разъединены на три земельных участка с к.н. №, №, №. ДД.ММ.ГГГГ. администрация с.п. Ягодное выдала ФИО13, распоряжение о присвоении адресов трем земельным участкам. На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене некоторых распоряжений администрации муниципального района Ставропольский Самарской области» ответчиком отменены распоряжения о предоставлении спорных земельных участков в собственность в силу ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в порядке самоконтроля (т.2 л.д.43-44). Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку представленным по делу доказательствам, пояснениям сторон, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска в полном объеме. Обосновывая свои выводы, об отказе администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в признании распоряжений администрации муниципального района Ставропольский Самарской области недействительными, суд исходил из того, что согласно п.п.4,5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов, узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление. Между тем, заявление (обращение) граждан, в защиту которых обратился истец, суду не представлено, как и доказательств нарушения порядка предоставления участков и нарушения прав истца. Учитывая дату подачи иска - 03.07.2019г., суд пришел к выводу о том, что, срок исковой давности по заявленным требованиям истек 21.05.2019г. Разрешая требования истца о признании прав ответчиков на земельные участки отсутствующими, погашении записей в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество, суд правомерно указал на то, что указанный способ защиты является исключительным, поскольку может быть заявлено при отсутствии иного способы защиты права только собственником имущества. В силу п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в т.ч. признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. По смыслу статей 1, 2 ФЗ № 131 муниципальное образование действует через свои органы, к которым в силу закона отнесены также представительный орган местного самоуправления, глава администрации, местная администрация. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (ст. 10 ФЗ № 131). В силу подп. 5 п. 10 ст.35 ФЗ № 131 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Истец основывает обращение с иском в интересах неопределенного круга лиц на положениях Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с жалобами жителей с. Ягодное в Собрание Представителей села, по факту предоставления земельных участков на берегу р. Волга, чем перекрыт доступ к берегу. В силу ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Между тем, в обоснование данного довода суду ни одного обращения жителя села Ягодное, иного лица, представлено не было. Истцом также не представлено доказательств тому, что выделением спорных земельных участков перекрыт доступ к берегу реки Волга, а также тому, что земельные участки сформированы в водоохранной зоне, с учетом представленных в опровержение доказательств. При том, что истец не является и не являлся собственником земельных участков, в отношении которых обратился в суд с требованиями, поскольку полномочиями по распоряжению земельными участками, отнесенными к землям, собственность на которые не разграничена, не располагает. Береговая зона с учетом требований закона об общедоступности водных объектов и специфики их владения Российской Федерацией подлежит защите определенными органами, обладающими подобными полномочиями (ст. 45 ГК РФ). Согласно ст. 14 ФЗ № 131, к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе:- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3);- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (п.20); - присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре (п.21). Согласно ч.3,4 ст.14 ФЗ № 131 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Согласно ст. 11Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с требованиями, указанными в статье, в том числе, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения. В силу п.2.1. ст. 12 ФЗ № 131 изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям муниципальных округов, городских округов, осуществляется с согласия населения поселений, муниципальных округов и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений, муниципальных округов и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов. Согласно Правилам землепользования и застройки с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ№, зона Р2 предназначена для сохранения и обустройства природного ландшафта, озелененных пространств, указаны основные и вспомогательные виды разрешенного использования, не предусматривающие жилищного строительства. Между тем, судом установлено, что спариваемые распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельных участков приняты уполномоченным с соблюдение указанных выше нормативно-правовых актов (в силу требований статей 1,18,30 ГрК Российской Федерации). В феврале 2019 г. истцом выданы распоряжения о присвоении адресов, ответчикам выданы и согласованы градостроительные планы, разрешение на строительство (т.2 л.д.99-112). Согласно данным публичной кадастровой карты, карты современного использования территории с. Ягодное, спорные земельные участки находятся в зоне Ж1 – (т.2 л.д.114а-114). ДД.ММ.ГГГГ. администрация с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области приняла постановление № «О проведении публичных слушаний по проекту Решения Собрания представителей с.п. Ягодное «Об утверждении изменений в генеральный план с.п. Ягодное, утвержденный решением Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ№» в срок по ДД.ММ.ГГГГ, представлен проект изменений (т.2 л.д.115-117, 118-119). Между тем, стороной ответчика представлены заключения МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, сводное заключение от ДД.ММ.ГГГГ Минкомразвития России об отказе в согласовании проекта внесения изменения в генеральный план с. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области. Таким образом, как верно указал суд, доказательств, свидетельствующих о том, что при формировании спорных земельных участков в зоне, не предполагающей либо запрещающей индивидуальное жилищное строительство, не представлено. Земельные участки сформированы с учетом данных, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, поставлены Управлением Росреестра по Самарской области на кадастровый учет в 2016 году. В период с 2017 г. по 2019 г. утверждались и согласовывались градостроительные планы, возведены три жилых дома. Доказательства иным обстоятельствам не представлены. Как верно указал суд, отклоняя доводы истца, закрепление зоны Р2 в Правилах землепользования и застройки с. Ягодное, представленных суду и являющихся муниципальным правовым актом в силу ст. 7 ФЗ № 131, не может являться основанием для признания отсутствующим права граждан – ответчиков по делу, являющихся добросовестными приобретателями в силу представленных доказательств, поскольку данный способ восстановления прав повлечет несоразмерный иску ущерб для ответчиков. При этом доказательств признания недействительными межевания спорных земельных участков, возникновения прав собственности на них, недобросовестности приобретения участков ответчиками – физическими лицами также не представлено. Кроме этого, суд принял во внимание факт строительства индивидуальных жилых домов на спорных участках, вопрос о судьбе которых не разрешался ввиду отсутствия соответствующих требований. Основания для иных выводов не имеется. Изложенные заявителем апелляционной жалобы доводы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, не влияют на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу, поскольку по существу выражают субъективную правовую позицию истца по существу спора и основаны на неправильном толковании норм права, и по существу направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 15.11.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области - без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение трех месяцев. Председательствующий: Судьи: |