ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1894/19 от 29.01.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 января 2020 г. по делу №2-1894/2019 (№ 33-2023/2020)

судья: Гареева А.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Гафаровой Л.Ф.,

судей Калентьева А.Н., Якуповой Н.Н.,

при секретаре Рахматуллине И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 декабря 2019 г.

заслушав судью - докладчика Якупову Н.Н, судебная коллегия

установила:

Ханова И.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

В обоснование исковых требований указала, что 1 февраля 2013 г. принята на работу в МБУ «Централизованная бухгалтерия МР Нуримановский район РБ». 1 января 2014 г. МБУ «Централизованная бухгалтерия МР Нуримановский район РБ» переименовано в Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан». В указанной организации работает по настоящее время. 14 октября 2015 г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в общую очередь. 28 декабря 2015 г. поставлена на очередь изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 г.» по категории «молодой специалист».

Решением межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан в соответствии с письмом Министерства сельского хозяйства РБ № ИФ-16-6626 от 29 октября 2016 г. «О результатах проверки» и служебной запиской, направленной Министерством сельского хозяйства РБ о невозможности отнесения работников МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан» к работникам социальной сферы, переведена из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» иная сфера деятельности.

В связи с внесением дополнительного кода ОКВЭД МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан» и внесения изменения в Устав организации, Ханова И.И. была восстановлена в категорию «молодые семьи, молодые специалисты» по ранней дате постановки на очередь.

29 апреля 2019 г. в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан прошло заседание рабочей комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ», по результатам которого принято решение, что МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания МР Нуримановский район РБ» не относится к социальной сфере, соответственно, работники данной организации не могут претендовать на социальную выплату на улучшение жилищных условий.

Решением межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан № 9 от 15 мая 2019 г. Ханова И.И. переведена из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ».

Ханова И.И. просила признать недействительным протокол заседания рабочей комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ» 29 апреля 2019 г. № ЮЛ-2-2019 в части признания Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан» несоответствующим социальной сфере; признать незаконным решение межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан от 15 мая 2019 г. протокол № 9 в части перевода Хановой И.И. из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан»; признать недействительным постановление администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан № 586 от 15 мая 2019 г. «Об утверждении решения межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района» в части перевода Хановой И.И. категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан»; признать Ханову И.И. соответствующей требованиям подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» как члена молодой семьи, работающей по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности; обязать администрацию муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан восстановить Ханову И.И. в категорию «молодые семьи, молодые специалисты» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан», с очередностью, определенной в хронологической последовательности по дате подачи Хановой И.И. заявления, с порядковым номером, под которым Ханова И.И. значилась на момент перевода из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан».

Хасанова Э.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

В обоснованием исковых требований указала, что 15 апреля 2016 г. принята на работу в Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан». В указанной организации работает по настоящее время. 14 августа 2017 г. поставлена на очередь изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 г.» по категории «молодая семья».

Решением межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан в соответствии с письмом Министерства сельского хозяйства РБ № ИФ-16-6626 от 29 октября 2016 г. «О результатах проверки» и служебной запиской, направленной Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан о невозможности отнесения работников МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан» к работникам социальной сферы, переведена из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» иная сфера деятельности.

В последующем в связи с внесением дополнительного кода ОКВЭД МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан» и внесения изменения в Устав организации, Хасанова Э.А. была восстановлена в категорию «молодые семьи, молодые специалисты» по ранней дате постановки на очередь, что подтверждается соответствующим письмом исх. № 4371 от 27 декабря 2018 г.

29 апреля 2019 г. в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан прошло заседание рабочей комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ», по результатам которого принято решение, что МКУ «Центр бухгалтерского обслуживания МР Нуримановский район РБ» не относится к социальной сфере, соответственно, работники данной организации не могут претендовать на социальную выплату на улучшение жилищных условий.

Решением межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации МР Нуримановский район РБ от 15 мая 2019 г. Хасанова Э.А. переведена из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ».

Хасанова Э.А. просила признать недействительным протокол заседания рабочей комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий РБ» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ» от 29 апреля 2019 г. № ЮЛ-2-2019 в части признания Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан» несоответствующим социальной сфере;

признать незаконным решение межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан от 15 мая 2019 г. протокол № 9 в части перевода Хасановой Э.А. из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан»;

признать недействительным постановление администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан № 586 от 15 мая 2019 г. «Об утверждении решения межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района» в части перевода Хасановой Э.А. из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан»;

признать Хасанову Э.А. соответствующей требованиям подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» как члена молодой семьи, работающей по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности;

обязать администрацию муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан восстановить Хасанову Э.А. в категорию «молодые семьи, молодые специалисты» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан», с очередностью, определенной в хронологической последовательности по дате подачи Хасановой Э.А. заявления, с порядковым номером, под которым Хасанова Э.А. значилась на момент перевода из категории «молодые семьи, молодые специалисты» в категорию «граждане» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан».

Определением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2019 г. объединены в одно производство гражданские дела по иску Хановой И.И. к администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан Р.М., Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан, о признании незаконным решения органа местного самоуправления, по иску Хасановой Э.А. к администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан, о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 декабря 2019 г. исковые требования Хановой И.И. и Хасановой Э.А. к администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным решения и протокола судебного заседания рабочей комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, признании недействительным решения межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, признании недействительным постановления администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, признании соответствующей требованиям подпрограммы, удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что МКУ «Отдел образования муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан» не является организацией социальной сферы, соответственно, работников данного юридического лица нельзя отнести к работникам социальной сферы. Должность ведущий специалист районного центра педагогической информации МКУ «Отдел образования муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан» не связана с деятельностью по оказанию услуг в области социального обслуживания. Истцы не исключены из подпрограммы, а переведены в другую категорию.

От Хановой И.И. и администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан поданы письменные возражения относительно апелляционной жалобы.

Участники процесса извещены о времени и месте заседания заблаговременно и надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Хановой И.И., Хасановой Э.А. Гильмутдинова Т.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на период 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», а впоследствии Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 г. № 49 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации данной программы

На основании заявления, зарегистрированного администрацией муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации вышеуказанной программы Хасанова Э.А. и Ханова И.И. были включены в сводный список по категории «молодые семьи и молодые специалисты».

При формировании списка участников учитывалась хронологическая последовательность подачи документов с учетом условий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», что подтверждается сводным списком граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия, утвержденного администрацией муниципального района Нуримановский район Республик Башкортостан, согласно которому очередность распределяется по дате подачи заявления, категории: граждане, молодые семьи и молодые специалисты, сфере занятости.

С 1 января 2018 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598, утвердившее федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утратило силу на основании внесения изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 г.г, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно абз. 4 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, по аналогии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

Согласно ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Таким образом, положения указанных норм закона во взаимосвязи с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ предусматривают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвует то же лицо.

Согласно положениям гражданского процессуального законодательства каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу принципа состязательности процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Суд не уполномочен собирать или истребовать доказательства по собственной инициативе. Гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, и лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Позиция ответчика в лице представителя Министерства сельского хозяйства РБ, изложенная в суде первой инстанции и апелляционной жалобе, фактически указывает на пересмотр установленных судом по делу № А07-2745/2019 по иску к Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан, обстоятельств.

Как следует из материалов дела, согласно общему списку граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» муниципального района администрация муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан на 2019 год Хасанова Э.А. была включена под № 18, сфера занятости указана «социальная сфера», дата подачи документов 3 августа 2017 г.; Ханова И.И. включена под № 14, сфера занятости указана «социальная сфера», дата подачи документов 23 декабря 2015 г.

Согласно сводному списку, утвержденного главой администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, следует, что в число участников мероприятий - получателей выплат в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» Ханова И.И. была включена под № 29 (2017 г.), под №21 (2018 г.), под №14 (2019 г.).

В программе предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной программы и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, лица, которые изъявили желание получить субсидию, должны исключаться только при установленных законом условиях, либо добровольного отказа участников от участия в данной программе, чего не поступало от Хасановой Э.А. и Хановой И.И.

Из изложенного следует, что на момент принятия решения о включении Хасановой Э.А. и Хановой И.И. и ее семьи, в список участников программы они отвечали предъявляемым требованиям для включения их на получение социальной выплаты.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 г. №18-П, от 19 июня 2002 г. №11-П, от 29 января 2004 г. №2-П, Определения от 4 декабря 2003 г. №415-О, от 15 февраля 2005 г. №17-О, от 27 декабря 2005 г. №502-О).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что правовых оснований для исключения семьей Хасановой Э.А. и Хановой И.И. из сводного списка участников мероприятий - получателей социальных выплат в 2019 году в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» не имелось.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было. С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Ф. Гафарова

Судьи А.Н. Калентьев

Н.Н. Якупова