Судья Лузганова Т.А. Дело № 33-1095/2022 2.068
Дело № 2-1895/2021 УИД 24RS0017-01-2021-001928-72
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2022 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Баимовой И.А.,
судей: Беляковой Н.В., Медведева И.Г.,
при ведении протокола помощником судьи: Корепиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 - ФИО2,
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 07 октября 2021 года, которым постановлено:
«исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю об обязании включить в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица военную службу с <дата>. в льготном исчислении в периоды работы, учитываемой для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию по старости досрочно - оставить без удовлетворения в полном объеме».
Заслушав докладчика, истца ФИО1, его представителя – ФИО3 (на основании доверенности от 18.11.2020г.), и представителя ответчика: ГУ-ОВФ РФ по Красноярскому краю ФИО4 (на основании доверенности от 10.11.2021г.), судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Требования мотивированы тем, что решением от 02.10.2019 № ответчик отказал истцу в удовлетворении его заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа в сложных климатических условиях. Истец считает данный отказ неправомерным, что влечет нарушение его прав и законных интересов. Ответчик включил в стаж работы, которую истец осуществлял в сложных климатических условиях 4 г. 02 мес. 05 дн. Помимо учтенной трудовой деятельности, истец служил в Вооруженных силах Союза ССР в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с <дата>, что в льготном исчислении составит 08 л. 05 мес. 7 дн. Таким образом, при сложении учтенного ответчиком периода работы истца в сложных климатических условиях до 2002 года, продолжительностью 4 г. 02 мес. 05 дн. с периодом службы истца в армии в воинской части г.Братска/Иркутска, общая продолжительность периода, учитываемого для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости должна составить 12 л. 07 мес. 12 дн., что по состоянию на 01.01.2019 давало истцу право на назначение ответчиком досрочной трудовой пенсии по старости. На основании изложенного, с учетом представленных уточнений, истец просит суд обязать ответчика включить в его индивидуальный лицевой счет военную службу с <дата> в льготном исчислении как 08 л. 05 мес. 7 дн. в периоды работы, учитываемой для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить истцу пенсию по старости досрочно с 12.09.2019.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 – ФИО2 просит отменить решение суда, как незаконное, ссылаясь на положения Закона СССР от 12.10.1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», которые не были применены судом при разрешении спора.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с <дата> истец служил в Вооруженных Силах Союза ССР, в том числе: с <дата>. проходил обучение в Красноярском высшем командном училище радиоэлектроники ПВО; с <дата> участвовал в сборах молодых офицеров в войсковой части 39895, расположенной в г.Братске, а затем с <дата> служил по контракту, в войсковой части № г.Иркутска, в воинском звании «лейтенант», «старший лейтенант».
Данные обстоятельства подтверждены записью в трудовой книжке ФИО1 о службе в Советской Армии с <дата>, аналогичными сведениями ИЛС, военным билетом и архивной справкой филиала Центрального архива МО РФ.
Согласно копия выписки из приказа командира войсковой части № от 02.01.1985 № об исчислении льготной выслуги офицерам, прапорщикам, сверхсрочнослужащим и военнослужащим-женщинам, лейтенанту ФИО1 с 01<дата> установлено льготное исчисление выслуги лет (один месяц за полтора) за службу в г.Иркутске.
Из архивной справке филиала Центрального архива Министерства обороны РФ от 03 марта 2017 следует, что войсковая часть № в запрашиваемый период входила в состав войсковой части № документы войсковой части № отдельно на хранение в филиал ЦА МО РФ не поступали. В приказе командира войсковой части № по строевой части № от 15 сентября 1983г., г. Иркутск значится запись о прибытии для участия в сборах молодых офицеров с <дата>. из войсковой части <дата> лейтенанта ФИО1. В приказе командира войсковой части № по строевой части № от 25.05.1989 г.Иркутска значится: Старшего лейтенанта ФИО1, начальника РЛС №, уволенного в запас приказом № от 15.04.1989 по ст.59 пункту «Д», с <дата> года исключить из списка личного состава части, всех видов обеспечения. В соответствии с приказом Министра обороны от 6 июня 1984 г. с <дата> г. прекратить льготное исчисление выслуги лет. Место дислокации войсковой части № в запрашиваемый период г. Иркутск. Место дислокации войсковой части № в запрашиваемый период г. Братск Иркутская область.
Из ответа ГУ УПФР в Октябрьском районе г.Красноярска на обращение истца № от 02.10.2019 следует, что период прохождения службы с <дата> в войсковой части № не может быть зачтен в стаж на соответствующих видах работ, согласно п.п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, так как указанный период не является службой по призыву. Имеющийся стаж работы, осуществляющейся в сложных климатических условиях на территории г. Братска и г. Лесосибирска (в соответствии с данными выписки Индивидуального лицевого счета) 04 года 02 месяца 23 дня не дают права на досрочную пенсию по указанному основанию.
Аналогичный по содержанию ответ дан ОПФ по Красноярскому краю на обращение ФИО1 23.10.2019 в письме №. При этом указано, что в стаж для досрочного назначения пенсии по старости по п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. включается только работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях. Военная служба может быть засчитана в страховой стаж для определения права на страховую пенсию по старости, при этом включение в «северный» стаж периодов службы действующим законодательством не предусмотрено. Ранее действовавшие нормы Закона СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях», предусматривающие при определенных условиях, начиная с 1968г. засчитывать время действительной военной службы в РКС и МКС в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по данному основанию, не распространялись на военнослужащих из числа офицерского состава.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода военной службы с <дата> (в льготном исчислении как 08 л. 05 мес. 7 дн.), суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 8, п. 6 ч. 1 ст. 32, ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами от 11.07.2002г. № 516, а также положениями Закона СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях», которыми не предусмотрено включение периода службы в армии в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32, части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях.
Поскольку имеющегося у ФИО1 специального стажа, засчитанного пенсионным органом в бесспорном порядке - 04 года 02 месяца 23 дня недостаточно для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости, в том числе со снижением возраста (требуется не менее 7 лет 6 месяцев работы в районах Крайнего Севера), суд отказал в требованиях истца о назначения досрочной страховой пенсии по п.6 ч.1 ст.32 ФЗ № 400-ФЗ с 12.09.2019г., указав также, что заявление о назначении досрочной страховой пенсии истцом в установленном порядке в пенсионный орган подано не было.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции признает верными, учитывая следующее.
Как следует из статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на дату возникновения спорных отношений, т.е. дату обращения истца с заявлением в пенсионный орган), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
На основании пункта 109 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", было предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
При этом возможность включения военной службы для назначения пенсий на льготных условиях, данным Положением не была предусмотрена.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как следует из дела, в спорный период военной службы истец не относился к солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства прохождения истцом в спорный период военной службы по призыву в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, правовых оснований для включения периода его службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> в должности начальника радиолокационной станции в звании «лейтенант», «старший лейтенант» у суда первой инстанции не имелось.
Суд верно оценил представленные архивные сведения о льготном исчислении истцу выслуги лет с <дата>, указав, что основанием для удовлетворения иска они не являются, поскольку имели значение для назначения пенсии военнослужащего.
В этой связи, аналогичные доводы апелляционной жалобы представителя истца, судебная коллегия не может принять во внимание.
Указание в жалобе на неверное определение судом прохождения истцом военной службы по контракту, правильность выводов суда по существу спора не опровергает. При этом ссылка на положения Закона СССР от 12.10.1967г. «О всеобщей воинской обязанности», не предусматривающей данный вид службы, в связи с чем, истец в спорный период состоял на действительной военной службе, не может служить основанием для отмены решения, поскольку данный Закон не регулирует пенсионные правоотношения.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца в суде первой инстанции, при этом основаны на неправильном толковании норм права, противоречат фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также сводятся к иной оценке доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Принимая во внимание, что доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда, и не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы суда, правовых оснований для отмены решения суда не имеется.
Процессуальных нарушений, являющихся самостоятельными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 07 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 - ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 января 2022 года.