ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-18/20 от 31.05.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Тропынева Н.М.

Дело № 2-18/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 11-6073/2021

31 мая 2021 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой В.Е.,

судей Велякиной Е.И., Тетюева С.В.,

при секретаре Ишкининой Л.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело с апелляционным представлением Каслинского городского прокурора на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 21 июля 2020 года по гражданскому делу по иску Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского городского поселения, администрации Каслинского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Велякиной Е.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционного представления, объяснения прокурора – Рыскиной О.Я., поддержавшего доводы апелляционного представления, объяснения представителей ответчика администрации Каслинского городского поселения Челябинской области – Васениной Е.Н., Егорова А.Ю., возражавших против доводов апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Каслинский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточненного иска) к администрации Каслинского городского поселения, администрации Каслинского муниципального района, Главному управлению лесами Челябинской области о возложении обязанности на администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области, администрацию Каслинского городского поселения Челябинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с координатами (кратчайшие точки):

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Возложить обязанность на Главное управление лесами Челябинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями освободить от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером , с координатами (крайние точки):

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной Каслинской городской прокуратурой проверки установлено, что в границах Каслинского городского поселения Челябинской области имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления, а именно, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер , категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения. Государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена. На основании Постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района Челябинской области (арендодатель) и ООО «Каслидорстрой» (арендатор) заключен договор аренды из земель промышленности от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером под размещение полигона ТБО, общей площадью 109 300 кв.м. Согласно решению Арбитражного суда Челябинской области от 16 января 2019 года, вступившему в законную силу 16 февраля 2019 года, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанного земельного участка, переданного ООО «Каслидорстрой» под размещение полигона, расторгнут. На ООО «Каслидорстрой» возложена обязанность вернуть Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района Челябинской области земельный участок по акту приема-передачи. Постановлением заместителя <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство по решению Арбитражного суда Челябинской области от 16 января 2019 года окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Ссылаясь на ст. ст., 15, 58 Конституции РФ, ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п.1,2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 11, 12 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 3.1, 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полагает, что на ответчиков возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.

В судебном заседании представитель истца – Каслинский городской прокурор Балчугова Н.В., заявленные исковые требования, с учетом поданных уточнений, поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить.

Представители ответчика – администрации Каслинского городского поселения Егоров А.Ю. и Конюхов М.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями, с учетом уточненного иска, не согласились.

В судебное заседание не явился представитель ответчика – администрации Каслинского муниципального района, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия. Ранее в судебном заседании представитель ответчика – администрации Каслинского муниципального района Сайфутдинова Е.В. с заявленными исковыми требованиями, с учетом уточненного иска, не согласилась, поскольку, данный земельный участок не является собственностью администрации Каслинского муниципального района.

Представитель ответчика – Главное управление лесами Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, предоставил отзыв.

Представитель третьего лица – ООО «Каслидорстрой» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований.

Возложил на Главное управление лесами Челябинской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по освобождению от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером , в указанных истцом координатах.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, - отказал.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда изменить, ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушения и неправильного применения норм материального права. Указал, что свалка на земельном участке с кадастровым номером не включена в государственный реестр объектов размещения отходов, в связи с несоответствием установленным законодательством РФ требованиям в сфере обращения с отходами производства и потребления, в частности отсутствием необходимой документации. Порядок включения объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 г. и не имеющих документации, утвержден Приказом Минприроды России № 303. По состоянию на 21.07.2020 перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Челябинской области не утвержден. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером не отнесен в установленном порядке к объектам размещения отходов, не включен в территориальную схему обращения с отходами Челябинской области, в связи, с чем является несанкционированным местом размещения отходов. Указал, что деятельность по обращению с отходами включает в себя их утилизацию, обезвреживание, захоронение. Учитывая, что свалка на земельном участке образована до 01.01.2019, исполнение указанных обязанностей в силу закона возложено на органы местного самоуправления.

В возражениях на апелляционное представление администрация Каслинского городского поселения указала на несогласие с доводами жалобы. Считает решение суда законным и обоснованным. Отмечает, что по информации, размещенной на официальном сайте Министерства экологии Челябинской области, спорный объект числится как свалка твердых бытовых отходов г. Касли и имеет отметку о состоянии объекта – действующий. Кроме того, земельный участок является действующим полигоном под размещение твердых бытовых отходов. Мусорный полигон включен в «Перечень выявленных и оцененных объектов накопленного вреда окружающей среде» подлежащих рекультивации до 2025 года за счет средств областного бюджета.

Представитель ответчика Главного управления лесами Челябинской области, представители третьих лиц Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, ООО «Каслидорстрой» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, об отложении слушания дела не просили. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года).

Данным требованиям закона обжалуемое решение суда в полной мере соответствует.

Как установлено судом, Каслинской городской прокуратурой проведена проверка по поводу функционирования несанкционированных свалок на территории Каслинского муниципального района Челябинской области. В ходе проверки, Каслинской городской прокуратурой установлено, что имеет место расположение несанкционированной свалки отходов производства и потребления вблизи земельного участка с кадастровым номером .

Согласно представленной в материалы дела информации о земельном участке с кадастровым номером , последний граничит с землями лесного фонда <данные изъяты>.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04 марта 2020 года земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположены на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства.

Установив, что несанкционированная свалка на земельном участке с кадастровым номером создает потенциальную экологическую опасность в виде загрязнения атмосферного воздуха, почвы, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, особенно населения, проживающего в непосредственной близости от несанкционированной свалки, а также приводит к пожароопасной ситуации, выявлена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, не переданном по договору аренды, а Главное управление лесами Челябинской области является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в чьи полномочия входит, в том числе, организация охраны и защиты от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами земельного участка лесного фонда, организация ликвидации последствий таких загрязнений, суд первой инстанции руководствуясь ст. 6, ч. 1 ст. 4, ч. с. 1 и 3 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ, Положением о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на Главное управление лесами Челябинской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по освобождению от отходов производства и потребления земельный участок с кадастровым номером в координатах, указанных в иске.

В части удовлетворения требований истца к ответчику Главному управлению лесами Челябинской области решение суда первой инстанции не обжалуется, а потому в силу требований ст. 327.1 Гражданского кодекса РФ суд апелляционной инстанции выводы суда относительно удовлетворения требований к указанному ответчику не проверяет.

Также из материалов дела следует, что в ходе проведенной Каслинской городской прокуратурой проверки по поводу функционирования несанкционированных свалок на территории Каслинского муниципального района Челябинской области установлено, что в границах Каслинского городского поселения имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления, а именно на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 14-14 т. 1).

В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, стоит на учете в Едином государственном реестре прав недвижимости с видом разрешенного использования - под размещение полигона твердых бытовых отходов; категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; площадью 109300+/-579 кв.м., границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством (л.д. 81-83 т. 1).

Так, согласно, представленного в материалы дела, постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Касли и района Челябинской области <данные изъяты> из земель <данные изъяты> предоставлен в постоянное пользование земельный участок общей площадью 10,93 га под городскую свалку твердых бытовых отходов, расположенный в 3-х километрах восточнее г. Касли в районе <адрес>. Постановлено Комитету по земельным ресурсам и землеустройству района произвести отвод земельного участка на местности, выдать <данные изъяты> государственный акт на право постоянного пользования земельным участком. Руководство <данные изъяты> обязано содержать в надлежащем санитарном состоянии земельный участок и прилегающую к нему территорию (л.д. 72 т. 1).

На основании вышеуказанного постановления <данные изъяты> выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, площадью 10,93 га в границах, указанных на чертеже для городской свалки твердых бытовых отходов (л.д. 68-71 т. 1).

Во исполнение вышеназванного постановления, Главой администрации г. Касли и района ДД.ММ.ГГГГ принято постановление «Об изъятии земельного участка из землепользования Каслинского опытного лесхоза и передаче его <данные изъяты> под городскую свалку», согласно которого, из землепользования Каслинского опытного лесхоза был изъят земельный участок общей площадью 10,93 га прочих земель <адрес> и передан под городскую свалку твердых бытовых отходов муниципальному <данные изъяты> в постоянное пользование (л.д. 75 т. 1).

Согласно постановлению Главы г. Касли и Каслинского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование <данные изъяты> под городскую свалку твердых бытовых отходов передан земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель и иного специального назначения в постоянное (бессрочное) пользование общей площадью 10,93 га, расположенной по адресу: <адрес>, переданный ранее муниципальному предприятию «Каслинское производственное межотраслевое объединение коммунального хозяйства» постановлением главы администрации г.Касли и района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73 т. 1).

В последствии, Главой Каслинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принято постановление «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации Каслинского городского поселения в г. Касли», согласно которого, администрации Каслинского городского поселения в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, кадастровый номер , общей площадью 109 300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, под размещение полигона ТБО (л.д. 61 т. 1).

Согласно, представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, с кадастровым номером (предыдущий кадастровый номер ), находящийся примерно в <адрес>, имеет разрешенное использование/назначение: под размещение твердых бытовых отходов, общую площадь 109 300 кв.м., вид права: государственная собственность, правообладатель: РФ, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 74 т. 1).

В дальнейшем, администрация Каслинского муниципального района, руководствуясь п.14 ч.1 ст.15 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении изменений и дополнений в Положение об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Каслинского муниципального района», постановлением от ДД.ММ.ГГГГ прекратила право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком администрации Каслинского городского поселения (л.д. 63 т. 1).

Решением Совета депутатов Каслинского городского поселения второго созыва Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Генплан города Касли. Корректировка», согласно которому, твердые бытовые отходы должны вывозиться на объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный за городской чертой, на расстоянии 1,5 км на север от п. Пригородный. Также, проектом генерального плана предусмотрено: сбор твердых бытовых отходов осуществляется в контейнеры, установленные на специально отведенных площадках, с последующим вывозом для утилизации; твердые бытовые отходы вывозятся на объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный за городской чертой, на расстоянии 1,5 км на север от п. Пригородный (л.д. 195-203 т. 1).

Согласно постановлению администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок под размещение полигона ТБО, из земель промышленности и иного специального назначения, сроком на 5 лет, кадастровый номер , общей площадью 109 300 кв.м., по адресу: <адрес> предоставлен в аренду ООО «Каслидорстрой» (л.д. 182 т. 1).

На основании постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, между администрацией Каслинского муниципального района, в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района (арендодатель) и ООО «Каслидорстрой» (арендатор) был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель и иного специального назначения, с кадастровым номером номер общей площадью 109 300 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, под размещение полигона твердых бытовых отходов, сроком на 5 лет, в период с 01 апреля 2013 года до 01 апреля 2018 года (л.д. 64-65, 182 т. 1).

Согласно акту приемки-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, арендодатель передал, а арендатор принял в натуре в установленных границах, в соответствии с постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, площадью 109300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в аренду, под размещение полигона твердых бытовых отходов. Земельный участок передан без права изменения его целевого назначения. Арендатор претензий по площади, качеству, состоянию и границам земельного участка, не имел (л.д. 12 т. 1).

Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов Челябинской области», установлено, что, на учете в региональном реестре объектов размещения отходов производства и потребления Челябинской области содержатся сведения о свалке под размещение твердых бытовых отходов в г.Касли, общей площадью 10,93 га на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , объект является действующим полигоном под размещение ТБО, местоположение объекта: <адрес>, наименование собственника, арендатора, пользователя – <данные изъяты> (л.д. 189-194 т. 1).

Решением Совета депутатов Каслинского муниципального района пятого созыва Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема территориального планирования (корректировка) Каслинского муниципального района, согласно п.6.4 указанного решения на территории Каслинского муниципального района северо-восточнее г. Касли за его границами на «землях промышленности, энергетики, транспорта, связи…» расположен земельный участок с кадастровым номером , предназначенный под размещение полигона твердых бытовых отходов. Из п. 6.5.1 решения следует, что схемой территориального планирования Каслинского муниципального района предусмотрено строительство полигонов твердых бытовых отходов на месте существующих свалок, в том числе, на северо-востоке от г. Касли (л.д. 204 т. 1).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16 января 2019 года, вступившим в законную силу 16 февраля 2019 года, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным образованием «Каслинский муниципальный район» в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношением администрации Каслинского муниципального района и ООО «Каслидорстрой», расторгнут, суд обязал ООО «Каслидорстрой» вернуть Комитету по управлению имуществом и земельным отношением администрации Каслинского муниципального района земельный участок с кадастровым номером по акту приема-передачи (л.д. 17-22 т. 1).

Во исполнение решения Арбитражного суда Челябинской области от 16 января 2019 года, арендатор – ООО «Каслидорстрой» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ передало (возвратило) арендодателю – Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района, в лице председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района <данные изъяты> земельный участок, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, под размещение полигона ТБО, общей площадью 109300 кв.м.. Согласно акту приема-передачи, земельный участок, передан в ненадлежащем санитарном состоянии, на земельном участке находится большое количество мусора, шлагбаум, строение (л.д. 67 т. 1).

Во исполнение мероприятий по охране окружающей среды, утвержденных «Генпланом города Касли. Корректировка», администрацией Каслинского городского поселения 04 сентября 2019 года подано обращение в Министерство экологии Челябинской области о включении мусорного полигона, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер в целевую программу «Рекультивации мусорных полигонов».

Из ответа Министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение следует, что Министерство экологии Челябинской области реализует мероприятия по рекультивации свалок путем предоставления субсидии городским округам в рамках Государственной программы «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2018-2025 годы. Согласно разработаным изменениям в приложение № 20 к Государственной программе, предусмотрена возможность предоставления муниципальным районам субсидии на рекультивацию свалок в случае размещения свалок в границах городского поселения (л.д. 80 т. 1).

По мнению истца, осуществление Ответчиками деятельности по размещению несанкционированной свалки твердых бытовых отходов не может являться законным. Указывая, что расположенная на вышеуказанном земельном участке несанкционированная свалка создает потенциальную экологическую опасность в виде загрязнения атмосферного воздуха, почвы, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, а также может привести к пожарной ситуации, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований к администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, администрации Каслинского городского поселения Челябинской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок, с кадастровым номером нельзя признать несанкционированной свалкой, поскольку указанный земельный участок стоит на учете в Едином государственном реестре прав с видом разрешенного использования - под размещение полигона твердых бытовых отходов; спорный земельный участок изъят из землепользования Каслинского опытного лесхоза специально под городскую свалку размещения твердых бытовых отходов, свалка является действующей и состоит в региональном реестре объектов размещения отходов производства. При этом, суд первой инстанции отметил, что истцом требований о возложении обязанности по рекультивации земельного участка или приведения земельного участка в соответствии с законодательством, не заявлено.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку выводы судебного решения мотивированы со ссылкой на исследованные в судебном заседании доказательства и нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения. Судом первой инстанции также правильно применены нормы процессуального права, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, а потому оснований для его отмены, не имеется.

Доводы апелляционного представления о том, что в нарушение ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ ФЗ «Об отходах производства и потребления» свалка на спорном земельном участке не включена в государственный реестр объектов размещения отходов, а также не включена в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории, в связи с чем является несанкционированным местом размещения твердых коммунальных отходов и подлежит освобождению от отходов производства и потребления, подлежат отклонению.

Частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».

Пунктом 17 указанного Порядка предусмотрено, что не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.

Согласно разделам 8, 9 приложения к Приказу Министерства экологии Челябинской области от 24.12.2918 № 1562 «Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Челябинской области и признании утратившими силу приказов Министерства экологии Челябинской области от 22.09.2016 № 844 от 18.06.2018 № 741» в 2021 году в г. Касли примерно в 3 км от ориентира по направлению на восток, кадастровый номер: создание мусороперегрузочной станции, планируемые капитальные вложения в строительство – 9 250 000 рублей, а также вывод из эксплуатации объектов размещения твердых коммунальных отходов – свалки твердых бытовых отходов в г. Касли Каслинского муниципального района и разработка проекта рекультивации в период с 2019-2020 годы, прохождение государственной экологической экспертизы рекультивации объекта в период с 2021 по 2024 годы.

Приказом Министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ свалка твердых бытовых отходов г. Касли включена в «Перечень выявленных и оцененных объектов накопленного вреда окружающей среде» подлежащих рекультивации до 2025 года за счет средств областного бюджета (п. 18.3 приложение № 1 к приказу).

Из пояснений представителя ответчика Главы Каслинского городского поселения Васениной Е.Н. следует, что свалка с 2019 года не используется, ждёт рекультивации. Для определения объема залегания мусора с 1970-х годов необходимо разработать проектную документацию, предварительной стоимостью 5 000 000 рублей. Разработка проектной документации производится за счет средств бюджета Челябинской области. Заявка на финансирование указанных работ городским поселением подана.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органам местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами.

Как следует из письменных материалов дела, свалка твердых бытовых отходов в г. Касли включена в региональный реестр объектов размещения отходов производства и потребления Челябинской области.

Поскольку, спорный земельный участок изъят из землепользования Каслинского опытного лесхоза специально под городскую свалку размещения твердых бытовых отходов, свалка, размещенная на указанном земельном участке, включена в региональный реестр объектов размещения отходов производства, то исходя из существа заявленных требований оснований для вывода о несанкционированной природе данной свалки и необходимости освобождения земельного участка под ней от отходов и мусора у суда первой инстанции не имелось.

Ссылка истца в подтверждение доводов о не включении свалки в Государственный реестр объектов размещения отходов на письмо Министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, принятое судебной коллегией в качестве нового доказательства в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, не может быть принята во внимание, поскольку правильные выводы суда, с учётом фактических обстоятельств дела, не опровергает.

Так, в силу пункта 8 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Свалка г. Касли, расположенная на земельном участке с кадастровым номером не включена в Государственный реестр объектов размещения отходов, ни в перечень объектов обращения с отходами Челябинской области. Однако, у лица, эксплуатирующего данную свалку, имеется право обращения с заявлением в соответствующий орган для включения в перечень и осуществления деятельности до 2023 без документации предусмотренной законодательством РФ. При этом, судебная коллегия отмечает, что из письменных материалов дела, следует, что в региональном реестре объектов размещения отходов производства и потребления Челябинской области с 2014 года содержатся сведения о свалке под размещение твердых бытовых отходов г. Касли на земельном участке с кадастровым номером , как действующем объекте. Вместе с тем, из пояснений ответчиков следует, что свалка с 2019 года не эксплуатируется, выведена из эксплуатации и подлежит рекультивации. Указанные пояснения представителей ответчика подтверждаются приказом Министерства экологии Челябинской области от 24.12.2018 г. № 1562, согласно которому указанная свалка твердых бытовых отходов в г. Касли выводится из эксплуатации в период с 2019-2020 годы, и подлежит рекультивации в период с 2021 по 2024 годы. Доказательств обратному истцом не представлено.

Доводы апелляционного представления не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства, иную оценку представленных доказательств, выводов суда, но не опровергают их.

Судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, представленным доказательствам была дана надлежащая правовая оценка, нормы действующего законодательства были применены судом верно. Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности, данным доказательствам дал надлежащую правовую оценку.

Оснований для отмены постановленного судом решения и удовлетворения исковых требований по доводам поданного апелляционного представления не имеется. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения, судебная коллегия также не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

определила:

решение Каслинского городского суда Челябинской области от 21 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление Каслинского городского прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи